Выступление на педагогическом совете на тему

В этом выступлении  рассказывается, как сегодня привлечь учеников для работы в этом направлении, как вызвать интерес к той или иной теме. К каим прибегать методам, чтобы дети не просто захотели работать, а это стало для них каждодневным занятием.          Можно просто окунуть ребенка в мир проблем ,и он сам будет заинтересованно искать ответ у всех , кого он встретит на своем пути.  Один из таких педагогических приемов – это проведение настоящего исследования, способ познания действительности......
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учащийся - это не определенный возраст, а жизненная позиция. Значит надо учиться всю жизнь. Но как учиться? С удовольствием , со страстным желанием познать, открыть? Или просто выучить так , чтоб от зубов отскакивало и получить пять, но ничего не понимать в том о чем ты только что , так блистательно доложил. Чтобы научить учиться с желанием, надо чтобы форма обучения соответствовала душевному состоянию учащегося, а настроение , если вы настоящий педагог , создаст учитель, творец детских душ. Разумеется ,чтобы о чем -то говорить или что-то изучать , надо знать основы науки и возможно здесь надо даже позубрить. Но можно просто окунуть ребенка в мир проблем и он сам будет заинтересованно искать ответ у всех , кого он встретит на своем пути.

Один из таких педагогических приемов - это проведение настоящего исследования . Самое главное, что делать надо это всерьез и доводить да конца, когда ребенок может выступить перед сверстниками и заявить о своих изысканиях и обязательно получить одобрение со стороны учителя, родителя, а особенно со стороны сверстников. Это и будет мотивом к осуществлению любого исследования, на которое возможно укажет учитель или выберет сам ученик. Итак, исследование! Исследование - универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся мире Первым делом составляется программа.

Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем. Это время, когда школьные занятия еще не отбили интереса к серьезной науке, и она кажется романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к "игре во взрослых" еще сильна. И если в этот момент предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, мы почти наверняка спасем их от равнодушия к сухим школьным дисциплинам.

Мы редко отдаем себе отчет в том, что исследовательская деятельность школьников - не альтернатива школьной программе, это как раз наоборот тот "витамин" интереса к науке, которого часто не хватает школе.
Научно-исследовательская работа учащихся является одной из форм учебного процесса. Научные лаборатории и кружки, научные общества учащихся и конференции, - всё это позволяет ученику начать полноценную научную работу, найти единомышленников, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Так или иначе, исследовательской работой занимаются все учащиеся школ. Написание рефератов и некоторых видов работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых, исследований. Но более глубокая научная работа, заниматься которой учащихся не обязывает учебный план, охватывает лишь некоторых. Ученик, занимающийся научной работой, отвечает только за себя; только от него самого зависят тема исследований, сроки выполнения работы, а так же, что немаловажно, и будет ли выполнена работа вообще. Затрачивая своё личное время, ученик развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения. Со стороны учителя необходимы доброе внимание и поддержка, без которых ученик, особенно в младших классах, не захочет (да и просто не сможет) заниматься "скучной наукой", какой кажется почти любая область на начальных стадиях её освоения.

Сегодня, когда Россия и её наука переживают не лучшие времена, необходимо пристальное внимание к научной деятельности уже со школьной скамьи. Плохое финансирование образовательных учреждений породило начало процесса снижения уровня данного вида деятельности. Ученики, занимающиеся научной работой, требуют главным образом моральной поддержки, и отказывать им в этом просто кощунство.

Основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей учащихся, подготовка их к различным формам деятельности, выработка адекватного отношения к окружающему миру.

Цель организации научно-исследовательской работы учащихся - воспитание образованной, гармонически развитой, творческой личности; выявление и поддержка одаренных учащихся.

Основные задачи научной работы:

  • развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;

  • развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;

  • развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

  • развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;

  • сформировать чувство ответственности за порученное дело;

  • воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;

  • привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.

Привлекая к научно-исследовательской работе школьников, необходимо так организовать последовательность овладения навыками творчества, чтобы, с одной стороны, не «парализовать» эту способность у учащегося сложными задачами, а с другой стороны, не «приземлить» ее слишком простыми. Важно также, ориентируясь на средний уровень знаний, дать лучшим школьникам полнее использовать и развивать свои способности.

Занимаясь научно-исследовательской работой, учащиеся самостоятельно выбирают тематическое направление, готовятся теоретически. Составляют доклад по теме, изучают методику научно-исследовательской работы. Проводя экспериментальную работу, учащиеся ведут журнал наблюдений, анализируют результаты наблюдений, готовят доклады на научную конференцию, который позже при доработке может перерасти в дипломную работу, защищаемую им.

Научно-исследовательская работа помогает учащему ся научиться:

  • работать с литературой;

  • обобщать выводы различных авторов;

  • выступать перед аудиторией, вести дискуссию с оппонентом;

  • выражать результаты наблюдений и коротко их описывать;

  • делать выводы и излагать их в форме докладов, рефератов, тезисов.

Исследовательскими работами сейчас занимаются многие, но перед научным руководителем всегда стоят следующие вопросы:

  • Какую тему исследовательской работы выбрать, чтобы было интересно, актуально и соответствовало школьной программе?

  • Возможно ли организовать проектно- исследовательскую деятельность во всей школе по разным предметам?

  • Есть ли смысл подключать к научно-исследовательским работам большое количество учащихся или только отдельных учеников?

  • Любая работа будет более весома, если ученики выполняют научно-исследовательскую работу,используя практические методы, да ещё с применением измерительных приборов. Следовательно необходимо выбрать такую работу, чтобы была возможность провести эксперимент в школьных условиях силами самого учащегося. Где взять необходимое оборудование?

  • Как правильно оформить исследовательскую работу?

  • Как заинтересовать и научить ученика самостоятельно заниматься проектно-исследовательской деятельностью?

  • И, наконец, где найти время учителю для консультаций, которые не оплачиваются?

На эти поставленные вопросы необходимо найти ответ для выполнения качественной научно- исследовательской работы учащимися в средней общеобразовательной школе.

В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приемы работы:

v изучение теоретических источников;

v наблюдение;

v поисковый эксперимент;

v описательный;

v анкетирование;

v интервьюирование (встреча со специалистами);

v подумать самостоятельно;

v посмотреть в компьютере или по телевизору.

Самым начальным этапом работы учащихся является выбор темы, далее с помощью учителя ребенок ставит цель - чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности.

Следующий этап - подбор материала по своей теме, который происходит не без помощи учителя. Потом ученик изучает собранный материал, обобщает и систематизирует, далее оформляет его. И заключительным этапом работы является защита. Защита работы может проходить в виде конференции, презентации, доклада.

Для формирования у учащихся основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать следующие методики.

Методики развития исследовательских умений.

Развитие умения видеть проблему. Найти и сформулировать проблему важнее и труднее, чем ее решить. Автор опыта предлагает некоторые из таких заданий.

Задание: «Составьте рассказ от имени другого персонажа». Составление рассказа от имени разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Можно написать сочинение. Отмечать надо каждый неожиданный поворот сюжетной линии.

Задание: «Назови как можно больше признаков предмета».

Наблюдение - один из способов выявления проблемы. Хорошим заданием для развития умений наблюдать «Наблюдение очевидного», «Тема одна - сюжетов много».

Развитие умений выдвигать гипотезу. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.

© 2010-2022