Программа внеурочной деятельности по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Р.п. Татищево Саратовской области

Творческая группа



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Музыкально-литературная гостиная

Научно-художественное объединение общеинтеллектуальной

и общекультурной направленности

«Декабристы»

2013/2014 учебный год

5-9, 10-11 класс



Игнатьева Анжела Викторовна,

учитель музыки МОУ «СОШ с.Широкое»

Потапова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

МОУ «ООШ с. Большая Федоровка»


Чумакова Елена Алексеевна,

учитель истории и обществознания

МОУ









Татищево

2013


Пояснительная записка


"В красоте нужно жить, чтобы узнать ее"

Н. Бердяев

О прекрасном должны мы всегда говорить.

Аристофан

История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.

М. Сааведра

Поэзия - ключ к пониманию всего.

М. Цветаева

Музыка часто внушает мне глубокие мысли. Слушая ее, я испытываю огромное желание творить...

Э. Делакруа

Проблема содержательного досуга детей и подростков сегодня очень актуальна. Дети далеко не всегда способны распорядиться своим свободным временем. А родители, по последним данным статистики, бывают вместе с детьми не более двух часов в сутки, не считая сна. Кроме того, общение детей и родителей происходит преимущественно во время телепередач, обсуждения школьных проблем, значительно реже при обсуждении книг и журналов, ещё реже при совместных посещениях театров, музеев. И это понятно, ведь жить сегодня очень трудно.

В то же время из всего разнообразия занятий, которые предлагаются детям, одна из наиболее интересных и близких для детей среднего и старшего школьного возраста форм - литературно-музыкальная гостиная. Эта форма деятельности, сочетающая в себе элементы научного исследования, театрализации, музицированиия, свободного общения, социализации и коммуникации - к сожалению, незаслуженно забыта и редко используется в школах и учреждениях дополнительного образования. А процесс подготовки, организации и проведения литературных гостиных позволяет реализовать в действии метапредметный и деятельностный подход, работу в группах, что как никогда актуально при переходе на новый ФГОС.

Сегодня актуальность данного вида совместной деятельности очень значима для гуманизации образования и воспитания.

Организация подобного вида деятельности способствует вовлечению учащихся в активную познавательную, научно-исследовательскую деятельность, дает простор для раскрытия творческого потенциала, креативного мышления, способствует расширению эмоционально-нравственной сферы учащихся, а при правильном выборе тем способствует духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся, удовлетворяет их потребность в общении и совместной познавательной, творческой и досуговой деятельности. Итак, речевая практика "Литературно-музыкальная гостиная" - одна из оптимальных и адекватных форм общения с искусством средствами самого искусства. Эта форма творится самим подростком и адресована ему же.

Цель: Формирование гуманной, гармоничной, духовной личности. Пробуждение и развитие творческой активности детей.

Задачи:

  • Осуществить связь эстетического воспитания с формированием нравственных идеалов.

  • Развивать индивидуальное творческое воображение, наблюдательность, пространственную ориентацию, мышечную моторику.

  • Познакомить, расширить и углубить знания детей в гуманитарных областях знаний.

  • Наполнить активно-деятельным содержанием свободное время ребенка.

  • Формировать чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

  • Способствовать самопознанию, самовыражению личности.

  • Радовать своим искусством окружающих людей.

Оптимальная форма организации работы - объединение группы учащихся с целью подготовки и проведения литературно-музыкальной гостиной и показа ее зрителям.

Использование данной формы работы предусматривает разделение детей на несколько творческих групп (оформители, музыканты, литературоведы, историки, актеры, хотя, в процессе работы, у детей могут проявляться некоторые склонности к какому-либо виду деятельности. Следовательно, не все занятия будут посещаться всеми членами музыкально-литературной гостиной, а часть работы будет проводиться учащимися самостоятельно, по разработанному планы конкретной группы.

В основе реализации данной программы лежат следующие принципы:

  • тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

  • обучение в порядке постепенного усложнения - от выполнения отдельных подготовительных заданий, до реализации задуманного на финальном этапе - проведении заседания литературно-музыкальной гостиной.

  • построение занятий согласно логике творчества - от постановки творческой задачи до достижения творческого результата.

  • взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей учащихся.

  • построение занятий таким образом, чтобы в активной самостоятельной и коллективной работе могли участвовать все ученики.

  • Принцип чередования видов деятельности

  • Деятельность школьников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

  • снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;

  • раскрепощенность, стимулирующая развитие духовного потенциала и творческой активности;

  • развитие реальных мотивов:

  • внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

  • внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

Создание на занятиях эмоционально - комфортной среды через:

- обучение с опорой на идеи педагогического сотрудничества: паритетные отношения с детьми, обучение без принуждения, личностный подход;

- переориентацию стиля педагогического общения с детьми в направлении насыщения теплотой, терпимостью, ровностью;

- технику эмоционально-выразительного и тактичного проявления отрицательных и положительных эмоций, чувств, настроений самого педагога;

- устранение причин эмоционального дискомфорта ребёнка на занятии;

- насыщение процесса обучения и образовательной среды эмоциональными стимулами: игрой, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности, положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения; создание художественной среды.

Формы подведения итогов занятий школьников в литературно-музыкальной гостиной:

  • выступления перед зрителями в школах и в местных учреждениях культуры (сельских клубах, ДШИ и т.п.);

  • участие в конкурсах и фестивалях.

Предполагаемые результаты реализации программы

Умение разбирать литературное и музыкальное произведение: смысл изображённых явлений, художественное значение отдельных деталей, описание образных сравнений и выражений, определять основную мысль произведения и его отдельных частей.

  • Умение логически правильно и чётко передавать при чтении мысли автора. Понимание смысла изображенных явлений, эмоциональное отношение к ним и активное стремление

раскрыть этот смысл и донести до слушателей.

  • Знакомство с историческим и культурным наследием эпохи и его отражением в музыке и литературе.

  • Умение передать дух определенной исторической эпохи через эстетическое оформление мероприятия.

  • Совершенствование речевой и коммуникативной практик в ходе подготовки и проведения литературно-музыкальных гостиных.

  • Расширение интеллектуальной, эмоционально-нравственной сферы учащихся.

  • Умение использовать ИКТ и ЭОРы при подготовке, оформлении и проведении мероприятий

  • Совершенствование универсальных учебных действий.

Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников гостиных, их родителей, а также зрителей.

Содержание программы

Тема

Форма занятия

1.

«Четыре Музы будут в гости к нам»

* Знакомство с участниками, правилами поведения на занятиях, рассказ о плане работы гостиной.

Собеседование

Индивидуальные сообщения-презентации (мифология)

2.

«В гостях у прошлого»

  • Рассказ о гостиных, литературных и музыкальных салонах.

  • Видеообзор (фрагменты экранизации классики, где представлены подобные гостиные и салоны)

Лекция, собеседование, видеопросмотр

3.

Календарь знаменательных дат

  • Определение темы (круга тем) «От Сенатской площади до бессмертия»

  • Планирование

  • Распределение по группам

  • Обсуждение форм и методов работы группы

Беседа, практикум, мини-исследования

4.

История

  • Обзор источников

  • Составление индивидуальных планов исследования

Беседа-обсуждение, беседа-практикум.

5.

Музыка

  • Обзор источников

  • Составление индивидуальных планов исследования

Экскурсии, диспут, вечера-встречи, доклад, викторина, просмотр телепередач.

6.

«Речь, речь, речь…»

  • Обзор источников. Планы индивидуальной подготовки

  • Выразительная речь. Искусство речи.

  • Техника чтения. Дыхание, ударение, дикция, голос.

  • Рассказывание. Художественное чтение.

Беседа-обсуждение, работа с книгой, круглый стол. Видеопросмотры.

7.

ИКТ

  • Интернет-источники

  • Оформление исследовательских работ

  • Оформление афиш, буклетов, анонсов на школьных и др.сайтах

  • Оформление мероприятия (видеоряд, презентации, тексты, портреты и т.д.)

  • Оформление видеоотчетов, презентаций, фото, слайд-шоу по итогам проведения мероприятия.

Практическая деятельность

8.

«Содружество четырех Муз»

  • Представление результатов исторических исследований

  • Представление тематических музыкальных композиций.

  • Художественное слово.

  • Художественное оформление

  • Генеральная репетиция.

  • Литературно-музыкальная гостиная

  • Обсуждение, составление отчета

  • Размещение отчета на школьном сайте и в соц. сетях

  • Мониторинг (опрос, анкетирование)


Доклады (защита, презентация), прослушивание и обсуждение, просмотр и корректировка, репетиция, выступление, оформление, размещение, опрос, анкетирование.

Календарно-тематическое планирование

Название темы

Всего часов

Из них на:

теорию

практику

«Четыре Музы будут в гости к нам» - 1ч


1

* Знакомство с участниками, правилами поведения на занятиях, рассказ о плане работы гостиной.

1

1

«В гостях у прошлого» - 2 ч

2

Знакомство с формой и принципами проведения гостиной. Видеообзор.

1

1

Обсуждение просмотренного. Правила поведения, виды работы при подготовке гостиных

1

1

Календарь знаменательных дат - 5 ч

5

Определение темы (круга тем)

2

1

1

Планирование

1

1

Распределение по группам

1

1

Обсуждение форм и методов работы группы

1

1

История - 2 ч

2

Обзор источников

1

Составление индивидуальных планов исследования

1

1

Музыка - 2ч

2

1

Обзор источников

1

1

Составление индивидуальных планов исследования

1

1

«Речь, речь, речь…» - 4 ч

4

Обзор источников. Планы индивидуальной подготовки

1

1

Техника чтения. Дыхание, ударение, дикция, голос

1

1

Выразительная речь. Искусство речи.

1

1

Рассказывание. Художественное чтение.

1

1

ИКТ - 5 ч

5

Интернет-источники

1

1

Оформление исследовательских работ

1

1

Оформление афиш, буклетов, анонсов на школьных и др.сайтах

1

1

Оформление мероприятия (видеоряд, презентации, тексты, портреты и т.д.)

1

1

Оформление видеоотчетов, презентаций, фото, слайд-шоу по итогам проведения мероприятия.

1

1

«Содружество четырех Муз» - 13 ч

13

Представление результатов исторических исследований

1

1

Представление тематических музыкальных композиций.

1

1

Художественное слово

1

1

Художественное оформление

2

2

Генеральная репетиция.

2

2

Литературно-музыкальная гостиная

1

1

Обсуждение, составление отчета

2

1

1

Размещение отчетных материалов на школьном сайте и в соц.сетях

1

1

Мониторинг (опрос, анкетирование)

2

1

1

ИТОГО

34

Используемая литература:


  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. - Ярославль, 1998.

  2. Большая школьная энциклопедия. - М., 2000.

  3. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. - М., 1999.

  4. Ильина Н. Д. Предметная неделя литературы в школе. - Ростов-на-Дону, 2007.

  5. Королева Н.С.

  6. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. - М., 1999.

  7. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль, 1997.

  8. Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 1997.

  9. Сушилин И. П. Русская литература 19-20 веков: конспективное изложение программных тем. - М., 2000.

  10. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль, 1998.

  11. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Ярославль, 1996.

Методическое обеспечение программы

Техническое оснащение занятий

7


© 2010-2022