Конспект урока русского языка по теме

Тема: Антонимы. Цели урока:  сформировать понятие об антонимах;формировать умения распознавать антонимы, синонимы, омонимы;  развивать посредством наблюдений умениесопоставлять, выделять существенное, общее, делать обобщающие выводы; прививать интерес к изучению русского языка; обогащать словарный запас  учащихся; воспитывать культуру устной и письменной речи. Оборудование: ·         Рисунки с изображением грустного лица и весёлого, карандаш длинный и  короткий, листы  бумаги  (А4 и  1/3 листа  ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Антонимы.

Цели урока: сформировать понятие об антонимах; формировать умения распознавать

антонимы, синонимы, омонимы; развивать посредством наблюдений умение

сопоставлять, выделять существенное, общее, делать обобщающие выводы;

прививать интерес к изучению русского языка; обогащать словарный запас

учащихся; воспитывать культуру устной и письменной речи

Оборудование:

  • Рисунки с изображением грустного лица и весёлого, карандаш длинный и короткий, листы бумаги (А4 и 1/3 листа формата А4)

  • Яблоко

  • Заготовки листочков для построения диаграммы.

Ход урока.

I. Оргмомент. Логопедическая минутка.

II. Повторение.

  1. Написать к слову синонимы

Храбрый - бесстрашный, мужественный, смелый, отважный.

Страшиться - бояться, трусить, дрожать от страха, робеть.

III. Работа по теме.


  1. Слово учителя.

Давайте сочинять стихи! Вам нужно добавить только одно слово, когда я остановлюсь..

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь: (низко).

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь: (близко).

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь: (пол).

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты: (нашел).

Вот такую игру подарил нам Б. Заходер. Но это не просто игра в умение сочинять стихи, искать к словам рифмы, а вступление в новую тему нашего урока, на котором мы познакомимся еще с одним средством выразительности нашей речи.


  1. Объявление цели урока.


  1. Запишем слова. (Учащийся записывает на доске).

Высоко - низко, далеко - близко, пол - потолок.

- Как соотносятся слова в парах? (Как противопоставление признаков и понятий)

Называются слова с противоположным смыслом антонимами.

Приставка АНТИ- (с греч.) против.


  1. Работа с учебником. П.68 с. 140-141

- Для чего нужны антонимы?

(Чтобы противопоставлять предметы, их признаки и употребляются для большей

выразительности речи).

5. Тренировочные упражнения.

Прочитайте, записанные столбики слов на доске. По какому признаку объединены эти слова?

Температура Цвет Размер

Зной - … белый - … короткий -

Горячий - … яркий - … высокий -

Нагреть - … бледный - … широкий -

- Подберите и запишите к ним слова с противоположным значением.

- Слова, каких частей речи встретились в первом столбике?

Как видите, антонимами могут быть и существительные, и прилагательные, и глаголы.

6. Упр. 359 с.141.

Физкультминутка.

7. Ребята, а что у меня в руках? (Яблоко)

Послушайте стихотворение. В этом стихотворении яблоко стало предметом спора. О чём спорят герои этого произведения? Найдите в нём слова с противоположным значением.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто

Яблоко

Висело.

Только Конь сказал,

Что низко.

А мышонок -

Высоко.

Воробей сказал,

Что близко,

А улитка - далеко.

А Телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыплёнок - тем, что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно:

Кислое - зачем оно?

- Что вы!

Шепчет червячок,-

Сладкий у него бочок. (Г. Сапгир)

- Как говорили о яблоке герои стихотворения? Почему каждый из них сказал о яблоке по-своему? Можно ли к слову яблоко подобрать антоним? Какой вывод можно сделать из этого?

(Значит, не все слова русского языка имеют сова с противоположным значением)

8. Запишем пословицу. Сколько в ней антонимических пар?

Ученье - свет, а неученье - тьма. Синтаксический разбор предложения. Объяснить знаки препинания.

9. Занимательная информация.

У меня сегодня для вас есть ещё интересный научный материал.

Знаете ли вы, что самая большая в мире книга находится в Америке? Её высота три метра, толщина - один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.

Самая маленькая русская книга - это сборник басен И. А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки.

Самый длинный алфавит в мире у абазинцев - народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите - 71 буква.

Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.

10. Проверочная работа. Построение диаграммы.

омонимы

синонимы

антонимы










Читаю пары слов, словосочетаний. Задача ребят: определить, в каких парах какие группы слов.

1. Скосил траву - скосил глаза.

2. Косяк лошадей - косяк двери.

3. Бегемот - гиппопотам.

4. Лёгкая задача - трудная задача.

5. Алфавит - азбука.

6. Старая квартира - новая квартира.

7. Тёплая печь - печь пироги.

8. Метель - пурга.

9. Глухой голос - звонкий голос.

10. Свободное место - занятое место.

IV. Рефлексия.

- Вот мы и познакомились с новыми словами - антонимами. Что же такое антонимы?

- Где мы с ними встречаемся?

(На уроках математики. Они имеются в загадках, пословицах, поговорках, некоторых рассказах и стихотворениях, в народных сказках)

Дома: п. 68, упр. 360 с.141

© 2010-2022