Методические рекомендации по подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку: методика обучения школьников написанию сжатого изложения

Методические рекомендации составлены основе рекомендаций заведующей методической лабораторией русского языка и литературы МИОО, Заслуженным учителем РФ Н.А. Нефедовой  для обучающихся 9 класса.Цель данной разработки: помочь обучающимся подготовиться к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Материал представлен  в виде таблицы - этапов подготовки и написания сжатого изложения на основе исходного текста. также названы основные приёмы сжатия текста. Порядок действий обучающихся при напис...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

Методические рекомендации составлены заведующей методической лабораторией русского языка и литературы МИОО, Заслуженным учителем РФ Н.А. Нефедовой

Этапы учебной деятельности

Содержание учебной деятельности

Процесс учебной деятельности

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

1. Этап определения темы текста

Ответ на вопрос: «О чем текст?»

Как определить тему?
Тема определяется различными способами:

  • по началу текста;

  • по ключевым словам;

  • по ключевым эпизодам;

  • по поступкам или размышлениям героев (автора)

  • по заглавию текста

2. Этап определения идеи текста

Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?», «Какую мысль хотел выразить?»

Что нам помогает сформулировать идею?
Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)

3. Этап определения структуры текста

Назовите композиционные части текста.
Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса.

Композиция текста - построение текста.
Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение.
Тезис - положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
Как сформулировать тезис?
Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.
Формулирование тезиса - один из приемов сжатия текста.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы

Выполнение задания: «Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего». «Определите микротему каждого абзаца». Запишите ее кратко, ответив на вопросы: «Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?»,
«Какие предложения являются основными?»
Абзацы пронумеруйте

Абзац - показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Сколько больших интонационных пауз - столько в тексте абзацев.
Микротема - содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью - абзац.

Как определить микротемы текста?
По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.
Как определить микротему кратко?
При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текса, т.е. сохранить его цельность и связность.
К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточное). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.
Исключение избыточной информации - еще один прием сжатия текста.

5. Этап моделирования сжатого изложения

Снимите нумерацию абзацев - микротем.
Соедините в текст, сохраняя абзацное членение.

Как соединить содержание микротем в текст?
Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:

  • лексические - повтор, однокоренные слова, синонимы;

  • лексико-грамматические



Приемы сжатия текста

Основных приемов сжатия информации - два:

  • обобщение частной информации;

  • исключение второстепенной.

Обобщая, мы передаем содержание частных понятий одним - более общим по смыслу - словом, словосочетанием или предложением.

Обобщить можно однородные по содержанию элементы - однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца: Услыхала петуха лиса: захотелось ей петушьим мясом полакомиться. Вот подошла она к дереву и говорит: «Вот петух так петух!

Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красивый, и голос-то какой звонкий. Слети ко мне, красавчик». (К.Ушинский) Вот она подошла к дереву и стала петуха

хвалить, чтобы он слетел к ней. // Вот она подошла к дереву и, чтобы петух слетел к ней, стала хвалить его перышки, гребень, голос.

Исключить же из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания: в повествовании - к основной сюжетной линии кто - когда - где - как - что сделал, в рассуждении - к основной проблеме.

Порядок действий при написании изложения.

1. При первом чтении ничего не пишется, все усилия направлены на то, чтобы понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

2. Затем записывается план или тезисы (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки), указывают, если нужно, на связь между мыслями с помощью союзов, вводных слов и т.д., одним-двумя словами намечают, как можно немного эти тезисы распространить.

3. При втором чтении уточняются тезисы и заполняются оставленные промежутки дополнениями, объем и степень подробности которых следует обдумать после чтения.

4. Потом создается черновик, подсчитывается количество слов в нем, и в зависимости от результата вносятся коррективы - что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить правильный объем. (Если в исходном тексте около 250 слов, в работе должно оказаться примерно 100 или чуть больше.)

5. Черновик надо проверить, и не один раз: отдельно речь (если беззвучно проговаривать текст, артикуляция поможет уловить неоправданные повторы), отдельно орфографию (если написание слова вызывает сомнение, лучше это слово исключить или заменить), отдельно - пунктуацию. Третью проверку лучше производить «ершом» - от последнего предложения к первому, чтобы не отвлекаться на содержание, а думать только о структуре предложений.

6. На заключительном этапе работа переписывается на чистовик и еще раз проверяется.



© 2010-2022