- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «Этимологическая викторина»
«Этимологическая викторина»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Клюшкина А.С. |
Дата | 16.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Внеклассные занятия по русскому языку
Тема: «Этимологическая викторина» 2 класс
Цели:
-
Образовательная - совершенствовать навыки работы со словарем.
-
Развивающая - развитие у детей интереса к живому русскому языку, к речи.
-
Воспитывающая - воспитывать интерес к слову с целью обогащения словарного запаса учащихся.
Оборудование: этимологические словари, словарики учащихся, картинка, музыка, аудиозапись монолога Словаря, карта путешествий, макет Незнайки.
Ход занятия:
-
Организационный момент.
-Отгадайте загадку:
Голубая шляпа,
Пышная прическа,
Ничего не знает,
И смешной до слез он.
(Незнайка)
-
Мотивация учащихся.
- Однажды решил Незнайка отправиться в путешествие. Но так, как он плохо учился в школе и учителя слушал невнимательно, то не смог прочитать название своего корабля и сел на другой.
-А когда понял, что перепутал, то было уже поздно: корабль вышел в море. Незнайку высадили на острове. Но он не умел читать и не может сообщить название острова. Поэтому нам нужно самим отыскать бедного Незнайку.
-Поможем Незнайке?
-Я уверена, что мы отыщем этот остров и спасем Незнайку.
-А поможет нам наш верный друг - этимологический словарь.
-Послушайте, что он хочет нам сказать перед дорогой:
АУДИОЗАПИСЬ
-Меня назвали этимологическим словарём. Я могу определить древнейшее значение слова, когда и где оно появилось и по какому образцу оно создано. Кроме того, в моих словарных статьях вы найдёте современную звуковую грамматическую форму и значение нужного вам слова.
Наука "этимология" дружит с орфографией. Если вы будете знать происхождение, или этимологию, слова, то в ваших тетрадях ошибок будет меньше. Я помогу вам отыскать Незнайку.
-Мы отплываем тремя экипажами:
-экипаж корабля «Витязь»
-экипаж корабля «Богатырь»
-экипаж корабля «Смелый»
(аудиозапись-ШУМ МОРЯ)
-
Остров №1 Загадок.
-Приплыли мы на остров Загадок.
-Отгадайте слово и подберите проверочное.
-
Он большой, зеленый, вкусный,
Называется …(арбуз-карпуз)
-
Красит щеки, красит нос
Всем на улице …(мороз-морз-мерзнуть).
-
Всем известно широко
Нужно детям…(молоко-молко-молочный)
-
Если лужи велики -
Надевайте…(сапоги - сап-печная труба)
-
Выбирают зайки вновь
Среди овощей …(морковь-морква)
-Молодцы. Но Незнайки здесь нет. Плывем дальше.
-
Остров №2 шарад.
-А вот и остров Шарад.
-Отгадайте:
Из писка птиц мой первый слог возьмете
Второй - с бараньей головы.
Откройте печь и там найдете
То, что не раз едали вы. (Пи - рог)
-Найдите в словаре слово ПИРОГ и объясните значение этого слова (с.245,пирог-пир-печь хлеб)
-Отправляемся на другой остров искать Незнайку.
-
Остров №3 ребусов.
-А вот и остров Ребусов.
-Задание для всех команд одинаковое: разгадать ребус и найти проверочное слово.
Фронтальный опрос (отвечают у доски).
-Мы обошли весь остров, но Незнайки нет. Отправляемся дальше.
-
Остров №4 Фонетики.
-Подплываем к острову Фонетики.
-Выпишите слова, в которых только твердые согласные звуки?
Ребята, машина, мебель, горох, дежурный, сахар.
-Удачно справились с заданием, а Незнайку все-таки не нашли.
-
№5 Этимологический остров.
-Мы приплыли на Этимологический остров. Какой большой остров!
1.С помощью этимологического словаря объясните правописание слов:
Капуста - капут (голова),
Пальто - палеа (плащ с капюшоном),
Посуда - посудить,
Коньки - конь.
2. Определите, есть ли связь между следующими парами слов:
Синий-синь(с.318) - синица-синий(с.318), жёлтый-золото(с.87) - золото-желтый(с.98).
3.Определите, почему эти предметы так названы в русском языке:
-животные: песец-пес, собака (с.241), овчарка-овчар, овечий пастух(с.213)
-птицы: сорока-сорка(сорить словами), снегирь-снег(с.327).
4.Объясните правописание словарных слов (картинка):
(девочка-дева+очк, петух-петь, завод-завести, собака-собственость, лиса-лис-лисый, концерт-концерно-созвучие, медведь-мед, корзина-корза-емкость).
-Молодцы! Все задания выполнили. А вот и наш дружок Незнайка (макет).
-Нам пришлось много потрудиться, чтобы выручить нашего друга. Мы плыли от острова к острову, справлялись с трудностями, чтобы помочь ему.
-Потому что только дружба и взаимовыручка творят чудеса.
-А теперь слово предоставляется уважаемому жюри.
8.Слово жюри.
1 команда - экипаж корабля «Витязь»
2 команда - экипаж корабля «Богатырь»
3 команда - экипаж корабля «Смелый»
Оценивается работа команд:
-самая организованная,
-самая смышленая,
-самая внимательная.
Отдельно оценивается работа самых активных участников из каждой команды, по мнению жюри.
9.Заключение.
-Я считаю, что все поработали отлично, все добрались до нужного острова и вместе мы спасли Незнайку. А помощником в нашем путешествии был наш верный и надежный Словарь. И если вам понадобится проверить словарное слово, то он всегда рядом.
-Как сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке! ... Словарь - это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!»
10.Рефлексия.
-Если вам понравилось занятие и у вас хорошее настроение, то на круге нарисуйте улыбку. Если не понравилось, то слезу. Я рада, что у всех хорошее настроение. Личики с улыбкой оставьте себе, пусть они вас заряжают энергией целый день.
-Занятие окончено.