1. Программа факультативного курса для учащихся 9 классов «Культура дискуссий»

Новизна социальных условий потребностей, а при этом заметное падение уровня культуры общества, придают сегодня проблемам совершенствования речевой культуры школьников исключительно важное значение: это ключевой вопрос возрождения, сохранения и развития отечественной речевой культуры. Подростковый возраст, характеризующийся глубокими изменениями в сфере сознания, деятельности и взаимоотношений, совпал у современного поколения подростков с периодом общего упадка речевой культуры, изменения отношен...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Программа факультативного курса для учащихся 9 классов «Культура дискуссий»

.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Новизна социальных условий потребностей, а при этом заметное падение уровня культуры общества, придают сегодня проблемам совершенствования речевой культуры школьников исключительно важное значение: это ключевой вопрос возрождения, сохранения и развития отечественной речевой культуры.

Подростковый возраст, характеризующийся глубокими изменениями в сфере сознания, деятельности и взаимоотношений, совпал у современного поколения подростков с периодом общего упадка речевой культуры, изменения отношения к речевому этикету.

И в тоже время современный выпускник школы ощущает острый дефицит знаний, умений, навыков, связанных с речевой и коммуникативной компетентностью.(7, 12)

Специальные исследования показывают, что подростки любят спорить, высказывать свою точку зрения, но чаще всего затевают споры без серьёзных на то оснований, споры ведут преимущественно бесформенно, ни к чему не приводящих.(5, 23) Наши ученики не знают элементарных правил ведения полемики, а поэтому даже те их споры, которые могли бы быть полезными, часто переходят в выяснение личных отношений и просто ссоры.

Между тем известно, что правильно организованная дискуссия - это не только способ выяснения истины, но еще и «гимнастика ума», прекрасное средство развития мышления и речи.

Правильно организованная дискуссия - это так/же верный способ заставить человека внимательно подбирать слова, реально оценивать весомость аргументов; такая дискуссия развивает творческие способности, учит вести себя корректно, учитывать в своей деятельности основные законы логики и риторики.

Победа в честном споре позволяет испытать чувство гордости, уверенности в себе, а поражение в таком споре заставляет снова и снова обдумывать проблему, искать новую информацию, новые аргументы.

Поэтому для старшеклассников может оказаться интересным и полезным углубление в теорию и практику ведения дискуссий, что в свою очередь будет способствовать их успешной социальной адаптации и успешной профессиональной карьере.

Основой разработки данной программы послужила Программа курса «Практическая риторика» Авт.: Чудинов А.П., Попова Т.В.

.ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ КУРСА:

способствовать осмыслению учащимися различных приемов ведения дискуссий, формированию личностно значимых знаний и компетентности в сфере речевой культуры.

ЗАДАЧИ:

содействовать овладению учащихся определённым теоретическим материалом в области культуры речи (сфера ведения спора);

развивать способности учеников творчески конструировать речевые высказывания;

совершенствовать монологическую речь;

способствовать развитию восприятия родного языка как эстетической ценности, воспитание любви и уважения к русскому языку, к русской культуру, к родной стране.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы

Теория

Практика

1

Роль общения в жизни и развитии человека

1


2

Общение как деятельность человека

1


3

Конфликт в общении

1


4

Спор. Основные термины и типы спора

1


5, 6

Подготовка к дискуссии


2

7,8

Ведение дискуссий по сути


2

9 - 11

Уловки в споре


3

12 - 14

Ведение дискуссии при публике, аргументы к слушателям


3

15 - 17

Практикум по целостному анализу дискуссии


3


Итого:

4

13

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Роль общения в жизни и развитии человека. Общение как деятельность человека. Общение в жизни человека. Виды общения. Нормы и правила общения (этикет общения). Эффективное общение. Общительность. Роль эмоций в общении. Ситуации общения. Запреты в стандартных ситуациях общения.

2.Конфликты в общении. Спор. Основные термины и типы спора. Конфликт. Конфликтная ситуация. Конфликтный человек. Стресс как следствие неразрешённого конфликта. Виды замечаний. Формулы извинений. Общие правила бесконфликтного поведения. Практическая значимость полемических навыков. Разграниченность понятий «полемика», «дискуссия», «диспут», «спор», «дебаты», «Прения».

3Подготовка к дискуссии.

«Победить в споре невозможно?» (Д. Карнеги). Приемы позволяющие избежать спора. Основные виды дискуссии: сосредоточенная, ведущаяся по правилам, бесформенная. Особенности дискуссии без слушателей, при слушателях и для слушателей. Анализ манер ведения дискуссий. Держатели тезиса, оппоненты. Стратегии держателей тезиса, оппонентов. Этичные и не этичные приемы.

4.Ведение дискуссий по сути.

«Закон края» в споре качество доводов. «Атака вопросами»; ответы на вопросы оппонента - приемы ведения дискуссии. Косвенная подмена тезиса; ослабление и усиление тезиса оппонента - приемы уходы от дискуссии. Учет личности оппонента. Анализ художественного текста.

5.Уловки в споре.

Приемы и уловки. Интеллектуальные уловки. Психологические уловки. Приемы, помогающие завоевать симпатии слушателей. Уловки, недостойные честного спора. Анализ художественного текста.

6.Ведение дискуссий при публике, аргументы к слушателям.
Аргументы к слушателям. Аргументы к оппоненту.

«Карманный довод». Обращение к опыту слушателей. Обращение к чувствам слушателей. «Палочный довод». Довод «к человеку». Неэтичные приемы полемики. Общедеммагогические уловки. Анализ художественного текста.

7,8. Практикум по целостному анализу дискуссии. Тест по изученному материалу. Анализ афоризмов, посвященных проблемам полемики. Практикум по ведению дискуссии (работа в группах); ролевая игра. Итоги проведенной дискуссии.

.МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ.

Применяются три основных подхода к освоению материала: инструктивный, деятельностный и рецептивно-аналитический.

  1. Разыгрывание коммуникативной ситуации

  2. Риторический анализ текста (одноаспектный)

  3. Письменные творческие работы

  4. Методы развития критического мышления: трёхчастный дневник текста, ПМИ (Плюс -Минус -Интересно)(автор Эдвард де Боно), Корзина» идей, понятий, имен…», «Шесть шляп критического мышления» (автор Эдвард де Боно), «Синквейн» ,«Эссе», Кластер»

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

  1. Мини-лекция с элементами дискуссии.

  2. Создание эвристических ситуаций.

  3. Работа в группах, в парах.

  4. Заседание круглого стола

  5. Конференция

  6. Дебаты

  7. НИЛ(научно-исследовательская лаборатория)(приём А. Гина)

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

Предпочтительное количество учащихся в группе - 10-15 .

Педагогические технологии - педагогика сотрудничества, элементы КСО, технология коммуникативного взаимодействия, приёмы развития критического мышления

Контроль организуется в форме творческих заданий (анализ речевых ситуаций, подготовка выступления перед группой, ведение дискуссий в группе и в классе). Степень достижения промежуточных результатов устанавливается в группе учащихся, обязательна самооценка.

7.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

-запреты в стандартных ситуациях общения;

-формулы извинений;

-основные виды дискуссии;

-этичные приемы ведения спора;

-приемы ведения спора по сути.

Личностные результаты

Учащиеся должны уметь:

-соблюдать этикетные правила и владеть этикетно-коммуникативными приемами в ситуации спора;

-определять ситуативные цели говорящего;

-использовать приемы, позволяющие избежать спора;

-вести дискуссию по сути учитывая личность оппонента;

- использовать различные уловки в споре;

Метапредметные результаты:

-умение понимать вопрос задания

-умение выдвигать гипотезу, формулировать проблему

-умение аргументировать собственную точку зрения и понимать аргументацию -собеседника

-умение выстраивать логическую цепочку доказательства

-применять ранее приобретенные знания, умения и навыки при выполнении конкретного задания


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Капинос В. И. и др. Развитие речи: теория и практика
    обучения. -М.: Линка-пресс, 1994г.

  2. Маркичева Т. Б., Ножин Е.А. мастерство публичного
    виступлениа-М.: Знание, 1989г.

  1. Матвеева Т. В. 15 уроков по культуре речи. - Екатеринбург:
    Сократ, 1998г.

  2. Михайличенко Н. А. Риторика-М.: Новая школа, 1994г.

5. Филиппова Г. Г. Как обучать искусству общения. - Ж.
«Классный руководитель», 2001г. №8 - №12

6. Филологический класс (Региональный методический журнал
учителей-словесников Урала). - Екатеринбург: Словесник. №7
2002г., №10 2003г., №6 2001г.

  1. Чудинов А. П., Попова Т. В. Речь и культура общения
    (Программа курса и методические рекомендации).
    Практическая риторика. 10 кл. - Екатеринбург: Сократ, 1999 г.

  2. Элективные ориентационные курсы и другие средства
    профильной ориентации в предпрофильной подготовке
    школьников (Учебно-методическое пособие), - Москва:
    Академия АПК и ПРО, 2003г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Архарова Д. И., Долинина Т. И. Коммуникативные игры.-
    Екатеринбург: Сократ, 1999г.

  2. Матвеева Т. В. 15 уроков по культуре речи.-
    Ештринбург: Сократ, 1998г.

  3. Филологический класс (Региональный методический
    журнал учителей-словесников Урала). - Екатеринбург: Словесник.

  4. Чудинова А. П., Попова Т. В. Речь и культура общения
    (Программа курса и методические рекомендации) Екатеринбург:
    Сократ, 1999г.




ДИГНОСТИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ

1.Оценка уровня сформированности коммуникативной компетенции Учащихся 9 классов

0 - низкий уровень

1 - средний уровень

2 - высокий уровень


Компоненты

коммуникативной компетенции

Первичная диагностика

Итоговая диагностика

Умение работать в группе, бригаде



Готовность к взаимопомощи



Владение культурой поведения



Умение контролировать свои эмоции



Умение подготовить устное выступление



Умение выступить перед публикой, грамотно и красиво излагать свои мысли, расставлять смысловые акценты, использовать подготовленные наглядные материалы



Умение сделать письменный отчет о проделанной работе в необходимой форме



2.Критерии оценки монологической речи

Критерии оценки/уровни

Ниже достаточного

Достаточный

Выше Достаточного

  1. Логически последовательно и связно , полно и правильно в языковом отношении излагает свои мысли в устной и письменной форме

Допускает грубые нарушения последовательности, нет связности между частями и внутри частей, есть повторы, отсутствует логика высказывания.

Слабо владеет нормами языка, не знает структуру высказывания, небогатый словарный запас

Части высказывания логически связаны, но мысль повторяется, есть нарушения в последовательности изложения, отступление от тезиса.

Знает нормы языка, но допускает ошибки.

Умеет выстроить своё высказывание в зависимости от цели, понимает смысл текста, но допускает ряд неточностей

Части высказывания логически связаны, мысль развивается последовательно, нет повторов и нарушений логической последовательности.

Знает нормы литературного языка и выстраивает своё высказывание в соответствии с ним., не допускает речевых и грамматических ошибок, правильно выстраивает структуру высказывания.

2.Самостоятельно определять структуру , композицию и языковые средства при общении

Слабо развита коммуникативная функция речи, не знает и не умеет применять в своей речи языковые средства общения

Знает структуру высказывания, может самостоятельно её выстроить, используя основные языковые средства

Знает структуру любого высказывания и умеет самостоятельно её ывстраивать.Знает языковые средства и свободно применяет их в своей речи

3.Делать устные сообщения по теме

Слабо понимает смысл текста, не может выделить главное, структуировать материал, передать своими словами

Умеет подобрать материал по теме, достаточно хорошо структуирует его, выделяет главное, умеет передать текст своими словами, не допускает незначительные ошибки.

Умеет подобрать материал согласно теме, выделить главное, структуировать, самостоятельно делать выводы, выразительно преподать материал, умеет передать текст своими словами, не допуская фактических ошибок

4.Уметь передать своими словами основное содержание текста(прослушанного или прочитанного)

Не до конца понят смысл прочитанного, низкая способность к воспроизведению, небольшой словарный запас, неточности при пересказе

Хорошо понимает смысл текста, но недостаточно хорошо знает значения некоторых слов, достаточно хорошо может воспроизвести текст

Хорошо понимает смысл текста, значение всех слов, умеет передать его своими словами, не допуская фактических ошибок.

Способность воспроизвести текст через некоторе время


© 2010-2022