- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа внеурочной деятельности по литературе
Программа внеурочной деятельности по литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Потапова Е.Н. |
Дата | 05.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Р.п. Татищево Саратовской области
Творческая группа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Музыкально-литературная гостиная
Научно-художественное объединение общеинтеллектуальной
и общекультурной направленности
«Декабристы»
2013/2014 учебный год
5-9, 10-11 класс
Игнатьева Анжела Викторовна,
учитель музыки МОУ «СОШ с.Широкое»
Потапова Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ «ООШ с. Большая Федоровка»
Чумакова Елена Алексеевна,
учитель истории и обществознания
МОУ
Татищево
2013
Пояснительная записка
"В красоте нужно жить, чтобы узнать ее"
Н. Бердяев
О прекрасном должны мы всегда говорить.
Аристофан
История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.
М. Сааведра
Поэзия - ключ к пониманию всего.
М. Цветаева
Музыка часто внушает мне глубокие мысли. Слушая ее, я испытываю огромное желание творить...
Э. Делакруа
Проблема содержательного досуга детей и подростков сегодня очень актуальна. Дети далеко не всегда способны распорядиться своим свободным временем. А родители, по последним данным статистики, бывают вместе с детьми не более двух часов в сутки, не считая сна. Кроме того, общение детей и родителей происходит преимущественно во время телепередач, обсуждения школьных проблем, значительно реже при обсуждении книг и журналов, ещё реже при совместных посещениях театров, музеев. И это понятно, ведь жить сегодня очень трудно.
В то же время из всего разнообразия занятий, которые предлагаются детям, одна из наиболее интересных и близких для детей среднего и старшего школьного возраста форм - литературно-музыкальная гостиная. Эта форма деятельности, сочетающая в себе элементы научного исследования, театрализации, музицированиия, свободного общения, социализации и коммуникации - к сожалению, незаслуженно забыта и редко используется в школах и учреждениях дополнительного образования. А процесс подготовки, организации и проведения литературных гостиных позволяет реализовать в действии метапредметный и деятельностный подход, работу в группах, что как никогда актуально при переходе на новый ФГОС.
Сегодня актуальность данного вида совместной деятельности очень значима для гуманизации образования и воспитания.
Организация подобного вида деятельности способствует вовлечению учащихся в активную познавательную, научно-исследовательскую деятельность, дает простор для раскрытия творческого потенциала, креативного мышления, способствует расширению эмоционально-нравственной сферы учащихся, а при правильном выборе тем способствует духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся, удовлетворяет их потребность в общении и совместной познавательной, творческой и досуговой деятельности. Итак, речевая практика "Литературно-музыкальная гостиная" - одна из оптимальных и адекватных форм общения с искусством средствами самого искусства. Эта форма творится самим подростком и адресована ему же.
Цель: Формирование гуманной, гармоничной, духовной личности. Пробуждение и развитие творческой активности детей.
Задачи:
-
Осуществить связь эстетического воспитания с формированием нравственных идеалов.
-
Развивать индивидуальное творческое воображение, наблюдательность, пространственную ориентацию, мышечную моторику.
-
Познакомить, расширить и углубить знания детей в гуманитарных областях знаний.
-
Наполнить активно-деятельным содержанием свободное время ребенка.
-
Формировать чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
-
Способствовать самопознанию, самовыражению личности.
-
Радовать своим искусством окружающих людей.
Оптимальная форма организации работы - объединение группы учащихся с целью подготовки и проведения литературно-музыкальной гостиной и показа ее зрителям.
Использование данной формы работы предусматривает разделение детей на несколько творческих групп (оформители, музыканты, литературоведы, историки, актеры, хотя, в процессе работы, у детей могут проявляться некоторые склонности к какому-либо виду деятельности. Следовательно, не все занятия будут посещаться всеми членами музыкально-литературной гостиной, а часть работы будет проводиться учащимися самостоятельно, по разработанному планы конкретной группы.
В основе реализации данной программы лежат следующие принципы:
-
тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
-
обучение в порядке постепенного усложнения - от выполнения отдельных подготовительных заданий, до реализации задуманного на финальном этапе - проведении заседания литературно-музыкальной гостиной.
-
построение занятий согласно логике творчества - от постановки творческой задачи до достижения творческого результата.
-
взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей учащихся.
-
построение занятий таким образом, чтобы в активной самостоятельной и коллективной работе могли участвовать все ученики.
-
Принцип чередования видов деятельности
-
Деятельность школьников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:
-
снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;
-
раскрепощенность, стимулирующая развитие духовного потенциала и творческой активности;
-
развитие реальных мотивов:
-
внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;
-
внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).
Создание на занятиях эмоционально - комфортной среды через:
- обучение с опорой на идеи педагогического сотрудничества: паритетные отношения с детьми, обучение без принуждения, личностный подход;
- переориентацию стиля педагогического общения с детьми в направлении насыщения теплотой, терпимостью, ровностью;
- технику эмоционально-выразительного и тактичного проявления отрицательных и положительных эмоций, чувств, настроений самого педагога;
- устранение причин эмоционального дискомфорта ребёнка на занятии;
- насыщение процесса обучения и образовательной среды эмоциональными стимулами: игрой, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности, положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения; создание художественной среды.
Формы подведения итогов занятий школьников в литературно-музыкальной гостиной:
-
выступления перед зрителями в школах и в местных учреждениях культуры (сельских клубах, ДШИ и т.п.);
-
участие в конкурсах и фестивалях.
Предполагаемые результаты реализации программы
Умение разбирать литературное и музыкальное произведение: смысл изображённых явлений, художественное значение отдельных деталей, описание образных сравнений и выражений, определять основную мысль произведения и его отдельных частей.
-
Умение логически правильно и чётко передавать при чтении мысли автора. Понимание смысла изображенных явлений, эмоциональное отношение к ним и активное стремление
раскрыть этот смысл и донести до слушателей.
-
Знакомство с историческим и культурным наследием эпохи и его отражением в музыке и литературе.
-
Умение передать дух определенной исторической эпохи через эстетическое оформление мероприятия.
-
Совершенствование речевой и коммуникативной практик в ходе подготовки и проведения литературно-музыкальных гостиных.
-
Расширение интеллектуальной, эмоционально-нравственной сферы учащихся.
-
Умение использовать ИКТ и ЭОРы при подготовке, оформлении и проведении мероприятий
-
Совершенствование универсальных учебных действий.
Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников гостиных, их родителей, а также зрителей.
Содержание программы
№
Тема
Форма занятия
1.
«Четыре Музы будут в гости к нам»
* Знакомство с участниками, правилами поведения на занятиях, рассказ о плане работы гостиной.
Собеседование
Индивидуальные сообщения-презентации (мифология)
2.
«В гостях у прошлого»
-
Рассказ о гостиных, литературных и музыкальных салонах.
-
Видеообзор (фрагменты экранизации классики, где представлены подобные гостиные и салоны)
Лекция, собеседование, видеопросмотр
3.
Календарь знаменательных дат
-
Определение темы (круга тем) «От Сенатской площади до бессмертия»
-
Планирование
-
Распределение по группам
-
Обсуждение форм и методов работы группы
Беседа, практикум, мини-исследования
4.
История
-
Обзор источников
-
Составление индивидуальных планов исследования
Беседа-обсуждение, беседа-практикум.
5.
Музыка
-
Обзор источников
-
Составление индивидуальных планов исследования
Экскурсии, диспут, вечера-встречи, доклад, викторина, просмотр телепередач.
6.
«Речь, речь, речь…»
-
Обзор источников. Планы индивидуальной подготовки
-
Выразительная речь. Искусство речи.
-
Техника чтения. Дыхание, ударение, дикция, голос.
-
Рассказывание. Художественное чтение.
Беседа-обсуждение, работа с книгой, круглый стол. Видеопросмотры.
7.
ИКТ
-
Интернет-источники
-
Оформление исследовательских работ
-
Оформление афиш, буклетов, анонсов на школьных и др.сайтах
-
Оформление мероприятия (видеоряд, презентации, тексты, портреты и т.д.)
-
Оформление видеоотчетов, презентаций, фото, слайд-шоу по итогам проведения мероприятия.
Практическая деятельность
8.
«Содружество четырех Муз»
-
Представление результатов исторических исследований
-
Представление тематических музыкальных композиций.
-
Художественное слово.
-
Художественное оформление
-
Генеральная репетиция.
-
Литературно-музыкальная гостиная
-
Обсуждение, составление отчета
-
Размещение отчета на школьном сайте и в соц. сетях
-
Мониторинг (опрос, анкетирование)
Доклады (защита, презентация), прослушивание и обсуждение, просмотр и корректировка, репетиция, выступление, оформление, размещение, опрос, анкетирование.
Календарно-тематическое планирование
Название темы
Всего часов
Из них на:
теорию
практику
«Четыре Музы будут в гости к нам» - 1ч
1
* Знакомство с участниками, правилами поведения на занятиях, рассказ о плане работы гостиной.
1
1
«В гостях у прошлого» - 2 ч
2
Знакомство с формой и принципами проведения гостиной. Видеообзор.
1
1
Обсуждение просмотренного. Правила поведения, виды работы при подготовке гостиных
1
1
Календарь знаменательных дат - 5 ч
5
Определение темы (круга тем)
2
1
1
Планирование
1
1
Распределение по группам
1
1
Обсуждение форм и методов работы группы
1
1
История - 2 ч
2
Обзор источников
1
Составление индивидуальных планов исследования
1
1
Музыка - 2ч
2
1
Обзор источников
1
1
Составление индивидуальных планов исследования
1
1
«Речь, речь, речь…» - 4 ч
4
Обзор источников. Планы индивидуальной подготовки
1
1
Техника чтения. Дыхание, ударение, дикция, голос
1
1
Выразительная речь. Искусство речи.
1
1
Рассказывание. Художественное чтение.
1
1
ИКТ - 5 ч
5
Интернет-источники
1
1
Оформление исследовательских работ
1
1
Оформление афиш, буклетов, анонсов на школьных и др.сайтах
1
1
Оформление мероприятия (видеоряд, презентации, тексты, портреты и т.д.)
1
1
Оформление видеоотчетов, презентаций, фото, слайд-шоу по итогам проведения мероприятия.
1
1
«Содружество четырех Муз» - 13 ч
13
Представление результатов исторических исследований
1
1
Представление тематических музыкальных композиций.
1
1
Художественное слово
1
1
Художественное оформление
2
2
Генеральная репетиция.
2
2
Литературно-музыкальная гостиная
1
1
Обсуждение, составление отчета
2
1
1
Размещение отчетных материалов на школьном сайте и в соц.сетях
1
1
Мониторинг (опрос, анкетирование)
2
1
1
ИТОГО
34
Используемая литература:
-
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. - Ярославль, 1998.
-
Большая школьная энциклопедия. - М., 2000.
-
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. - М., 1999.
-
Ильина Н. Д. Предметная неделя литературы в школе. - Ростов-на-Дону, 2007.
-
Королева Н.С.
-
Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. - М., 1999.
-
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль, 1997.
-
Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 1997.
-
Сушилин И. П. Русская литература 19-20 веков: конспективное изложение программных тем. - М., 2000.
-
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль, 1998.
-
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Ярославль, 1996.
Методическое обеспечение программы
Техническое оснащение занятий
7