Рабочая программа по русскому языку (профильный уровень) 10-11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5


РАССМОТРЕНО:

Заседание МО учителей русского

языка и литературы

Протокол №10 от28.05.2015г
Руководитель МО:

_________/Григорьева Л.Н./

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

__________/Скудина К.А./

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МБОУ СОШ №5

____________/Е.Н.Подбуцкая/

Приказ № 223

от 06.07.2015г

Рабочая программа

по русскому языку

10 -11 класс

(профильный уровень)

Разработал:

Чурикова Т.М.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №5


2015-2017гг

г.Урай

Пояснительная записка


Обоснование актуальности курса

Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в том, что на профильном уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Данная рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей.

Воспитательные возможности курса

Курс русского языка 10-11 классов направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению родному языку:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью.


Цели и задачи курса.

Основные цели курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе.

Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

• расширить знания о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщить через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; содействовать пониманию роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;

• овладеть основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• формировать активные навыки нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность; навыки чтения, аудирования, говорения и письма;

• приобрести опыт анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владения разными способами информационной переработки текста;

• расширить круг используемых языковых и речевых средств; формировать умения активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;

• развить языковой вкус, потребность в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения;

освоить знания о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

овладеть умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применять полученные знания и умения в собственной речевой практике; повысить уровень речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Нормативные документы и примерные программы, лежащие в основе курса

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии со следующими нормативными и учебно-методическими документами:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Уставом общеобразовательного учреждения;

  • Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования (русский язык);

  • Примерной программой по русскому языку (Власенков А.И., 10-11 классы).


4) Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.



Особенности контингента учащихся.


В центре психологического развития старшего школьника стоит профессиональное самоопределение. Принципиальное отличие позиции старшего школьника в том, что он обращен в будущее и все настоящее выступает для него в свете основной направленности его личности.

Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение становится тем эмоциональным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся деятельность, все интересы.

Изменяется отношение к школе - оно становится прагматичным. Несмотря на сохраняющуюся привязанность к своей школе, старшеклассники готовы даже поменять место учебы, если там будут лучшие условия подготовки к будущей профессиональной деятельности. Юношеский возраст характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции. Ведущая деятельность- познавательная. В старшем школьном возрасте связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной и прочной. Проявляется большая избирательность к учебным предметам и одновременно - интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности.

Изменяется отношение и к отметке. Отметка, основной побуждающий мотив учения, имеющий решающее значение вплоть до подросткового возраста, теперь утрачивает свою побудительную силу - старший школьник перестает учиться "за отметку", ему важны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее. Возникает потребность разобраться в себе и окружающем мире, найти смысл происходящего и собственного существования. Поэтому учащиеся этого возраста редко слушают учителя равнодушно. Они либо вообще перестают слушать, если неинтересно, либо слушают эмоционально, напряженно. Таким образом, в старших классах мышление учащихся приобретает личностный эмоциональный характер, повышается интерес к художественной и философской литературе.

Основные характеристики формирования личности подростка юношеского возраста:

  • для старших подростков характерно формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание их деятельности, сферу его общения, избирательность отношений к людям, оценку этих людей;

  • развитие новой формы самосознания - возникновение у подростков представлений и мыслей о свойствах собственной личности и ее оценки;

  • формируется более дифференцированная социальная ориентация и социальная перцепция. У подростков дружеские отношения формируют чуткость, отзывчивость, сопереживание, сочувствие, проникновение во внутренний мир друга. При отсутствии положительного опыта формируются отрицательные качества;

  • формируются волевые качества личности, идет становление характера;

  • развиваются деловые качества личности, организационные способности;

  • развиваются познавательные и творческие интересы. Подростки придают большое значение самостоятельности в учебе, проявляют инициативу в учебных делах. В этом возрасте появляются новые мотивы учения, которые связаны с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющихся заниматься интересным делом, самостоятельным творческим трудом.



Основные аспекты развития познавательных процессов у подростков:

  • достижение познавательными процессами высшего уровня их развития (произвольности и речевой опосредованности);

  • формирование основ научного мировоззрения;

  • становление теоретического интеллекта;

  • совершенствование практического мышления;

  • профессионализация трудовых умений и навыков;

  • развитие общих и специальных способностей.

Условия реализации программы


Преподавание данного курса ведется с использованием следующих педагогических технологий и методов обучения: ИКТ, метод проблемного обучения, проектный метод обучения, личностно - ориентированные технологии, опережающее обучение. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения русского языка на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, в том числе: в X и XI классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Данная программа предусматривает расширение изучаемого материала за счет часов школьного компонента в профильных классах (группах) до 210 часов, то есть по 3 часа в неделю, по 105 часов в год (для творческого уровня усвоения программы).

Основная форма образовательного процесса предусматривает применение следующих технологий обучения: традиционную классно-урочную, игровую, элементы проблемного обучения, технологии уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, ИКТ, технологию критического мышления, проектную деятельность. Среди методов обучения преобладают репродуктивно-продуктивные, объяснительно-иллюстративные. Занятия представляют собой преимущественно комбинированный тип урока.

Данная рабочая программа позволяет организовать учебный процесс с использованием современных педагогических технологий (в том числе дистанционных образовательных технологий, музейное образование и др.). Реализация рабочей программы допускает сочетание различных форм обучения. Возможна организация обучения по индивидуальным учебным планам.


Данная рабочая программа позволяет организовать учебный процесс с использованием современных педагогических технологий (в том числе дистанционных образовательных технологий, музейное образование и др.). Реализация рабочей программы допускает сочетание различных форм обучения. Возможна организация обучения по индивидуальным учебным планам.

Календарно - тематический план

ПРИМЕЧАНИЕ: Календарно-тематические планы для отдельных классов (групп) и графики контрольно-обобщающих уроков прилагаются.



Содержание учебной программы


Раздел

Кол- во часов

10 класс

1

Введение

2

2

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

8

3

Лексика

14

4

Фразеология

5

5

Состав слова (морфемика) и словообразование

5

6

Морфология и орфография

23

7

Синтаксис и пунктуация

13

8

Общие сведения о языке

8

9

Текст, его строение

16

10

Стили речи

9

11

Повторение

2


Всего:

105


11 класс

1

Введение

4

2

Синтаксис. Пунктуация. Синтаксические нормы

60

3

Культура речи

5

4

Стили речи

27

5

Повторение

9


Всего:

105

10 класс

Введение - 2 часа.

Музейный урок. Язык и история народа. Входной тест за курс

Фонетика, орфоэпия, орфография (8 часов).

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретённых учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное искусство.

Изобразительные средства фонетики русского языка.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

Фонетический разбор. Контрольный диктант по теме «Фонетика.

Лексика (14 часов).

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, омоформы, омофоны, омографы, синонимы, антонимы. Лексическая и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексические и фразеологические словари. Русская лексика с точки зрения её происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы её употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. Уроки развития речи (сочинение-рассуждение).

Фразеология (5 часов)

Русская фразеология. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Фразеологические обороты русского и иностранного происхождения. Лексические и фразеологические словари.

Лексико-фразеологический разбор. Проверка знаний по разделу «Лексика и фразеология».

Морфемика и словообразование (5 часов).

Обобщающее повторение ранее изученного. Основные способы словообразования. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор и разбор по составу.

Морфология и орфография (23 часа)

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

Морфологический разбор частей речи.

Правописание Н и НН в суффиксах всех частей речи. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Мягкий знак на конце слов после шипящих.

Синтаксис и пунктуация (13 часов).

Обобщение и повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном обращении. Авторское употребление знаков препинания.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложений с прямой речью. Уроки развития речи (сочинение-рассуждение).

Общие сведения о языке (8 часов).

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского народа: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в ХУ - ХУ11 вв.; период выработки норм русского национального языка. Земное и духовное начало в языке. Культура речи. Нормы языка. Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Текст. Его строение (16 часов).

Текст, его строение и виды его преобразования. Основные способы сокращения текста. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста. Абзац. Музейный урок. Типы речи и их особенности. Повествование, описание. Рассуждение. Виды сокращений текста. План. Тезисы. Выписки. Конспект. Тематический конспект. Реферат. Аннотация.

Рецензия. Уроки развития речи (сочинение-рассуждение).

Функциональные стили речи (9 часов).

Разговорный и литературный язык.

Научный стиль речи.

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Использование учащимися средств научного стиля.

Официально-деловой стиль. Общая характеристика. Протокол. Акт.

Публицистический стиль. Общая характеристика.

Художественный стиль. Общая характеристика.

Повторение (2часа).

11 класс


Введение в науку о языке. (4 часа)

Вводный урок о русском языке. Лингвистика как наука о языке.

Основные проблемы современной лингвистики.

Активные процессы в современном русском языке.

Нормы современного русского литературного языка.

Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы (60 часов)

Повторение изученного в 10 классе. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Сложное предложение как целостная синтаксическая структура, его виды. Сложносочинённые предложения. Бессоюзное сложное предложение. Виды бессоюзных предложений. Сложноподчинённые предложения. Текст как речевое произведение. Синтаксис текста, целостность и связность. Особенности синтаксиса научного и художественного текста. Синтаксическая стилистика и художественные возможности синтаксиса. Пунктуация как система правил постановки знаков препинания. Практикум по пунктуации в простом предложении. Практикум по пунктуации в сложном предложении. Знаки препинания в связном тексте . Трудные случаи пунктуации.

Стилистика (27 часов)

Стилистика: предмет, основные категории и разделы стилистики. Стилистические фигуры как синтаксические построения. Публицистический стиль и его особенности. Средства эмоциональной выразительности, используемые в публицистическом тексте. Жанры публицистики. Очерк. Эссе. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк. Устные выступления. Доклад. Дискуссия. Художественный стиль. Виды тропов и стилистических фигур. Написание сочинения в публицистическом и художественном стиле. Разговорный стиль. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, публицистической и научной сфере общения. Официально-деловой стиль. Сферы его использования. Назначение. Жанры официально-делового стиля. Канцелярско-административный, законодательный и дипломатический подстили. Научный стиль, его особенности. Способ изложения как способ доказательства. Объективность изложения мысли. Абстрагирование.

Культура речи (5 часов)

Совершенствование навыков речевой деятельности. Речевые жанры. Жанры письменных высказываний. Жанры устных высказываний. Культура речевого общения. Информационная переработка текстов различных стилей и жанров. Научный стиль речи. Конспект. Тематический конспект. Реферат. Публицистический стиль. Формирование культуры публичной речи. Композиция, выбор языковых средств. Композиция, выбор языковых средств. Очерк. Эссе.

Культура работы с текстами. Формирование культуры публичной речи. Композиция, выбор языковых средств. Устное выступление. Речевые коммуникации в деловых переговорах.

Формирование культуры публичной речи. Композиция, выбор языковых средств. Дискуссия.

Ораторская речь. Аспекты полемики. Язык как первоэлемент художественной литературы.

Вид тропов и стилистических фигур. Анализ художественного текста лирического произведения.

Индивидуально-языковой стиль писателя: своеобразие лексики, синтаксиса, ритмов, интонаций.

Стилистический анализ текста. Комплексный анализ текста. РР Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту.

Повторение (9 часов).

Всего 105 часов.






















Учебно-методический комплекс


Класс

Учебная программа

Учебники

Дидактические материалы

Методические материалы

10

Рабочая программа по русскому языку 10-11 классы. Базовый уровень. 2014г

(Приказ Мин.обр. и науки РФ от 31.03 2014г. № 253

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык (базовый и профильный уровни)

10-11 класс. Просвещение, 2012, 2013. - Рекомендован Минобрнауки РФ

Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 20013.

Русский язык (А.Ю.Бисеров, Н.В.Соколова) М.: АСТ: Астрель, 2013.

Поурочные планы по учебнику А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили.10-11классы. Волгоград: Учитель, 2012.


Класс

Учебная программа

Учебники

Дидактические материалы

Методические материалы

11

Рабочая программа по русскому языку 10-11 классы. Профильный уровень. 2014г

Приказ Мин.обр. и науки РФ от 31.03 2014г. № 253

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык (базовый и профильный уровни)

10-11 класс. Просвещение, 2012, 2013. - Рекомендован Минобрнауки РФ

Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2013: Русский язык (А.Ю.Бисеров, Н.В.Соколова) М.: АСТ: Астрель, 2012.

Поурочные планы по учебнику А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили.10-11классы.Волгоград: Учитель, 2012.

График проведения контрольных работ

ПРИМЕЧАНИЕ: Календарно-тематический план для отдельных классов(групп) и графики контрольно-обобщающих уроков прилагаются


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения русского языка ученик должен

знать

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

- создавать тексты различных стилей и жанров;

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, - находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

  • учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

  • учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

  • учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

Преобладающей формой текущего контроля выступает

- письменный опрос:

  • диктант,

  • сочинение,

  • изложение,

  • самостоятельные и контрольные работы,

  • тестирование в форме ГИА,

  • подготовка рефератов,

  • развивающие тестовые задания,

  • тест достижений

- устный опрос:

  • собеседование,

  • защита проектов,

  • зачёт,

  • деловые игры,

  • опрос с помощью контролирующих устройств.


Нормы оценок по русскому языку.

Оценка диктантов.

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) В переносе слов;

2) На правила, которые не включены в школьную программу;

3) На еще не изученные правила;

4) В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) В исключениях из правил;

2) В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) В написании ы и и после приставок;

6) В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

7) В собственных именах нерусского происхождения;

8) В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка обучающих работ.

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

НОРМЫ И ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ.

Ниже приводится фрагмент единственного нормативного документа, определяющего критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, уровень владения которыми выявляется в письменных работах выпускников основной школы. (Документ в полном виде опубликован в сборнике "Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы". - М., 2001.)

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ.

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.


Список литературы

Дополнительная литература для учителя:

1. Любичева, Е.В., Болдырёва, Л.И. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития/ Е.В.Любичева, Л.И.Болдырёва, - С-Петербург «Паритет», 2011

2. Сивокозова, Т.В. Система подготовки к ЕГЭ. Работа с текстом. Упражнения повышенной сложности/ Т.В.Ссивокозова, - Волгоград: Учитель, 2012.

3 Махницкая, Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе: пособие для подготовки к экзаменам/ Е.Ю. Махницкая, - Ростов н/Д: «Феникс», 2012.

4. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2011.

5 Амбушева, Т.М. и др. Русский язык. 10-11 классы: исследовательские работы/ Т.М. Амбушева и др., - Волгоград: Учитель, 2011.

11. Бисеров, А.Ю. ЕГЭ - 2011: русский язык: самые новые задания/ А.Ю. Бисеров, - ФИПИ, 2010

6 Цветкова, Г.В. Русский язык. 6 -11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г.В.Цветкова, - Волгоград: Учитель, 2011.

7 Касперская, О.В. Русский язык. 5 -11 классы. Анализ художественного текста: разработки уроков, опорные конспекты/ О.В.Касперская, - Волгоград: Учитель, 2012.

Пособия для учащихся:

1.Сенина, Н.А. Русский язык. ЕГЭ - 2012 Вступительные испытания: учебно-методическое пособие / Н.А.Сенина, - Ростов н/Д: «Легион», 2011

2 Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс/ А.Б. Малюшкин, - М.: «ТЦ Сфера», 2011

3 Петрова, В.В. Русский язык. Выполнение заданий части 2 (В): учебно-методическое пособие/ В.В. Петрова, - М.: «Экзамен», 2013.

4 Егораева, Г.Т. Русский язык. Выполнение заданий части 3 (С): учебно-методическое пособие/ Г.Т. Егораева, - М.: «Экзамен», 2013.

5 Загоровская, О.В. Готовимся к ЕГЭ. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Ч. С/ О.В. Загоровская, - М.: Просвещение, 2013.

6 Нефёдова, И.Ю. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Языковые нормы»/ И.Ю.Нефёдова, - М.: АСТ: Астрель, 2013.

7 Баронова, М.М. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Морфемика» и «Словообразование»/ М.М.Баронова, - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012.

8 Кулюкина, Л.А. Практикум по русскому языку для подготовки к ЕГЭ. «Словосочетание», «Простое предложение», «Сложное предложение», «Способы передачи чужой речи»: 10-11 кл. /Л.А.Кулюкина, - М.: АСТ: Астрель, 2011.

9 Егораева, Г.Т. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания./ Г.Т. Егораева, - М.: «Экзамен», 2013.

Справочная литература

2. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник. Под ред. Н.С.Валгиной. Изд.6-е, перераб. и доп./ Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина, - М.: «Логос», 2012.

3. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание/ В.И.Даль, - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ».

4. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка/ Т.Ф.Ефремова, - М.: Русский язык.

6. Махницкая, Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе: пособие для подготовки к экзаменам/ Е.Ю. Махницкая, - Ростов н/Д: «Феникс», 2012.

6. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь, - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2011.

7. Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. - 2-е изд., перераб./ А.Н.Тихонов, - М.: «Просвещение».

8. Универсальный словарь по русскому языку, - СПб.: ИГ «Весь», 2009

9. Шанский, Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Под ред. чл.-кор. АН СССР С.Г.Бархударова Изд. 3-е, испр. и доп./ Н.М.Шанский, - М.: «Просвещение».

Мультимедийные пособия

1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов

2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов

3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

4. Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

5. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

6. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс

7. Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5-6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий

8. Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 - 11 классы

Интернет-ресурсы

1. Культура письменной речи gramma.ru

2. Имена.org - популярно об именах и фамилиях imena.org

3. Крылатые слова и выражения slova.ndo.ru

4. Мир слова русского rusword.org

5. Рукописные памятники Древней Руси lrc-lib.ru

6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет - учебник philol.msu.ru/rus/galva-1/

7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты character.webzone.ru

8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку svetozar.ru

9. Электронные пособия по русскому языку для школьников learning-russian.gramota.ru

10. rusolimp.kopeisk.ru/

11. svetozar.ru/


22


© 2010-2022