Подготовительная работа к сочинениям в старших классах вспомогательной школы

Обучение сочинениям - одно из важнейших разделов развития связной письменной речи. Выполнение этого вида работ обнаруживает уровень сформированности навыков речевого развития учащихся и в то же время влияет на упорядоченность их устной речи.Овладение связной письменной речью учащимися с нарушением интеллекта связано с большими трудностями;именно поэтому очень важна подготовка учащихся к написанию сочинений. В процессе подготовительной работы формируются специаьные умения по накоплению и отбору н...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовительная работа к сочинениям в старших классах вспомогательной школы.

Обучение сочинениям - один из важнейших разделов развития связной письменной речи. Выполнение этого вида работ обнаруживает уровень сформированности навыков речевого развития у учащихся и в то же время влияет на упорядоченность их устной речи. Овладение связной письменной речью учащимися с нарушением интеллекта связано с большими трудностями; именно поэтому во всех методических рекомендациях подчёркивается значение подготовки учащихся к написанию сочинений. В процессе подготовительной работы формируются специальные умения по накоплению и отбору необходимой лексики, построению предложений, по выявлению орфограмм и их правильному написанию. Особое внимание обращается на содержательную сторону будущего сочинения.

Однако ни в одном методическом пособии не упоминается о количестве времени, которого требует такая подготовка, о связи грамматических и лексических упражнений, о формировании представлений учащихся относительно структуры текста.

Исходя из своего опыта по подготовке учащихся старших классов вспомогательной школы к выполнению письменных творческих работ пришла к выводу о том, что только длительная и систематическая подготовительная работа даёт результат. Как показала практика, наиболее продуктивной отдача бывает в том случае, если подготовительным упражнениям посвящается от 8 до 12 уроков. На уроках наряду с выполнением грамматических и орфографических заданий учащиеся упражняются в практическом построении текста. В частности, ведётся работа по восстановлению смысловой целостности текста, выделению темы и основной мысли, озаглавливанию текста, делению его на части и составлению плана. Ученики практикуются в установлении межфразовых связей в текстах, таких, как повторы слов, синонимические и местоименные замены, использование наречий. Обращаю внимание на правильное употребление видовременных форм глагола, на порядок слов в предложении.

Кроме того, во время подготовительного этапа предлагаю серию лексических заданий, связанных с содержанием будущего сочинения. Сюда относится составление тематического словаря, работа с синонимами, антонимами, со словами, имеющими переносное значение, подбор эпитетов, различные игры, связанные с представлениями по ассоциации.

Параллельно отрабатываю и синтаксические конструкции. Учащиеся составляют предложения по определённой теме, выделяют в готовой конструкции предмет и предикат высказывания, распространяют предложения второстепенными членами по вопросам или по смыслу, заменяют несколько предложений одним, осложнённым однородными членами, восстановливают нарушенный порядок слов, учатся правильно использовать в Подготовительная работа к сочинениям в старших классах вспомогательной школы.

Обучение сочинениям - один из важнейших разделов развития связной письменной речи. Выполнение этого вида работ обнаруживает уровень сформированности навыков речевого развития у учащихся и в то же время влияет на упорядоченность их устной речи. Овладение связной письменной речью учащимися с нарушением интеллекта связано с большими трудностями; именно поэтому во всех методических рекомендациях подчёркивается значение подготовки учащихся к написанию сочинений. В процессе подготовительной работы формируются специальные умения по накоплению и отбору необходимой лексики, построению предложений, по выявлению орфограмм и их правильному написанию. Особое внимание обращается на содержательную сторону будущего сочинения.

Однако ни в одном методическом пособии не упоминается о количестве времени, которого требует такая подготовка, о связи грамматических и лексических упражнений, о формировании представлений учащихся относительно структуры текста.

Исходя из своего опыта по подготовке учащихся старших классов вспомогательной школы к выполнению письменных творческих работ пришла к выводу о том, что только длительная и систематическая подготовительная работа даёт результат. Как показала практика, наиболее продуктивной отдача бывает в том случае, если подготовительным упражнениям посвящается от 8 до 12 уроков. На уроках наряду с выполнением грамматических и орфографических заданий учащиеся упражняются в практическом построении текста. В частности, ведётся работа по восстановлению смысловой целостности текста, выделению темы и основной мысли, озаглавливанию текста, делению его на части и составлению плана. Ученики практикуются в установлении межфразовых связей в текстах, таких, как повторы слов, синонимические и местоименные замены, использование наречий. Обращаю внимание на правильное употребление видовременных форм глагола, на порядок слов в предложении.

Кроме того, во время подготовительного этапа предлагаю серию лексических заданий, связанных с содержанием будущего сочинения. Сюда относится составление тематического словаря, работа с синонимами, антонимами, со словами, имеющими переносное значение, подбор эпитетов, различные игры, связанные с представлениями по ассоциации.

Параллельно отрабатываю и синтаксические конструкции. Учащиеся составляют предложения по определённой теме, выделяют в готовой конструкции предмет и предикат высказывания, распространяют предложения второстепенными членами по вопросам или по смыслу, заменяют несколько предложений одним, осложнённым однородными членами, восстановливают нарушенный порядок слов, учатся правильно использовать в предложении различные связи слов, подбирают союзы и союзные слова для составления сложного предложения.

Наряду с лексическими упражнениями и работой над отдельными предложениями учащиеся овладевают и закономерностями построения текста. С этой целью школьники редактируют тексты, пишут свободные диктанты, стремясь использовать данные в них конструкции, выполняют обучающие короткие сочинения и изложения, готовящие их к предстоящей творческой работе.

На протяжении всего подготовительного этапа идёт совершенствование орфографической грамотности учащихся. предложении различные связи слов, подбирают союзы и союзные слова для составления сложного предложения.

Наряду с лексическими упражнениями и работой над отдельными предложениями учащиеся овладевают и закономерностями построения текста. С этой целью школьники редактируют тексты, пишут свободные диктанты, стремясь использовать данные в них конструкции, выполняют обучающие короткие сочинения и изложения, готовящие их к предстоящей творческой работе.

На протяжении всего подготовительного этапа идёт совершенствование орфографической грамотности учащихся.

© 2010-2022