Урок-практикум Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (9 класс)

ЦЕЛЬ: повторение и систематизация знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении и знаки препинания в них; совершенствование пунктуационных навыков.Обобщающий урок по теме с использованием электронных образовательных ресурсов. На уроке проводилась беседа, устная работа, индивидуальная работа с учащимися, коллективная работа с таблицами, самостоятельная письменная работа.Использовались задания для развития логического мышления, умения аргументировать и доказывать. Задания стимулирующие учашихся...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Урок-практикум: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении


ФИО (полностью)

Басанова Людмила Николаевна

Место работы

МОУ «ГСОШ №1 им.Г.Лазарева»

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Русский язык

Класс

9

Тема и номер урока в теме

«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении». Четвёртый урок .

Базовый учебник

С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. Русский язык 9 класс. Москва «Просвещение» 2010 год.


  1. Цель урока: повторение и систематизация знаний учащихся о бессоюзных сложных предложениях и знаках препинания в них, совершенствование пунктуационных навыков

  2. Задачи:

- обучающие: формировать умение постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях, совершенствовать пунктуационные навыки;

-развивающие: вовлечь учащихся в творческий процесс на уроке; стимулировать учащихся к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык, умения аргументировать, доказывать, развивать умения применять полученные знания на практике.

-воспитательные: воспитывать личность социально значимую; помочь ученику раскрыть индивидуальные способности; формировать эстетическое отношение к жизни.

  1. Тип урока: обобщающий урок по теме с использованием электронных образовательных ресурсов.

11 Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа, самопроверка, коллективная работа по таблице, самостоятельная письменная работа.

12 Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

13 Структура и ход урока



Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

Организационный момент.

-

Приветствие, создание рабочей обстановки

Запись даты, темы урока.

1 минута

2

Проверка домашнего задания. (На. дом было задано упражнение на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым»

-

Оценивает правильность выполнения.





- В каких ещё предложениях возможна постановка тире?

Индивидуальная работа.

Учащиеся приводят примеры простых предложений, в которых ставится тире.

(Кончил дело-гуляй смело. Три - нечётное число.Волков бояться-в лес не ходить. Наша цель - получить знания. За двумя зайцами погонишься-ни одного не поймаешь и другие.)

-

В сложных бессоюзных.

5 минут

3

Определение целей и задач темы урока

-

- Сегодня мы заканчиваем изучать БСП и подошли к наиболее трудным заданиям, которые касаются постановки ЗП в БСП, так как в них, кроме запятых и тире, встречается ещё двоеточие и точка с запятой, а также должны выяснить роль этих конструкций в художественной речи. Разнообразие смысловых отношений между частями в БСП позволяет художникам слова интересно, своеобразно, подчас неожиданно использовать эти конструкции для создания ярких, выразительных картин.

- Давайте вспомним, в каких случаях и при каких условиях мы используем различные знаки препинания между частями бессоюзных предложений. В этом нам поможет таблица.

восприятие

1 минута

4

Создание проблемной ситуации


Таблица «Сложные бессоюзные предложения»

Демонстрирует интерактивную таблицу.


-Рассмотрите таблицу. Как вы думаете, почему в таблице три блока предложений?

-Какие отношения связывают части предложений?


- Какие знаки препинания используются в этих предложениях?

Давайте проверим.

-Перестройте эти предложения в союзные. Какие предложения получатся?

- Все ли знаки препинания, возможные в бессоюзных предложениях проиллюстрированы в таблице? Давайте запишем предложение в тетрадь, расставим знаки препинания.

-Когда в предложении ставится точка с запятой?

Совместная работа (беседа)

-По количеству отношений между частями сложного предложения.

1)последовательность и одновременность событий;

2)противопоставление, время, условие, следствие;

3)причина, пояснение, дополнение.

Рассказывают о постановке ЗП.

Работают по таблице.

Перестраивают их в союзные. Получатся предложения сложносочинённые и сложноподчинённые.

-Нет. Здесь нет примера постановки точки с запятой. Записывают в тетрадь предложение, расставляют знаки препинания и объясняют их постановку.(Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада, тень от неё тянулась через неподвижные поля.)

- Точка с запятой ставится тогда, когда простые предложения, входящие в сложные бессоюзные, уже распространены.

До 10

минут

5

Повторение теоретического материала

Учебный словарь

-Давайте обратимся к теоретическому материалу и рассмотрим конструкции бессоюзных предложений и знаки препинания в них. Демонстрация материала

Анализ примеров

3 минуты

6

Закрепление материала,

тренировочные упражнения

Тест «Знаки препинания в сл.бессоюз.предл.»



Тест «Сложное бессоюз.предл.»

Демонстрация материала

- Поставьте знак препинания в предложении, проверьте.(5 предложений)

- Определите значение предложения, выберите знак препинания, постройте схему.

Выполнение заданий.

В предложенных предложениях расставляют знаки препинания, проверяют.

- Учащиеся выбирают знак препинания, строят схемы предложений, проверяют.

До 5 минут

7

Проверка знаний, умений, закрепление пунктуационных навыков. (диктант с дополнительным заданием)

-

Диктует отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Лес и степь». Текст прилагается. Приложение №2.

-Запишите текст.

-Найдите бессоюзные предложения, выделите в них грамматические основы, расставьте знаки препинания, постройте схему третьего предложения, сделайте его характеристику.

Записывают под диктовку текст, самостоятельно расставляют ЗП, выполняют дополнительные задания.

До 15 минут

8

Итоги урока.

Оценивание

-

По окончании самостоятельной работы, учитель задаёт вопросы:

- Какую роль играют бессоюзные предложения в связном тексте?

-Какие свойства изображаемой в художественных текстах картины можно передать с помощью бессоюзных сложных предложений?

- Сегодня на уроке в ходе работы мы увидели, каковы преимущества БСП перед синонимичными синтаксическими конструкциями.

-Динамичность действия, создание цельной картины из отдельных деталей.

-Бессоюзные сложные предложения отличаются особой выразительностью, а отсутствие союзов компенсируется интонацией.

- Зная эти свойства, художники слова разнообразно, интересно используют их при создании своих произведений.


4 минуты

9

Домашнее задание (дифференцированное)

-

- Написать сочинение-миниатюру, используя бессоюзные предложения на тему «Зимняя прогулка»» (для сильных учеников) или выписать из художественной литературы 5-6 бессоюзных предложений (для слабых учеников).

Записывают домашнее задание.

1 минута








Приложение к плану-конспекту урока


Урок-практикум: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР


Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Интерактивная таблица "Сложные бессоюзные предложения" (N 110840)

Локальный автономный

Интерактивная таблица

таблица

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f3e2e556-556a-4604-aae0-0cd654ddcffd/%5BRUS9_216%5D_%5BIA_076%5D.swf

Учебный словарь "Сложные бессоюзные предложения" (N 110598)

Локальный автономный текст

текст

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a4cd4593-063d-478b-9fbe-31943f4dc22e/%5BRUS9_216%5D_%5BTD_091%5D.html


Тест "Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении" (N 110182)


Локальный автономный

Электронное задание


files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1c0661ce-7078-43ba-8373-9a5606d6f151/index_listing.html

Тест "Сложное бессоюзное предложение" (N 110805)

Локальный автономный Электронное задание

тест

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e64228a7-d8e1-4bf3-b506-111ec64c6b6c/index_listing.html



Приложение к плану-конспекту урока №2.

Текст для диктанта.

И как же хорош лес поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы! Они не держатся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушки. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся, длинные нити блестят на побледневшей траве. Всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает - ни солнца нет, ни ветра, ни шума…


© 2010-2022