Программа Краеведение Родные имена

Программа предназначена для учащихся 7 класса и тесно связана с государственными приоритетами в области образования (единство федерального и образовательного пространства, развитие национальных культур и литератур, региональных культурных традиций и особенностей в  условиях многонационального государства). Только открыв для себя местную национальную культуру, а в частности  литературу, ученик сможет гармонично войти в российские, мировые сообщества и стать востребованной обществом личностью. Под...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа

Краеведение

Родные имена

Программа Краеведение Родные имена




для учащихся 7 класса

Дятчина Ольга Михайловна

Пояснительная записка

Программа предназначена для учащихся 7 класса и тесно связана с государственными приоритетами в области образования (единство федерального и образовательного пространства, развитие национальных культур и литератур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства). Только открыв для себя местную национальную культуру, а в частности литературу, ученик сможет гармонично войти в российские, мировые сообщества и стать востребованной обществом личностью.

Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова, когда литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как эстетическое преломление действительности.

Литературное краеведение по сути дела то же самое литературоведение, но ограниченное изучением и пропагандой творчества тех писателей и поэтов, чья жизнь и судьба связаны с Липецким краем. В основу курса литературного краеведения положен единый историко-литературный и тематический принцип преподавания предмета. Каждый раздел программы предусматривает адаптацию материала в соответствии с возрастными возможностями учеников.

В соответствии с этим можно выделить следующие цели:

  1. Создать условия для успешной и качественной реализации национально-регионального компонента литературы;

  2. Формировать читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в аспекте краеведения.

Задачи курса:

  1. Изучение истории и литературы родного края

  2. Открытие «троп» и «тропинок» Липецкого края к великим художникам слова.

  3. Знакомство с подвижниками русской литературы, культурно-духовной истории, чьи имена когда-то были на устах у всех, заслуженно пользовались уважением и почетом, но были отодвинуты временем на обочину литературной истории.

  4. Познакомить с социально-этнографической сферой, в которой совершалось становление писателя, с соответствующим временем, с его нравственными идеалами и эстетическими поисками, своеобразием местной речевой культуры, определившей неповторимую индивидуальность, оригинальность творца.

  5. Формирование представления о региональной литературе как части русской и мировой литературы. Сочетая литературное образование с краеведческим, наглядно продемонстрировать органическую связь литературы с жизнью, обогатить традиционные биографические схемы новыми сведениями и находками, помочь понять творческую специфику писателя и углубить литературоведческие знания учащихся на доступном местном материале.

  6. Развивать у школьников живой интерес к своей местности с ее природными ландшафтами, достопримечательными историческими событиями и выдающимися людьми.

  7. Формировать навыки краеведческого прочтения произведения как одного из вариантов анализа, так как краеведческое восприятие произведения предполагается самим автором, подчеркивающим его (произведения) краеведческую обусловленность.

  8. Развивать и совершенствовать различные виды речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма, совершенствование языковой компетенции учащихся.

  9. Прививать любовь к родине, помочь учащимся в осмыслении таких важнейших нравственных понятий, как гуманизм, духовная чистота, внутренняя красота.

  10. Стимулирование познавательной активности и интереса школьников посредством деятельностного подхода в образовании, заданий поискового характера и экскурсии.

Виды работы:

  1. Чтение и обсуждение художественного произведения. Анализ ключевых сцен.

  2. Лекции с элементами беседы.

  3. Заочные экскурсии, экскурсии по Липецку и Липецкой области.

  4. Создание учащимися собственных творческих работ, исследовательская деятельность учащихся.

Таким образом, в таком краеведческом аспекте изучения литературы открывается перспектива освоения учащимися важнейших теоретико-литературных категорий и понятий: художественного образа, соотношение документального плана и вымысла, роль прототипа; роль фольклорной и речевой стихии в формировании стиля писателя, местных реалий в процессе художественного обобщения, сохранения в творчестве действительных географических примет и названий. Благодаря этому ученики становятся сопричастными к жизни родного края, к его истории.

Тематическое содержание (34 часа)

Введение. «Мой край задумчивый и нежный…». У краеведческой карты Липецкой области. Мир отечественной народной культуры и литературы: региональный аспект. (1 ч.)

Фольклор (по материалам региона) ( 2 ч.) В. Коршиков «Студеные ключи Солнцебородного» (сказания и легенды о Липецком крае): «Студеные ключи Солнцебородного», «Песнь вечного поля» (для чтения и изучения). Наш край в глубокой древности, археологические и архитектурные памятники Липецка и Липецкой области.

Фольклорный сборник Кириевского и Афанасьева. Образ человека. «Лад» народной жизни; фольклор и литературные жанры о сельском труде.

Липецкие тропы к А.С. Пушкину и М.Ю.Лермонтову. (5 ч.) Русское подстепье - прародина А.С.Пушкина (начало из «Автобиографии», стихотворения «Моя родословная»). «Арап Петра Великого» (для чтения и обсуждения). Петр I и Липецкий край. Отражение петровской эпохи в романе, образ царя и арапа Ибрагима. Экскурсия по пушкинским местам (Кореневщино, Капитанщино)

М.Ю.Лермонтов и Липецкий край. Липецкие тропы к М.Ю.Лермонтову (заочная экскурсия по лермонтовским местам). Судьба отца и сына: мотивы грусти и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова («К гению», «Ужасная судьба отца и сына», «Эпитафия» и другие). Экскурсия в музей М.Ю.Лермонтова в МОУ СОШ №41.

Прекрасное вокруг нас. (5 ч.) (Кольцов, Никитин, А.Бунина, И.Бунин)

«Кольцов, Никитин, земляки ведь твои. Образы родной природы в стихотворениях А.В.Кольцова, И.С.Никитина. А.В. Кольцов: «Косарь», «Песнь пахаря»; «Русь», «Утро на берегу озера», «Гнездо ласточки», «Детство веселое…» И.С.Никитина.(2 ч.)

А.П.Бунина. Урусово - родина русской поэтессы конца XVIII- начала XIX века. Стихотворения о России. (1 ч.)

А.П. Бунина и И.А. Бунин. Встреча двух поколений. Воронеж и Елец в жизни И.А.Бунина. Родной край в лирике и ранних рассказах И.А.Бунина. (2 ч.)

Русский народ как объект изучения литературы (12 ч.)

(Н.С.Лесков, И.С.Тургенев, А.И.Эртель, А.И.Левитов, Н.В.Успенский, С.Н.Терпигорев)

Н.С.Лесков. Орловско-липецкие корни в биографии писателя. «Неразменный рубль» (для чтения и обсуждения) (2ч.)

И.С.Тургенев. Спасско-Лутовиново. Вдохновенные страницы о нашем крае в «Записках охотника» (очерк «Лебедянь» - ознакомление). Для чтения и изучения: «Касьян с Красивой Мечи». (2 ч.)

А.И.Эртель. Задонские курганы. «Записки степняка» (фрагменты), «Письмо из Усманского уезда». Судьба русского народа, авторская позиция, своеобразие стиля. (2 ч.)

А.И.Левитов. Певец степных дорог. Доброе, Липецк, Лебедянь, Елец в произведениях А.И.Левитова. Детские впечатления в очерках «Мое детство», «Моя фамилия»: крестьянская нищета, убожество, безысходность народной жизни, потребность изменить ее. «Деревенский случай»: жестокость как следствие нищеты и убожества. (2 ч.)

Н.В. Успенский. Жизнь пореформенной России («Хорошее житье», «Грушка», «Ночь под светлый день», «Сельская аптека» - на выбор). (2 ч.)

С.Н.Терпигорев. Добринка - родина писателя. «Потревоженные тени» (очерк): тема оскудения. (2 ч.)

Л.Н.Толстой. Ясная Поляна. Астапово. Нравственная азбука Льва Толстого. «Муравей и голубка», «Куда девается вода из моря» и др. (2 ч.)

Липецкие тропы к Есенину С.А. «Ты не грусти, рязанская береза…». Есенинская родина. Чтение и анализ стихотворений о родной природе. Эпитеты, метафоры олицетворения. (2 ч.)

В.Добряков. «Король живет в интернате». Проблема взаимоотношения детей и взрослых. Оценка поступков героя, размышления над его поведением. (3ч.)

Поэтическая перекличка липецких поэтов (Б.Котов, П.Шубин, А.Беляев, С.Панюшкин, П.Шальнев и др.) (1 ч.)

Подведение итогов. Звезды России. Липецкие звездопады. (1 ч.)

© 2010-2022