- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методические рекомендации по подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку: методика обучения школьников написанию сжатого изложения
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку: методика обучения школьников написанию сжатого изложения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Третьякова А.Е. |
Дата | 27.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ
Методические рекомендации составлены заведующей методической лабораторией русского языка и литературы МИОО, Заслуженным учителем РФ Н.А. Нефедовой
Этапы учебной деятельности
Содержание учебной деятельности
Процесс учебной деятельности
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
1. Этап определения темы текста
Ответ на вопрос: «О чем текст?»
Как определить тему?
Тема определяется различными способами:
-
по началу текста;
-
по ключевым словам;
-
по ключевым эпизодам;
-
по поступкам или размышлениям героев (автора)
-
по заглавию текста
2. Этап определения идеи текста
Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?», «Какую мысль хотел выразить?»
Что нам помогает сформулировать идею?
Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)
3. Этап определения структуры текста
Назовите композиционные части текста.
Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса.
Композиция текста - построение текста.
Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение.
Тезис - положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
Как сформулировать тезис?
Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.
Формулирование тезиса - один из приемов сжатия текста.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы
Выполнение задания: «Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего». «Определите микротему каждого абзаца». Запишите ее кратко, ответив на вопросы: «Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?»,
«Какие предложения являются основными?»
Абзацы пронумеруйте
Абзац - показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Сколько больших интонационных пауз - столько в тексте абзацев.
Микротема - содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью - абзац.
Как определить микротемы текста?
По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.
Как определить микротему кратко?
При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текса, т.е. сохранить его цельность и связность.
К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточное). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.
Исключение избыточной информации - еще один прием сжатия текста.
5. Этап моделирования сжатого изложения
Снимите нумерацию абзацев - микротем.
Соедините в текст, сохраняя абзацное членение.
Как соединить содержание микротем в текст?
Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:
-
лексические - повтор, однокоренные слова, синонимы;
-
лексико-грамматические
Приемы сжатия текста
Основных приемов сжатия информации - два:
-
обобщение частной информации;
-
исключение второстепенной.
Обобщая, мы передаем содержание частных понятий одним - более общим по смыслу - словом, словосочетанием или предложением.
Обобщить можно однородные по содержанию элементы - однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца: Услыхала петуха лиса: захотелось ей петушьим мясом полакомиться. Вот подошла она к дереву и говорит: «Вот петух так петух!
Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красивый, и голос-то какой звонкий. Слети ко мне, красавчик». (К.Ушинский) Вот она подошла к дереву и стала петуха
хвалить, чтобы он слетел к ней. // Вот она подошла к дереву и, чтобы петух слетел к ней, стала хвалить его перышки, гребень, голос.
Исключить же из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания: в повествовании - к основной сюжетной линии кто - когда - где - как - что сделал, в рассуждении - к основной проблеме.
Порядок действий при написании изложения.
1. При первом чтении ничего не пишется, все усилия направлены на то, чтобы понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.
2. Затем записывается план или тезисы (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки), указывают, если нужно, на связь между мыслями с помощью союзов, вводных слов и т.д., одним-двумя словами намечают, как можно немного эти тезисы распространить.
3. При втором чтении уточняются тезисы и заполняются оставленные промежутки дополнениями, объем и степень подробности которых следует обдумать после чтения.
4. Потом создается черновик, подсчитывается количество слов в нем, и в зависимости от результата вносятся коррективы - что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить правильный объем. (Если в исходном тексте около 250 слов, в работе должно оказаться примерно 100 или чуть больше.)
5. Черновик надо проверить, и не один раз: отдельно речь (если беззвучно проговаривать текст, артикуляция поможет уловить неоправданные повторы), отдельно орфографию (если написание слова вызывает сомнение, лучше это слово исключить или заменить), отдельно - пунктуацию. Третью проверку лучше производить «ершом» - от последнего предложения к первому, чтобы не отвлекаться на содержание, а думать только о структуре предложений.
6. На заключительном этапе работа переписывается на чистовик и еще раз проверяется.