• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Использование на уроках литературы приёмов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство достижения современного качества образования

Использование на уроках литературы приёмов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство достижения современного качества образования

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Караваева Нели Зейналабидиновна

Использование на уроках литературы приёмов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство достижения современного качества образования.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования,

ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.

В основе всего образовательного процесса сегодня лежит принцип гуманизации обучения, поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностное взаимодействие учителя с учеником. Особая роль отводится воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. «Школа должна вооружить ученика не только знанием учебных предметов, но и пониманием жизни, системой духовно-нравственных координат».1Целью обучения сегодня является «целостность личности ученика, то есть наиболее полное развитие заложенных в ней активно-творческих возможностей, её интеллектуально-нравственной свободы».2

Научить выпускников школы адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям образования, дать им знания и базовые навыки, обеспечивающие его социализацию, -­­­ главная стратегическая линия педаго-гики нового времени. Школа должна стать важнейшим инструментом дости-

жения индивидуального успеха, в нёй необходимо культивировать особую __________________________

1 «Педагогический вестник Кубани» . Информационно-методический журнал, №3,

2009 - Издатель: ОИПЦ « Перспективы образования».

2 Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Ч.4.-

Ростов н/Д: Издательство «Учитель», 2007.

среду, способствующую произрастанию креативно мыслящей личности.

Новой школе необходим новый учитель, т.е. учитель, способный двигаться в сторону качества. Новая образовательная ситуация требует новой ступени методики образования (которая нисколько не отрицает существование традиционной), нового, современного учителя, способного отойти от наставнического морализаторства в сторону понимающего и сопереживающего соучастия, оказания педагогической поддержки вместо «научения правильному поведению».1

В связи с изменением требований к работе учителя - от умения транслировать и формировать программный объём знаний к умениям решать творческие задачи, развивать способности к самореализации - возрастает необходимость овладения учителем современными образовательными технологиями. Они - условие реализации компетентностного подхода в общем образовании.

Большинство современных образовательных технологий предполагает организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей особо востребована в современном мире.

Внедрение различных технологий обучения не означает замены традиционной методики предмета. Они применяются не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как являются составной частью предмета.

В данной статье я хочу остановиться более подробно на использовании форм и методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Она представляет собой совокупность разнообразных методов и приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, т.е.

пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, задействовать

1 Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и

системах воспитания.- Ростов н/Д: Изд-во «Учитель» 1999г.

уже имеющиеся знания, затем представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Основанная на идеях творческого саморазвития личности (Ж.Руссо, Л.Толстой, Ж.Пиаже, М.Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), на принципах личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К.Роджер, Э.Гусинский, Е.В.Бондаревская и др.), ТРКМЧП может быть использована в различных предметных областях. Это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели. Разработанная американскими учёными и преподавателями Ч.Темплом, Д. Стилом, К.Мередитом, она прошла апробацию в школах многих стран и появилась в России в 1997году благодаря красноярским учёным-разработчикам данной технологии - А.Бутенко, Е.Ходосу.

ТРКНЧП направлено на достижение следующих образовательных результатов:

- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в различных областях знаний;

- пользоваться различными способами интегрирования информации;

- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

- решать проблемы;

- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

- выражать свои мысли ( устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

- способность самостоятельно заниматься своим обучением ( академическая мобильность );

- брать на себя ответственность;

- участвовать в совместном принятии решения;

- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

- умение сотрудничать и работать в группе и др.

Роль учителя в ТРКМ:

- направляет усилия учеников в определённое русло

- сталкивает различные суждения

- создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений

- дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы

- подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

Базовая модель РКМЧП-

В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: Фаза вызова (evocation)

Фаза реализации смысла (realization of meaning)Фаза рефлексии (reflection)

Первая фаза (вызова) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие обучаемых в образовательном процессе активизируется. Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?»

Главными задачами второй фазы (реализация смысла) являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Под руководством учителя и с помощью своих товарищей ребенок ответит на те вопросы, которые сам поставил пред собой на первой стадии.

Третья фаза (рефлексия) направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данной фазы.

Базовая модель ("Вызов - Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность и способы сочетания конкретных методических приемов.

Следование структуре урока, прохождение по трем стадиям мыслительной деятельности и учителем, и учеником кардинально влияет на склад ума обеих сторон.

Приемы технологии развивают умение воспринимать информацию, прогнозировать, работать с текстом, задавать вопросы и творчески интерпретировать информацию

Приемы работы по РКМЧП

1. Учимся воспринимать информацию. Для развития умения

воспринимать информацию возможно использование приемов «Знаю - хочу узнать - узнал», «Продвинутая лекция», «Зигзаг». Как правило, у школьников есть трудности восприятия информации и формулирования целей. Приемы «Знаю - Хочу узнать - Узнал», «Продвинутая лекция», «Зигзаг» помогают преодолеть эти трудности.

Прием «Знаю - хочу узнать - узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.

Прием «Продвинутая лекция» - это активное слушание, партнерские отношения, развитие социальной компетенции. Во время лекции уместнее использовать работу в паре: на стадии вызова каждая пара заполняет первую графу таблицы (что я знаю?), затем во время чтения лекции один ученик ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации с материалом лекции, другой кратко записывает новую информацию, на стадии рефлексии- идет обсуждение полученных результатов сначала в паре, затем - в классе. Использование этого приема позволяет превратить монотонный рассказ учителя в интереснейший диалог ученика с учеником, ученика с учителем и со всем классом.

Прием «Зигзаг» основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Перед тем как эксперты излагают изученный ими материал членам рабочей группы, они встречаются в экспертной группе, которая состоит из членов различных рабочих групп, которым «поручены» одинаковые фрагменты. Изучив фрагмент, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих групп.

2. Учимся прогнозировать.

Важной способностью сегодня является умение прогнозировать. Но даже среди взрослых этой способностью обладают немногие. Использование приемов «Верные - неверные утверждения» и приемов прогнозирования поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению материала. Используя прием «Верные - неверные утверждения», на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

На уроках литературы возможно использование различных форм прогнозирования: прогнозирование темы урока или темы литературного произведения по отличительным признакам или ключевым деталям, прогнозирование времени написания произведения и этапа в биографии писателя или поэта. На уроке внеклассного чтения по рассказу А.Платонова «В прекрасном и яростном мире» я использовала прогнозирование темы рассказа через связь с живописью Н.Пиросмани. Из предложенных репродукций нужно было выбрать ту, которая соответствует идее рассказа, и объяснить свой выбор. На стадии рефлексии, после обсуждения рассказа, вновь обращаемся к этому приему. Задаю вопрос: изменил ли кто-нибудь свое мнение? Почему?

Еще один пример использования приема - прогнозирование по фотографии. При изучении рассказа А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда» я предложила детям поработать с фотографией основателя династии Ротшильдов, сделать предположения об этом человеке по его внешности, а после краткого рассказа о нем соотнести реальное лицо с героем рассказа, носившим такую известную фамилию. Составление психологического портрета развивает психологическую зоркость, погружает во внутренний мир другого человека

З. Учимся работать с текстом. Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла в материале используются приемы «Чтение с остановками», «Чтение с пометками INSERT», «Двойной дневник», «Составление кластера».

При чтении с остановками чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что - нет и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для прогнозирования, эмпатии, целостного видения произведения, проследить судьбу одного из героев и заполнить таблицу, охватывающую внешность, характер героя, события и размышления читателей.

Чтобы снять проблему неосмысленного конспектирования, использую прием «Чтение с пометками», позволяющий информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы.

Прием «Двойной дневник» устраняет трудность обнаружения личностного смысла при чтении. По ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй графе дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали.

Кластер - графический систематизатор, схема.

4 Учимся задавать вопросы: приемы «Толстые и тонкие вопросы», «Мозаика».

Использование приема «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст.

«Тонкие» вопросы - вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «Толстые» вопросы - вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Прием «Мозаика»: класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста.

5 Учимся творчески интерпретировать информацию.

Проблема недостаточности рефлексии в школе не дает возможности для личного осознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняют приемы устной и письменной рефлексии. Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы:

■ Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?

■ Какие предположения подтвердились?

■ Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого). Это возможно с помощью приемов «Написание эссе», «Составление телеграммы», «Стихотворение по алгоритму», приема «Нарисуйте счастье».

Эссе - письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе - прием «Напишите письмо» - когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.

Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки».

Научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде. Например, телеграмма, которую, по мнению ученика 9 класса, мог бы отправить Чацкий с бала в доме Фамусова:

Нахожусь на балу. Какое жалкое зрелище!

Ужасно давит сердце. Терпеть больше нет сил.

Не каждому дано быть поэтом. Но уловить внутренний ритм жизни, развить у ребенка внутренний слух поможет гармония поэзии. Приемы написания стихотворений по алгоритму: синквейна, хокку, диаманты - развивают поэтические способности учеников.

Синквейн- самая легкая форма стихотворений по алгоритму. Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны, но к старшим классам синквейны обретают более глубокое содержание. Перед изучением вводной темы по творчеству А Островского «Театр Островского» на стадии вызова ученица составила синквейн:

Театр.

Волнующий, загадочный.

Завораживает, будоражит, тревожит.

Театр никого не оставляет равнодушным.

Сама жизнь

После изучения творчества драматурга на стадии рефлексии содержание синквейна углубляется.

Хокку или хайку разовьет способность к лаконичному изложению мыслей. Это более сложная форма, так как требует более внимательного отношения к чувствам и размышлениям как героя произведения, так и автора хокку. Такое хокку сочинил 8-классник о Мцыри:

Я был пленником

В чужом монастыре.

Страстно стремясь вырваться к небу.

Диаманта - стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу: рождение - смерть, добро - зло

Прием «Нарисуйте счастье».

Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки. Прием «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы - тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину.

Таким образом, перечисленные выше методы и приемы ТРКМЧП дают возможность развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся, повышать познавательное отношение к прочитанному, развивать положительное отношение к заданиям творческого и проблемного характера.

Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, я смогла добиться следующих результатов:

1) изменила отношение детей к урокам русского языка и литературы.

2) изменила у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы над художественным текстом.

3) усилила мотивацию учащихся к дальнейшей деятельности.

4) создаю атмосферу доверия, сотрудничества в системе "учитель - ученик - класс".

5) вырабатываю осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Литература

1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания.- Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 1999г.

2. Заир-Бек С.И. Технология РКМЧП: базовые принципы. (Технология развития критического мышления в вузе: перспективы для школьного образования 21 века). - Новгород,2001.

3. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Альтернативные уроки. Ч.4.- Ростов н/Д: Издательство «Учитель», 2007.

4. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Инновационный урок Ч.4.- Ростов н/Д: Издательство «Учитель», 2007.

5. «Педагогический вестник Кубани» . Информационно-методический журнал, №3, 2009 - Издатель: ОИПЦ « Перспективы образования».

6. Технология развития критического мышления. Биология в школе.2004, №1

Ресурсы Интернета

• Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru

• Материалы уроков Фестиваля педагогических идей festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9

•Газета «Первое сентября» ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70








Караваева Нели Зейналабидиновна

Новопокровский район, муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

Контактный телефон: 8-918-438-49-36













Использование на уроках литературы приёмов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство достижения современного качества образования.


© 2010-2022