- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Планирование Риторика 6 класс
Планирование Риторика 6 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Плющикова Д.Ю. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 101 Дзержинского района Волгограда»
Рассмотрено на заседании кафедры Согласовано Утверждаю
Учителей гуманитарных наук Зам. директора по УВР Директор МОУ СШ №101
Руководитель кафедры_____________Титова А.И. ________________Коровина Н.В. ________________Матвиенко Т.Н.
Протокол № 1
От «27 » августа 2015 «28 » августа 2015 « 31 » августа 2015
Рабочая программа
по риторике для 6 А, 6 Б, 6 В классов
Составитель рабочей программы : Плющикова Д.Ю.
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по риторике составлена для обучения в 6 классе на основе программы Т.А.Ладыженской: Программа по риторике. 5-11 классы.
Т.А.Ладыженская, соответствует учебному пособию «Школьная риторика: 6 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. - М.: ООО «Баласс», Издательство «Ювента», 2011».
Цели обучения:
- обучение умелой, искусной речи;
- обучение умению выражать собственные мысли собственными словами.
Задачи обучения:
Сформировать представление о речевой культуре и ее роли в жизни людей;
Способствовать усвоению основных правил нормативной речи на разных уровнях;
Научить ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресат, формулировать своё коммуникативное намерение, определять свои коммуникативные
удачи и неудачи.
Для разработки рабочей программы использована программа Т.А. Ладыженской, так как данная программа позволяет строить учебный процесс в соответствии с особенностями класса, личными особенностями учителя и велением времени.
В рабочей программе изменено количество учебных часов, отводимых на изучение курса риторики, в соответствии с учебным планом школы.
Школьная риторика - практико - ориентированный предмет, который учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности. Вместе с тем современная школьная риторика - самостоятельный учебный предмет. В центре риторики - обучение эффективному общению, общающийся человек. Этим в значительной мере отличается данный курс школьной риторики.
Программа рассчитана на 34 часов учебного времени, из расчёта 1 час в неделю. Основная форма организации учебного процесса - классно-урочная.
Технологии обучения - личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные, развития критического мышления.
На уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике. Особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
- риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;
- риторические задачи;
- риторические игры.
Виды и формы контроля: устный опрос, письменные творческие задания, контрольная работа.
Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года. Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:
- умение анализировать и оценивать общение;
- умение общаться - в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации.
Владея определенным запасом информации, ученик должен сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К концу 6 класса учащиеся должны знать определения основных изученных в 6 классе понятий.
К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Умение анализировать и оценивать общение и речь, а именно: умение взаимодействовать с партнером общения, готовность понимать его мысли, чувства; ставить себя на его место; анализировать своё речевое поведение; правильность речи (с точки зрения норм литературного языка); точность речи (наличие фактических ошибок); особенности речевых жанров.
Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно:
умение использовать адекватные ситуации, приёмы подготовки и средства общения, позволяющие автору успешно решать основную речевую задачу; умение создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи речевые жанры: интервью.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ШКОЛЬНОЙ РИТОРИКЕ
№ п1п
Наименование раздела
Тема урока
Кол-во час.
Элемент содержания
Требования к уровню подготовки
Домашнее задание
Дата
проведения
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Общение
(3 часа)
Адресат - кто он?
1
Знать понятие «общение», «адресант», «речевая ситуация», два вида информации: для чего нужна речь.
Уметь анализировать и оценивать общение, в частности:
-Степень эффективности общения;
-Уровень владения языком
-Корректность поведения.
Стр. 7-19, упр. 5.
2
Содержание речи
1
Понятие «коммуникативная задача», «сигналы речи». Способы выражения коммуникативных задач, интонацию истинного коммуникативного намерения
Уметь общаться.
Ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресат (аудиторию);
Формулировать явно (вслух или письменно) или для себя (неявно) своё коммуникативное намерение;
Определять свои коммуникативные удачи - неудачи - промахи.
Стр. стр.20-41 , упр. 18.
3
Слово ритора меняет ход истории.
1
Познакомиться с риторами Афин; уметь
конспектировать лекцию учителя.
Уместно пользоваться жестами и мимикой в соответствии с ситуацией общения, прямо и косвенно выражать просьбу.
Стр. 156-159, сообщения о риторах.( 2 часть)
4
Виды общения (2 часа)
Официальное- неофициальное общение
1
Виды общения, зависимость выбора тех или иных средств общения от его вида. Словесные и несловесные виды общения, их роль в речевом общении; использование жестов и мимики как интонационных средств, помогающих говорящему полнее и точнее выразить свою мысль.
Знать виды (по числу участников, по внешним условиям и соблюдению социальных ролей коммуникантов) и способы общения (словесное и несловесное, официальное - неофициальное)), уметь их определять.
Стр. 40-49, упр. 54
5
Классное собрание
1
Правила поведения в официальной обстановке и общественных местах.
Уметь планировать организацию собрания, формулировать его тему, задачи, продумывать возможные варианты решения вопроса.
Стр. 128- 137, упр. 144.
6
Несловесное общение (4 часа)
Великая сила голоса
1
Отражение чувств в голосе говорящего. Речевая задача и возможности голоса.
Уметь использовать в соответствии с ситуацией возможности своего голоса, без нанесения вреда голосовым связкам. Оценивать, характеризовать голос товарища, персонажа.
Стр. 61-69, упр. 103.
7
Учим голос «летать»
1
Знать, что такое «летящий голос», интонационный, тембральный, громкостный рисунок голоса. Знать, что такое «летящий голос».
Уметь его анализировать, лепить свой голос и составлять для себя голосовой сценарий.
Стр. 70-71, упр. 108
8
.
Жесты помогают общаться
1
Знать: роль жестов в речевом общении. Однозначные и многозначные жесты.
Уметь: определять роль жестов; уместно пользоваться жестами в речевом общении.
Стр. 72- 82, упр. 128
9
Уместные и неуместные жесты
1
Уместные и неуместные жесты. Использование жестов в речевом общении.
Уметь давать характеристику изображаемым на рисунках и картинках говорящих поз, их жестов и мимики
Стр. 84- 87, упр. 139.
10
Учимся слушать
( 2 часа)
Слушание бывает разным.
1
Знать виды речевой деятельности; виды речи.
Применять полученные знания в практике речевого общения
Стр.108- 112, упр. 172.
11
Установка на восприятие. Способы и приемы слушания.
1
Знать: основные способы и приёмы слушания. Почему важно уметь слушать. Роль невербальных средств общения при слушании.
Уметь: различать способы и приёмы слушания, выбирать способы слушания от ситуации общения. Соблюдать правила собеседника.
Стр. 112-118, упр. 179.
12
Учимся отвечать (2 часа)
Разные ответы. Как важно начать.
1
Знать: виды ответов, задачи ответов, как строить ответ, план ответа; первые начальные предложения.
Уметь: строить развёрнутый ответ - устный текст, выбирать начало ответа
Стр. 147-149, упр. 230.
13
Развернутый ответ. Основная часть. Конец - делу венец.
1
Знать: построение основной части ответа. Доказательства, аргументы, примеры. Концовка ответа. Ключевые слова для доказательства мысли.
Находить отклонения от норм в устной и письменной речи. Уметь: строить развёрнутый ответ - устный текст, выбирать
Стр. 149- 159, упр. Упр. 235.
14
Учимся читать (2 часа)
Учимся читать учебный текст
1
Знать: цели и виды чтения, задачи ознакомительного и изучающего чтения.
Уметь: Определять вид чтения.
Упр. 139- 140, упр. 217
15
Ознакомительное чтение.
1
Знать: задачи ознакомительного и изучающего чтения.
Уметь: применять полученные знания.
Стр. 143- 147, упр. 227
16
Речь правильная и хорошая. (2 часа)
Клише. Штампы.
1
Знать: понятие «речевой штамп», «клише».
Уметь: редактировать тексты, избегая речевых штампов.
Стр. 50-53, упр. 54
17
Находки.
1
Знать: понятие «речевая находка».
Находить отклонения от норм в устной речи. Искоренять ошибки в своей собственной речи. Определять коэффициент лексического богатства речи.
Стр. 52-53, упр. 55.
18
Будь вежлив. (2 часа)
Вежливое обращение.
1
Знать: что такое комплимент, что такое похвальное слово, языковые средства создания комплиментов и похвальных с слов.
Уметь: создавать комплимент и похвальное слово, используя языковые средства в соответствии с ситуацией общения
19
Похвальное слово
1
Знать: что такое комплимент, что такое похвальное слово, языковые средства создания комплиментов и похвальных с слов.
Уметь отличать похвальное слово и комплимент, использовать в своей речи эти речевые жанры.
Стр. 77- 83, упр. 90
20
Тексты и речевые жанры (4 часа)
Что значит изобретать речь.
1
Знать: что такое творчество, творческая задача.
Создавать текст пересказа в соответствии с поставленной речевой задачей.
Стр. 10- 13, упр. 9
21
Топ определение.
1
Две разновидности определений: логические и риторические.
Уметь: создавать текст, используя риторические определения
Стр. 13- 20, упр. 13
22
Разные речевые жанры
1
Речевые жанры. Различие речевых жанров. Жанр представления.
Уметь: различать речевые жанры, представлять человека и представляться самим.
Стр. 20- 24, упр. 19
23
Характеристика речевых жанров
1
Речевые жанры. Различие речевых жанров. Жанр представления.
Уметь: различать речевые жанры, представлять человека и представляться самим
Стр. 24- 32, упр. 27
24
Вторичные тексты (4 часа)
Понятие об аннотации
1
Знать: что такое аннотация, разновидности аннотаций, обязательные и факультативные элементы аннотации
Уметь: анализировать аннотацию, находить обязательные и факультативные элементы аннотации, определять вид аннотации.
Стр. 32-34, упр. 35
25
Аннотации бывают разными
1
Знать: что такое аннотация, разновидности аннотаций.
Создавать аннотации на детские книги, а также элементарные предисловия.
Стр. 34-38, упр. 39
26
Предисловие.
1
Знать: что такое предисловие, разновидности предисловий.
Уметь: сочинять предисловие
Стр. 38- 45, упр. 43.
27
Отзыв.
1
Знать: что такое отзыв, речевые задачи отзывов
Знать: что такое предисловие, разновидности предисловий.
Уметь: писать отзыв, грамотно составить риторический анализ текста
Стр.46- 50, упр.51.
28
Рассказы (2 часа)
Автор - рассказчик - герой рассказа
1
Знать: коммуникативное намерение рассказа
Уметь: определять коммуникативное намерение, составлять рассказ
Стр.137-141, упр. 148
29
Услышанный рассказ. Выдуманные истории. Небывальщины.
1
Знать: коммуникативное намерение рассказа
Пересказать услышанный рассказ. Придумывать истории и рассказывать их.
Стр.145-150, упр. 161.
30
Спор (1 час)
Как управлять спором.
1
Знать: основные компоненты спора; задачи спора;
Овладеть этикетными средствами вежливости в ситуации спора.
Уметь: вести спор; определять задачи спора.
Стр.131- 139,
Упр. 214 (1 часть)
31.
Сказки и притчи (1 час)
Понятие о притче. Уместность ее использования.
1
Знать: жанр притчи, Мораль притчи и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира притчи.
Уместное использования притчи и правильное ее
Повествование. Определять мораль притчи, выразительно рассказывать притчу
Стр. 103- 123, упр. 129
32
Личные письма (1 час)
Особенности писем. Письмо поздравление. Письмо просьба.
1
Знать: характеристику письма, основные части письма. Этикетные слова, выражающие благодарность, просьбу.
Овладеть этикетными средствами письма. Составлять благодарственное письмо и письмо-просьбу
Стр.53-65, упр. 67.
33.
Интервью (2 часа)
Особенности интервью. Как подготовиться к интервью.
1
Знать: отличия беседы от интервью, особенности интервью.
Овладеть этикетными средствами ведения интервью.
Стр. 90-96, упр. 109.
34
Как подготовиться к интервью.
1
Признаки беседы и интервью, правила ведения интервью
Уметь: подготовиться к интервью; работать в паре, составлять интервью.
Стр. 96-102, упр.110.
Литература и учебные пособия.
Зеленецкий К.П. Исследования о риторике. Одесса 1991г
Риторика. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных школ. Под редакцией Т.А. Ладыженской. М., 2009.
Методические рекомендации. Школьная риторика. Под редакцией Т.А. Ладыженской. 6 класс. Москва 1998.