Знатоки русского языка

в конспекте мероприятия по русскому языку «Знатоки русского языка» предназначенного для учащихся 5 класса педагоги могут найти вспомогательный материал по темам:глагол, существительное, прилагательное, частица, наречие и другие части речи. учащиеся в игровой форме повторяют все части речи, учатся составлению рифмы, предложений, дополнению четверостиший, проговаривать словосочетания по смыслу, учатся составлять буриме, находят спрятавшиеся ноты, составляют метаграммы,анаграммы, сочиняют стихи с о...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новохоперского муниципального района

Воронежской области

«Бороздиновская средняя общеобразовательная школа












Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку


«ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»










Подготовила и провела:

учитель русского языка и литературы

Дунаева Галина Владимировна









2013-2014 учебный год



Цели: развивать интерес учащихся к предмету «Русский язык»; проверять знания; закреплять пройденный материал.

Ход мероприятия


Учитель. Существительное школа,

Просыпается - глагол,

С прилагательным веселый

Новый школьный день пришел.

Вместе мы - местоименье,

Бьет числительное семь.

За ученье без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим,

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,

Нам их надо проверять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах.

А потом

У теплой печи

Повторяем

Части речи!

О. Высоцкая

Сегодня мы с вами проведем игру, в конце которой выясним, кто из нашего класса является знатоком русского языка.

Я вам буду читать задания, которые вам предстоит выполнять. За каждое правильное выполненное задание, ребята, вы будите получать по одному баллу, а после всех конкурсов мы подсчитаем баллы у каждого участника. А тот, кто наберет большее количество баллов, получит титул «Знаток русского языка». Таких людей может оказаться несколько.

Я когда-то захотела стать поэтом. Но, как ни старалась, не смогла подобрать рифму к слову «пакля». Потом выяснилось, что к этому слову вообще нет рифмы. Итак, первое мое задание называется «Подбери рифму».

Задание 1. «Подбери рифму»

Попробуйте сделать то, что не удалось мне, и подберите рифмы к словам: «ложка», «лампа», «колесо», «пенал». Попробуйте сочинить с полученными рифмами двустишия. У кого получиться правильно, остроумно и интересно одновременно?

Ребята выполняют задание.

На это задание вам дается 5 минут. По истечении времени вы прочитаете получившиеся двустишия.

Учащиеся читают.

Всем ученикам, которые читали двустишия, дается по одному баллу.

Молодцы, ребята! Но у меня есть много других заданий.

Задание 2. «Составь предложение»

Представьте, что в некоторых предложениях слова поиграли в чехарду и перепутались. Помогите предложениям вернуть свой первоначальный вид, а для этого расставьте слова в нужном порядке.

Внимание! Нельзя использовать дополнительные слова и оставлять «лишние» слова, а так же нельзя изменять форму слов и их окончания. У кого получиться правильно?

На листочках написаны слова:

ПОЛЯ, МЫ, В, ЛЕСА, ЛЮБИМ, И, ПОХОДЫ;

ВОЗНОСЯТСЯ, В, БРОНЗОВЫЕ, НЕБО, СОСЕН, ГОЛУБОЕ, СТВОЛЫ, ВЫСОКОЕ;

СЕРЕЖА, ОДИН, В, СТОРОЖКЕ, СЕСТРОЙ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ, С, БЫЛИ, ТАНЕЙ;

ОДЕЛСЯ, ДОМА, И, МАЛЬЧИК, ВЫБЕЖАЛ, ИЗ, БЫСТРО;

ВИДЕТЬ, МИРА, ХУДОЖНИКИ, ОКРУЖАЮЩЕГО, ПОМОГАЮТ, УМЕТЬ, НАМ, КРАСОТУ.

(Ответы детей:

Мы любим походы в леса и поля.

Бронзовые стволы сосен возносятся в голубое высокое небо.

Сережа с сестрой Таней были одни в железнодорожной сторожке.

Мальчик быстро оделся и выбежал из дома.

Художник нам помогает видеть красоту окружающего мира.)

Ребята, выполнив задание, читают получившиеся предложения. За это задание ученики так же получают по одному баллу.

Один начинающий поэт как-то решил сочинить краткие стихотворения про героев мультфильмов. Но, видимо, в этот день у поэта не было вдохновения, и он не мог закончить ни одного четверостишия. Он смог сочинить лишь первые две строчки.

Задание 3. «Допиши четверостишие»

Ваша задача, ребята, состоит в том, чтобы завершить ту работу, с которой не справился настоящий поэт, и придумать последние две строчки в четверостишиях. А первые строчки звучат так:

Буратино и Алиса

В магазин сходить решили…

Как-то Шрек с Фионой вместе

На рыбалку собрались…

Винни-Пух сказал однажды:

«Больше мед не буду есть»…

Леопольд на мышек злится,

Говорит: «Не будет дружбы!»…

Карлсон в гости к Малышу

Прилетел под вечер…

Ребята придумывают конец четверостишия. Закончив работу, они читают получившиеся строки.

Вы отлично справились с заданием. Ученики, читавшие четверостишия, получают по одному баллу.

Ребята, как вы думаете, любую фразу в русском языке можно сказать другими словами?

Ответы детей.

Сейчас мы это проверим.

Задание 4. «А если по-другому?»

Попробуйте сказать по-другому, не повторив ни одного слова, но сохраняя смысл следующих фраз:

  1. Картину знают все.

  2. На столе лежит учебник.

  3. Бьют часы 12 раз.

  4. Птица вьет себе гнездо.

  5. Наш отряд пошел купаться.

Проверим, справитесь ли вы с этим заданием?

Учащиеся выполняют задание.

А теперь давайте послушаем, что у вас получилось.

Дети читают.

Да, действительно, любую фразу можно сказать другими словами,

сохраняя при этом ее смысл.

Для того что бы перейти к следующему конкурсу, давайте ответим на вопрос, что такое буриме.

Ответы детей.

Это игра, которой уже много-много лет. Играющий в нее должен сочинить стихотворение на заданные рифмы. Хотите поиграть в буриме?


Задание 5. «Буриме»

Вам предстоит сочинить четверостишие, строчки которого заканчиваются такими словами:

КОШКА, ЛОЖКА, ОКОШКО, НЕМНОЖКО.

СТАКАН, БАНАН, КАРМАН, ОБМАН.

БЕГ, СНЕГ, ВЕК, ЧЕЛОВЕК.

КРУЖКА, ПОДРУЖКА, ЛЯГУШКА, ЧАСТУШКА.

КОНЬ, ГАРМОНЬ, ОГОНЬ, ЛАДОНЬ.

Учащиеся сочиняют четверостишия. После того как ребята выполняют задание, они читают свои варианты ответов.

Учитель дает за это задание по одному баллу всем ученикам.

Задание 6. «Спрятавшиеся ноты»

Сейчас я прочитаю предложение, а что вы должны заметить. Итак, слушайте внимательно: «Я и мой ДОг ДОбирались ДО ДОма под проливным ДОждем». Что вы заметили?

Ответы ребят.

Правильно, в этом предложении пять раз встречается название ноты «до». Эта нота спряталась в словах «дом», «дождь», «дог», «добираться», «до».

Попробуйте составить предложение, в котором спрятались бы следующие ноты: ля, ми, ре, фа, си.

Учащиеся выполняют, а затем читают получившиеся предложения.

Задание 7. Составь свою метаграмму»

Перед тем как начать новое задание, скажите, пожалуйста, что такое метаграмма?

Ответы детей.

Да, вы правы, метаграмма - это такая - стихотворение, в которой загадывают слова, сходные по звучанию, но отличающиеся одной буквой. Например:

С «М» - я похвальней многих слов,

Горды все похвалой такой,

А с «К» - всегда я вас готов

Холодной напоить водой. (Молодец, колодец.)

Как вы уже догадались, следующий конкурс у нас будет связан с метаграммами. Попробуйте сочинить такое же стихотворение-метаграмму, в котором были бы загаданы слова:

Торт - торг;

Халат - салат;

Кот - кит;

Лапта - лапша;

Дым - дом.

Учащиеся выполняют задание, затем зачитывают получившееся.

Молодцы, вы чудесно справились с таким сложным заданием! А сейчас маленькая история из современной жизни: «Авантюрист Андрей Аркадьевич Антошкин арендовал автомобиль, акционировал амбар арбузов, а Андрея арестовал атаман аборигенов». В этом рассказе немного смысла, но зато все слова начинаются на одну букву - А.

Задание 8. «А если все с одной буквы?»

Предлагаю вам попробовать сочинить такой же короткий рассказ, в котором все слова начинались бы на одну букву, а именно: К, М, О, П, С.

Учащиеся выполняют задание, затем зачитывают получившиеся.

А раз вы знаете, что такое метаграмма, то вы наверняка знакомы и с таким понятием, как анаграмма. Что это такое?

Ответы детей.

Вы - правы, анаграмма - это такая загадка (обычно в стихах), в которой загадываются слова, состоящие из одних и тех же букв, но отличающиеся порядком этих букв. Например:

Я застываю на сосне,

Бываю и на ели.

Смените буквы вы во мне,

Чтоб вы меня с картошкой ели. (Смола, масло)

Задание 9. «Анаграмма»

В этом задании вам необходимо сочинить стихотворение-анаграмму и загадать в нем слова:

Каприз и приказ;

Тёрка и актер;

Карп и парк;

Кулак и кукла;

Плюшка и шлюпка.

Учащиеся выполняют задание, затем зачитывают получившееся.

Раз вы отлично справились с этим заданием, то нам не остается ничего, кроме как перейти к другому.

Задание 10. «Найди синоним»

Более ста лет назад И.С. Тургенев высказал мысль о том, что русский язык богат и могуч. Если задуматься над тем, почему же богат русский язык. То можно обнаружить целый ряд причин. Например, в нашем языке очень много синонимов (слов, близких по значению). А как вы понимаете, что такое синоним?

Ответы детей.

Почти каждому глаголу можно найти десяток близких по значению слов и сочетаний слов. Так вместо «глядеть» можно сказать «смотреть», распахнуть глаза», «вперить очки», «выпучить зенки», «сверлить взглядом» и т.д.

Попробуйте найти не менее десяти синонимов к глаголам: «есть», («кушать»), «учить», «говорить», «отдыхать», «идти».

Учащиеся выполнять задание, затем зачитывают получившееся.

Задание 11. «Акростих»

Ребята, я люблю на досуге сочинять акростихи. Вы наверняка знаете, что это такое.

Ответы детей.

Акростих - это стихотворение, в котором начальные буквы составляют какое-либо слово. Вот, например, как выглядит акростих, в котором зашифровано слово «зима»:

Земли не видно - снег кругом,

И спит медведь в берлоге,

Мороз сковал все речки льдом.

Ах, как замерзли ноги!

Как вы уже поняли, следующее ваше задание состоит в том, чтобы составить акростих, в котором были бы зашифрованы слова: «баня», «клад», «пляж», «врач», «зной».

Учащиеся выполняют задание, затем зачитывают получившееся.

Ой, какие же вы умницы! Как вы чудесно справляетесь со всеми моими заданиями!

Задание 12. «Составь рассказ из глаголов»

Речь человека состоит из предложений. В свою очередь, предложения состоят из глаголов, существительных, прилагательных, наречий, союзов, предлогов и т.д. Как трудно было бы человеку рассказать о чем-либо, если бы не существовали разнообразные части речи! Но «трудно» не значит «невозможно».

А сейчас следующее задание. В этом задании вам необходимо составить рассказ, используя только одну часть речи - глагол. С помощью одних глаголов расскажите о том, что будто бы с вами случилось. Рассказ может называть так: «О том, как я встретился с инопланетянином», «О том, как я нашел клад», «О том, как я летал на воздушном шаре», « О том, как я охотился на льва», «О том, как я выращивал ананас».

Учащиеся выполняют задание, затем зачитывают получившееся.

Итак, мы уже подошли к финалу и сейчас мы проведем последний конкурс, после которого решится, кто же у нас получит звание «Знаток русского языка».

Но сначала ответьте на вопрос, как называется загадка, в которой загадывается какое-нибудь слово, но не все сразу, а по частям. При этом каждая часть может быть самостоятельным словом.

Ответы детей.

Правильно, это шарада. Например:

На берегу отлогом

Частенько наблюдают:

Животное с предлогом

На берег набегают. (Вол + на = волна)

Задание 13. «Составь шараду»

Попробуйте сочинить стихотворение-шараду и загадайте в нем слова:

Пар + ус = парус;

Гимн +Азия = гимназия;

Ком + пас = компас;

Пуд + ель = пудель;

Фа +сад = фасад.

Учащиеся выполняют задание, затем зачитывают получившееся.

Учитель подводит итоги, подсчитывает баллы, набранные каждым участником. После чего определяется учащийся, который набрал большее количество баллов. Учитель подводит итоги мероприятия, объявляет и награждает победителя.

Спасибо, ребята, за чудесную игру, вы потрудились на славу.

Грамматика, грамматика, -

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье!

Не составишь телеграмму

И открытку не отправишь,

Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравишь!

Отправляя поздравленье,

Помни правила склоненья,

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи!

А приставки и частицы -

Вроде хитреньких зверьков:

Им охота порезвиться,

Обмануть учеников!

Ты к себе их приручи,

Их привычки изучи!

Сколько правил! Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным и только!

Все запомнишь, все поймешь!

О. Высоцкая


© 2010-2022