- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Выступление на педагогическом совете на тему
Выступление на педагогическом совете на тему
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хабалова Н.А. |
Дата | 26.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Учащийся - это не определенный возраст, а жизненная позиция. Значит надо учиться всю жизнь. Но как учиться? С удовольствием , со страстным желанием познать, открыть? Или просто выучить так , чтоб от зубов отскакивало и получить пять, но ничего не понимать в том о чем ты только что , так блистательно доложил. Чтобы научить учиться с желанием, надо чтобы форма обучения соответствовала душевному состоянию учащегося, а настроение , если вы настоящий педагог , создаст учитель, творец детских душ. Разумеется ,чтобы о чем -то говорить или что-то изучать , надо знать основы науки и возможно здесь надо даже позубрить. Но можно просто окунуть ребенка в мир проблем и он сам будет заинтересованно искать ответ у всех , кого он встретит на своем пути.
Один из таких педагогических приемов - это проведение настоящего исследования . Самое главное, что делать надо это всерьез и доводить да конца, когда ребенок может выступить перед сверстниками и заявить о своих изысканиях и обязательно получить одобрение со стороны учителя, родителя, а особенно со стороны сверстников. Это и будет мотивом к осуществлению любого исследования, на которое возможно укажет учитель или выберет сам ученик. Итак, исследование! Исследование - универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся мире Первым делом составляется программа.
Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем. Это время, когда школьные занятия еще не отбили интереса к серьезной науке, и она кажется романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к "игре во взрослых" еще сильна. И если в этот момент предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, мы почти наверняка спасем их от равнодушия к сухим школьным дисциплинам.
Мы редко отдаем себе отчет в том, что исследовательская деятельность школьников - не альтернатива школьной программе, это как раз наоборот тот "витамин" интереса к науке, которого часто не хватает школе.
Научно-исследовательская работа учащихся является одной из форм учебного процесса. Научные лаборатории и кружки, научные общества учащихся и конференции, - всё это позволяет ученику начать полноценную научную работу, найти единомышленников, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Так или иначе, исследовательской работой занимаются все учащиеся школ. Написание рефератов и некоторых видов работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых, исследований. Но более глубокая научная работа, заниматься которой учащихся не обязывает учебный план, охватывает лишь некоторых. Ученик, занимающийся научной работой, отвечает только за себя; только от него самого зависят тема исследований, сроки выполнения работы, а так же, что немаловажно, и будет ли выполнена работа вообще. Затрачивая своё личное время, ученик развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения. Со стороны учителя необходимы доброе внимание и поддержка, без которых ученик, особенно в младших классах, не захочет (да и просто не сможет) заниматься "скучной наукой", какой кажется почти любая область на начальных стадиях её освоения.
Сегодня, когда Россия и её наука переживают не лучшие времена, необходимо пристальное внимание к научной деятельности уже со школьной скамьи. Плохое финансирование образовательных учреждений породило начало процесса снижения уровня данного вида деятельности. Ученики, занимающиеся научной работой, требуют главным образом моральной поддержки, и отказывать им в этом просто кощунство.
Основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей учащихся, подготовка их к различным формам деятельности, выработка адекватного отношения к окружающему миру.
Цель организации научно-исследовательской работы учащихся - воспитание образованной, гармонически развитой, творческой личности; выявление и поддержка одаренных учащихся.
Основные задачи научной работы:
-
развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;
-
развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;
-
развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
-
развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;
-
сформировать чувство ответственности за порученное дело;
-
воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;
-
привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.
Привлекая к научно-исследовательской работе школьников, необходимо так организовать последовательность овладения навыками творчества, чтобы, с одной стороны, не «парализовать» эту способность у учащегося сложными задачами, а с другой стороны, не «приземлить» ее слишком простыми. Важно также, ориентируясь на средний уровень знаний, дать лучшим школьникам полнее использовать и развивать свои способности.
Занимаясь научно-исследовательской работой, учащиеся самостоятельно выбирают тематическое направление, готовятся теоретически. Составляют доклад по теме, изучают методику научно-исследовательской работы. Проводя экспериментальную работу, учащиеся ведут журнал наблюдений, анализируют результаты наблюдений, готовят доклады на научную конференцию, который позже при доработке может перерасти в дипломную работу, защищаемую им.
Научно-исследовательская работа помогает учащему ся научиться:
-
работать с литературой;
-
обобщать выводы различных авторов;
-
выступать перед аудиторией, вести дискуссию с оппонентом;
-
выражать результаты наблюдений и коротко их описывать;
-
делать выводы и излагать их в форме докладов, рефератов, тезисов.
Исследовательскими работами сейчас занимаются многие, но перед научным руководителем всегда стоят следующие вопросы:
-
Какую тему исследовательской работы выбрать, чтобы было интересно, актуально и соответствовало школьной программе?
-
Возможно ли организовать проектно- исследовательскую деятельность во всей школе по разным предметам?
-
Есть ли смысл подключать к научно-исследовательским работам большое количество учащихся или только отдельных учеников?
-
Любая работа будет более весома, если ученики выполняют научно-исследовательскую работу,используя практические методы, да ещё с применением измерительных приборов. Следовательно необходимо выбрать такую работу, чтобы была возможность провести эксперимент в школьных условиях силами самого учащегося. Где взять необходимое оборудование?
-
Как правильно оформить исследовательскую работу?
-
Как заинтересовать и научить ученика самостоятельно заниматься проектно-исследовательской деятельностью?
-
И, наконец, где найти время учителю для консультаций, которые не оплачиваются?
На эти поставленные вопросы необходимо найти ответ для выполнения качественной научно- исследовательской работы учащимися в средней общеобразовательной школе.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приемы работы:
v изучение теоретических источников;
v наблюдение;
v поисковый эксперимент;
v описательный;
v анкетирование;
v интервьюирование (встреча со специалистами);
v подумать самостоятельно;
v посмотреть в компьютере или по телевизору.
Самым начальным этапом работы учащихся является выбор темы, далее с помощью учителя ребенок ставит цель - чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности.
Следующий этап - подбор материала по своей теме, который происходит не без помощи учителя. Потом ученик изучает собранный материал, обобщает и систематизирует, далее оформляет его. И заключительным этапом работы является защита. Защита работы может проходить в виде конференции, презентации, доклада.
Для формирования у учащихся основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать следующие методики.
Методики развития исследовательских умений.
Развитие умения видеть проблему. Найти и сформулировать проблему важнее и труднее, чем ее решить. Автор опыта предлагает некоторые из таких заданий.
Задание: «Составьте рассказ от имени другого персонажа». Составление рассказа от имени разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Можно написать сочинение. Отмечать надо каждый неожиданный поворот сюжетной линии.
Задание: «Назови как можно больше признаков предмета».
Наблюдение - один из способов выявления проблемы. Хорошим заданием для развития умений наблюдать «Наблюдение очевидного», «Тема одна - сюжетов много».
Развитие умений выдвигать гипотезу. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.