Викторина Что за прелесть эти сказки

Данное мероприятие формирует любовь к литературе, традициям русского народа, позволяет сочетать исконно русское и современное. Легкий, доступный материал и игровая подача его не только заинтересуют всех участников, но и позволят показать знание русского фольклора. Викторина составлена по самым известным сказкам и состоит из 6 конкурсов для команд и игры со зрителями. Обучающиеся в игровой форме демонстрируют те знания, умения, которые формируются на уроках русского языка и литературы. Необычные ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВИКТОРИНА «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»

(5 классы)

Ф.И.О.: Бойко Анна Витальевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Место работы: МКС(К)ОУ С(К)ОШ VII вида №7 г.Мыски

Цель:

развитие познавательного интереса обучающихся, расширение представления о жанре сказки, создание условий для проявления индивидуальности каждого ребенка, выявление творческого и нравственного потенциала.

Задачи:

Обучающие: обобщить знания о сказках, полученные на уроках литературы и внеклассного чтения, при самостоятельной работе с книгой; прививать интерес к чтению художественной литературы; расширять литературный кругозор детей.

Развивающие: развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать любовь к родной культуре через русские народные сказки, повышать самооценку детей, совершенствовать навыки работы в коллективе.

Оборудование: книжная выставка, портреты сказочников, иллюстрации к сказкам.

Форма проведения: викторина.

Место проведения: кабинет литературы.

План проведения:

1. Представление команд.

2. Разминка.

3. Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек».

4. Конкурс «Угадай сказку».

5. Конкурс «Кроссворд».

6. Игра со зрителями.

7. Конкурс: «Угадай-ка».

8. Конкурс «Узнай адресата».

9. Подведение итогов.

10. Анализ итогов мероприятия.



Ход мероприятия

Учитель:

Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас!

А для кого они? Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

Никто из нас не вырос без сказок. Сказки - это первое, что рассказывают детям. Это первые книжки, которые им читают. Сказки любят все, потому что они учат добру, учат видеть в жизни, что хорошо и что плохо, что красиво и некрасиво, что справедливо и умно, а что несправедливо и глупо.

Участникам сегодняшней игры в ходе веселых состязаний предстоит доказать не только то, что все они любят сказки, но и то, что они хорошо их знают.

Викторина наша начинается,

И вы должны нам все представиться.

(Команды придумывают сказочные названия и представляются)

Учитель: Объявляется 1 конкурс «Разминка».

- Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете сказки Пушкина. Ответы вы записываете на листочке и по команде поднимаете листочки. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Вопросы к разминке:

1. Сколько лет прожил старик со старухой у самого синего моря? (33 года.)

2. Сколько раз забрасывал старик невод в синее море? (Три раза.)

3. Как называла в гневе старуха старика? (Дурачина, простофиля)

4. Как звали царевича в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»? (Елисей.)

5. К кому обращался королевич Елисей, чтобы узнать, где находится его невеста? (Солнце, месяц, ветер.)

6.Как звали собаку, которая жила у семи богатырей? (Соколко)

7. Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон)

8. Сколько раз Гвидон отправлялся в царство Салтана и в кого превращался? (Три раза, превращался в комара, муху, шмеля.)

Учитель: Слово жюри о конкурсе "Разминка".

Учитель: Объявляется 2 конкурс: «Сказка ложь, да в ней намек».

- Каждая сказка чему-то учит. Недаром само слово «сказка» произошло от слова «баснь», а басни предполагают мораль. Мораль - это нравоучительный вывод. Догадайтесь, из какой сказки можно извлечь следующие уроки?За каждый правильный ответ - 1 балл. Кто знает ответ, поднимает сигнальную карточку.

- Уходя на рыбалку, будь осторожен в желаниях («Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Будь послушным и не хвались своей возможностью ото всех уйти («Колобок»)

- Будь осторожным и не разговаривай с незнакомцами в лесу («Красная шапочка»)

- Не вся та лягушка, что квакает («Царевна-лягушка»)

- Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. («Репка»)

- О пользе домашнего птицеводства («Курочка Ряба»)

Учитель: Слово жюри о конкурсе «Сказка ложь, да в ней намек».

Учитель: Объявляется 3 конкурс «Угадай сказку»

- По очереди команды отвечают на вопросы.На доске листы с цифрами от 1 до 6. Команды называют цифры. Под каждым номером на обратной стороне строчки из сказки, вам надо отгадать название сказки. За каждый правильный ответ - 1 балл.

1. «Посему повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников!»
Ответ:«Двенадцать месяцев»

2. «Это оказался настоящий тюльпан, но в самой чашечке на зеленом стульчике сидела крошечная девочка. Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом».

Ответ:«Дюймовочка»

3. «Пал Иван к коньку на шею,

Обнимал и целовал.

«Ох, беда, конек! - сказал.-

Царь велит в свою светлицу

Мне достать, слышь, Царь-Девицу.»

Ответ: «Конек-горбунок»

4. «Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из маленькой чашечки»

Ответ:«Три медведя»

5. «А причиной всему были осколки зеркала, что попали ему в глаз и в сердце. Потому-то он насмехался даже над миленькой маленькой девочкой, которая любила его всем сердцем»

Ответ:«Снежная королева»

6. «Когда волк дунул в третий раз, дом разлетелся во все стороны, как будто на него налетел ураган».

Ответ: «Три поросенка»

Учитель: Слово жюри.

Учитель: Объявляется 4 конкурс: «Кроссворд».

- Каждая команда придумывает кроссворд из 5 слов и загадывает команде-сопернице. За каждое угаданное слово - один балл. А пока команды готовятся, проведем игру со зрителями.

Игра со зрителями.

- Вы знаете, что есть сказки народные, а есть сказки авторские. Какие сказки мы называем авторскими?Знаете ли вы авторские сказки? Я вам буду называть сказку, а вы автора этой сказки.

- «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкин

- «Конёк-горбунок» Ершов

- «Сказка о царе Салтане» Пушкин

- «Малахитовая шкатулка» Бажов

- «Сказка о царе и его работнике Балде» Пушкин

- «Малыш и Карлсон» Линдгрен

- «Трое из Простоквашино» Успенский

- «Сказка о семи богатырях …» Пушкин

- «Снежная королева» Андерсен

- «Двенадцать месяцев» Маршак

- «Бременские музыканты» братья Гримм

- «Федорино горе» Чуковский

- «Золушка» Шарль Перро

- «Маугли» Киплинг

- «Приключения Алисы в стране чудес» Кэрролл

- «Винни-Пух и все-все-все» Милн

- «Красная Шапочка» Шарль Перро

- «Дюймовочка» Андерсен

- «Три толстяка» Олеша

Учитель: Молодцы, ребята, сказки вы знаете. А теперь послушаем команды.

(Команды разгадывают кроссворды соперников)

Учитель: слово жюри о конкурсе «Кроссворд».

Учитель: Объявляется 5 конкурс: «Угадай-ка»

- В сказках присутствуют особенности, присущие только этому сюжету или персонажу. Попробуйте по таким особенностям угадать сказку или сказочный персонаж.За каждый правильный ответ - 1 балл.Кто быстрее ответит, поднимает сигнальную карточку.

  • В какой сказке необыкновенных размеров овощ вырос на грядке у старика и старухи («Репка»)

  • Живой, а смерть ему не страшна. О ком речь? (Кощей Бессмертный)

  • В какой сказке говорится про то, как заяц стал бомжом, а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью, и лишь вмешательство третьего лица помогло восстановить справедливость («Заячья избушка»)

  • В какой сказке у красавицы-девицы брат козленок («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

  • Кто первая женщина, взлетевшая в небо на скоростном летающем объекте (Баба-Яга)

  • В какой сказке говорится про криминогенную обстановку в лесном массиве, в частности об опасностях, которым подвергаются несовершеннолетние граждане, отправляющиеся без сопровождения родителей в гости к своим бабушкам («Красная Шапочка»)

  • В этой сказке герой - укротитель дикого животного, путешествующий на нем верхом («Иван-царевич и серый волк»)

  • Стрелок из лука, чья стрела далеко улетает и счастливо судьбу его решает. Кто это? (Иван-царевич)

  • Какой герой в сказке разъезжает на печи (Емеля)

  • В какой сказке говорится о концерте одного оригинального музыкального коллектива, до смерти напугавшего целую шайку разбойников? («Бременские музыканты»)

  • В какой сказке говорится про необычайный брачный союз человека и существа из класса земноводных, повлекший за собой тяжкие испытания для обеих сторон? («Царевна-лягушка»)

  • В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента? («Каша из топора»)

  • В какой сказке говорится о совершенно неизвестном современной медицине способе появления на свет - из ячменного зерна? («Дюймовочка»)

Учитель: слово жюри о конкурсе «Угадай-ка».

Учитель: Объявляется 6 конкурс: «Узнай адресата»

- Друзья, к нам пришла посылка из "Бюро находок". Открыв ее, мы должны назвать того, к кому относится эта вещь. Я вам показываю, как называется вещь, а вы определяете, какому герою она принадлежит. Но эту вещь вы будете вытягивать сами.За каждый правильный ответ - 1 балл.

1. Туфелька

(Золушка)

2. Яблоко

(Чернавка)

3. Сапоги

(Кот в сапогах)

4. Копейки

(Буратино)

6. Иголка

(Кощей Бессмертный)

7. Скорлупка грецкого ореха

(Дюймовочка)

8. Метла

(Баба Яга)

9. Самовар

(Муха- Цокотуха)

10. Пирожки

(Красная шапочка)

Учитель: Слово жюри о конкурсе«Узнай адресата»

Учитель: Молодцы! Мы увидели и убедились, что вы любите и знаете сказки русских и зарубежных писателей. А сейчас жюри подведет итоги викторины.

Заключительное слово: Наша викторина подошла к концу. Я думаю, что после этой викторины интерес к сказкам у вас возрастет.

Команда победителей получает сладкие медали, а проигравшая команда получает утешительные призы.


© 2010-2022