Урок русского языка для 6 класса: «Имена числительные простые, сложные, составные»

Тема: «Имена числительные простые, сложные, составные».   Цели: 1) образовательная: дать понятие о простых, сложных, составных именах числительных; учить разграничивать числительные по составу; учить связывать числительное с именем существительным;    2) развивающая: формировать умения рассуждать и выделять главные признаки простых, сложных, составных числительных; развивать способность учащихся к обобщениям на теоретическом уровне; расширять словарный запас, развивать орфографические навыки и творческие способности учащихся;    3) воспитательная: воспитывать здоровый образ жизни и любовь к спорту.      Оборудование: учебник, опорные таблицы, проектор, экран, слайды о спорте.    Лексическая тема: «Спорт и здоровый образ жизни».                                    Ход урока. I.       Организационный момент. II.    II. Актуализация прежних знаний.    -Ребята, давайте вспомним пройденный материал об именах числительных, проведём небольшую беседу. Расскажите, что называется именем числительным, какие разряды числительных вы знаете?   - Какие части речи, кроме числительных, имеют числовое значение?   - Какова синтаксическая роль числительных в предложении?   - Каким членом предложения являются числительные в данных предложениях:    1) Девять альпинистов разбили лагерь у подножия горы.    2) Наша футбольная команда два года подряд одержала победу среди игроков 2002 года рождения.    3) Вот уже три года я занимаюсь в конноспортивной  школе.    - Ребята, какой общей темой связаны данные предложения?    - Темой спорта.    - Значит, усваивая новый материал, мы будем общаться на тему: «Спорт и здоровый образ жизни».     III. Анализ языкового материала и объяснение новой темы.    Работа над опорной таблицей.    - На сколько групп по составу делятся количественные и порядковые числительные?    - Сколько корня у простых числительных?    - А сколько корня у сложных числительных?    - Какую особенность имеют составные числительные? Прочитайте примеры из таблицы.    - О каких группах числительных по составу мы узнали?    - О простых, которые имеют один корень; о сложных, имеющих два корня; о составных, которые состоят из двух и более слов.    - Следовательно, это и есть тема нашего урока. Молодцы, вы сами объяснили его. А теперь откройте тетради, запишите число и тему.      IV. Формирование умений и навыков.    1. Работа с учебником. Беседа по тексту упр. 571.    - Скажите, почему автор дал тексту название «Цена лени». Согласны ли вы с мнением автора?    - Может ли человек с семилетним образованием справиться со сложной техникой?    Выполнение письменного задания к тексту (по два ученика выходят к доске, разбирают числительные по составу, определяют группу по составу).      2. Составление словосочетаний «числительное + существительное».   а) раскрыть скобки и составить словосочетания.    Два (футболист) – шесть (футболист), три (команда) – семь (команда), четыре (конькобежец) – восемь (конькобежец).    Один(?)адцать (пловец), тысяча семьсот (болельщик), шесть (гол), девять (очко), семь (игра), восемь (приз), пятьдесят два (тренер), пятьсот мил(?)ионов (человек).    - В каком падеже и числе употребляется существительное, если числительное стоит в именительном падеже?    - Какие орфограммы можно выделить в этих числительных?    - Орфограмма «Удвоенная согласная в числительных одиннадцать, миллион, миллиард».      б) сообщение учеников из истории числительных;    - Одиннадцать образовано из выражения «один на десять» и означает «один сверх десяти», десять в произношении изменилось в дцать. Наши предки считали «один на десяте», «два на десяте», то есть, один плюс к десяти, два над десятью. Постепенно слияние трёх слов в одно дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать.     - Слово миллион придумал знаменитый итальянский путешественник Марко Поло. Посетив в XV111 веке Китай, он не мог найти слов, чтобы выразить своё восхищение богатствами этой страны. Вот он и образовал от итальянского милли  и частицы -оне  новое слово. Слово миллион дословно переводится как «тысячища».      в) словарная работа: один + на + дцать = одиннадцать;                                        три + на + дцать = тринадцать;                                        миллион, миллиард.    Физкультминутка.      - Вспомним орфограмму « мягкий знак в числительных». (Ученики рассказывают правило.)      3. Применим правило о правописании мягкого знака в числительных, запишем цифры словами, одновременно распределяя их в три колонки:   а)простые, б) сложные, в) составные. (Сильные ученики записывают составные, средние – простые и сложные.)    9, 777, 568, 18, 932, 20, 60, 89, 16, 30, 615, 500.    - Составьте словосочетания: неделя, декада, квартал, минута, секунда. Укажите главное и зависимое слово.    - А теперь, ребята, составьте словосочетания «порядковое числительное + существительное», тоже укажите главное и зависимое слово.      Вывод. Читаем правило из учебника, стр.231.      V. Срез знаний. Решение тестовых заданий.      VI. Просмотр слайдов «Спортивная жизнь нашей школы».      VII. Творческая работа. Составление небольших рассказов на тему: «Как я занимаюсь спортом».      VIII. Домашняя работа. Составить диалог о режиме дня, используя вопросы упр.575.      IX. Итог урока.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6 классе.

Автор разработки: учительница первой

квалификационной категории

МОУ «Кульшариповская СОШ»

Альметьевского муниципального района

Республики Татарстан

Назипова Файруза Ахатовна.


Тема: «Имена числительные простые, сложные, составные».

Цели: 1) образовательная: дать понятие о простых, сложных, составных именах числительных; учить разграничивать числительные по составу; учить связывать числительное с именем существительным;

2) развивающая: формировать умения рассуждать и выделять главные признаки простых, сложных, составных числительных; развивать способность учащихся к обобщениям на теоретическом уровне; расширять словарный запас, развивать орфографические навыки и творческие способности учащихся;

3) воспитательная: воспитывать здоровый образ жизни и любовь к спорту.

Оборудование: учебник, опорные таблицы, проектор, экран, слайды о спорте.

Лексическая тема: «Спорт и здоровый образ жизни».

Предварительная подготовка: 1) подготовить сведения из истории числительных; 2) составить небольшой рассказ на тему: «Как я занимаюсь спортом», используя имена числительные.

Эпиграфы: «Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

Ты и с числительным будь дружен».

«Подготовка, тренировка

К мастерству нас приведут.

Станет сильным, станет ловким,

Только тот, кто любит спорт!»

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. II. Актуализация прежних знаний.

-Ребята, давайте вспомним пройденный материал об именах числительных, проведём небольшую беседу. Расскажите, что называется именем числительным, какие разряды числительных вы знаете?

- Какие части речи, кроме числительных, имеют числовое значение?

- Какова синтаксическая роль числительных в предложении?

- Каким членом предложения являются числительные в данных предложениях:

1) Девять альпинистов разбили лагерь у подножия горы.

2) Наша футбольная команда два года подряд одержала победу среди игроков 2002 года рождения.

3) Вот уже три года я занимаюсь в конноспортивной школе.

- Ребята, какой общей темой связаны данные предложения?

- Темой спорта.

- Значит, усваивая новый материал, мы будем общаться на тему: «Спорт и здоровый образ жизни».

III. Анализ языкового материала и объяснение новой темы.

Работа над опорной таблицей.

- На сколько групп по составу делятся количественные и порядковые числительные?

- Сколько корня у простых числительных?

- А сколько корня у сложных числительных?

- Какую особенность имеют составные числительные? Прочитайте примеры из таблицы.

- О каких группах числительных по составу мы узнали?

- О простых, которые имеют один корень; о сложных, имеющих два корня; о составных, которые состоят из двух и более слов.

- Следовательно, это и есть тема нашего урока. Молодцы, вы сами объяснили его. А теперь откройте тетради, запишите число и тему.

IV. Формирование умений и навыков.

1. Работа с учебником. Беседа по тексту упр. 571.

- Скажите, почему автор дал тексту название «Цена лени». Согласны ли вы с мнением автора?

- Может ли человек с семилетним образованием справиться со сложной техникой?

Выполнение письменного задания к тексту (по два ученика выходят к доске, разбирают числительные по составу, определяют группу по составу).

2. Составление словосочетаний «числительное + существительное».

а) раскрыть скобки и составить словосочетания.

Два (футболист) - шесть (футболист), три (команда) - семь (команда), четыре (конькобежец) - восемь (конькобежец).

Один(?)адцать (пловец), тысяча семьсот (болельщик), шесть (гол), девять (очко), семь (игра), восемь (приз), пятьдесят два (тренер), пятьсот мил(?)ионов (человек).

- В каком падеже и числе употребляется существительное, если числительное стоит в именительном падеже?

- Какие орфограммы можно выделить в этих числительных?

- Орфограмма «Удвоенная согласная в числительных одиннадцать, миллион, миллиард».

б) сообщение учеников из истории числительных;

- Одиннадцать образовано из выражения «один на десять» и означает «один сверх десяти», десять в произношении изменилось в дцать. Наши предки считали «один на десяте», «два на десяте», то есть, один плюс к десяти, два над десятью. Постепенно слияние трёх слов в одно дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать. Так образованы все числительные второго десятка от 11 до 19.

- Слово миллион придумал знаменитый итальянский путешественник Марко Поло. Посетив в XV111 веке Китай, он не мог найти слов, чтобы выразить своё восхищение богатствами этой страны. Вот он и образовал от итальянского милли ( что означало «тысяча») и частицы -оне (соответствующей увеличительному суффиксу -ищ) новое слово.Таким образом, слово миллион дословно переводится как «тысячища».

в) словарная работа: один + на + дцать = одиннадцать;

три + на + дцать = тринадцать;

миллион, миллиард.

Физкультминутка.

- Вспомним орфограмму « мягкий знак в числительных». (Ученики рассказывают правило.)

3. Применим правило о правописании мягкого знака в числительных, запишем цифры словами, одновременно распределяя их в три колонки: а)простые, б) сложные, в) составные. (Сильные ученики записывают составные, средние - простые и сложные.)

9, 777, 568, 18, 932, 20, 60, 89, 16, 30, 615, 500.

- Составьте словосочетания, используя эти числительные и существительные, данные слева: неделя, декада, квартал, минута, секунда.

Укажите главное и зависимое слово.

- А теперь, ребята, составьте словосочетания «порядковое числительное + существительное», тоже укажите главное и зависимое слово.

Вывод. Читаем правило из учебника, стр.231.

V. Срез знаний. Решение тестовых заданий.

VI. Просмотр слайдов «Спортивная жизнь нашей школы».

VII. Творческая работа. Составление небольших рассказов на тему: «Как я занимаюсь спортом».

VIII. Домашняя работа. Составить диалог о режиме дня, используя вопросы упр.575.

IX. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Для чего нужны имена числительные?

- Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты; считаем количество прочитанных страниц, число забитых голов на футбольном поле… (Учитель читает эпиграф о числительных.)



© 2010-2022