Конспект урока. ОРКСЭ. Светская этика. Золотое правило нравственности

Цель урока: способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах. Задачи:                                                                          ·         развивать самостоятельность и оригинальность мышления; ·         формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;    ·         учить прогнозированию последствий своих поступков;   ·         развивать готовность к социальному...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 20

Тема: «Золотое правило нравственности».

Цель урока: способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах.

Задачи:

  • развивать самостоятельность и оригинальность мышления;

  • формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;

  • учить прогнозированию последствий своих поступков;

  • развивать готовность к социальному взаимодействию.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  • Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).

  • Строить речевое высказывание в устной форме.

  • Делать выводы на основе анализа объектов.

  • Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Регулятивные УУД

  • Определять цель деятельности на уроке.

  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Принимать и сохранять учебную задачу.

  • Планировать свои действия.

Коммуникативные УУД

  • Слушать и понимать других.

  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  • Оформлять свои мысли в устной форме.

  • Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты

  • Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

  • Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Оборудование урока:

  • мультимедиа

  • раздаточный материал

  • учебник

Основные понятия урока:

Социальные нормы , мораль, нравственность , добро и зло, справедливость, совесть , дружба.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Этика - это наука, которая изучает поступки и отношения между людьми,

правила доброго поведения. Их много. Но среди них есть самое главное, его называют «золотым правилом нравственности».

- Подберите существительное к прилагательному золотой. Что может быть золотым? Какие значения есть у этого слова?

(«золотые руки», «золотая голова», «золотые слова», « золотая мысль»)

Отвечают на вопросы учителя.

3. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Просмотр диафильма «Волшебное слово» В.Осеева

- Чему же учит З.П.Н.? В этом поможет нам разобраться сказка «Волшебное слово» В.Осеева

После просмотра сказки, ответите на вопрос: «Как нужно относиться друг к другу?

Беседа по содержанию сказки.

- Каким было отношение Павлика к близким ему людям (сестре, брату, бабушке) в начале сказки?

- Что изменилось в поведении главного героя после встречи со стариком?

- Изменилось ли отношение людей к Павлику?

- Надо относиться друг к другу (как?)

Смотрят диафильм «Волшебное слово» В.Осеевой.

Участвуют в беседе по содержанию сказки.

Формулируют проблему.

4. Решение проблемы, открытие новых знаний.

1) Знакомство с высказываниями мудрецов.

- Ответ на вопрос о том, какой принцип должен лежать в основе всех человеческих отношений, возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Давайте познакомимся с результатами таких поисков.

В царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (или Учитель Кун). К нему пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».

«Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрец: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе».

В древнеиндийской «Махабхарате» (V в. до н.э.) легендарный мудрец Бхишма дает перед смертью наставления:

Знакомятся с высказываниями мудрецов.

















Формулируют правило.









Работают с текстом.

Дают комментарии по ходу чтения.

Отвечают на вопросы по содержанию текста.





Записывают в рабочие листы формулировку правила.

«Те поступки других, которых человек для себя не желает, что самому неприятно, пусть не делает другим людям».

( Махабхарата, кн. ХII, гл. 260. Ашхабад, 1961. С. 354).

Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Примерно две с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда - "просветлённый". Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда захотел научить людей быть счастливыми, показать им путь к счастью. Будда считал : «Не делай другим того, что сам считаешь злом».

2) Формулироние правила - Чему же учат эти правила, что их объединяет?

(Ответы детей).

Учитель: Вот так в разных местах земли разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Попробуйте сформулировать сами «Золотое правило нравственности»

(Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе)

Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

Это и есть «золотое правило» нравственности, а следовательно, и этики.

«Золотое правило» вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет.

3)Работа с текстом «Золотое правило нравственности» (с.42)

Почему его назвали золотым?

Учитель организует комментированное чтение текста.

4)Вопросы по содержанию текста.

- Почему оно «золотое»? (Да потому, что все народы мира используют его, чтобы отличать добрые поступки от злых. )

- Как? (Ведь ни один человек не хочет зла себе самому. Каждый хочет себе только добра. Выбирая, как поступить с другим человеком - что ему сказать, что сделать, - поставь себя на его место. Представь, что эти слова скажут сейчас тебе. Что это тебе сейчас сделают вот так. Понравится это тебе или нет? И тогда тебе легко будет понять, какой поступок плохой, а какой - хороший.)

Запишите З.П.Н. в положительной или отрицательной формулировке (в той, которая вам ближе и понятнее)

5. Выполнение продуктивных заданий по теме.

- И сегодня З.П.Н. остается главным правилом доброго человека.

Притча «Ведро яблок»

- К сожалению не все люди следуют этому правилу. Вы должны помнить, что нельзя отвечать злом на зло. Посмотрев притчу «Ведро яблок», ответьте на вопрос:

- Подходит ли к этой притче абхазская пословица «Кто зло делает - для себя, кто добро делает - тоже для себя»? Как понимаете её смысл?

Знакомятся с притчей.

Обсуждают значение пословицы, её смысл.

6. Применение на практике приемов нравственного поведения.


  1. Работа в группах.

(для всех) Попробуй придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть, и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.

Например, «Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось».

Я не буду …., так как …. .

2) «Дерево золотых правил»

- Вы правы, все эти поступки огорчают и обижают людей.

У вас на столах лежат листочки дерева с написанными на них качествами и поступками людей. Выберете те из них, на которых написаны правильные, положительные поступки людей и прикрепите к «Дереву золотых правил» (дерево изображено на доске).

Слова: прощаю, берегу, люблю, обманываю, защищаю, спасаю, обижаю, делюсь, помогаю, ругаю, забочусь, обзываю, предаю, поддерживаю, оскорбляю, дарю, улыбаюсь.

3) (для 1 группы)

Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу нравственности?

а) Что людям желаешь, то сам получаешь.

б) Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

в) Худа та мышь, которая одну лазейку знает.

г) Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.

д)Как аукнется, так и откликнется.

е)Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.

(для 2 группы)

Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности?

а) Потому что это закон государства.

б) Потому что в школе за его соблюдение хорошие оценки.

в) В этом правиле заключается добро человеческих отношений.

г) Все варианты верны.

(для 3 группы)

Что необходимо для того, чтобы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни?

а) Задуматься о своих поступках.

б) Любить самого себя.

в) Будь общителен, активно помогай другим.

г) любить людей, как самого себя.

е) Уважая себя, уважай других.

(для 4 группы)

Почему золотое правило нравственности помогает в жизни?

а) Потому что даёт людям добро и радость

б) Потому что в нём проявляются лучшие порывы нашей души.

в) Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся.

г) Потому что мы делаем, что нам говорят другие.

Отметь словосочетания связанные с золотым правилом нравственности.

а) Играть на пианино.

б) Поддерживать товарища.

в) Бегать по дороге.

г) Делиться с другом.

д) Ходить на рыбалку.

е) Отзываться на чувства окружающиx.

Работают в группах.

Обсуждают задания.

Записывают в рабочих листах свои ответы, озвучивают их.

Создают «Дерево золотых правил». Представители групп выходят к доске, прикрепляют с помощью магнитиков к дереву листочки с положительными качествами людей.

Работают в группах.

Обсуждают задания.

Записывают в рабочих листах свои ответы, озвучивают их.

7. Просмотр мультфильма «Крошка Енот»

- Что понял герой мультфильма?

(Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе).

Смотрят мультфильм «Крошка Енот», отвечают на вопрос.

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему учит золотое правило нравственности?

Прежде чем сделать что либо, нужно оценить последствия поступка и задать себе вопрос: "Каково было бы мне, если бы так поступили со мной?"

- Давайте ещё раз обратимся к «Дереву золотых правил». Если считаете, что наш урок принёс пользу, и теперь вы будете пользоваться З.П.Н., то выберете красное сладкое яблоко и повесьте его на дерево. А если вы не согласны с З.П.Н., то выберете зелёное кислое яблоко. Обсудите в группах и сделайте свой выбор.

- Я очень рада, что на нашем дереве появились красные плоды. Это значит, что наш урок прошёл с пользой, и мы с вами будем стараться следовать «Золотому правилу нравственности».

Отвечают на вопросы учителя.

Обсуждают значимость «Золотого правила нравственности». Прикрепляют к «дереву» выбранные плоды.

Рабочие листы для учащихся



Урок 20. Золотое правило нравственности.

Задание №1

Дай свою формулировку «Золотого правила нравственности»





Задание №2

Попробуй придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.

Например, «Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось».

Я не буду ______________________________________________________, так как так как мне это бы не понравилось.

Я не буду ______________________________________________________, так как так как мне это бы не понравилось.

Конспект урока. ОРКСЭ. Светская этика. Золотое правило нравственности.

Задание №3

Проверь свои знания.

Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу нравственности?

а) Что людям желаешь, то сам получаешь.

б) Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

в) Худа та мышь, которая одну лазейку знает.

г) Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.

д)Как аукнется, так и откликнется.

е)Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.


Урок 20. Золотое правило нравственности.

Задание №1

Дай свою формулировку «Золотого правила нравственности»





Задание №2

Попробуй придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.

Например, «Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось».

Я не буду ______________________________________________________, так как так как мне это бы не понравилось.

Я не буду ______________________________________________________, так как так как мне это бы не понравилось.

Конспект урока. ОРКСЭ. Светская этика. Золотое правило нравственности.

Задание №3

Проверь свои знания.

Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности?

а) Потому что это закон государства.

б) Потому что в школе за его соблюдение хорошие оценки.

в) В этом правиле заключается добро человеческих отношений.

г) Все варианты верны.


Урок 20. Золотое правило нравственности.

Задание №1

Дай свою формулировку «Золотого правила нравственности»





Задание №2

Попробуй придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.

Например, «Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось».

Я не буду ______________________________________________________, так как так как мне это бы не понравилось.

Я не буду ______________________________________________________, так как так как мне это бы не понравилось.

Задание №3Конспект урока. ОРКСЭ. Светская этика. Золотое правило нравственности.

Что необходимо для того, чтобы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни?

а) Задуматься о своих поступках.

б) Любить самого себя.

в) Будь общителен, активно помогай другим.

г) любить людей, как самого себя.

е) Уважая себя, уважай других.

Почему золотое правило нравственности помогает в жизни?

а) Потому что даёт людям добро и радость.

б) Потому что в нём проявляются лучшие порывы

нашей души.

в) Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся.

г) Потому что мы делаем, что нам говорят другие.


Урок 20. Золотое правило нравственности.

Задание №1

Дай свою формулировку «Золотого правила нравственности»





Задание №2

Попробуй придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.

Например, «Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось».

Я не буду ______________________________________________________, так как так как мне это бы не понравилось.

Я не буду ______________________________________________________, так как так как мне это бы не понравилось.

Конспект урока. ОРКСЭ. Светская этика. Золотое правило нравственности.

Задание №3

Проверь свои знания.

Отметь словосочетания связанные с золотым правилом нравственности.

а) Играть на пианино.

г) Делиться с другом.

б) Поддерживать товарища.

д) Ходить на рыбалку.

в) Бегать по дороге.

е) Отзываться на чувства окружающих.




© 2010-2022