- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «Лингвистический анализ текста. Аргументация суждения. Подготовка к ОГЭ. 9 класс
«Лингвистический анализ текста. Аргументация суждения. Подготовка к ОГЭ. 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зинина Е.А. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Лингвистический анализ текста. Аргументация суждения» (по тексту В. Тендрякова). Подготовка к ОГЭ.9 класс
Цель:1)продолжить работу над видами речевой деятельности: говорением, чтением, слушанием, письмом;
2) развивать внимание к слову и его ЛЗ, обучить умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
3) формировать общечеловеческие нравственные ценности.
Оборудование: компьютер, подключённый к локальной сети, интерактивная доска
Ход урока
На задачи, заданные нам жизнью, ответы не
даются и в конце.
Э. Кроткий
I.Организационно - мотивационный этап. УУД. Регулятивные (умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы).
Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида). Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).
Личностные (понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование).
Учитель. Однажды слепому человеку объясняли, что такое белый цвет. Слыша о нём, слепой спрашивал: «Какой это белый цвет, на что он похож?» Слепому отвечали: «Белый цвет, как белый заяц». Слепой опять спросил: «Что же, он такой же пушистый?» Нет! Белый цвет, как белая мука. Что же, он такой же мягкий и рассыпчатый? Нет! Белый цвет, как белый снег. Что же, он такой же холодный. Нет! - возражали ему. Белый цвет, как чистый белый творог. Что же, он такой же сырой?»
- Незнакомое - это « пустой звук», сосуд с неизвестным содержанием. Как вы думаете, о чём у нас сегодня пойдёт речь на уроке?
- Впереди у вас трудное испытание - государственная итоговая аттестация. Так вот, чтобы предстоящий экзамен не стал для вас сосудом с неизвестным содержанием, миром, в который вы смотрите в замочную скважину, сегодня в руки вы получите ключ, который называется лингвистический анализ текста. Итак, записываем число, классная работа и тему урока: «Лингвистический анализ текста. Аргументация суждения».
- Мы родились и живём в России. С детства мы слышим русскую речь, говорим на русском языке, учим русский язык. Но отчего же бывает досадно, когда столько было хороших мыслей в голове, а не смог написать. Знакомо вам такое?
-Понять, какие чувства вы испытываете по поводу предстоящей аттестации помогут ваши синквейны. К сегодняшнему уроку у вас было задание: написать синквейн на тему « ОГЭ Сочинение - рассуждение». И сейчас я попрошу авторов прочитать свои произведения.
-Но сначала давайте вспомним, что такое синквейн. Слайд.
-Для многих из вас сочинение - рассуждение ассоциируется со страхом ,незнанием, с чего начать и о чём писать. И вот сегодня на уроке на основе анализа текст В.Тендрякова мы поговорим об основных критериях написания сочинения - рассуждения. И я надеюсь, что страхи, сомнения, выраженные в ваших синквейнах, постепенно уступят место уверенности, умению связно излагать свои мысли. Чтение синквейнов
II. Работа с художественным текстом. УУД.Регулятивные (знать алгоритм (модель учебных действий при создании текста сочинения-рассуждения на основе аналитического комментирования прочитанного художественного текста).
Познавательные (умение комментировать авторские рассуждения, выдвигать гипотезу, формулировать проблему, аргументировать собственную точку зрения и понимать аргументацию автора, выстраивать логическую цепочку рассуждения).
Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка действий партнера).
Личностные (умение выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме
Чтение текста и его анализ.
-Сейчас вы познакомитесь с текстом В. Тендрякова. У ваших одноклассников было индивидуальное задание: прочитать текст по ролям и передать чувства говорящих.
Давайте послушаем текст, а вы подумайте: смогли ли Иван и Артём передать чувства говорящих. Слайд.
-В какой форме передаётся изложение материала?
-Между кем происходит разговор?
-Речь какого героя более эмоциональна?
-Обратите внимание на морфемный состав слов: прямолинейненько, пряменько. Какое значение передают суффиксы? Какое значение приобретают они в устах отца?
-Дайте лексическое значение слову прямолинейненько.
-Прямолинейный ,т.е. откровенный, но лишённый гибкости.
- Как вы относитесь к такому качеству человека?
-В речи отца присутствует разговорная лексика. Назовите слова и выражения со стилистической окраской разговорных.
-Каково лексическое значение слова «сноровистая»? чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим, от какого слова оно образовано.Слайд.
-Назовите ещё изобразительно - выразительные средства языка, помогающие понять состояние отца.
- Какое слово часто повторяет отец? Как называется такое средство выразительности?
-Что испытывает учитель литературы во время разговора? Можно ли сказать, что он озадачен, но уверен в своей правоте?
-Какие изобразительно - выразительные средства языка помогают это понять?
-Прежде, чем приступать к написанию сочинения - рассуждения, вы должны знать критерии оценивания .Итак, С2К2.Слайд.(критерии оценки)
-Первое, что вы должны сделать- сформулировать проблему, поднятую автором
в предложенном тексте. Давайте вспомним, что такое проблема. Слайд. (Определение проблемы)
-Проблему можно сформулировать по - разному. Слайд.( Способы формулировки проблемы)
-На какие вопросы отвечают участники диалога в тексте В. Тендрякова?
-Используя один из способов, сформулируйте проблему, поднятую в данном тексте.
- В данном тексте сталкиваются точки зрения, отражающие представления о жизни. Следующее задание: выпишите из текста цитаты, в которых, по - вашему мнению, отражается позиция каждого из участников разговора:
I вариант- точка зрения Василия Петровича
II- вариант- точка зрения учителя. ( Проверка .Слайд.)
-Давайте обобщим.
По мнению Василия Петровича.....
Учитель же считает.....
-Василий Петрович считает, что к жизни нужно приспосабливаться. Какой смысл в это слово вкладывает Василий Петрович?
-Приспособленный - это значит какой?
-Ловкий, осторожный, практичный. Слова в предложении №.. «счастливая» и «приспособленная» выражают одно значение. Как называются такие слова?
-А вы согласны с Василием Петровичем?
- Гораздо спокойнее живёт тот, кто умеет приспосабливаться к действительности. Он не тратит нервы в борьбе за справедливость. Но встаёт вопрос: а где же совесть? Не будет ли она вас тревожить, если остаться равнодушным к тем, кто несправедлив.
-А так ли необходима нам сейчас совесть, ведь от нее одни неприятности?
-Человек, как известно, состоит из тела, души и духа. Утрата одной из составляющих ведёт к нравственному падению. Жизнь так устроена, что всегда приходится чем - то жертвовать, платить за честь и совесть. Так пусть это лучше будет болезнь тела, а не души.
-Чья точка зрения вам ближе: Василия Петровича иди Учителя?
- Как вы думаете: Василий Петрович в своей жизни приспосабливался, прогибался под мир? Приведите цитаты из текста в своё доказательство.
-А как вы понимаете слова: «А остальные пусть сами как - нибудь без меня устраиваются?
-Как называется такое качество?
- А какие бы слова - синонимы вы подобрали бы к слову «равнодушие»?
-А если мы будем подбирать слова - синонимы к слову эгоизм, то всплывут чёрствость, бездушие, злость, зависть, подлость, жестокость, безжалостность. И , к сожалению, мы были свидетелями того, к какой трагедии могут привести нас люди с такой жизненной позицией. Слайд.
-Но среди нас живут и другие люди, которые посвятили себя служению людям.(Индивидуальные задания) Слайд.
- А каких людей вы встречали чаще: как Василий Петрович или как Учитель?
- Познакомьтесь с афоризмами мыслителей прошлого, выберите те, которые помогут подобрать аргументы в пользу той или иной точки зрения. Выберите афоризмы, которые наиболее ярко и точно, на ваш взгляд, отражают позицию героев.
-Кого из литературных героев вы могли бы привести в качестве аргумента к точке зрения Учителя?(Ответы учащихся)
-Чацкий был объявлен сумасшедшим только за то, что он посмел сказать правду. А изворотливые Молчалины до сих пор блаженствуют на свете. Однако именно Чацким мы восхищаемся, а Молчалин, кстати, сам попался на удочку своей бесконечной лжи. Судьба сама рассудит ,кто чего стоит. Вспомните Петра Гринёва, который мог бы не рисковать, а соврать что - ни будь Пугачёву а он честен до конца, чем снискал уважение даже врагов.
-Кто говорит правду, когда все молчат, стремится изменить мир, получает боль и страдание, зато долго жива о них память. А те, для которых счастье заключается в трёх аршинах земли, давно забыты.
-Обсуждать данную проблему можно бесконечно: истина всегда где - то рядом. Бывает, что на задачи, заданные нам жизнью, ответы не даются даже в конце.
Слайд.
В жизни по - разному можно жить:
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённой солнце достать,
И подарить его людям.
-Я надеюсь, что сегодняшняя работа над текстом позволила вам выработать свою точку зрения и умение её аргументировать.
III. Самостоятельная работа. УУД. Регулятивные (осмысленное действие при речевом оформлении текста).Познавательные (умение преобразовывать, использовать и воспроизводить информацию при написании сочинения).Работа с черновиком сочинения. Сочинение - рассуждение.(15.2) Как вы понимаете слова: «А остальные пусть сами как - нибудь без меня устраиваются»
IV. Проверка умений, полученных в процессе работы.
Проверяем написанное по критериям сочиненияС2К1,С2К2, С2К3, С2К4
V. Рефлексия: Что нового узнали? чему научились?
В чем испытывали трудности?
6