Разработка урока по рассказу Набокова Рождество

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2) Предмет: русская словесность. Класс: 7 кл.

Учитель русского языка и литературы школы-гимназии №2 г.Хромтау Минжасарова Айгуль Куанышевна


Тема урока: «Символика в рассказе В.В. Набокова «Рождество».

Цель урока: ввести учащихся в мир художника слова, учить сопоставлять эпизоды художественного произведения, выделять в тексте и истолковывать слова-образы, события, определять идею произведения, использовать в анализе знания по теории литературы, воспитывать внимательного читателя, чуткого к слову автора, формировать нравственно-этические позиции.

Вид урока : урок по структуре ППТ И.П. Подласого.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: интерактивная доска, слайды к уроку, потрет писателя, видеоролик по теме урока, атрибуты для работы по рядам - надписи названий команд.

План урока:


1. «Ваши ассоциации», «Байга» (пропедевтическая практика) - 10 мин.

2. «Кто мудр? У всех чему-нибудь научающийся» (ориентация) - 1 мин.

3. «Человек, знающий два языка - два человека» (презентация) - 8 мин.

4. «Первым чтением является второе чтение» (презентация) - 16 мин.

5. «Кто ни о чём не спрашивает, тот ничему не учится» (практика на примерах) - 10 мин.

6. «Мудр, кто знает нужное, а не многое» (управляемая практика) - 10 мин.

7. «Самое полезное в жизни - собственный опыт» (независимая практика) - 10 мин.

8. «Если дело достойно завершено, вознесёт и прославит тебя оно» (домашняя практика) - 5 мин.

Ход урока:

1. «Ваши ассоциации», «Байга» (пропедевтическая практика) - 10 мин.

- Какой праздник отмечался недавно во всём мире? (Рождество).

- Что у вас ассоциируется с праздником Рождества? (ёлка, дары, звезда, ряженые, надежда).

- Исходя из ваших ассоциаций, какие символы Рождества вы можете назвать? А какой символ Рождества самый главный? (чудо).

- Прежде чем мы приступим к работе над текстом, давайте вспомним теорию литературы, которая поможет нам на уроке. Итак, «Байга»: Что такое композиция? Что такое художественное время? Что такое художественное пространство? Какие образы художественного пространства вы знаете? Какие виды художественного времени вы знаете? Какие есть приёмы создания художественного времени? Что такое пейзаж? Каковы функции пейзажа?

Рефлексия: На данном этапе была проведена подготовительная работа: ребята назвали символы Рождества, выделив самый главный- ожидание чуда; также вспомнили понятия о художественном времени , пространстве, пейзаже, которые должны были помочь при анализе произведения.

2. «Кто мудр? У всех чему-нибудь научающийся» (ориентация) - 1 мин.

- Сегодня мы тоже «чему-нибудь» научимся друг у друга, научимся у писателя В. Набокова находить символы. Тема нашего урока: «Символика в рассказе В.В. Набокова «Рождество». Запишите в тетрадях.

Рефлексия: Учитель сообщает тему урока, призывая учащихся научиться чему-нибудь у В.Набокова, друг у друга.

3. «Человек, знающий два языка - два человека» (презентация) - 9 мин.

Слово учителя о писателе. - Набоков, безусловно, явление двух литератур: русской и англоязычной. Родился в родовитой семье, получил блестящее образование, знал в совершенстве несколько языков, увлекался теннисом, шахматами, энтомологией (наука о бабочках).

Сообщение ученицы о жизни и творчестве писателя.

Показ слайдов о В.Набокове с комментариями учителя, вопросами к классу.

Рефлексия: Проверяется задание опережающего характера: ученик рассказывает об этапах жизни и творчества писателя. Показ слайдов о В.Набокове, рассказ учителя.

4. «Первым чтением является второе чтение» (практика на примерах) - 20 мин.

Учащиеся пересказывают каждую из 4-х частей рассказа. Каждому ряду даётся задание: 1-й ряд - «Символисты»: выявить детали, образы времени, пространства- символисты; 2-й ряд «Психологи»: проследить внутреннее состояние героя; 3-й ряд «Философы»: порассуждать об истории тех или иных явлений в судьбе героя.

В ходе проверки выполнения задания роль каждого ряда сменяется путем переставления местами карточек с надписями.

В ходе работы над текстом ведется запись на доске учителем и в тетрадях учащимися:

1 часть

2 часть

3 часть

4 часть

вечер

утро

Обед, вечер

ночь

флигель

Парк, мост-воспоминания

Могильная ограда

флигель

Нежилой угол

В морозных тисках

Дом, вещи сына

Дневник сына

тьма

Было тихо

Лёгкое разочарование

Отец ничего не знал о сыне

беззвучно

Горько, гневно

Суровая тоска

Горькие открытия

Ощущение горя

Незимний холод

Желание смерти

Жизнь бесцельна

Рефлексия: Этап практики на примерах проходит в форме художественного рассказывания каждой части произведения, сопровождаемого анализом соотнесённости пейзажа, пространства, времени; эту работу проделывают «символисты». «Психологи» анализируют внутреннее состояние героя, «философы» размышляют о причинах тех или иных явлений. «Роли» ребят постоянно сменяется. Все выводы и наблюдения учащихся заносятся в таблицу.

5. «Кто ни о чём не спрашивает, тот ничему не учится» (практика на примерах) - 5 мин.

- Почему герой сел на стул, на который никогда не садился?

- Почему Слепцов «горько», «гневно» столкнул снег с перил моста?

- Почему с могилок Слепцов вернулся с чувством лёгкого разочарования?

- Что его погнало в дом?

Рефлексия: После анализа произведения по частям проводится обобщающая беседа, в которой учитель акцентирует внимание учащихся на главной идее произведения.

6. «Мудр, кто знает нужное, а не многое» (управляемая практика) - 10 мин.

- Что же отвлекло главного героя от смертельной тоски и дало его душе новое рождение? (Чудо- рождение бабочки в зимний холод!)

- А с чем ассоциируется бабочка в мифологии, в фольклоре, в поэзии?

- Символом чего является бабочка в мифологии, в литературе?

- Давайте просмотрим видеоролик о появлении бабочки из кокона.

- Как вы понимаете последний эпизод рассказа?

- Бабочка - символ души, бессмертия, красоты, духовного совершенства, воскрешения, возрождения.

- Почему рассказ называется «Рождество»?

- Зимой происходит чудо рождения бабочки, и рождение бабочки отвлекает Слепцова от смертельной тоски и дает ему новое рождение.

Рефлексия: Этап работы над последним эпизодом рассказа, в ходе которого ребята вспоминают, что символизирует собой бабочка и делают вывод о том, почему произведение называется «Рождество». Показ видеоролика о рождении бабочки помогает учащимся прочувствовать состояние героя произведения, который наблюдает это. Учитель обращает внимание учащихся на замысел автора: жизнь прекрасна сама по себе, поэтому нужно жить и ценить жизнь, несмотря на все невзгоды и горести.

7. «Самое полезное в жизни - собственный опыт» (независимая практика) - 10 мин.

- Теперь, когда произведение проанализировано, вам даётся возможность «дописать» ненаписанные страницы - напишите дневник от лица главного героя, передавая его чувства, переживания, сомнения, выводы.

Рефлексия: В процессе самостоятельной работы учащиеся приводят в систему свои мысли и чувства, вызванные произведением, происходит совершенствование письменной речи учащихся, закрепляется знание содержания произведения.

8. «Если дело достойно завершено, вознесёт и прославит тебя оно» (домашняя практика) - 5 мин.

- Дома вам нужно будет дописать дневник по всем 4-м частям.

Итоги урока. Выборочное оценивание за урок.

Рефлексия: цель урока достигнута , учащиеся пополнили свои сведения о символике, попытались заглянуть в душу героя, учились быть чуткими к слову автора, совершенствовали навыки анализа произведения через теорию литературы, развивали речь, творческие способности . Все ученики получили оценки. Все этапы по ППТ выдержаны по времени и по содержанию.



© 2010-2022