А. И. Солженицын Судьба, принесённая в жертву (по рассказу Матрёнин двор)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 11 класс

Тема: «Судьба, принесённая в жертву».

( по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»).

Цели урока:

*Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Солженицына;

*На материале рассказа «Матрёнин двор» подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном обществе;

*Вовлечь учащихся в размышления о непреходящих человеческих ценностях.

Оборудование: портрет А.И.Солженицына, выставка книг.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Актуализация, постановка целей.

Рассказ «Матрёнин двор» - одно из интереснейших произведений А.И. Солженицына. Главная героиня - простая труженица Матрёна. С одной стороны, её можно рассматривать как жертву власти и алчности людей. Но с другой, - жалкой и несчастной её не назовёшь. Так кто же она - Матрёна - жертва или святая?

  1. Реализация индивидуальных домашних заданий.

Рассказы учащихся о жизни А.И. Солженицына, о создании лагерной прозы, о страшной болезни писателя, о годах забвения и о возвращении на Родину. Последние годы жизни писателя.

  1. Работа по теме урока. Беседа.

  1. Кто же такая Матрёна Васильевна? Обратите внимание на живность, которая окружает её. Почему нет поросёнка, куриц, овец?

  2. Что объединяет Матрёну Васильевну и рассказчика? ( Деликатность, сострадание, сочувствие к людям).

  3. Почему Матрёна ворует? Как получилось, что человек, всю жизнь проработавший в колхозе, не получает ни рубля? Может, она плохо работала? (Ответ подтвердите выдержкой из текста).

  4. Что имел в виду автор, говоря: «У тех людей всегда лица хорошие,- что в ладах с совестью своей».

  5. Матрёна всю жизнь любила Фаддея. А как Фаддей относился к Матрёне? Докажите, что жизнь и смерть её оказались неразрывно связаны с этим человеком, таким близким и таким бесконечно чужим? (В рассказе нет явной антитезы. Но мы видим насколько разные Матрёна и Фаддей. 10 лет воспитывала Матрёна «кровиночку Фаддея». Сама и замуж выдала. Ей же отдаёт горницу. Однако, когда случается трагедия - погибает Матрёна, сын Фаддея и тракторист - и люди потрясены этим, Фаддей поглощён лишь стремлением спасти брошенные брёвна.)

  6. Солженицын подмечает, что никогда не видел, чтобы Матрёна молилась. Но все поступки её несут отсвет набожности. Почему же она так раздражает окружающих?

  7. Кто виноват в судьбе Матрёны? Сама она, люди или власть?

IV. Творческая письменная работа.

- Солженицын заканчивает своё произведение словами: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Что мы теряем с уходом таких людей?

(...Вот и ушёл человек из жизни. Человек тихий, скромный. Не причинявший никогда и никому боли, всегда готовый откликнуться на чужую беду, протянуть руку помощи.

Как она была добра к людям! Учителю варила картошку покрупнее, ведь он работает, ему нужнее. Урожай пора убирать - пришла и помогла. Нужна стала горница - берите. Слова против не сказала.

… Когда такой человек рядом, никогда не думаешь, что его может не стать. Не понимаешь, что это вот оно, счастье. Счастье - в человеке, который любит и жалеет просто так, по велению сердца. Который возлюбил ближнего своего как себя и ничего не ждёт взамен. Из работы Поляковой А.)

V.Домашнее задание: Сопоставить образы Матрёны Васильевны («Матрёнин двор») и Матрёны Тимофеевны (Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»).


© 2010-2022