Рабочая программа по русскому языку 5 класс (ФГОС)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 52




Согласовано

Руководитель ШМО



Протокол №1

от 28.08.2015 г.Утверждена приказом

директора школы № 52


№ 01-10/344 от 01.09.2015 г.







Рабочая программа

учебного предмета

русский язык

в 5 классе





Учителя Олехнович Е.Ю.









2015-2016 учебный год

г. Ярославль


  1. Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:

  • Основная образовательная программа образовательного учреждения. Утверждена … августа 2015 г. Приказ № (Предметная программа по русскому языку)

  • Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителя общеобразоват. учреждений / [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др.]. - 12-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011.

  • Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой Обучение русскому языку в 5 классе. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / : Просвещение, 2011.

  • Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2015-2016 учебном году… (региональный уровень)

  • Локальный акт образовательного учреждения «Положение о рабочей программе учителя». Утверждён… 2015 г. Приказ №

  • Локальный акт образовательного учреждения «Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО». Утверждён … 2015 г. Приказ №

  • Приказ директора о продолжительности учебного года №…

Цели изучения русского языка в 5 классе:

- воспитание патриотизма, любви к родному языку;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о нормах речевого этикета; обогащение словарного запаса языка;

- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;

- воспитание любви к русскому языку как средству общения и получения знаний.

Задачи:

- формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;

- учить применять полученные знания и умения в учебной и практической деятельности;

- развивать устную и письменную речь учащихся через различные виды речевой деятельности;

- обучать различным речевым жанрам разговорного, официально-делового, публицистического и художественного стилей речи, отвечающим социальному и речевому опыту пятиклассников;

- формировать универсальные учебные действия.



  1. УМК по русскому языку для 5 класса включает:



  1. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.] - 4-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2014

  2. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.] - 4-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2014

  3. Л.А.Тростенцова, М.М.Стракевич, Н.В.Ладыженская. Русский язык.Дидактические материалы. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014

  4. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова .Обучение русскому языку в 5 классе. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей.Просвещение,2014

    1. Количество часов, отводимых на изучение предмета в 5 классе

- по федеральному учебному плану - 170 часов; по приказу директора школы продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели, поэтому рабочая программа составлена на 170 часов.


  1. Учебно-тематическое планирование


раздел

всего часов

из них

вид контроля


языковая и лингвист.

компетенц.

коммуникативная компетенция

контроль знаний

1.Язык и общение

3

2

1


текущий


2.Вспоминаем, повторяем, изучаем

22

13

8

1

диагностический

текущий тематический


3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.


32

24

7

1

текущий тематический

4. Фонетика. Графика. Орфография. Культура речи


14

10

3

1

текущий тематический

5. Лексика. Культура речи


9

6

2

1

текущий тематический

6. Морфемика. Орфография. Культура речи.


23

18

4

1

текущий тематический

7. Морфология. Орфография. Культура речи.


57

41

13

3

текущий тематический

8. Повторение и систематизация изученного


10

7

2

1

текущий тематический итоговый

итого

170

121

40

9



  1. Методический блок

Методика, выбранная для работы в классе (методы, приёмы, технологии):

Методы:

эвристический, исследовательский и их приёмы;

Технологии:

  • технология дифференцированного обучения;

  • технология проблемного диалога;

  • технология проектной деятельности;

Система уроков по развитию речи

  • Виды речевой деятельности. Виды чтения (ознакомительное, изучающее). Правила изучающего чтения. Приёмы слушания.

  • Стили речи. Разговорный, научный, художественный. Практическая работа.

  • Речевая ситуация. Речевые роли. Этикетные правила общения. Жанры разговорной речи: просьба, извинение, отказ, комплимент, поздравление. Бытовые диалоги.

  • Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, главная мысль. Типы речи (повествование, описание, рассуждение).

  • Тема текста. Подбор заголовков к тексту. Анализ сочинения ученика (упр.86)

  • Подробное изложение текста-повествования по рассказу Г.Сребицкого «Хитрый заяц».

  • Типы ошибок. Обучение редактированию. Работа над ошибками изложения.

  • Основная мысль текста. Способы выражения основной мысли. Написание сочинения на тему «Летние радости».

  • Работа над ошибками сочинения.

  • Чтение и анализ сочинений. Подготовка устных отзывов на сочинение товарищей.

  • Виды аудирования. Аудирование с выборочным пониманием аудиотекста (на основе познавательного текста о языке, культуре).

  • Особенности жанров дистанционного общения: SMS-сообщение.

  • Письмо. Особенности жанров дистанционного общения: электронное письмо

  • Особенности официально-делового стиля. Жанры официально-делового стиля. Объявление устное и письменное.

  • Сочинение с включением диалога. Упр.225, 226.

  • Сжатое изложение. Упр. 261.

  • Повествование. Изложение. Упр. 282, 283.

  • Жанры официально-делового стиля. Заявление

  • Описание предмета. Упр. 301, 302

  • Изложение с продолжением (на основе текста о слове…)

  • Сочинение-описание картины И.Грабаря «Февральская лазурь». Подготовка к домашнему сочинению.

  • Особенности публицистического стиля. Жанры газетной публицистики. Информационная заметка: анализ и создание.

  • Рассуждение на тему. Упр 398-402. Подготовка к домашнему сочинению.

  • Изложение с продолжением на основе текста проблемной заметки

  • Сочинение по картине П.Кончаловского «Сирень в корзине». Упр. 470

  • Доказательства в рассуждении. Упр. 484.

  • Риторические фигуры. Особенности выступления на публицистическую тему.

  • Индивидуальные устные выступления на публицистическую тему

  • Сжатое изложение по тексту Е.Пермяка «Перо и чернильница».

  • Сочинение по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье». Упр. 563.

  • Работа над ошибками изложения и сочинения. Обучение написанию отзыва на сочинение ученика. Упр. 564.

  • Описание животного. Подготовка к домашнему сочинению.

  • Анализ сочинений. Работа над ошибками.

  • Сочинение по рисункам Х.Бидструпа. Упр.618, 619.

  • Невыдуманный рассказ о себе. Упр. 651, 652

  • Сочинение по рисункам. Упр.697

  • Особенности научного стиля. Приёмы сжатия научного текста: план, конспект.

  • Вопросный план к научному тексту. План-конспект по научному тексту (по параграфу учебника истории, биологии).

  • Отзыв на научно-популярную телевизионную программу.







  1. Календарно-тематическое планирование

Дата


Раздел. Темы уроков, содержание

Приоритеты в достижении планируемых результатов

предметных

метапредметных

(связь с ООП школы)



Язык и общение (2 часа + 1 час)



1


1.Введение. Виды учебной деятельности при изучении русского языка. Язык и языкознание. Роль языка в жизни человека и общества. Основные единицы языка.

Иметь общее представление о видах учебной деятельности на уроке и дома; об учебно-исследовательской и проектной деятельности, о тематике проектов, предлагаемых в курсе 5 класса; о содержании курса русского языка в 5 классе; о структуре и содержании учебника

Иметь представление о роли языка в жизни человека, общества как средстве общения

Иметь представление о видах речевой деятельности, правилах изучающего чтения, приёмах слушания.


2


2.Язык и общение. Разновидности речевого общения (устное, письменное).

3


3. Р.р. Виды речевой деятельности. Виды чтения (ознакомительное, изучающее). Правила изучающего чтения. Приёмы слушания.



Вспоминаем, повторяем, изучаем (14 часов +8 часов)

4

1.Р.р. Стили речи. Разговорный, научный, художественный, официально-деловой. Практическая работа.

Различать слова с омонимичными корнями

Правильно писать слова с проверяемой гласной, согласной, непроизносимой согласной в корне

Правильно писать слова с неизменяемыми приставками

Знать и применять правила правописания И,У,А после шипящих

Различать написание Ъ и Ь знаков.

Раздельно писать предлоги со словами

Комментировать и графически обозначать орфограмму

Различать части речи: существительное, прилагательное, глагол.

Преобразовывать текст правила в схему.

Составлять схему правила

Иметь представление о стилях речи: разговорном, научном, художественном, официально-деловом.

Иметь представление о русском речевом этикете

Характеризовать речевую ситуацию, в которой происходит общение

Различать жанры разговорной речи: просьбу, отказ, комплимент, поздравление. Анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты жанров разговорной речи.

Знать признаки текста.

Находить опорные тематические слова текста

Различать типы заголовков: тематический, смысловой, загадочный

Озаглавливать текст, используя разные типы заголовков

Иметь представление об основной мысли текста и способах её выражения; определять основную мысль текста в ходе его анализа под руководством учителя

Писать подробное изложение одного текста-повествования

Иметь представление о типах ошибок, уметь исправлять ошибки в своих творческих работах под руководством учителя

Использовать приёмы поискового / просмотрового чтения при повторении изученного материала.


5

2.Звуки и буквы. Произношение и правописание. Фонетическая транскрипция. Орфограмма.

6

3.Провописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

7

4.Провописание проверяемых согласных в корне слова.

8


5.Провописание непроизносимых согласных в корне слова.

9


6.Р.р. Речевая ситуация. Речевые роли. Этикетные правила общения. Жанры разговорной речи: просьба, извинение, отказ, комплимент, поздравление. Бытовые диалоги.

10


7. Правописание букв и, у, а после шипящих.

11


8. Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками.

12


9. Раздельное написание предлогов с другими словами.

13


10.Р.р. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, главная мысль. Типы речи (повествование, описание, рассуждение).

14


11. Части речи. Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие. Отличие самостоятельных частей речи от служебных. Морфологические признаки изученных частей речи.

15


12. Глагол как часть речи. Правописание окончаний глаголов второго лица единственного числа.

16


13. Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

17


14. Р.р. Тема текста. Подбор заголовков к тексту. Анализ сочинения ученика (упр.86)

18


15. Правописание личных окончаний глаголов.

19


16. Имя существительное. Имя прилагательное. Морфологические признаки частей речи.

20


17.Р.р. Подробное изложение текста-повествования по рассказу Г.Сребицкого «Хитрый заяц».

21


18. Р.р. Типы ошибок. Обучение редактированию. Работа над ошибками изложения.

22


19. Местоимение. Подготовка к контрольной работе.

23


20. Диагностическая контрольная работа: контрольный диктант / тестирование за курс начальной школы.

24


21. Р.р. Основная мысль текста. Способы выражения основной мысли. Написание сочинения на тему «Летние радости».

25


22.Р.р. Работа над ошибками сочинения.





Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (25 часов + 7 часов)

26


  1. Синтаксис как раздел грамматики. Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения. Сжатое изложение (упр. 126).

Различать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение)

Отличать словосочетание от других сочетаний слов

Выделять словосочетания в предложении

Определять главное слово в словосочетании и устанавливать смысловую и грамматическую связи, выполнять графические обозначения

Производить синтаксический разбор словосочетания

Отличать предложение от других единиц синтаксиса.

Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи

Различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске; утвердительные и отрицательные

Давать характеристику предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске

Находить грамматическую основу предложения, графически обозначать её

Различать простое и сложное предложение, чертить схему предложения

Распознавать главные и второстепенные члены предложения

Различать распространённые и нераспространённые предложения

Различать второстепенные члены предложения, графически обозначать их.

Опознавать второстепенные члены предложения: дополнения, определения, обстоятельства

Определять, какой частью речи выражены главные и второстепенные члены предложения

Опознавать однородные члены предложения

Ставить знаки препинания в предложениях с несколькими группами однородных членов

Правильно интонировать предложения с разными типами сочетаний однородных членов.

Анализировать и характеризовать предложения с однородными членами, графически обозначать их.

Правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при бессоюзной и союзной связями.

Опознавать и правильно интонировать предложения с распространённым и нераспространённым обращением

Разграничивать прямую речь и слова автора

Правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью;

Строить схемы предложений с прямой речью

Распознавать диалог, отличать диалог от прямой речи

Правильно расставлять знаки препинания при диалоге

Составлять предложения с прямой речью или диалоги на заданную тему по указанной схеме

Производить синтаксический разбор простых предложений

Соотносить предложение и его графическую схему

Составлять предложения по предложенной схеме, другим заданным параметрам

Различать простое и сложное предложения

Устно объяснять пунктуацию сложного предложения, использовать на письме специальные графические обозначения

Строить пунктуационные схемы сложного предложений

Ставить запятую в сложносочиненном предложении

Производить синтаксический разбор сложного предложения.

Иметь представление об аудировании, выборочно понимать аудиотекст

Иметь представление об особенностях жанров дистанционного общения: SMS-сообщения, электронного письма. Анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты SMS-сообщения, электронного письма.

Иметь представление об особенностях жанров официально-делового стиля: объявлении устном и письменном. Анализировать текст-образец и создавать свой текст объявления

Писать сочинение с включением диалога

Писать сжатое изложение


27


  1. Словосочетание как единица синтаксиса. Основные признаки словосочетания. Смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании.

28


  1. Словосочетание. Синтаксический разбор словосочетания.

29


  1. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.

30


  1. Восклицательные предложения. Эмоциональная окраска восклицательных предложений. Подготовка к домашнему сочинению (упр. 157)

31


  1. Р.р. Чтение и анализ сочинений. Подготовка устных отзывов на сочинение товарищей.

32


  1. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее, способы его выражения в предложении.

33


  1. Сказуемое как главный член предложения. Способ его выражения.

34


  1. Условие постановки тире между подлежащим и сказуемым.

35


  1. Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения, их роль в предложении, способы их выражения.

36


  1. Р.р. Виды аудирования. Аудирование с выборочным пониманием аудиотекста (на основе познавательного текста о языке, культуре).

37

12. Дополнение как второстепенный член предложения. Разбор предложения по членам.

38

13.Определение как второстепенный член предложения. Разбор предложения по членам.

39

14. Обстоятельство как второстепенный член предложения. Разбор предложения по членам. Проверочная работа.

40

15. Р.р. Особенности жанров дистанционного общения: SMS-сообщение.

41

16.Предложение с однородными членами предложения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения.

42

17.Знаки препинания в предложении с однородными членами при обобщающем слове.

43

18.Развитие практических умений постановки знаков препинания в предложении с однородными членами. Проверочная работа

44

19.Письмо. Особенности жанров дистанционного общения: электронное письмо


45

20.Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращениями.

46

21.Знаки препинания в предложениях с обращением. Проверочная работа. Синтаксический разбор простого предложения.

47

22.Пунктуационный разбор простого предложения

48

23.Простое и сложное предложение. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Запятая в сложном предложении.

49

24.Р.р. Особенности официально-делового стиля. Жанры официально-делового стиля. Объявление устное и письменное.

50

25. Постановка запятой в сложном предложении. Синтаксический разбор сложного предложения.

51

26.Предложения с прямой речью. Знаки препинания.

52

27.Постановка знаков препинания в предложении с прямой речью. Диалог. Знаки препинания при диалоге.

53

28. Р.р. Сочинение с включением диалога. Упр.225, 226.

54

29.Практикум постановки знаков препинания в простом осложнённом предложении. Работа с текстом.

55

30. Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация».

56

31. Работа над ошибками. Практикум по орфографии, пунктуации.

57

32. Р.р. Сжатое изложение. Упр. 261.


Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (11+3)

58


  1. Фонетика как раздел лингвистики. Связь фонетики с графикой и орфографией. Алфавит. Звук как единица языка. Соотношение звука и буквы. Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.

Правильно произносить названия букв

Пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, при написании СМС-сообщений

Различать гласные и согласные звуки по способу образования

Различать согласные звуки по твердости-мягкости, глухости-звонкости

Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова

Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава

Различать позиционное чередование гласных и согласных в словах

Различать фонетические процессы озвончения и оглушения

Различать звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я

Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую

Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова

Употреблять Ь для обозначения мягкости согласных

Производить фонетический разбор (устный и письменный) слов

Выполнять фонетическую транскрипцию слов

Наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их

Выразительно читать прозаические и поэтические тексты

Использовать орфоэпический словарь

Решать лингвистические задачи и тестовые задания

Иметь представление об особенностях жанров официально-делового стиля: заявлении. Анализировать текст-образец и создавать свой текст заявления

Писать сочинение-описание предмета.


59

2.Система гласных и согласных звуков. Гласные ударные и безударные. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции.

60

3.Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные. Парные и непарные твёрдые и мягкие.

61

4. Р.р. Повествование. Изложение. Упр. 282, 283.

62

5.Глухие и звонкие согласные. Оглушение и озвончение согласных. Парные и непарные звонкие и глухие. Сонорные согласные, шипящие согласные. Непроизносимые согласные. Согласные звуки и буквы. Проверочная работа

63

6. Графика. Алфавит.

64

7.Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. Смыслоразличительная функция мягкого знака в слове.

65

8.Двойная роль Е, Ё, Ю, Я. Фонетическая транскрипция.

66

9. Р.р. Жанры официально-делового стиля. Заявление

67

10. Орфоэпия. Понятие об орфоэпической норме. Особенности произношения иноязычных слов, русских имён и отчеств. Орфоэпические словари и их использование.

68

11.Основные выразительные средства фонетики. Звукопись как одно из выразительных средств русского языка. Фонетический разбор слова.

69

12.Фонетический разбор слова. Повторение.

70

13.Контрольный диктант / контрольное списывание / контрольный тест

71

14. Р.р. Описание предмета. Упр. 301, 302


Лексика. Культура речи (7 часов + 2 часа)

72

1.Лексикология как раздел лингвистики. Лексика как словарный состав, совокупность слов. языка Лексическое значение слова. Основные способы толкования лексического значения слова.

Отличать слова от других единиц языка

Определять значение слова, пользуясь толковыми и этимологическими словарями, словарями синонимов, антонимов

Иметь представление о структуре словарной статьи

Объяснять различие лексического и грамматического значений слова

Различать однозначные и многозначные слова среди данных

Находить слова с переносным значением в тексте, в толковом словаре

Различать прямое и переносное значение слов

Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, условиями и задачами общения

Группировать слова по тематическим группам

Находить и исправлять ошибки в употреблении слов с переносным значением

Находить омонимы, синонимы, антонимы в предложениях, употреблять их в зависимости от разных целей высказывания;

Подбирать синонимы к указанным словам, использовать их в устной и письменной речи

Писать сочинение-описание картины.

Писать изложение с продолжение.


73

2.Однозначные и многозначные слова.

74

3.Прямое и переносное значение. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков).

75

4.Р.р. Изложение с продолжением (на основе текста о слове…)

76

5.Омонимы. Отличие омонимов от многозначных слов.

77

6.Синонимы. Смысловые и стилистические различия синонимов. Словари синонимов и их использование. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте.

78

7.Антонимы. Наблюдение за использованием антонимов в устных и письменных текстах. Словари антонимов.

79

8. Контрольная работа по теме «Лексика».

80

9.Р.р. Сочинение-описание картины И.Грабаря «Февральская лазурь». Подготовка к домашнему сочинению.


Морфемика. Орфография. Культура речи (19 часов+4 часа)

81


  1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Изменение и образование слов. Окончание как формообразующая морфема. Разбор слова по составу.

Отличать морфемы от других значимых единиц языка

Различать изменяемые и неизменяемые слова

Характеризовать морфемный состав слова: выделять части слова, основу в изменяемых и неизменяемых словах

Различать родственные (однокоренные) слова и формы слова

Разграничивать омонимичные корни

Группировать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями

Группировать однокоренные слова с чередующимися гласными

Образовывать новые однокоренные слова любым способом словообразования

Подбирать слова с указанными приставками и суффиксами,

Группировать слова по значению приставок и суффиксов

Составлять слова по заданным морфемам

Группировать слова по морфемному составу

Находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов

Производить морфемный разбор (устный и письменный) слова.

Правильно писать слова с чередованием е/и в однокоренных словах

Правильно писать слова с чередованием а/о в однокоренных словах

Различать и группировать слова с безударной проверяемой, непроверяемой, чередующейся гласной

Правильно писать слова с суффиксами -ЧИК и -ЩИК

Правильно писать слова с И-Ы после приставок

Правильно писать слова с приставками на з и с

Различать слова с приставками на з и с от слов, где з и с входит в состав корня

Группировать слова с изученной орфограммой

Решать тестовые задания

Находить и исправлять допущенные в своей работе ошибки

Объяснять изученные орфограммы.

Анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты газетной публицистики - информационную заметку.

Писать изложение с продолжением на основе текста проблемной статьи


82


  1. Основа слова. Подготовка к домашнему сочинению по упр. 360.

83


  1. Корень слова. Однокоренные слова. Различие омонимичных корней.

84


  1. Суффиксы как словообразовательные морфемы. Значение суффиксов. Разбор слова по составу. Морфемные словари русского языка.

85


  1. Р.р. Особенности публицистического стиля. Жанры газетной публицистики. Информационная заметка: анализ и создание.

86


  1. Приставки как словообразовательные морфемы. Значение приставок. Приставки и предлоги. Разбор слова по составу. Проверочная работа

87


  1. Чередование звуков.

88


  1. Беглые гласные

89


  1. Варианты морфем. Морфемный разбор слова.

90


  1. Правописание гласных и согласных в приставках.

91


  1. Р.р. Рассуждение на тему. Упр 398-402. Подготовка к домашнему сочинению.

92


  1. Буквы з и с на конце приставок.

93


  1. Развитие умений писать слова с приставками на з и с.

94


  1. О-А в корне лаг-лож

95

15.Буквы О-А в корне раст-рос

96

16.Развитие умений правильно писать буквы О-А в корне лаг-лож; О-А в корне раст-рос

97

17.Р.р. Изложение с продолжением на основе текста проблемной заметки

98

18.Буквы О-Ё после шипящих в корне

99

19.Буквы И-Ы после Ц

100

20.Закрепление изученного по теме. Практикум по орфографии.

101

21.Контрольный диктант и тест по теме «Морфемика. Орфография».

102

22. Работа над ошибками контрольной работы.

103

23.Р.р. Сочинение по картине П.Кончаловского «Сирень в корзине». Упр. 470


Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное (14 часов + 6 часов)

104


  1. Морфология как раздел грамматики. Имя существительное как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции.

Различать самостоятельные и служебные части речи; части речи и их формы;

Использовать знание морфологических признаков слов при решении задач правописания;

Характеризовать существительное как часть речи, его морф. признаки и синтаксическую роль.

Распознавать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные; склоняемые, несклоняемые существительные; имена существительные общего рода, имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа.

Определять род, число, падеж, тип склонения сущ.

Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам.

Употреблять имена существительные в соответствии с лексическими и орфоэпическими нормами.

Производить морфологический разбор имени существительного









Правильно писать слова с выбором букв О - Ё после шипящих в корне

Правильно писать падежные окончания существительных с выбором Е-И

Правильно писать окончания имён существительных с выбором О-Ё после Ц

Использовать доказательства в рассуждении

Иметь представление об особенностях выступления на публицистическую тему.

Готовить краткое выступление на публицистическую тему.

Писать сжатое изложение

Писать сочинение по картине

Писать отзыв на сочинение ученика по плану



105


  1. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

106


  1. Имена существительные собственные и нарицательные.

107


  1. Род как постоянный признак имён существительных. Существительные мужского, женского, среднего рода. Определение рода имён существительных.

108


  1. Р.р. Доказательства в рассуждении. Упр. 484.

109

6. Существительные, которые имеют только форму единственного числа или только форму множественного числа.

110

7. Три склонения Склонение имён существительных. Типы склонений. Падеж. Число. Имена существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа.

111

8.Р.р. Риторические фигуры. Особенности выступления на публицистическую тему.

112

9.Падеж имён существительных. Правописание буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных

113

10.Развитие умений правильно писать падежные окончания имён существительных с выбором букв Е и И. Проверочная работа

114

11.Множественное число имён существительных. Склонение существительных во множественном числе.

115

12.Практикум правописания существительных. Склонение существительных во множественном числе.

116

13. Р.р. Индивидуальные устные выступления на публицистическую тему

117

14.Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Условие выбора.

118

15.Развитие умений правильно писать буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Проверочная работа

119

16.Р.р. Сжатое изложение по тексту Е.Пермяка «Перо и чернильница».

120

17.Морфологический разбор имени существительного

121

18.Контрольная работа по теме «Имя существительное»

122

19.Р.р. Сочинение по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье». Упр. 563.

123

20.Р.р. Работа над ошибками изложения и сочинения. Обучение написанию отзыва на сочинение ученика. Упр. 564.


Имя прилагательное (7 часов + 2 часа)

124

1.Имя прилагательное как часть речи. Морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении.

Характеризовать имя прилагательное как часть речи, его морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении.

Определять род, число, падеж имён прилагательных

Различать полную и краткую форму имён прилагательных

Определять морфологические признаки кратких имён прилагательных, их синтаксическую роль.

Группировать имена прилагательные по заданным морфологическим признакам.

Производить морфологический разбор имён прилагательных.

Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов.

Писать сочинение-описание животного

Работать над ошибками сочинений



125

2.Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных.

126

3. Развитие умений правильно писать окончания имён прилагательных. Проверочная работа

127

4.Краткие прилагательные. Отличие кратких прилагательных от полных. Морфологические признаки, синтаксическая роль кратких прилагательных.

128

5.Р.р. Описание животного. Подготовка к домашнему сочинению.

129

6.Морфологический разбор имени прилагательного.

130

7.Повторение по теме.

131

8.Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

132

9.Р.р. Анализ сочинений. Работа над ошибками.


Глагол (23 час + 5 часов)

133

1.Глагол как часть речи. Морфологические признаки и синтаксическая роль глагола.

Характеризовать глагол как часть речи, его морф. признаки, синтаксическую роль в предложении.

Правильно писать НЕ с глаголами

Распознавать инфинитив и личные формы глагола, Определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глаголы с инфинитивом.

Различать времена глаголов, образовывать глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени.

Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.

Спрягать глаголы, определять тип спряжения

Правильно писать личные окончания глаголов.

Правильно писать слова с чередованием Е-И в корне слова

Использовать в речи глаголы-синонимы для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

Писать юмористический рассказ по рисункам, рассказ о себе

Иметь представление о научном стиле, его особенностях.

Сжимать исходный текст, используя приёмы сжатия: план, конспект.

Составлять план, конспект научного текста


134

2.Правописание НЕ с глаголами.

135

3.Развитие умений писать НЕ с глаголами.

136

4.Инфинитив. Правописание глаголов в неопределённой форме.

137

5. Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

138

6.Развитие умений написания ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

139

7. Р.р. Сочинение по рисункам Х.Бидструпа. Упр.618, 619.

140

8.Виды глагола: несовершенный и совершенный.

141

9.Правописание букв Е-И в корнях с чередованием.

142

10.Развитие умений писать буквы Е-И в корнях с чередованием. Проверочная работа.

143

11.Время глагола: настоящее, прошедшее и будущее

144

12.Прошедшее время глагола. Употребление глаголов в прошедшем времени.

145

13.Р.р. Невыдуманный рассказ о себе. Упр. 651, 652

146

14.Настоящее время глагола. Употребление глаголов в настоящем времени.

147

15.Будущее время глагола. Употребление глаголов в форме будущего времени.

148

16.Спряжение глаголов. Определение спряжений глагола в ударных окончаниях.

149

17.Определение спряжений глагола с безударным личным окончанием.

150

18. Р.р. Сжатое изложение. Упр. 688, 689.

151

19.Развитие умений определять тип спряжения глагола. Правописание окончаний глаголов. Проверочная работа

152

20.Морфологический разбор глагола

153

21.Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.

154

22.Развитие умений писать мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.

155

23.Употребление времён.

156

24.Р.р. Сочинение по рисункам. Упр.697

157

25.Повторение по теме «Глагол».

158

26.Контрольная работа по теме «Глагол».

159

27.Работа над ошибками контрольной работы.

160

28.Р.р. Особенности научного стиля. Приёмы сжатия научного текста: план, конспект.


Повторение и систематизация изученного (8 часов + 2 часа)

161

1.Разделы науки о языке.

Решать тестовые задания, лингвистические задачи

Составлять вопросный план, план-конспект к научному тексту.

Писать отзыв на научно-популярную телевизионную программу по плану.



162

2.Орфограммы в приставках и корнях слова.

163

3. Орфограммы в окончаниях слов

164

4.Употребление Ъ и Ь в словах

165

5. Знаки препинания в простом и сложном предложении.

166

6.Итоговая контрольная работа

167

7.Работа над ошибками контрольной работы.

168

8.Р.р. Вопросный план к научному тексту. План-конспект по научному тексту (по параграфу учебника истории, биологии)

169

9.Р.р. Отзыв на научно-популярную телевизионную программу.

170

10. Практикум. Решение тестовых заданий.





Планируемые результаты освоение учебного предмета

«Русский язык» в 5 классе

Перечислены умения, связанные с формированием языковой и лингвистической; коммуникативной, учебно-исследовательской и проектной компетенций, т.е. те, которые выносятся на контроль. Умения, связанные с культуроведческой компетенцией, на контроль не выносятся.

Формирование языковой и лингвистической компетенции

Фонетика

Ученик научится:

- пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, при написании СМС-сообщений;

- анализировать и характеризовать отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова;

- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава;

- производить фонетический разбор (устный и письменный) слов;

- выполнять фонетическую транскрипцию слов;

- выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

- использовать орфоэпический словарь.

Ученик получит возможность научиться:

- наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их.



Морфемика

Ученик научится:

- характеризовать морфемный состав слова: выделять части слова, основу в изменяемых и неизменяемых словах;

- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

- разграничивать омонимичные корни;

- образовывать новые однокоренные слова любым способом словообразования;

- группировать слова по морфемному составу;

- производить морфемный разбор (устный и письменный) слова.

Ученик получит возможность научиться:

- находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов.



Лексика

Ученик научится

- определять значение слова, пользуясь толковыми и этимологическими словарями, словарями синонимов, антонимов;

- объяснять различие лексического и грамматического значений слова;

- находить омонимы, синонимы, антонимы в предложениях, употреблять их в зависимости от разных целей высказывания;

- извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов.

Ученик получит возможность научиться:

- находить и исправлять ошибки в употреблении слов с переносным значением;

- различать паронимы, правильно использовать их в речи;

- составлять словарную статью к самостоятельно выбранному или указанному учителем слову.



Морфология

Ученик научится:

- различать самостоятельные и служебные части речи; части речи и их формы;

- характеризовать существительное, прилагательное, глагол как части речи, их морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении;

- распознавать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные; склоняемые, несклоняемые существительные; имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа; падеж существительного;

- характеризовать имя прилагательное как часть речи, его морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении;

- характеризовать глагол как часть речи, его морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении;

- распознавать инфинитив и личные формы глагола;

- определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глаголы с инфинитивом;

- различать времена глаголов, образовывать глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени;

- спрягать глаголы, определять тип спряжения.

Ученик получит возможность научиться:

- употреблять имена существительные в соответствии с лексическими и орфоэпическими нормами;

- использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов;

- использовать в речи глаголы-синонимы для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.



Синтаксис

Ученик получит возможность научиться:

- различать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение);

- отличать словосочетание от других сочетаний слов, выделять словосочетания в предложении;

- определять главное слово в словосочетании и устанавливать смысловую и грамматическую связи, выполнять графические обозначения;

- производить синтаксический разбор словосочетания;

- различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске; утвердительные и отрицательные;

- давать характеристику предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске;

- находить грамматическую основу предложения, графически обозначать её;

- различать простое и сложное предложение, чертить схему предложения;

- различать распространённые и нераспространённые предложения;

- опознавать второстепенные члены предложения: дополнения, определения, обстоятельства;

- анализировать и характеризовать предложения с однородными членами, графически обозначать их;

- разграничивать прямую речь и слова автора;

- строить схемы предложений с прямой речью;

- производить синтаксический разбор простых предложений;

- различать простое и сложное предложения.

Ученик получит возможность научиться:

- строить пунктуационные схемы сложного предложений;

- ставить запятую в сложносочиненном предложении;

- производить синтаксический разбор сложного предложения.

Орфография

Ученик научится:

- правильно писать слова с выбором букв О - Ё после шипящих в корне;

- правильно писать слова с чередованием е/и, а/о в однокоренных словах;

- правильно писать слова с И-Ы после приставок на согласные;

- правильно писать слова с приставками на з и с;

- правильно писать падежные окончания существительных с выбором Е-И;

- правильно писать окончания имён существительных с выбором О-Ё после Ц;

- правильно писать личные окончания глаголов.

Ученик получит возможность научиться:

- знать и правильно писать слова-исключения из правил.



Пунктуация

Ученик научится:

- правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при бессоюзной и союзной связях;

- правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью;

- правильно расставлять знаки препинания при диалоге.

Ученик получит возможность научиться:

- ставить знаки препинания в предложениях с несколькими группами однородных членов;

- объяснять пунктуацию сложного предложения, использовать на письме специальные графические обозначения.



Формирование коммуникативной компетенции (речевое общение, речевая деятельность, текстовая деятельность)

Ученик научится:

- характеризовать речевую ситуацию, в которой происходит общение;

- использовать приёмы поискового / просмотрового чтения при повторении изученного материала;

- характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности;

- определять тему, основную мысль, ключевые слова текста;

- озаглавливать текст, используя разные типы заголовков;

- анализировать текст: средства связи предложений в тексте разных функциональных стилей;

- писать сочинение-рассуждение по данному началу;

- писать подробное, сжатое изложение с продолжением;

- различать жанры разговорной речи: просьбу, отказ, комплимент, поздравление;

- анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты жанров разговорной речи;

- иметь представление об особенностях жанров дистанционного общения: SMS-сообщения, электронного письма;

- анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты SMS-сообщения, электронного письма;

- иметь представление об особенностях официально-делового стиля, его жанрах: объявлении, заявлении;

- иметь представление о научном стиле, его особенностях;

- сжимать исходный текст, используя приёмы сжатия: план, конспект;

- составлять вопросный план, план-конспект к научному тексту;

- писать отзыв на научно-популярную телевизионную программу по плану;

- анализировать и создавать тексты определённых жанров: юмористический рассказ с включением диалога по рисункам Х.Бидструпа; сочинение-описание картины; сочинение-описание животного; сочинение-описание предмета.

Ученик получит возможность научиться:

- самостоятельно анализировать текст, определяя его авторскую задачу, функционально-стилевую, жанровую принадлежность;

- самостоятельно исправлять логические, речевые ошибки, грамматические ошибки в изложении и сочинении.



Учебно-исследовательская и проектная деятельность по русскому языку

Ученик научится:

- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта) совместно с учителем;

- работая по составленному плану, использовать дополнительные источники информации;

- использовать наиболее рациональные приемы работы, показанные учителем;

- анализировать, сравнивать, классифицировать обобщать факты и явления, делать выводы.

- использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта;

- учиться подтверждать аргументы фактами;

- представлять информацию в виде таблиц, схем, презентации;

- в ходе представления проекта и результатов исследования учиться давать оценку его результатам.

Ученик получит возможность научиться:

- анализировать и давать оценку проектов одноклассников


IV.Контрольно-измерительные материалы для диагностики уровня достижения планируемых результатов


ПОКА НЕТ



Список литературы

Для учителя:

Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. - М.: Просвещение, 2013

Рыбченкова Л.М., Добротина И.Г. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2011.

Справочно-информационный портал Грамота.ру gramota.ru

Для учащихся:

Цыбулько И.П. Русский язык. Тематический контроль. Рабочая тетрадь. 5 класс. / Соловьёва Т.В., Гулеватая О.Н., Журавлёва Л.И. - М.: Национальное образование, 2014

Малюшкин А.Б.

Работа с текстом 5 класс зайцева?

Справочно-информационный портал Грамота.ру gramota.ru

ттт


© 2010-2022