- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка по теме
Конспект урока русского языка по теме
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Малинкина Р.Н. |
Дата | 28.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Антонимы.
Цели урока: сформировать понятие об антонимах; формировать умения распознавать
антонимы, синонимы, омонимы; развивать посредством наблюдений умение
сопоставлять, выделять существенное, общее, делать обобщающие выводы;
прививать интерес к изучению русского языка; обогащать словарный запас
учащихся; воспитывать культуру устной и письменной речи
Оборудование:
-
Рисунки с изображением грустного лица и весёлого, карандаш длинный и короткий, листы бумаги (А4 и 1/3 листа формата А4)
-
Яблоко
-
Заготовки листочков для построения диаграммы.
Ход урока.
I. Оргмомент. Логопедическая минутка.
II. Повторение.
-
Написать к слову синонимы
Храбрый - бесстрашный, мужественный, смелый, отважный.
Страшиться - бояться, трусить, дрожать от страха, робеть.
III. Работа по теме.
-
Слово учителя.
Давайте сочинять стихи! Вам нужно добавить только одно слово, когда я остановлюсь..
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь: (низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь: (близко).
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь: (пол).
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты: (нашел).
Вот такую игру подарил нам Б. Заходер. Но это не просто игра в умение сочинять стихи, искать к словам рифмы, а вступление в новую тему нашего урока, на котором мы познакомимся еще с одним средством выразительности нашей речи.
-
Объявление цели урока.
-
Запишем слова. (Учащийся записывает на доске).
Высоко - низко, далеко - близко, пол - потолок.
- Как соотносятся слова в парах? (Как противопоставление признаков и понятий)
Называются слова с противоположным смыслом антонимами.
Приставка АНТИ- (с греч.) против.
-
Работа с учебником. П.68 с. 140-141
- Для чего нужны антонимы?
(Чтобы противопоставлять предметы, их признаки и употребляются для большей
выразительности речи).
5. Тренировочные упражнения.
Прочитайте, записанные столбики слов на доске. По какому признаку объединены эти слова?
Температура Цвет Размер
Зной - … белый - … короткий -
Горячий - … яркий - … высокий -
Нагреть - … бледный - … широкий -
- Подберите и запишите к ним слова с противоположным значением.
- Слова, каких частей речи встретились в первом столбике?
Как видите, антонимами могут быть и существительные, и прилагательные, и глаголы.
6. Упр. 359 с.141.
Физкультминутка.
7. Ребята, а что у меня в руках? (Яблоко)
Послушайте стихотворение. В этом стихотворении яблоко стало предметом спора. О чём спорят герои этого произведения? Найдите в нём слова с противоположным значением.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только Конь сказал,
Что низко.
А мышонок -
Высоко.
Воробей сказал,
Что близко,
А улитка - далеко.
А Телёнок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А Цыплёнок - тем, что очень
Велико и тяжело.
А котёнку всё равно:
Кислое - зачем оно?
- Что вы!
Шепчет червячок,-
Сладкий у него бочок. (Г. Сапгир)
- Как говорили о яблоке герои стихотворения? Почему каждый из них сказал о яблоке по-своему? Можно ли к слову яблоко подобрать антоним? Какой вывод можно сделать из этого?
(Значит, не все слова русского языка имеют сова с противоположным значением)
8. Запишем пословицу. Сколько в ней антонимических пар?
Ученье - свет, а неученье - тьма. Синтаксический разбор предложения. Объяснить знаки препинания.
9. Занимательная информация.
У меня сегодня для вас есть ещё интересный научный материал.
Знаете ли вы, что самая большая в мире книга находится в Америке? Её высота три метра, толщина - один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.
Самая маленькая русская книга - это сборник басен И. А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки.
Самый длинный алфавит в мире у абазинцев - народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите - 71 буква.
Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.
10. Проверочная работа. Построение диаграммы.
омонимы
синонимы
антонимы
Читаю пары слов, словосочетаний. Задача ребят: определить, в каких парах какие группы слов.
1. Скосил траву - скосил глаза.
2. Косяк лошадей - косяк двери.
3. Бегемот - гиппопотам.
4. Лёгкая задача - трудная задача.
5. Алфавит - азбука.
6. Старая квартира - новая квартира.
7. Тёплая печь - печь пироги.
8. Метель - пурга.
9. Глухой голос - звонкий голос.
10. Свободное место - занятое место.
IV. Рефлексия.
- Вот мы и познакомились с новыми словами - антонимами. Что же такое антонимы?
- Где мы с ними встречаемся?
(На уроках математики. Они имеются в загадках, пословицах, поговорках, некоторых рассказах и стихотворениях, в народных сказках)
Дома: п. 68, упр. 360 с.141