- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Викторина Что за прелесть эти сказки
Викторина Что за прелесть эти сказки
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бойко А.В. |
Дата | 11.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ВИКТОРИНА «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»
(5 классы)
Ф.И.О.: Бойко Анна Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: МКС(К)ОУ С(К)ОШ VII вида №7 г.Мыски
Цель:
развитие познавательного интереса обучающихся, расширение представления о жанре сказки, создание условий для проявления индивидуальности каждого ребенка, выявление творческого и нравственного потенциала.
Задачи:
Обучающие: обобщить знания о сказках, полученные на уроках литературы и внеклассного чтения, при самостоятельной работе с книгой; прививать интерес к чтению художественной литературы; расширять литературный кругозор детей.
Развивающие: развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности.
Воспитательные: воспитывать любовь к родной культуре через русские народные сказки, повышать самооценку детей, совершенствовать навыки работы в коллективе.
Оборудование: книжная выставка, портреты сказочников, иллюстрации к сказкам.
Форма проведения: викторина.
Место проведения: кабинет литературы.
План проведения:
1. Представление команд.
2. Разминка.
3. Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек».
4. Конкурс «Угадай сказку».
5. Конкурс «Кроссворд».
6. Игра со зрителями.
7. Конкурс: «Угадай-ка».
8. Конкурс «Узнай адресата».
9. Подведение итогов.
10. Анализ итогов мероприятия.
Ход мероприятия
Учитель:
Итак, друзья, начнем программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
Никто из нас не вырос без сказок. Сказки - это первое, что рассказывают детям. Это первые книжки, которые им читают. Сказки любят все, потому что они учат добру, учат видеть в жизни, что хорошо и что плохо, что красиво и некрасиво, что справедливо и умно, а что несправедливо и глупо.
Участникам сегодняшней игры в ходе веселых состязаний предстоит доказать не только то, что все они любят сказки, но и то, что они хорошо их знают.
Викторина наша начинается,
И вы должны нам все представиться.
(Команды придумывают сказочные названия и представляются)
Учитель: Объявляется 1 конкурс «Разминка».
- Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете сказки Пушкина. Ответы вы записываете на листочке и по команде поднимаете листочки. За каждый правильный ответ - 1 балл.
Вопросы к разминке:
1. Сколько лет прожил старик со старухой у самого синего моря? (33 года.)
2. Сколько раз забрасывал старик невод в синее море? (Три раза.)
3. Как называла в гневе старуха старика? (Дурачина, простофиля)
4. Как звали царевича в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»? (Елисей.)
5. К кому обращался королевич Елисей, чтобы узнать, где находится его невеста? (Солнце, месяц, ветер.)
6.Как звали собаку, которая жила у семи богатырей? (Соколко)
7. Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон)
8. Сколько раз Гвидон отправлялся в царство Салтана и в кого превращался? (Три раза, превращался в комара, муху, шмеля.)
Учитель: Слово жюри о конкурсе "Разминка".
Учитель: Объявляется 2 конкурс: «Сказка ложь, да в ней намек».
- Каждая сказка чему-то учит. Недаром само слово «сказка» произошло от слова «баснь», а басни предполагают мораль. Мораль - это нравоучительный вывод. Догадайтесь, из какой сказки можно извлечь следующие уроки?За каждый правильный ответ - 1 балл. Кто знает ответ, поднимает сигнальную карточку.
- Уходя на рыбалку, будь осторожен в желаниях («Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Будь послушным и не хвались своей возможностью ото всех уйти («Колобок»)
- Будь осторожным и не разговаривай с незнакомцами в лесу («Красная шапочка»)
- Не вся та лягушка, что квакает («Царевна-лягушка»)
- Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. («Репка»)
- О пользе домашнего птицеводства («Курочка Ряба»)
Учитель: Слово жюри о конкурсе «Сказка ложь, да в ней намек».
Учитель: Объявляется 3 конкурс «Угадай сказку»
- По очереди команды отвечают на вопросы.На доске листы с цифрами от 1 до 6. Команды называют цифры. Под каждым номером на обратной стороне строчки из сказки, вам надо отгадать название сказки. За каждый правильный ответ - 1 балл.
1. «Посему повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников!»
Ответ:«Двенадцать месяцев»
2. «Это оказался настоящий тюльпан, но в самой чашечке на зеленом стульчике сидела крошечная девочка. Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом».
Ответ:«Дюймовочка»
3. «Пал Иван к коньку на шею,
Обнимал и целовал.
«Ох, беда, конек! - сказал.-
Царь велит в свою светлицу
Мне достать, слышь, Царь-Девицу.»
Ответ: «Конек-горбунок»
4. «Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из маленькой чашечки»
Ответ:«Три медведя»
5. «А причиной всему были осколки зеркала, что попали ему в глаз и в сердце. Потому-то он насмехался даже над миленькой маленькой девочкой, которая любила его всем сердцем»
Ответ:«Снежная королева»
6. «Когда волк дунул в третий раз, дом разлетелся во все стороны, как будто на него налетел ураган».
Ответ: «Три поросенка»
Учитель: Слово жюри.
Учитель: Объявляется 4 конкурс: «Кроссворд».
- Каждая команда придумывает кроссворд из 5 слов и загадывает команде-сопернице. За каждое угаданное слово - один балл. А пока команды готовятся, проведем игру со зрителями.
Игра со зрителями.
- Вы знаете, что есть сказки народные, а есть сказки авторские. Какие сказки мы называем авторскими?Знаете ли вы авторские сказки? Я вам буду называть сказку, а вы автора этой сказки.
- «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкин
- «Конёк-горбунок» Ершов
- «Сказка о царе Салтане» Пушкин
- «Малахитовая шкатулка» Бажов
- «Сказка о царе и его работнике Балде» Пушкин
- «Малыш и Карлсон» Линдгрен
- «Трое из Простоквашино» Успенский
- «Сказка о семи богатырях …» Пушкин
- «Снежная королева» Андерсен
- «Двенадцать месяцев» Маршак
- «Бременские музыканты» братья Гримм
- «Федорино горе» Чуковский
- «Золушка» Шарль Перро
- «Маугли» Киплинг
- «Приключения Алисы в стране чудес» Кэрролл
- «Винни-Пух и все-все-все» Милн
- «Красная Шапочка» Шарль Перро
- «Дюймовочка» Андерсен
- «Три толстяка» Олеша
Учитель: Молодцы, ребята, сказки вы знаете. А теперь послушаем команды.
(Команды разгадывают кроссворды соперников)
Учитель: слово жюри о конкурсе «Кроссворд».
Учитель: Объявляется 5 конкурс: «Угадай-ка»
- В сказках присутствуют особенности, присущие только этому сюжету или персонажу. Попробуйте по таким особенностям угадать сказку или сказочный персонаж.За каждый правильный ответ - 1 балл.Кто быстрее ответит, поднимает сигнальную карточку.
-
В какой сказке необыкновенных размеров овощ вырос на грядке у старика и старухи («Репка»)
-
Живой, а смерть ему не страшна. О ком речь? (Кощей Бессмертный)
-
В какой сказке говорится про то, как заяц стал бомжом, а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью, и лишь вмешательство третьего лица помогло восстановить справедливость («Заячья избушка»)
-
В какой сказке у красавицы-девицы брат козленок («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
-
Кто первая женщина, взлетевшая в небо на скоростном летающем объекте (Баба-Яга)
-
В какой сказке говорится про криминогенную обстановку в лесном массиве, в частности об опасностях, которым подвергаются несовершеннолетние граждане, отправляющиеся без сопровождения родителей в гости к своим бабушкам («Красная Шапочка»)
-
В этой сказке герой - укротитель дикого животного, путешествующий на нем верхом («Иван-царевич и серый волк»)
-
Стрелок из лука, чья стрела далеко улетает и счастливо судьбу его решает. Кто это? (Иван-царевич)
-
Какой герой в сказке разъезжает на печи (Емеля)
-
В какой сказке говорится о концерте одного оригинального музыкального коллектива, до смерти напугавшего целую шайку разбойников? («Бременские музыканты»)
-
В какой сказке говорится про необычайный брачный союз человека и существа из класса земноводных, повлекший за собой тяжкие испытания для обеих сторон? («Царевна-лягушка»)
-
В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента? («Каша из топора»)
-
В какой сказке говорится о совершенно неизвестном современной медицине способе появления на свет - из ячменного зерна? («Дюймовочка»)
Учитель: слово жюри о конкурсе «Угадай-ка».
Учитель: Объявляется 6 конкурс: «Узнай адресата»
- Друзья, к нам пришла посылка из "Бюро находок". Открыв ее, мы должны назвать того, к кому относится эта вещь. Я вам показываю, как называется вещь, а вы определяете, какому герою она принадлежит. Но эту вещь вы будете вытягивать сами.За каждый правильный ответ - 1 балл.
1. Туфелька
(Золушка)
2. Яблоко
(Чернавка)
3. Сапоги
(Кот в сапогах)
4. Копейки
(Буратино)
6. Иголка
(Кощей Бессмертный)
7. Скорлупка грецкого ореха
(Дюймовочка)
8. Метла
(Баба Яга)
9. Самовар
(Муха- Цокотуха)
10. Пирожки
(Красная шапочка)
Учитель: Слово жюри о конкурсе«Узнай адресата»
Учитель: Молодцы! Мы увидели и убедились, что вы любите и знаете сказки русских и зарубежных писателей. А сейчас жюри подведет итоги викторины.
Заключительное слово: Наша викторина подошла к концу. Я думаю, что после этой викторины интерес к сказкам у вас возрастет.
Команда победителей получает сладкие медали, а проигравшая команда получает утешительные призы.