- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Доклад на тему: «Создание условий для социализации через участие в реализации проекта «Знаем. Умеем. Можем»
Доклад на тему: «Создание условий для социализации через участие в реализации проекта «Знаем. Умеем. Можем»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сотникова С.Н. |
Дата | 12.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования Иркутской области Областное государственное специальное (коррекционное)общеобразовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная коррекционная образовательная школа VIII вида г.Усть-Илимск.
Доклад на тему: «Создание условий для социализации через участие в реализации проекта «Знаем. Умеем. Можем».
Сотникова Светлана Николаевна
Г. Усть-Илимск, 2014 год
Введение
Под общим названием умственно отсталых детей обычно имеют в виду ту группу детей, которые отстают в развитии от среднего уровня, в процессе школьного обучения обнаруживается неспособность идти нога в ногу с остальной детской массой. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно. Ребенок с проблемами в интеллектуальном развитии находится в специфической зависимости от коммуникативной помощи и поддержки. Он испытывает трудности в понимании того, что его окружает, и часто люди затрудняются в понимании его. Поскольку он более слабый партнёр по коммуникации, опасность заключается в том, что он либо отдаляется от любого контакта, либо из-за своих проблем с поведением сковывается страхом, беспокойством, агрессией. Незнание этих процессов позволяет с излишней лёгкостью рассуждать о том, что дети с интеллектуальным недоразвитием не способны к общению. Для развития детей, имеющих отставание в умственном развитии, качество межличностных отношений приобретает основополагающее значение. Я могу сказать, что детям, несмотря на все коммуникативные трудности, далеко не безразлично, когда их воспринимают всерьёз и уважают как партнёра по коммуникации. Дети с проблемами в развитии требуют постоянного внимания взрослых. Именно в детские годы формируется личность человека. Происходит это не только в контакте с родителями, педагогами, сверстниками. Большое воздействие на ребенка оказывают средства массовой информации и коммуникации. Газета, радио, телевидение информируют, обучают, воспитывают, просвещают, развлекают детей. Благодаря СМИ дети имеют большие возможности для набора жизненного опыта. Поэтому я считаю, что стоит уделять большое внимания развитию детских средств массовой информации, которые работают для детей. И приоритет отдавать тем СМИ, в которых участвуют дети. Для этого в школе я веду проект школьной видеостудии «З.У.М.» (Знаем.Умеем.Можем.) Заниматься данной деятельностью мне позволяет шестилетний стаж на телевидении тележурналистом, опыт работы в детской журналистике, редактором детско-молодежной рубрики в газете «Усть-Илимская правда».
Наши дети, безусловно, испытывают большие трудности в речевом общении и получении информации, они не воспринимают многих явлений и событий общественной жизни. Мой проект обусловлен необходимостью противодействия социальной дезадаптации детей. Эта проблема зачастую является следствием несформированности у подростков коммуникативной культуры, адекватной самооценки, позитивного опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, что обуславливает отклонение от норм и правил школьной жизни, снижение мотивации к учению, асоциальным поведением. Социальный опыт их ограничивается рамками личных потребностей, дети с нарушениями в развитии нуждаются в осмыслении мира и происходящих в нем событий, явлений. Только в условиях специального индивидуального обучения, с применением особых приемов, у детей начинает создаваться правильное понимание окружающего мира. При обучении детей основам журналистского мастерства я учитываю ряд личностных особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья - это неуверенность в себе, слабая мотивация достижений, страх неудачи. Я также учитываю стремление детей через различную творческую деятельность к самовыражению. Планирую разнообразные виды деятельности, что помогает детям поддерживать интерес в процессе обучения основам журналистского мастерства.
Умение интересно рассказывать и показывать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Школьная видеостудия «ЗУМ» ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли телекорреспондентов . Кроме того, занятия по данном проекте направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами).
Цели проекта:
- создание условий для успешной социализации посредством развития творческих и коммуникативных способностей.
Образовательные:
1. Систематизировать знания о стилях телевизионной журналистики.
2. Включить учащихся в творческий процесс получения и обработки информации, научить: аргументированно излагать усвоенный материал и применять эти знания в новых условиях.
3. Привитие интереса к профессии корреспондента, журналиста
4. Научить самооценке своей работы.
Коррекционные:
1. Коррекция диалогической и монологической речи.
2. Коррекция памяти, воображения, мышления.
3. Формирование коммуникативной компетенции учащихся на основе свободного выбора.
Воспитательные:
1. Создание отношений сотрудничества, сотворчества всех участников педагогического процесса.
3.Воспитание чувства ответственности, активной жизненной позиции.
Методы и приемы
1. Наглядный.
3. Игровой.
4. Диалоговый.
5. Проектный. (создание видеорепортажей).
Актуальность проекта школьной видеостудии состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.
Ребята работают под руководством учителя : проводят опросы с целью выявить основную тему репортажа, подбирают материалы, выделяют необходимые рубрики, определяют жанровое разнообразие, участвуют в съемке, работают к кадре. Роль руководителя сводится к тому, чтобы определить временные рамки видеоролика, как можно лучше осуществить замысел ребят (в основном технического плана).
Работа в школьной видеостудии способствует формированию нравственных качеств личности, социальной активности, диалогического мышления, учит оценивать себя как личность, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности. Ученикам предлагается узнать основы тележурналистики, побывать в роли ведущего, корреспондента, интервьюируемого, проявить творческие способности и коммуникативные качества.
Наша школа не готовит своих выпускников к профессии журналиста. Но если дать школьнику необходимые навыки, то и в ученические годы, и в будущем он сможет хорошо адаптироваться в современном мире.
Ожидаемые результаты
1. Участие в общешкольных мероприятиях, акциях.
2. Повышение уровня культурно-профессиональных знаний в области журналистики. (Умение грамотно проводить интервью, готовить видеорепортажи, редактировать написанное, основы монтажа).
4. Умение создавать презентации.
5. Воспитание активной гражданской позиции.
7. Публикация видеосюжетов творческого объединения в городских, областных, федеральных изданиях, канале ЮТюб.
Вовлекая детей в создание видео материалов, я учу их познавать жизнь, самих себя и других людей. Важным звеном в деятельности проекта школьной видеостудии является активное участие детей в крупных мероприятиях, делах, акциях, проходящих в школе. Проделанная работа снимается на видео, монтируется и демонстрируется в школе, на родительских собраниях. Из наиболее устремленных и способных учащихся я формирую коллектив детской редакции. Этот коллектив юных корреспондентов под руководством редактора готовит журналистские материалы, которые помогают учащимся с проблемами в развитие сформировать активную жизненную позицию, наблюдать явления окружающей среды, вычленять значимые события, выражать свое мнение через письменную речь.
Перспективными направлениями работы я определила два направления: воспитательную деятельность и собственно работа с видеокамерой. Эти направления в деятельности проекта проходят через воспитательную работу школы. Участвуя во всех видах деятельности участники проекта отражают в своих материалах.
Решая вопросы данных направлений, решаю задачу воспитания ребенка как личности, умеющей ориентироваться в обществе. Наши дети должны свободно общаться за пределами школы, иметь морально-этические нормы поведения и восприятия окружающего мира.
Воспитательная деятельность заключается в следующих направлениях:
Нравственно-эстетическое направление ориентировано на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, возможности творческого самовыражения, творческой импровизации, развитие художественного вкуса. Задача нравственно-эстетического воспитания в том, чтобы воспитывать чувства, развивать данную человеку природой способность воспринимать прекрасное. Дети с большим удовольствием участвуют в общешкольных мероприятиях и выполняют работу журналиста и видеооператора. Мероприятия соответствующего направления воспитательной деятельности: Осенние праздники, Новогодние праздники, Мероприятия ко Дню 8 марта,День учителя, акция подарок ветерану, акция день матери и др.
Экологическое направление даёт возможность воспитать у детей волевые и морально-этические качества, ответственность за свои поступки и охрану окружающей среды, самостоятельность, инициативность и коммуникативность.
Одной из форм экологического воспитания являются походы. Походы открывают мир, учат видеть и беречь землю, дают неоценимый опыт, общение друг с другом и природой. Дети в походах раскрепощаются, преодолевают комплексы, вступают в новые отношения друг с другом и с педагогом.
Мероприятия соответствующего направления воспитательной деятельности: Походы на природу, мероприятие «Чистый дворик».
Спортивно-оздоровительное направление содействует физическому развитию ребёнка, укреплению здоровья, формирую основы здорового образа жизни. Спортивно-оздоровительная деятельность является частью системы формирования личности, таких её черт характера, как целеустремленность, дисциплинированность, ответственность, трудолюбие. Мероприятия соответствующего направления воспитательной деятельности: Походы, спортивные состязания, Эксткурсии в спортивные заведения города.
Военно-патриотическое воспитание - формирую у наших детей верность своей Родине, готовности её защищать.
Мероприятия соответствующего направления воспитательной деятельности:
Мероприятия, посвященные 23 февраля, 9 мая, вывод войск из Афганистана, Сталинградская битва, блокада Ленинграда , акция «Помощь ветерану».
Социального направления моей воспитательной деятельности в рамках проекта является адаптация детей в современном мире, социальным взаимодействием с окружающими через Мероприятия День матери, экскурсии в городской краеведческий музей.
Участие в мероприятиях даёт возможность каждому ребёнку с проблемами в развитии занять лидирующее положение и отразить их через различные формы тележурналистики. Это действенное средство индивидуального развития детей, способное обогатить личность ребёнка, развить и выявить его творческие способности и дарования.
Выводы
В ходе проекта у детей появилось желание самим интерпретировать прошедшие события, высказывать свою точку зрения, быть участником общественной жизни. Им хочется быть услышанными, почувствовать заинтересованность взрослых к их жизни. Для ребят школьная видеостудия это своеобразный катализатор и генератор идей. Вокруг студии создается широкий круг неформального общения. Мы выпускаем школьные видеорепортажи, видеосюжеты, видеозарисовки, ребята выступают на всех общешкольных мероприятиях, проводят журналистскую работу (интервью, опросы). Гордость нашей работы - видеофильмы «Юбилей школы», фильм «Помощь ветерану», фильм «День учителя», фильм «Акция ко дню матери», репортаж « Современный учитель», фильм « Новогодний сюрприз от деда мороза».
Для эффективного отслеживания работы в рамках проекта школьной видеостудии я разработала критерии отслеживания, позволяющие оценить результативность деятельности учащихся в проекте: стали выражать свои мысли, стали организованнее, у ребят возросла культура речи, творческое воображение, повысилось чувство времени и ответственности деятельности. Во всех уровнях прослеживается связь с предметами гуманитарного цикла: уровень коммуникативных качеств, развитие устной и письменной речи, умение работать в группе. Все критерии отслеживания являются индивидуальными для каждого ребенка, в связи с его особыми проявлениями способностей и возможностей. По результатам работы я делаю графические выводы о том, что если в 2013 году в ходе работы наблюдалось низкие показатели коммуникативных качеств, подростки не могли работать в группе, с большим трудом мне удавалось собрать их в одну команду, а работать самостоятельно детям было очень трудно. То в этом учебном году показатели значительно возросли.
Приложение 1
Критерии отслеживания результативности.
Используемая литература для педагога
-
Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
-
В.В. Бергаут, И.С. Чардин. Интернет: первые шаги. М., 2000
-
Основы современных компьютерных технологий: Уч.пособ./ Под ред. Проф. Хомоненко А.Д. СПб., 2002
-
Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
-
Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
-
Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
-
Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
-
В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
-
Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.
Информационные ресурсы
ru.wikipedia.org/
www/solnet.ee
vschool.km/ru
you.tu/ru
torrent/ru
sonivegas/ru