Урок по русскому языку в 6 классе по теме Прилагательное

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гурских Г.В.

Урок по русскому языку в 6 классе по теме «Прилагательное»

Урок-практикум в форме деловой игры « Корректор»

Цели урока: - воспитание у школьников орфографической и пунктуационной зоркости;

- совершенствование навыков правописания;

- формирование бережного отношения к слову;

- развитие памяти, внимания, познавательной деятельности учеников,

- профориентация учащихся.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Вид урока: урок-практикум в форме деловой игры.

Оформление урока, оборудование:

- разнообразные лингвистические словари;

- сообщение ученика «Что я знаю о слове КОРРЕКТОР»;

- распечатанный на листах материал для словарного диктанта «По следам ошибок»;

- напечатанные на листе 4 слова к заданию;

- стенд с морфемами (интерактивная доска);

- карточки:

а) слова с чередующимися гласными в корне;

б) слова с непроверяемыми гласными в корне;

- презентация к уроку (письмо «Жалоба» И.Босева; стихотворение Языкова «Мой друг…» с пропущенными буквами и знаками препинания; обеденное меню с пропущенными буквами).

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


  1. Организационный момент.

  2. Целеполагание . Сообщение целей, задач урока.

  3. Слово учителя о значении грамотного письма.

Высказывание Олега Рисса о «необходимости развивать в себе эту полезную способность»:

«До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство - точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твердых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность», - так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Рисс - корректор по специальности.

  1. Словарно-орфографическая работа «Что я знаю о слове КОРРЕКТОР» (сообщение ученицы).


  1. Беседа.

  1. Какими качествами должен обладать корректор?

- хорошее знание языка,

- орфографическая и пунктуационная зоркость,

- внимательность,

- аккуратность и т.п.

2. Можно ли развить в себе эти качества? Вспомните сказ Н.С. Лескова «Левша»: тульские мастера работали без микроскопа, «глаз пристрелявши».

3. Может ли человек знать абсолютно все?

4. Что же будет первым помощником корректора? (Словари).

5. Какие словари вам известны? (Привлечь внимание учащихся к выставке словарей).

Итог беседы: каждому человеку необходимо стремиться к самосовершенствованию.

  1. Деловая игра.

  1. Слово учителя. Давайте представим, что сегодня мы все - корректоры. Нам предстоит откорректировать ряд текстов. Ведь в газеты, журналы поступает самый различный материал: репортажи, очерки, выступления, письма и т.д.

Но чтобы приступить к работе, необходимо сдать своеобразный тест на грамотность. Поскольку наш урок - игра, предлагаю дуэль, дуэль словесную. Ведь поразить можно не только знаниями, можно сразить и безграмотностью. Пример тому - случай с известным французским писателем Марселем Прустом, которого однажды вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:

- Предоставляю Вам выбор оружия.

- Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы убиты.

2. Итак, словесная дуэль. Пишем словарный диктант со взаимопроверкой (работа в парах).

(Во время рассказа учителя ассистенты раздают ученикам отпечатанный текст словарного диктанта с пропущенными буквами. Ученики вставляют пропущенные буквы, затем обмениваются с соседом по парте листами и зеленой пастой вносят исправления. Учитель напоминает нормы оценок при проверке словарного диктанта).

Словарный диктант.

Песц…вый воротник, плюш…вый медвеж…нок, ключ…вая вода, звери(н,нн)ые следы, сербря(н,нн)ое кольцо, ястеби(н,нн)ая охота, кавказ(к,ск)ая овчарка, турец(к,ск)ий чай, деревя(н,нн)ая ложка, ю(н,нн)ый техник, песча(н,нн)ый берег, румя(н,нн)ое лицо, ветре(н,нн)ый день, оловя(н,нн)ый солдатик, це(н,нн)ый подарок, сте(н,нн)ой шкаф, хозяйстве(н,нн)ое мыло, лу(н,нн)ая ночь.

3. Корректор должен обладать развитым «орфографическим вкусом» (вспомните - «одет со вкусом»), т.е. должен заметить, что то или иное слово «плохо выглядит». Потренируем наш орфографический вкус: (учитель обращает внимание учащихся на лист с заранее записанными словами)


АФТОМОБИЛЬ ТРОБЕЙБУС БАРАБАНЬЩИК БАССЕЙН


Все ли эти слова «одеты со вкусом», есть ли среди них такие, которые «плохо выглядят»?

Вкус этот - орфографический - как и любой другой (художественный и проч.) нужно развивать.

А что такое «орфографическая зоркость»? это зоркость глаза плюс зоркость ума.

4. Есть места, где чаще всего возникает пожар, огонь - «огнеопасные» места. Так и у слова есть коварные ошибкоопасные места. И как опытный грибник не будет терять напрасно время, осматривая все вокруг, а будет искать грибы лишь в известных ему «грибных местах», так и корректор должен знать в слове «грибные места» для ошибок.

- Где, в каких частях слова (морфемах) могут прятаться ошибки? (Приставка, корень, суффикс, окончание).

- Какая же в слове самая главная часть?

Поговорим о корне. Пожалуй, больше всего проблем с правописанием гласных в корне.

- Каких именно? (безударных, которые находятся в слабой позиции)

- Какие имеются виды орфограмм на безударные гласные в корне?

(- Непроверяемые гласные в корне слова;

- гласные, проверяемые ударением;

- корни с чередующимися гласными).

Что ж, вам дается возможность проявить свои знания


Задания по рядам.

1 ряд работает на распечатанных карточках со словами, имеющими чередующиеся гласные в корне.

Выт…реть, наб…рает, зам…реть, соб…ру, р…стет, з…гореть, выр…с, изл…жить, водор…сли, р…сток, к…саться, прил…гательное, прик…сновение, выт…р, отр…стил, выр…щенный, сл…жение.

2 ряд получает карточки с непроверяемыми гласными в корне (они вправе использовать орфографические словари, но время ограничено!).

Г…зета, и(л,лл)юстрация, иску(с,сс)ный, иску(с,сс)тво, г…рой, ф…стиваль, д…фицит, д…тектив, р..клама, програ(м,мм)а, профе(с,сс)ия, т…лант, те(р,рр)аса, тр…буна), т…пография, агре(с,сс)ия, в…теран.

3 ряд - играем в «словесный пинг-понг».

Учитель «бросает» слово с безударной гласной в корне, а ученики должны «отбить» его - назвать проверочное слово. Слова для «словесного пинг-понга»:

Берега, держать, число, лицо, обижать, небеса, гора, слипаться, растянуть, нарядить, насмехаться, сердечко, чистота, частота, слеза, слизнуть, жемчуга, лошадиный, угостить, выходить, сторожить, гроза, лентяй, домашний, зеленый.



  1. Корректирование материала.

Профмастерство выявлено. Приступаем к корректированию материала для газеты.


Заглавие. И поскольку мы на уроке русского языка, то и газета наша будет называться «Ю(н,нн)ый сл…весник» (название заранее напечатано на листе). Но уже с названия можно собрать «урожай ошибок». Как же правильно записать? Докажите ваш выбор.


Эпиграф. Наша газета, как и многие другие, будет иметь эпиграф. Что такое эпиграф?

На стенде зашифровано высказывание К.Г. Паустовского. Соберите морфемы в слова, слова - в предложение, и получите эпиграф.


Истин-н-ая люб-овь к сво-ей стран-е не-мысл-им-а без люб- в-и к сво-ему язык-у.

(Один человек записывает высказывание на доске, остальные - в тетрадях).


Страничка поэзии. Перед вами - стихотворение известного русского поэта Н. Языкова. Но посмотрите: пропущены многие буквы и нет ни одного знака препинания. Задание:

- прочитайте стихотворение,

- вставьте пропущенные буквы и знаки препинания,

- сколько в этом отрывке предложений?

(один ученик работает у доски, другие на местах выписывают прилагательные).


Что может быть м…лей

бе…це(н,нн)ого р..дного края

Там со(?)нце кажется св..тлей

там радос(?)ней в…сна златая

пр…хладней ле…кий в…терок

душ…стее цв…ты там холмы з…ленее

там сладос(?)ней журчит поток

там соловей п..ет звучнее

там все нас может восхищать

там все пр…красно там все мило

Страничка «Нам пишут».

перед вами - письмо жалоба девочки Оли своему дяде (стихотворение И. Босева «Жалоба»)

а) Чтение стихотворения ученицей.

б) Беседа:

- Отчего беда у Оли?

- Можно ли поставить «пять» за такое письмо?

- Какие орфограммы она не усвоила?

- Приведите примеры из письма, объясните, как правильно писать и почему.

ЖАЛОБА

Дядя, прашу тебя, помаги

Твоей плимянице Оле,

А то небудет ее наги

В этой пративной школе.

Мне вчера за дектант на слава

Учитель паставил два,

А сам сказал, что маю работу

Даже несмок прочитать..

Попраси его, дядя, исправить двойку

И паставить мне пять.

Страничка «Кулинарные советы».

Рассказывают, что как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан.

Писатель А.И. Куприн просмотрел меню и заказал:

- шесть порций орфографических ошибок.

- этого подать не можем, не держим, - ответил официант.

- однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

Помогите официанту, откорректируйте обеденное меню.

Обеденное меню.

  1. Бул(?)он кури(н,нн)ый.

  2. Борщ(?) украинский.

  3. Котлеты сви(н,н)ые.

  4. Грибы в яично(?)масля(н,нн)ом соусе.

  5. КУрок по русскому языку в 6 классе по теме Прилагательноеаша овся(н,нн)ая.

  6. Хлеб ржа(н,нн)ой.

  7. Компот грушево(?)алыч…вый.

  8. Кисель клюкве(н,нн)ый.

  9. Сок тыкве(н,нн)ый.

10. Кекс лимо(н,нн)ый.

11. Зефир бело(?)розовый.

  1. Мед пчели(н,нн)ый.


  1. Рефлексия.

- Что мы сегодня на уроке узнали нового?

- Какие орфограммы повторили?

- Было ли что-то интересное? Что понравилось, запомнилось?

- К какому выводу мы можем прийти в конце нашего урока?

IX. Домашнее задание:

а) вопросы 1-11 стр. 119;

б) составить свое меню из 5 блюд на изученные орфограммы.

Литература к уроку.

  1. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии. Книга для учащихся 5-7 кл. М., Просвещение, 1991.

  2. Дидактический материал к учебнику русского языка. 5 кл. М., Просвещение, 1982 (карточка № 258).

  3. Журнал Русский язык в школе». № 2, 1993 г., стр. 56 (статья А.А. Косолапковой).

  4. Русский язык. Практика. Сб. задач и упражнений. Учебное пособие для 5 кл. М. Просвещение, 1992, упр. 407.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Текст диктанта.

Песц…вый воротник, плюш…вый медвеж…нок, ключ…вая вода, звери(н,нн)ые следы, сербря(н,нн)ое кольцо, ястеби(н,нн)ая охота, кавказ(к,ск)ая овчарка, турец(к,ск)ий чай, деревя(н,нн)ая ложка, ю(н,нн)ый техник, песча(н,нн)ый берег, румя(н,нн)ое лицо, ветре(н,нн)ый день, оловя(н,нн)ый солдатик, це(н,нн)ый подарок, сте(н,нн)ой шкаф, хозяйстве(н,нн)ое мыло, лу(н,нн)ая ночь.

2. Задания по рядам.

1 ряд работает на распечатанных карточках со словами, имеющими чередующиеся гласные в корне.

Выт…реть, наб…рает, зам…реть, соб…ру, р…стет, з…гореть, выр…с, изл…жить, водор…сли, р…сток, к…саться, прил…гательное, прик…сновение, выт…р, отр…стил, выр…щенный, сл…жение.

2 ряд получает карточки с непроверяемыми гласными в корне (они вправе использовать орфографические словари, но время ограничено!).

Г…зета, и(л,лл)юстрация, иску(с,сс)ный, иску(с,сс)тво, г…рой, ф…стиваль, д…фицит, д…тектив, р..клама, програ(м,мм)а, профе(с,сс)ия, т…лант, те(р,рр)аса, тр…буна), т…пография, агре(с,сс)ия, в…теран.

3. Эпиграф:

Истин-н-ая люб-овь к сво-ей стран-е не-мысл-им-а

без люб-в-и к сво-ему язык-у.


  1. Стихотворение Н. Языкова.

Что может быть м…лей

бе…це(н,нн)ого р..дного края

Там со(?)нце кажется св..тлей

там радос(?)ней в…сна златая

пр…хладней ле…кий в…терок

душ…стее цв…ты там холмы з…ленее

там сладос(?)ней журчит поток

там соловей п..ет звучнее

там все нас может восхищать

там все пр…красно там все мило


  1. Стихотворение И. Босева.

ЖАЛОБА

Дядя, прашу тебя, помаги

Твоей плимянице Оле,

А то небудет ее наги

В этой пративной школе.

Мне вчера за дектант на слава

Учитель паставил два,

А сам сказал, что маю работу

Даже несмок прочитать..

Попраси его, дядя, исправить двойку

И паставить мне пять.


  1. Обеденное меню.

Обеденное меню.

Бул(?)он кури(н,нн)ый.

Борщ(?) украинский.

Котлеты сви(н,н)ые.

Грибы в яично(?)масля(н,нн)ом соусе.

Каша овся(н,нн)ая.

Хлеб ржа(н,нн)ой.

Компот грушево(?)алыч…вый.

Кисель клюкве(н,нн)ый.

Сок тыкве(н,нн)ый.

Кекс лимо(н,нн)ый.

Зефир бело(?)розовый.

Мед пчели(н,нн)ый.





© 2010-2022