«Этимологическая викторина»

Тема: «Этимологическая викторина» 2 класс  Цели: ·        Образовательная – совершенствовать навыки работы со словарем. ·        Развивающая – развитие у детей интереса к живому русскому языку, к речи. ·        Воспитывающая – воспитывать интерес к слову с целью обогащения словарного запаса учащихся. Оборудование: этимологические словари, словарики учащихся, картинка, музыка, аудиозапись монолога Словаря, карта путешествий, макет Незнайки. Ход занятия: 1.    Организационный момент. -Отгадайте загадку: Голубая шляпа, Пышная прическа, Ничего не знает, И смешной до слез он. (Незнайка) 2.    Мотивация учащихся. - Однажды решил Незнайка отправиться в путешествие. Но так, как он плохо учился в школе и  учителя слушал невнимательно, то не смог прочитать название  своего корабля и сел на другой. -А когда понял, что перепутал, то было уже поздно: корабль вышел в море. Незнайку высадили на острове. Но он не умел читать и не может сообщить название острова. Поэтому нам нужно самим отыскать бедного Незнайку. -Поможем Незнайке? -Я уверена, что мы отыщем этот остров и спасем Незнайку. -А поможет нам наш верный друг – этимологический словарь. -Послушайте, что он хочет нам сказать перед дорогой: АУДИОЗАПИСЬ -Меня назвали этимологическим словарём. Я могу определить древнейшее значение слова, когда и где оно появилось и по какому образцу оно создано. Кроме того, в моих словарных статьях вы найдёте современную звуковую грамматическую форму и значение нужного вам слова. Наука “этимология” дружит с орфографией. Если вы будете знать происхождение, или этимологию, слова, то в ваших тетрадях ошибок будет меньше. Я помогу вам отыскать Незнайку. -Мы отплываем тремя экипажами: -экипаж корабля «Витязь» -экипаж корабля «Богатырь» -экипаж корабля «Смелый» (аудиозапись-ШУМ  МОРЯ)
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассные занятия по русскому языку

Тема: «Этимологическая викторина» 2 класс

Цели:

  • Образовательная - совершенствовать навыки работы со словарем.

  • Развивающая - развитие у детей интереса к живому русскому языку, к речи.

  • Воспитывающая - воспитывать интерес к слову с целью обогащения словарного запаса учащихся.

Оборудование: этимологические словари, словарики учащихся, картинка, музыка, аудиозапись монолога Словаря, карта путешествий, макет Незнайки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

-Отгадайте загадку:

Голубая шляпа,

Пышная прическа,

Ничего не знает,

И смешной до слез он.

(Незнайка)

  1. Мотивация учащихся.

- Однажды решил Незнайка отправиться в путешествие. Но так, как он плохо учился в школе и учителя слушал невнимательно, то не смог прочитать название своего корабля и сел на другой.

-А когда понял, что перепутал, то было уже поздно: корабль вышел в море. Незнайку высадили на острове. Но он не умел читать и не может сообщить название острова. Поэтому нам нужно самим отыскать бедного Незнайку.

-Поможем Незнайке?

-Я уверена, что мы отыщем этот остров и спасем Незнайку.

-А поможет нам наш верный друг - этимологический словарь.

-Послушайте, что он хочет нам сказать перед дорогой:

АУДИОЗАПИСЬ

-Меня назвали этимологическим словарём. Я могу определить древнейшее значение слова, когда и где оно появилось и по какому образцу оно создано. Кроме того, в моих словарных статьях вы найдёте современную звуковую грамматическую форму и значение нужного вам слова.

Наука "этимология" дружит с орфографией. Если вы будете знать происхождение, или этимологию, слова, то в ваших тетрадях ошибок будет меньше. Я помогу вам отыскать Незнайку.

-Мы отплываем тремя экипажами:

-экипаж корабля «Витязь»

-экипаж корабля «Богатырь»

-экипаж корабля «Смелый»

(аудиозапись-ШУМ МОРЯ)

  1. Остров №1 Загадок.

-Приплыли мы на остров Загадок.

-Отгадайте слово и подберите проверочное.

  • Он большой, зеленый, вкусный,

Называется …(арбуз-карпуз)

  • Красит щеки, красит нос

Всем на улице …(мороз-морз-мерзнуть).

  • Всем известно широко

Нужно детям…(молоко-молко-молочный)

  • Если лужи велики -

Надевайте…(сапоги - сап-печная труба)

  • Выбирают зайки вновь

Среди овощей …(морковь-морква)

-Молодцы. Но Незнайки здесь нет. Плывем дальше.


  1. Остров №2 шарад.

-А вот и остров Шарад.

-Отгадайте:
Из писка птиц мой первый слог возьмете
Второй - с бараньей головы.
Откройте печь и там найдете
То, что не раз едали вы. (Пи - рог)

-Найдите в словаре слово ПИРОГ и объясните значение этого слова (с.245,пирог-пир-печь хлеб)

-Отправляемся на другой остров искать Незнайку.

  1. Остров №3 ребусов.

-А вот и остров Ребусов.

-Задание для всех команд одинаковое: разгадать ребус и найти проверочное слово.

Фронтальный опрос (отвечают у доски).

-Мы обошли весь остров, но Незнайки нет. Отправляемся дальше.

  1. Остров №4 Фонетики.

-Подплываем к острову Фонетики.

-Выпишите слова, в которых только твердые согласные звуки?

Ребята, машина, мебель, горох, дежурный, сахар.

-Удачно справились с заданием, а Незнайку все-таки не нашли.

  1. №5 Этимологический остров.

-Мы приплыли на Этимологический остров. Какой большой остров!

1.С помощью этимологического словаря объясните правописание слов:

Капуста - капут (голова),

Пальто - палеа (плащ с капюшоном),

Посуда - посудить,

Коньки - конь.

2. Определите, есть ли связь между следующими парами слов:

Синий-синь(с.318) - синица-синий(с.318), жёлтый-золото(с.87) - золото-желтый(с.98).

3.Определите, почему эти предметы так названы в русском языке:

-животные: песец-пес, собака (с.241), овчарка-овчар, овечий пастух(с.213)

-птицы: сорока-сорка(сорить словами), снегирь-снег(с.327).

4.Объясните правописание словарных слов (картинка):

(девочка-дева+очк, петух-петь, завод-завести, собака-собственость, лиса-лис-лисый, концерт-концерно-созвучие, медведь-мед, корзина-корза-емкость).

-Молодцы! Все задания выполнили. А вот и наш дружок Незнайка (макет).

-Нам пришлось много потрудиться, чтобы выручить нашего друга. Мы плыли от острова к острову, справлялись с трудностями, чтобы помочь ему.

-Потому что только дружба и взаимовыручка творят чудеса.

-А теперь слово предоставляется уважаемому жюри.

8.Слово жюри.

1 команда - экипаж корабля «Витязь»

2 команда - экипаж корабля «Богатырь»

3 команда - экипаж корабля «Смелый»

Оценивается работа команд:

-самая организованная,

-самая смышленая,

-самая внимательная.

Отдельно оценивается работа самых активных участников из каждой команды, по мнению жюри.

9.Заключение.

-Я считаю, что все поработали отлично, все добрались до нужного острова и вместе мы спасли Незнайку. А помощником в нашем путешествии был наш верный и надежный Словарь. И если вам понадобится проверить словарное слово, то он всегда рядом.

-Как сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке! ... Словарь - это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!»

10.Рефлексия.

-Если вам понравилось занятие и у вас хорошее настроение, то на круге нарисуйте улыбку. Если не понравилось, то слезу. Я рада, что у всех хорошее настроение. Личики с улыбкой оставьте себе, пусть они вас заряжают энергией целый день.

-Занятие окончено.




© 2010-2022