Сила любви (по произведению А. П. Платонова «КОРОВА») (6 класс)

Рассказ А. Платонова «Корова» давно вошел в школьную программу. Учителя накопили немалый опыт его изучения. Однако даже беглый обзор современных методических разработок убеждает в том, что вне поля зрения словесников по-прежнему остаются важнейшие аспекты текста, уже не раз освещавшиеся педагогами. Цель данного урока – сделать менее ощутимым разрыв между платоновским временем и современностью.  Воспитание и развитие: воспитание чувства  любви, сострадания ко всему живому, развитие эмоциональной отзывчивости к природе через понимание отношения к ней  героя  и автора произведения «Корова», ассоциативного воображения,  развитие словесно-образного мышления.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок

литературы

на тему:





Сила любви

(по произведению А. П. Платонова

«КОРОВА»)

(6 класс)






Каримова Дина Борисовна,

учитель русского языка и

литературы МОУ

«Привокзальная СОШ»






Цели урока: 1. Обучение

  • Определить идейно-художественное содержание рассказа;

  • обозначить основные проблемы: человек и окружающий мир, сила материнской любви, назначение человека;

  • научить анализировать, сравнивать, делать выводы;

  • анализируя рассказ «Корова», сопоставить качества характера героя и его отношение к животному;

  • закрепить знания различных средств выразительности;

Воспитание и развитие

- воспитание чувства любви, сострадания ко

всему живому;

- развитие ассоциативного воображения;

- развитие словесно-образного мышления;

- развитие эмоциональной отзывчивости к

природе через понимание отношения к ней

героя и автора произведения «Корова»

Оборудование урока:

1. Компьютерная презентация

2. Выставка творческих работ с комментариями

3. Аудиозапись

Форма урока:

Методические приемы: аналитическая беседа, работа с текстом (речеведческий, языковой анализ), работа с рисунками, подготовка к сочинению.

Ход урока


1.Оргмомент

Приветствие.

Объявление и запись темы урока: Сила любви. (по произведению А.П. Платонова «Корова»).


2. Слово учителя


Сегодня, ребята, мы продолжим разговор об Андрее Платоновиче Платонове и его произведениях. На этом уроке предстоит выяснить, что за герой перед нами и каковы его отношения с миром.

Андрей Платонович родился на рубеже 19-20 веков, и за полвека пережил вместе со страной и войны, и революции, и лишения , и голод, и гонения, и радость созидательного труда.

Эпиграфом к уроку послужат слова самого Платонова:

« Надо относиться к людям по-отцовски».

Учитель:

- Как вы понимаете эти слова?(Ответы учеников)

Учитель:

- Скажите, в какое время года происходит действие в рассказе?

Учитель:

Дома вы должны были найти описание пейзажа. Зачитайте его, пожайлуста.

3. Языковой анализ текста

(Ученик зачитывает описание осени так, чтобы ребята услышали обилие шипящих и свистящих звуков: "стояла осень", "пустые, отрожавшие, отшумевшие поля, выкошенные, заглохшие, скучные", "сейчас начинались вечерние сумерки", "серой наволочью", небо "смежалось тьмою", "ветер, что весь день шевелил остья скошенных хлебов и голые кусты, омертвевшие на зиму, теперь сам улёгся в тихих, низких местах земли и лишь еле-еле поскрипывал флюгаркой", "песнь осени".)

Эпитеты: пустые, отрожавшие, отшумевшие поля, выкошенные, заглохшие, скучные", "серой наволочью", «голые кусты, омертвевшие на зиму»

Олицетворения: «ветер, что весь день шевелил», «улегся»,

Метафора: "песнь осени".

Учитель:

Какова роль пейзажа в рассказе?

Природа готовится к зиме, на время замирает. Пейзаж печальный, настраивает нас на размышление о жизни и смерти.

НАВОЛОЧЬ - тучи, пасмурность.

ОСТЬЯ - остатки то злаковых культур.

Учитель:

- Чьими глазами мы воспринимаем эту картину? Охарактеризуйте человека, который так глубоко чувствует природу.

(Вася живёт в гармонии с природой, в состоянии единения с ней.)

Учитель:

Главную задачу Андрей Платонович видел в том, чтобы «Сеять души в людях». Но люди итак обладают душой, зачем же ее сеять?

(Люди, которые поступают не по-человечески по отношению к другим, к животным, к растениям.)

«Человечество без облагораживания его животными и растениями - погибнет, оскудеет, впадет в злобу отчаяния, как одинокий в одиночестве».

Учитель:

- Насколько человек способен любит окружающий мир, настолько он одарен жизнью. Платоновский герой постоянно питает любовь ко всему живому, он умеет сопереживать, сострадать.

(Платонов обладал талантом слышать чужое горе. Всю свою жизнь он размышлял о судьбах людей, стремился им помочь.)

Учитель:

С таким героем мы встретились в произведении Платонова «Корова» А почему рассказ назван «Корова»?

( В своем сочинении Вася скажет, что хотел приносить пользу, как их корова.

Учитель:
Корова стала для мальчика нравственным идеалом.

Учитель:

-Давайте обратимся к вашему домашнему заданию. Еще одно описание - описание коровы.

Описание коровы: "серая степная корова черкасской породы", "добрые тёплые глаза, обведённые тёмными кругами, словно корова была постоянно утомлена и задумчива", "нежное, покойное вымя с маленькими осохшими сосками", "крепкий короткий подгрудок и выступы сильных костей спереди", "нежадный рот".

ПОДГРУДОК - отвислая кожа на шее коровы.

Почему корова выглядит утомленной?

(Из не ели молоко мать, отец, и я, потом - теленок, и всем хватало.)

Ребята, Обратите внимание на фразу «из нее» с точки зрения литературных норм сказано неправильно, а по сути?! (Этой фразой показана полная отдача людям)

Учитель:

Какой вывод мы можем сделать? (Платонов очеловечивает корову.)

Какие ещё эпизоды из рассказа подтверждают нашу мысль?

("Из одного вагона с живностью закричала чужая безвестная телушка, и тогда из сарая ей ответила протяжным, плачущим голосом корова, тоскующая о своём сыне". "Корова теперь ничего не ела; она молча и редко дышала, и тяжкое, трудное горе томилось в ней..." до слов "...чтобы обессилить себя и своё горе".)

Учитель:

Ее жизнь потеряла смысл, корова лишилась воли.

Затем учащиеся перечисляют действия коровы, и учитель обращает их внимание на синтаксические конструкции. Какие предложения перед нами: простые или сложные? Почему автор использует такие длинные, тяжеловесные фразы? Обратите внимание, какое слово я употребила.

(Длинные, протяжные конструкции - словно плач, словно грустная мелодия. Здесь будет уместно вспомнить о "песни осени" как предвестнике страшного события - смерти коровы.)

Учитель:

Какие слова вы сами подберёте для того, чтобы описать состояние коровы?

(Она не находит себе места, мечется, не знает, куда уйти, убежать, спрятаться от этого горя, с кем поделиться.)

4. Работа с рисунками

Учитель:

Значит, в описании коровы Платонов использует прилагательные, глаголы, которые помогают нам почувствовать всю боль, всё неуёмное горе коровы. А что же наш герой?

("Днём и вечером к ней в гости приходил мальчик... и гладил её по шерсти около головы", "Ты не скучай, твой сын выздоровеет", "долго гладил и ласкал корову", "взял ломоть хлеба, посыпал его солью и понёс корове", "обнял корову... чтоб она знала, что он понимает и любит её", "сидя в школе, он всё думал о ней, а из школы бежал домой бегом".)

Учитель:

- Как назвать состояние Васи одной фразой?

(Понимает горе коровы, заботится о ней, ласково относится. Сострадание)

-Какой фразеологизм мы можем употребить для характеристики человека, который способен вместить в собственное сердце чужую боль? (Человек с золотым сердцем.)

- Что вы узнали о Васе Рубцове?

("Сын хозяина" коровы, "он ходил в колхозную семилетку за пять километров от дома и учился там в четвёртом классе", "Вася любил ходить в школу", жил он на маленьком дворе путевого сторожа.)

Учитель:

- Может ли это быть характеристикой любого другого мальчика? Почему?

(Эти общие сведения дают право сказать, что Платонов говорит о человеке вообще, в данном случае - о ребёнке.)

-О чём мечтают дети такого возраста, как Вася? О чём мечтаете вы? Посмотрим, о чём мечтает Вася.

("...Слушая учительницу и читая книги, он воображал в своём уме весь мир, которого он ещё не знал, который был, как он думал, вдали от него. Нил, Египет, Испания, Дальний Восток, великие реки... - всё это волновало Васю и влекло к себе. Ему казалось, что все страны и люди давно ожидают, когда он вырастет и придёт к ним".)

- Это мечта обычного ребёнка. Но в чём её особенность?

(Необычна мечта мальчика по масштабам, по её наполнению, по содержанию.)

- Назовите события, произошедшие в жизни Васи. Обратимся к первому - встреча мальчика с неизвестным человеком.

(Пересказ эпизода со слов "Однажды благодаря тихому ходу поезда..." до слов "...надо было жить дальше и думать и чувствовать другое".)

- Каково лексическое значение слова ЧЕЛОВЕК? Каким содержанием наполняет это слово автор? Какие моральные качества ценит Платонов? Запишите в тетрадь свои размышления.

Попытаемся пронаблюдать, проанализировать отношения Васи с миром людей и миром природы.

- Перескажите эпизод встречи Васи с машинистом и зачитайте ключевые слова из их диалога.

(Со слов "Последние вагоны прошли мимо Васи совсем тихо" до слов "У тебя зажато - тележка под тендером".)

Необходимо обратить внимание на ключевые слова при описании паровоза: "паровоз бился в тяжёлой работе", "машине было трудно", "Вася хотел побыть около неё, словно этим он мог разделить её участь", "паровоз работал с таким напряжением, что из трубы его вылетали кусочки угля и слышалась гулкая дышащая внутренность котла", "а ты ступай помогай паровозу", "паровоз враз... завертел колёсами на месте, точно узник, бросившийся бежать на свободу".

-Какую часть речи автор использует при описании паровоза? Можно ли это применить для характеристики действий человека?

Назовите литературный приём, используемый Платоновым. Чьими глазами мы воспринимаем паровоз?

(Следовательно, мир для Васи оживает, неживое видится ему живым.)

- Как вы понимаете значение слов машиниста, который называет Васю "полным человеком"?

На доске сделана запись в помощь ученикам: полный (человек) - 1) содержащий что-то внутри (синоним); 2) наполненный (однокоренные) - наполнить, заполнить.

- Когда же Вася ощущает себя "полным человеком"? Какой же он?

Надежный, трудолюбивый, бескорыстно помогающий людям.

Вам бы хотелось иметь такого друга? А можно его назвать счастливым?

В этой части урока можно поразмышлять вместе с учениками о том, что такое счастье, что значит быть счастливым. Счастливый - испытывающий полное и высшее удовлетворение, очень довольный, полный радости (из словаря под ред. Н.М. Шанского).

6.Итог

Учитель:

Для Платонова все, что его окружало, было живым: реки и дома, машины и паровозы, животные и растения - все могло испытывать горе и радость, боль и наслаждение. А человек, по мнению писателя, призван объединять этот мир. В переживаниях Васи просматривается отношение самого Платонова к миру.

Сострадание, любовь, ко всему живому, тревога за будущее, единение людей - вот нравственные заповеди писателя.

(Выставление оценок)


8

© 2010-2022