Планирование Риторика 6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 101 Дзержинского района Волгограда»


Рассмотрено на заседании кафедры Согласовано Утверждаю

Учителей гуманитарных наук Зам. директора по УВР Директор МОУ СШ №101

Руководитель кафедры_____________Титова А.И. ________________Коровина Н.В. ________________Матвиенко Т.Н.

Протокол № 1

От «27 » августа 2015 «28 » августа 2015 « 31 » августа 2015


Рабочая программа

по риторике для 6 А, 6 Б, 6 В классов

Составитель рабочей программы : Плющикова Д.Ю.

2015-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по риторике составлена для обучения в 6 классе на основе программы Т.А.Ладыженской: Программа по риторике. 5-11 классы.

Т.А.Ладыженская, соответствует учебному пособию «Школьная риторика: 6 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. - М.: ООО «Баласс», Издательство «Ювента», 2011».

Цели обучения:

- обучение умелой, искусной речи;

- обучение умению выражать собственные мысли собственными словами.

Задачи обучения:

Сформировать представление о речевой культуре и ее роли в жизни людей;

Способствовать усвоению основных правил нормативной речи на разных уровнях;

Научить ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресат, формулировать своё коммуникативное намерение, определять свои коммуникативные

удачи и неудачи.

Для разработки рабочей программы использована программа Т.А. Ладыженской, так как данная программа позволяет строить учебный процесс в соответствии с особенностями класса, личными особенностями учителя и велением времени.

В рабочей программе изменено количество учебных часов, отводимых на изучение курса риторики, в соответствии с учебным планом школы.

Школьная риторика - практико - ориентированный предмет, который учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности. Вместе с тем современная школьная риторика - самостоятельный учебный предмет. В центре риторики - обучение эффективному общению, общающийся человек. Этим в значительной мере отличается данный курс школьной риторики.

Программа рассчитана на 34 часов учебного времени, из расчёта 1 час в неделю. Основная форма организации учебного процесса - классно-урочная.

Технологии обучения - личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные, развития критического мышления.

На уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике. Особое место занимают специфические приемы работы, а именно:

- риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;

- риторические задачи;

- риторические игры.

Виды и формы контроля: устный опрос, письменные творческие задания, контрольная работа.

Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года. Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:

- умение анализировать и оценивать общение;

- умение общаться - в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации.

Владея определенным запасом информации, ученик должен сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К концу 6 класса учащиеся должны знать определения основных изученных в 6 классе понятий.

К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Умение анализировать и оценивать общение и речь, а именно: умение взаимодействовать с партнером общения, готовность понимать его мысли, чувства; ставить себя на его место; анализировать своё речевое поведение; правильность речи (с точки зрения норм литературного языка); точность речи (наличие фактических ошибок); особенности речевых жанров.

Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно:

умение использовать адекватные ситуации, приёмы подготовки и средства общения, позволяющие автору успешно решать основную речевую задачу; умение создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи речевые жанры: интервью.



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ШКОЛЬНОЙ РИТОРИКЕ

№ п1п

Наименование раздела

Тема урока

Кол-во час.

Элемент содержания

Требования к уровню подготовки

Домашнее задание

Дата

проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Общение

(3 часа)

Адресат - кто он?

1

Знать понятие «общение», «адресант», «речевая ситуация», два вида информации: для чего нужна речь.

Уметь анализировать и оценивать общение, в частности:

-Степень эффективности общения;

-Уровень владения языком

-Корректность поведения.

Стр. 7-19, упр. 5.

2

Содержание речи

1

Понятие «коммуникативная задача», «сигналы речи». Способы выражения коммуникативных задач, интонацию истинного коммуникативного намерения

Уметь общаться.

Ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресат (аудиторию);

Формулировать явно (вслух или письменно) или для себя (неявно) своё коммуникативное намерение;

Определять свои коммуникативные удачи - неудачи - промахи.

Стр. стр.20-41 , упр. 18.

3

Слово ритора меняет ход истории.

1

Познакомиться с риторами Афин; уметь

конспектировать лекцию учителя.

Уместно пользоваться жестами и мимикой в соответствии с ситуацией общения, прямо и косвенно выражать просьбу.

Стр. 156-159, сообщения о риторах.( 2 часть)

4

Виды общения (2 часа)

Официальное- неофициальное общение

1

Виды общения, зависимость выбора тех или иных средств общения от его вида. Словесные и несловесные виды общения, их роль в речевом общении; использование жестов и мимики как интонационных средств, помогающих говорящему полнее и точнее выразить свою мысль.

Знать виды (по числу участников, по внешним условиям и соблюдению социальных ролей коммуникантов) и способы общения (словесное и несловесное, официальное - неофициальное)), уметь их определять.

Стр. 40-49, упр. 54

5

Классное собрание

1

Правила поведения в официальной обстановке и общественных местах.

Уметь планировать организацию собрания, формулировать его тему, задачи, продумывать возможные варианты решения вопроса.

Стр. 128- 137, упр. 144.

6

Несловесное общение (4 часа)

Великая сила голоса

1

Отражение чувств в голосе говорящего. Речевая задача и возможности голоса.

Уметь использовать в соответствии с ситуацией возможности своего голоса, без нанесения вреда голосовым связкам. Оценивать, характеризовать голос товарища, персонажа.

Стр. 61-69, упр. 103.

7

Учим голос «летать»

1

Знать, что такое «летящий голос», интонационный, тембральный, громкостный рисунок голоса. Знать, что такое «летящий голос».

Уметь его анализировать, лепить свой голос и составлять для себя голосовой сценарий.

Стр. 70-71, упр. 108

8

.

Жесты помогают общаться

1

Знать: роль жестов в речевом общении. Однозначные и многозначные жесты.

Уметь: определять роль жестов; уместно пользоваться жестами в речевом общении.

Стр. 72- 82, упр. 128

9

Уместные и неуместные жесты

1

Уместные и неуместные жесты. Использование жестов в речевом общении.

Уметь давать характеристику изображаемым на рисунках и картинках говорящих поз, их жестов и мимики

Стр. 84- 87, упр. 139.

10

Учимся слушать

( 2 часа)

Слушание бывает разным.

1

Знать виды речевой деятельности; виды речи.

Применять полученные знания в практике речевого общения

Стр.108- 112, упр. 172.

11

Установка на восприятие. Способы и приемы слушания.

1

Знать: основные способы и приёмы слушания. Почему важно уметь слушать. Роль невербальных средств общения при слушании.

Уметь: различать способы и приёмы слушания, выбирать способы слушания от ситуации общения. Соблюдать правила собеседника.

Стр. 112-118, упр. 179.

12

Учимся отвечать (2 часа)

Разные ответы. Как важно начать.

1

Знать: виды ответов, задачи ответов, как строить ответ, план ответа; первые начальные предложения.

Уметь: строить развёрнутый ответ - устный текст, выбирать начало ответа

Стр. 147-149, упр. 230.

13

Развернутый ответ. Основная часть. Конец - делу венец.

1

Знать: построение основной части ответа. Доказательства, аргументы, примеры. Концовка ответа. Ключевые слова для доказательства мысли.

Находить отклонения от норм в устной и письменной речи. Уметь: строить развёрнутый ответ - устный текст, выбирать

Стр. 149- 159, упр. Упр. 235.

14

Учимся читать (2 часа)

Учимся читать учебный текст

1

Знать: цели и виды чтения, задачи ознакомительного и изучающего чтения.

Уметь: Определять вид чтения.

Упр. 139- 140, упр. 217

15

Ознакомительное чтение.

1

Знать: задачи ознакомительного и изучающего чтения.

Уметь: применять полученные знания.

Стр. 143- 147, упр. 227

16

Речь правильная и хорошая. (2 часа)

Клише. Штампы.

1

Знать: понятие «речевой штамп», «клише».

Уметь: редактировать тексты, избегая речевых штампов.

Стр. 50-53, упр. 54

17

Находки.

1

Знать: понятие «речевая находка».

Находить отклонения от норм в устной речи. Искоренять ошибки в своей собственной речи. Определять коэффициент лексического богатства речи.

Стр. 52-53, упр. 55.

18

Будь вежлив. (2 часа)

Вежливое обращение.

1

Знать: что такое комплимент, что такое похвальное слово, языковые средства создания комплиментов и похвальных с слов.

Уметь: создавать комплимент и похвальное слово, используя языковые средства в соответствии с ситуацией общения

19

Похвальное слово

1

Знать: что такое комплимент, что такое похвальное слово, языковые средства создания комплиментов и похвальных с слов.

Уметь отличать похвальное слово и комплимент, использовать в своей речи эти речевые жанры.

Стр. 77- 83, упр. 90

20

Тексты и речевые жанры (4 часа)

Что значит изобретать речь.

1

Знать: что такое творчество, творческая задача.

Создавать текст пересказа в соответствии с поставленной речевой задачей.

Стр. 10- 13, упр. 9

21

Топ определение.

1

Две разновидности определений: логические и риторические.

Уметь: создавать текст, используя риторические определения

Стр. 13- 20, упр. 13

22

Разные речевые жанры

1

Речевые жанры. Различие речевых жанров. Жанр представления.

Уметь: различать речевые жанры, представлять человека и представляться самим.

Стр. 20- 24, упр. 19

23

Характеристика речевых жанров

1

Речевые жанры. Различие речевых жанров. Жанр представления.

Уметь: различать речевые жанры, представлять человека и представляться самим

Стр. 24- 32, упр. 27

24

Вторичные тексты (4 часа)

Понятие об аннотации

1

Знать: что такое аннотация, разновидности аннотаций, обязательные и факультативные элементы аннотации

Уметь: анализировать аннотацию, находить обязательные и факультативные элементы аннотации, определять вид аннотации.

Стр. 32-34, упр. 35

25

Аннотации бывают разными

1

Знать: что такое аннотация, разновидности аннотаций.

Создавать аннотации на детские книги, а также элементарные предисловия.

Стр. 34-38, упр. 39

26

Предисловие.

1

Знать: что такое предисловие, разновидности предисловий.

Уметь: сочинять предисловие

Стр. 38- 45, упр. 43.

27

Отзыв.

1

Знать: что такое отзыв, речевые задачи отзывов

Знать: что такое предисловие, разновидности предисловий.

Уметь: писать отзыв, грамотно составить риторический анализ текста

Стр.46- 50, упр.51.

28

Рассказы (2 часа)

Автор - рассказчик - герой рассказа

1

Знать: коммуникативное намерение рассказа

Уметь: определять коммуникативное намерение, составлять рассказ

Стр.137-141, упр. 148

29

Услышанный рассказ. Выдуманные истории. Небывальщины.

1

Знать: коммуникативное намерение рассказа

Пересказать услышанный рассказ. Придумывать истории и рассказывать их.

Стр.145-150, упр. 161.

30

Спор (1 час)

Как управлять спором.

1

Знать: основные компоненты спора; задачи спора;

Овладеть этикетными средствами вежливости в ситуации спора.

Уметь: вести спор; определять задачи спора.

Стр.131- 139,

Упр. 214 (1 часть)

31.

Сказки и притчи (1 час)

Понятие о притче. Уместность ее использования.

1

Знать: жанр притчи, Мораль притчи и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира притчи.

Уместное использования притчи и правильное ее

Повествование. Определять мораль притчи, выразительно рассказывать притчу

Стр. 103- 123, упр. 129

32

Личные письма (1 час)

Особенности писем. Письмо поздравление. Письмо просьба.

1

Знать: характеристику письма, основные части письма. Этикетные слова, выражающие благодарность, просьбу.

Овладеть этикетными средствами письма. Составлять благодарственное письмо и письмо-просьбу

Стр.53-65, упр. 67.

33.

Интервью (2 часа)

Особенности интервью. Как подготовиться к интервью.

1

Знать: отличия беседы от интервью, особенности интервью.

Овладеть этикетными средствами ведения интервью.

Стр. 90-96, упр. 109.

34

Как подготовиться к интервью.

1

Признаки беседы и интервью, правила ведения интервью

Уметь: подготовиться к интервью; работать в паре, составлять интервью.

Стр. 96-102, упр.110.



Литература и учебные пособия.

Зеленецкий К.П. Исследования о риторике. Одесса 1991г

Риторика. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных школ. Под редакцией Т.А. Ладыженской. М., 2009.

Методические рекомендации. Школьная риторика. Под редакцией Т.А. Ладыженской. 6 класс. Москва 1998.


© 2010-2022