Н. Некрасов, Ф. Тютчев, А. Фет. Совершенствование представлений о жанрах лирических произведений

Перед этим уроком ставились следующие цели и задачи :познакомить  учащихся  с любовной лирикой  Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н. А. Некрасова («денисьевский», «лазичевский», «панаевский»  циклы).формировать умение грамотно соотносить жизненные факты биографии поэтов с воплощенными в произведения художественными фактами, показать   своеобразие  стиля каждого автора, углубить  представления   о соотношении лирического героя и автора, образа и прототипа. Перед уроком класс был разбит на группы, каждая из ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н. Некрасов, Ф. Тютчев, А. Фет. Совершенствование представлений о жанрах лирических произведений

Цели и задачи :познакомить учащихся с любовной лирикой Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н. А. Некрасова («денисьевский», «лазичевский», «панаевский» циклы).формировать умение грамотно соотносить жизненные факты биографии поэтов с воплощенными в произведения художественными фактами, показать своеобразие стиля каждого автора, углубить представления о соотношении лирического героя и автора, образа и прототипа

Ход урока

1. Введение в урок.

Слово учителя: Сегодня мы поговорим о том, без чего наша жизнь кажется пустой, бессмысленнной… Это любовь.

- Что такое любовь? Человек не может прожить без любви, ведь в жизни каждого она занимает особое место. Настоящая любовь всегда остаётся в сердце, она не подвластна ни времени, ни тяжёлым жизненным обстоятельствам, ни даже смерти. По-настоящему в жизни счастлив лишь тот, у кого такая любовь была, кого посетило это прекрасное чувство. Так что же такое любовь, то чувство, которое заставляет нас грустить и радоваться, смеяться и плакать, которое помогает нам в трудные минуты жизни, даёт нам силу, а главное - дарит нам надежду? Конечно, полного, исчерпывающего ответа на этот вопрос дать невозможно: каждый понимает это по-своему, и каждый чувствует своё. Но я думаю, что все согласятся с тем, что любовь, прежде всего, чувство бескорыстное, чувство вечное.

Любовь остаётся вечной темой, вне времени и пространства. Мы говорим о любви сегодня, в третьем тысячелетии, говорили о ней и тысячи лет назад, конечно, о ней будут говорить и через много-много лет.

Любовь неотделима от жизни, она её основа. Итак, кто только не писал о любви, не пытался разгадать её загадку, найти её "формулу"!

- Отличается ли ЛЮБОВЬ ПОЭТА от любви простого смертного? Докажите.

4. Работа с терминами и понятиями, записанными на доске.

Слово учителя: Теперь, пользуясь пушкинским образцом, попытаемся увидеть, как развиваются чувства лирического героя в лирике других поэтов - Тютчева, Фета, Некрасова. Объявляется тема урока, учитель просит детей отметить те термины и понятия на доске, которые использовались при ответах на вопросы по домашнему заданию.

5. Индивидуальная и групповая самостоятельная работа по созданию лирических циклов Поэта №1, Поэта №2, Поэта №3

В каждой группе

Группа определяет своих ответственных, исходя из задания и используя рабочие средства, группы отрабатывают свою задачу, формулируют результат своей работы в виде отчета, проверяют свою задачу в отношении совместно заданной цели.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

По окончании времени исследовательской работы выбранные группой представители докладывают о ходе и результатах исследования (у доски также выходят ученики, работавшие над хронологией цикла, они расставляют стихи в сюжетной последовательности), подводят итоги и предлагают другим группам запись вывода, сделанного группой. Учитель или представители других групп могут задать выступающим интересующие их вопросы.

В результате у всех должны быть записи в тетрадях.

Слово учителя: Цикл обладает общим предметом изображения, композицией и внутренней структурой. В центре внимания здесь находится диалектика развития трагических отношений между двумя людьми, соединёнными взаимным чувством. Внешнее построение цикла определяется объективным ходом развития той жизненной истории, которая легла в основу изображения в нём.

- Запишите свои предположения об авторстве стихов каждого цикла. (примерная таблица записей в тетради)

Поэт №1(Некрасов) первая группа

Поэт№2(Фет)

вторая группа

Поэт №3(Тютчев) третья группа

«Главное» стихотворение цикла, концепция любви

«Тяжелый крест достался ей на долю...»! Содержание стихотворения составляют переживания лирического героя, вызванные упрёками возлюбленной в погубленной молодости. Всё стихотворение проникнуто мрачным настроением измученного болезнью и ревностью героя, который и понимает, что причиняет боль своими подозрениями. В любви нет гармонии, она проходит в борениях. "Проза" и "поэзия" в любви сочетаются. Любовь - земное чувство. Это цикл стихов о мучительном чувстве - поединке, о драме любви. любовь - борьба, любовь - вызов

"Ты отстрадала, я еще страдаю..." Постоянно ощущает духовную близость со своей любимой.

Любовь - костер, как и поэзия - пламя, в котором сгорает душа. Один раз "сгорев", то есть пережив настоящую любовь, герой не опустошен, и всю свою жизнь он сохранил в памяти свежесть этих чувств и образ любимой.

"Последняя любовь". Лирический герой и здесь осознает, что любовь, возможно, будет гибельной: "Сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зари вечерней!". И тем не менее ощущение обреченности не мешает лирическому герою любить: "Пускай скудеет в жилах кровь, но в сердце не скудеет нежность..." В последних строках лаконично характеризует само чувство: "Ты и блаженство, и безнадежность".
Любовь - «поединок роковой» двух сердец, несмотря на трагизм этого чувства, оно вносит в жизнь смысл

7.. Формирование понятий «образ», «прототип», «лирический герой», «автор».

Слово учителя: Теперь прослушайте истории любви поэтов. Ваша задача - определить, какая история любви отображена в вашем цикле, кто автор. Свои наблюдения запишите в таблицу.

1 группа подготовила презентацию о А. А. Фете. В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла, она сгорела. Трагедия произошла в доме отца. От непотушенной спички загорелся лежавший на полу подол платья, она только тогда это заметила, когда вся правая сторона его пылала огнём. Растерявшись, девушка вместо того, чтобы повалиться на пол, и постараться затушить огонь своим телом, бросилась бегом по всем комнатам к балконной двери. Горящие куски ткани отрывались и падали на паркет. Выбежав на балкон, несчастная лишь усложнила ситуацию - на воздухе пламя поднялось выше головы… В тот момент в доме было безлюдно, и никто не мог помочь объятой пламенем Марии справиться с огнём. Но все, кто находился во дворе, слышали, как горящим факелом пробегая по комнатам свои последние метры, она кричала: «Берегите письма!». От сильных ожогов Марию невозможно было спасти, и на четвёртые сутки она скончалась. Её последней фразой было: «Он не виноват, а я…». До самой смерти поэт помнил о ней. Мария Лазич погибла в 1850 году, и более сорока лет, что поэт прожил без нее, были наполнены горькими воспоминаниями о его «сгоревшей любви».

2 группа подготовила презентацию о Н.А. Некрасове. Смолоду А. Панаева была необыкновенно красива, считалась одной из первых красавиц столицы: матовый цвет лица, черные волосы, черные огромные глаза. За Панаева она вышла почти девочкой, 18 лет. Около 1846 года сошлась с Некрасовым и прожила с ним под одной кровлей до 1863 года. Редкий день обходился без скандала. Некрасов был патологически ревнив. И столь же страстен, сколь непостоянен. Обвиняя, подозревая, распаляясь и незаслуженно оскорбляя, он остывал и мчался к Авдотье мириться только после ее ответных обвинений. В 1849 году Авдотья и Некрасов ждали ребенка, сын родился слабеньким и умер через несколько часов. Панаева окаменела от горя. Ей срочно нужно было привести нервы в порядок, и она отправилась на лечение за границу. Разлука моментально подхлестнула чувства Некрасова. Он забросал Авдотью нежнейшими письмами, и, получая от нее намеренно-равнодушные ответы, страдал ужасно. Панаева вернулась - с ней вернулась и идиллия в их союз. На непродолжительное время. Приступы яростной ревности и сокрушительной страсти сменялись у Некрасова холодным отчуждением. В приступах черной хандры он мог страшно оскорбить, нередко - в присутствии посторонних. Панаева страдала и терпела. Он поэт, у него сложная натура. Но он ее любит, любит… Хотя порой видеть не может. Вскоре она уехала заграницу. Панаева вернулась в Россию и в 1864 году вышла замуж за критика Головачева. Родилась дочь, и Авдотья с головой ушла в ее воспитание. А Некрасов, отданный после разрыва другим страстям, конечно, жил неспокойно. И все-таки тужил по ней, Авдотье, до смерти не забытой.

3 группа подготовила презентацию о Тютчеве. В 1850 году 47-летний Тютчев познакомился с 24-летней Еленой Александровной Денисьевой, учительницей своих дочерей. Она была на двадцать три года моложе поэта, что не помешало ей испытать "такую глубокую, такую самоотверженную, такую страстную и энергичную любовь, что она охватила и все его существо, и он остался навсегда ее пленником..." Он, будучи женатым на Эрнестине Дернберг, и имея от неё троих детей, не считал себя вправе разорвать узы законного брака, к тому же он по-своему любил жену благодарной любовью поэта и очень дорожил её чувствами к себе. Но самые тяжелые испытания выпали все же на долю Денисьевой. Быть отвергнутой обществом и родным отцом, подвергнутой жесточайшим обвинениям - эту горькую чашу бедной женщине пришлось испить до дна. В течение 14 лет продолжались отношения Тютчева и Денисьевой. У них было трое детей. Смерть Елены Александровны от чахотки 4 августа 1864 года была невосполнимой утратой для поэта.

8. Поведение итогов.

- Кто же ваш автор? Докажите.

- Есть ли разница между лирическим героем и автором?

Слово учителя: Итак, в циклах поэтов на тему любви - мы видим разное отношение лирических героев и к своим любимым, и к самой любви. Любовь - это страсть, это борьба, и сам герой отстаивает свои права в любви, верит в нее и надеется на возвращение любимой - так у Некрасова. Любовь - это горечь слез и разлук, это невозможность счастья, и надо с этим смириться - так у Тютчева. Любовь - костер, как и поэзия - пламя, в котором сгорает душа - так у Фета. Преодолевая трагедию, герой превращает ее в драматическую радость, в гармонию, в постоянный источник вдохновения.

- Кто прав? Кто обладает истиной?

Поэты не спорят. Важно понять одно: сравнение циклов любви таких разных и по-своему прекрасных поэтов позволяет увидеть, как глубоко и тонко может выразить поэтическое слово сущность любви, ее красоту и силу. Любовь для Тютчева, Фета, Некрасова - источник вдохновения и обогащения души, способ связи с миром, со всем живым.
Любовь поэта - действительно «безумное чувство», на которое он «осужден»: в стихах чувство получает вечную жизнь, непреходящую длительность, оплаченную «муками сердца», облегчающимися только в момент творчества.

И сейчас, через века, мы читаем прекрасные стихотворения Ф.И.Тютчева, Н. А. Некрасова и А.А. Фета, восторгаемся силой их любовного чувства.

9. Объяснение домашнего задания.

Выбрать по 1 стихотворению поэта, не анализировавшемуся на уроке. Используя сведения о поэтике и биографической основе циклов Ф.И.Тютчева, А.А.Фета и Н.А.Некрасова, полученные на уроке и самостоятельно, доказать, что выбранные стихотворения принадлежат именно этому автору и входят именно в этот цикл.

10. Оценка работы на уроке.

Д.з. Читать «Темные аллеи»

© 2010-2022