Работа на конкурс «Саратовские писатели детям и о детях»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


VI Областная научно -практическая конференция

«Литературное краеведение глазами школьников»

Отдел образования администрации Балтайского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа с.Большие Озёрки.



«Саратовские писатели детям и о детях».


Автор:

Гуськов Артём Дмитриевич,

учащийся 7 класса

МБОУ СОШ с.Большие Озёрки

Домашний адрес:

412632,Саратовская область,

Балтайский район, с.Б-Озёрки,

ул.Зелёная, д.4, кв.1

Руководитель:

Гуськова Елена Юрьевна,

учитель русского языка и

литературы МБОУ СОШ с.Б-Озёрки

Адрес:

412632,Саратовская область,

Балтайский район, с.Б-Озёрки,

ул.Пионерская, д.8

Тел.: 88459223169




Большие Озёрки-2015г.

Содержание.

Введение……………………………………………………………………. 2-3

Глава 1. Биография и творческий путь Льва Кассиля……………………4-5

Глава 2. Лев Кассиль детям и о детях…………………………………….5-10

Заключение ………………………………………………………………......10

Список литературы…………………………………………………………..11

Интернет-источники…………………………………………………………11

Приложение 1. Три страны, которых нет на карте………………………...12

Приложение 2. Музей Л.Кассиля……………………………………………12










Введение

В моей домашней библиотеке есть замечательная книга, в которую вошли рассказы, сказки, стихотворения, а также отдельные главы из повестей и романов писателей, имеющих самое непосредственное отношение к нашему родному краю- Саратовской губернии. Из неё я узнал, что Алексея Николаевича Толстого, великого русского писателя, можно с полным правом считать нашим земляком. Город Пугачёв, в котором он родился уже на протяжение многих десятилетий относится к Саратовской области. Неразрывно связаны с малой родиной судьбы и других выдающихся русских писателей- М.Н.Алексеева, К.М.Симонова, К.А.Федина, Тобольского И.Г. и многих других. Разве не удивительно, что К.С.Петров-Водкин, известный нам как знаменитый художник, являлся ещё и замечательным литератором, написавшим интереснейшую книгу о своём детстве. Во всех уголках земного шара распевают песню «Калинка», и не все, я думаю, знают, что её автор, И.П.Ларионов, тоже саратовец! Можно бесконечно говорить о наших знаменитых соотечественниках, только хочется сказать: «Я очень горд тем, что они мои земляки». Наиболее подробно я хочу остановиться на творчестве Льва Кассиля, который, безусловно, писал для детей и о детях.

Цель: проанализировать жизнь и творчество Л.Кассиля, писавшего для детей и о детях, выделив особенно яркие и интересные моменты его жизни и творчества; изучить влияние различных факторов на формирование личности писателя Л.А. Кассиля составить презентацию как результат поисково-исследовательской деятельности.

Задачи: исследовать творчество Льва Кассиля : рассмотреть реальные события, лица, факты, связанные с детством Л. Кассиля; - изучить их художественное воплощение в произведениях для детей.

Актуальность темы: Л.Кассиль - самый необычный писатель, каких только рождала Россия. И эта необычность, загадочность наиболее всего интересна мне, потому что он является моим земляком.

Обоснование выбора темы: каждый может оценить уникальность творчества этого писателя, с первых страниц окунувшись в строки его произведений, в основном посвящённым детям. Его жизнь тоже полна интересных фактов, которые помогают раскрыть смысл его творчества. Моя работа - попытка доказать уникальность этого человека, надолго запомнить его имя и доказать, что его жизнь также интересна, необычна как и его произведения. И самое удивительное для меня, что, чем больше пытаешься познать его жизнь, тем больше для себя загадываешь таинственных загадок и нерешенных вопросов.

Практическая значимость: полученную информацию в результате проведенной работы сформировать в форме творческой работы и выступить с ней на научно - практической конференции. Использовать материалы работы и презентацию при проведении внеклассного мероприятия по творчеству Л.Кассиля на Предметной неделе гуманитарного цикла.








Глава 1. Биография и творческий путь Льва Кассиля.

"Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почём,

Значит, нужные книги ты в детстве читал"

В. Высоцкий

О своём родном городе Лев Кассиль писал: «В России мы жили в слободе Покровской (потом город Покровск), на Волге, против Саратова, на Базарной площади, в первом этаже». Отец писателя был заслуженным врачом республики, мать - учительницей музыки. В семье двое дружных сыновей - Леля и Ося.1 (В повести Л.А.Кассиля «Кондуит и Швамбрания» они - главные герои. )Оська - выдумщик, путаник, однако досрочно принятый в школу с резолюцией заведующего:«Принять за умственные способности». Разносторонняя одаренность Льва Кассиля проявилась уже в гимназии: воспитанный в интеллигентной семье, он с детства хорошо играет на пианино, с успехом изучает иностранные языки, прекрасно рисует, сильный шахматист, способный математик. Однако особенно он любит сочинять разные истории, а в 9 лет написал свое первое стихотворение. Л.А.Кассиль вспоминает о своем учителе словесности
АД.Суздалеве: «...прочтя написанные мною по его заданию домашние сочинения, заявил напрямик моим родителям: чему бы меня ни учили, все равно, увы, в будущем стану литератором. Суздалев приучил меня читать серьезные книги о книгах... Он, как человек ученый и серьезный, привил мне неприязнь ко всякого рода дилетантству, за это спасибо ему». В 1918 году в Покровске открылась детская библиотека. Тринадцатилетний
Леля Кассиль и трое его друзей организуют в ней литературные вечера, доклады, руководят литературным кружком, редактируют, издают рукописный журнал «Смелая мысль». В 1923 году Кассиль поступил учиться в Саратовский художественно-практический институт, откуда перевелся на математическое отделение физико-математического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Здесь студент Лев Кассиль активно участвует в университетской живой газете «Синяя блуза».

1___________________

Иосиф Абрамович Кассиль родился в 1908 году, окончил Саратовский университет, работал в Саратовской совпартшколе и в редакции саратовской газеты «Коммунист». В 1937 году незаконно репрессирован; посмертно реабилитирован.

Его младший брат передавал письма Льва о московских впечатлениях (втайне от автора) в газету «Саратовские известия»... Так началось литературное творчество, ставшее делом жизни и самой жизнью Л.А. Кассиля. Первый рассказ был опубликован в 1925 году. Затем - два года самостоятельного учения-писания для себя, «в стол». В 1927г. Лев Кассиль получает признание как профессиональный журналист и всю дальнейшую жизнь следует завету В.В.Маяковского: «Не отворачивайте носа от газеты, Кассильчик!» Самым главным, бесповоротно решающим событием в своей жизни Кассиль считал встречу с Маяковским. Содружество работы над художественными произведениями с публицистикой, с участием в общественной, научной деятельности - одна из характерных особенностей его творческой биографии. Он участвовал в испытательных перелетах новых самолетов и дирижаблей, на одном из которых чуть не погиб. Спускался в первые шахты строившегося московского метро. На теплоходе плавал в Испанию во время нападения франкистов на Испанскую народную республику. Провожал в исторический перелет Чкалова. Первым встречал на границе О.Ю. Шмидта, вырвавшегося из ледового плена. Дружил с Циолковским, переписывался с ним до последнего дня жизни великого ученого. (Им были написаны книги о Маяковском, Циолковском, Чкалове и Шмидте.)Жажда все узнать и по возможности все увидеть самому всегда сопутствовала Л.Кассилю, определяла темп и накал его жизни. Именно глубокое знание интересов, увлечений, вкусов, нравов, языка и манер, всей системы ценностей современной ему молодежи, тяготения к реальному бытописанию, а в нем - к изображению людей "экстремальных" профессий, определили тематику, стиль произведений Кассиля, написанных для детей.

Глава 2. Лев Кассиль детям и о детях

Перечисляя всё, чем занимался Кассиль, «аж дух захватывает». Разве не каждый из нас, мальчишек, мечтает об этом! Как никто другой, понимал он мальчишек, этих «самых первых двигателей прогресса», как написал Кассиль в очерке- этюде «Мальчишки»: «О мальчишки! Надоедливые, несносные, обожаемые мальчишки! Хвала вам! Вы - веселый ветер, расправляющий морщины на челе мира, влекущий в новое и освещающий память о том, какими мы были сами в отрочестве. ... Лев Кассиль хорошо знал интересы детей, их вкусы и устремления, язык и манеру общения. Меня восхищают его слова «И если бы сегодня меня спросили, что самое главное в вашем творчестве как будущих учителей, я бы сказал: преподавать, воспитывать, общаться с ребятами, то есть жить в учениках и для человечества так, чтобы с вами было ребятам весело, интересно, здорово! И если в ваших силах, и в спортивные игры играйте с детьми. И фантазируйте вместе. И в походы вместе ходите. И нескончаемые истории вместе придумывайте. И не бойтесь почаще уезжать в страну Швамбранию. Детям это необходимо, как летняя речка! И тимуровские дела вместе затевайте. И не бойтесь побольше шутить. Важно, чтобы ни один урок не был скучен, чтобы и перемены проходили в школе весело, чтобы учебники пробуждали жажду знания... А еще я хочу, чтобы вы не боялись романтики. Чтобы умели создавать торжественность минуты молчания на линейке и раздумчивую мечтательность тишины у костра. Бойтесь все это опошлить и «заскучнить!». Эта страстная речь писателя-педагога, посвятившего свою жизнь детям, наталкивает меня на мысль, что каждый ребёнок хотел видеть рядом с собой только такого учителя, отдававшего всего себя своим воспитанникам. В 1930-е Кассиль сотрудничал с газетой «Известия». Тогда им были опубликованы первые книги для детей. Я хочу остановиться на «Кондуите и Швамбрании», которую на I Всесоюзном съезде советских писателей (1934) С.Я.Маршак назвал одним из лучших произведений «большой литературы» для маленьких. Действие развертывается в захолустном приволжском городке Покровске, главные герои этого во многом автобиографического произведения - мальчики из докторской семьи Леля и Ося. Так, мальчики выдумали «игру на всю жизнь» в страну Швамбранию. Сочинили ее историю, определили географические особенности, населили персонажами любимых книг. В этот круг ввели себя и установили оригинальный государственный строй в соответствии с собственными представлениями о добре и зле. Эта игра была для детей не просто увлекательным, совершенно независимым от взрослых занятием. Страна Швамбрания - спасительное прибежище для неудовлетворенных мечтаний и стремлений детей. Автор книги символично поясняет причины происхождения детской игры в справедливую и счастливую страну: «...ведь играть интересно только в то, чего сейчас нет». Мальчики настолько «заигрались», что подчас начинали верить в существование созданной их воображением страны: Швамбрания приобрела относительную самостоятельность и независимость от своих творцов. Кассиль изящно анализирует взаимопроникновение событий швамбранской и действительной жизни, происходящее в сознании детей. Жизнь швамбранского государства по ходу развития сюжета постепенно обогащается большими и малыми событиями реальной жизни, в основном пародийно отражая последнюю. Именно так, например, описывается война в Швамбрании, протекающая в полном соответствии с парадными и лживыми сообщениями официальной российской печати о событиях на фронте первой мировой войны. Февральская революция 1917 года нанесла первый удар по Швамбрании. Но компромиссный характер ее, показываемый Кассилем лаконично и выразительно, вызвал недоумение и смутную неудовлетворенность у подростков. Временно усиливается тяга братьев к придуманной ими стране, где все понятно раз и навсегда. Октябрьская революция, пришедшая и в Покровск, разрушает страну выдумки. По мере усиления значения событий реальной жизни в жизни повзрослевших мальчиков уменьшается их интерес к игре в Швамбранию. Постепенно и неизбежно преодолевая «швамбранские» заблуждения, герои книги обретают твердую почву действительной справедливой страны. Пожалуй, ни одна книга Кассиля не вызывала такой горячей дискуссии, как эта. Оцени критиков были неоднозначными: от объявления ее гениальной до категоричного утверждения через десятилетия: «Это не нужно детям». Я не согласен, потому что каждый ребёнок, на мой взгляд, мечтает о стране, в которой всё идеально и именно благодаря её существованию из "книжных мальчиков" вырастают настоящие мужчины.

Занимавшая Кассиля проблема формирования детского характера раскрывается в его популярной повести «Черемыш - брат героя». Особенно мне интересен образ главного героя книги - Гешки Черемыша, мальчишки-детдомовца, мечтающего о старшем брате. Гешка был обаятельным, целеустремлённым, умел дружить по-настоящему, относился по-рыцарски к сверстницам, увлекался спортом. До глубины души меня тронули его мучительные переживания из-за того, что красивая мечта незаметно превратилась в постыдную ложь, в которой он сам мужественно признался знаменитому летчику. Интересна предыстория написания этого произведения. Однажды к Л. А. Кассилю пришел мальчик и рассказал ему о своей жизни. Родителей у него не было, все четыре брата служили в армии и были пограничниками в разных краях Советского Союза, а он жил у тетки. Мальчик показал писателю и конверты писем от братьев со штемпелями разных воинских частей. Казалось, сам герой повести пришел в гости к писателю. И Кассиль начал писать повесть о мальчике - брате четырех пограничников. Но повесть повестью, а пограничная служба - дело серьезное, и писатель решил проверить рассказ мальчика. И тут оказалось, что нет в наших пограничных войсках таких четырех братьев на разных границах СССР. Кассиль снова разыскал этого мальчика, и тот откровенно рассказал, что все про братьев он выдумал, чтобы интереснее было жить, мечтать, и чтобы было на кого равняться... А письма - письма действительно были. Он знакомился в Москве с приезжими пограничниками, водил их по городу, дарил им открытки с видами Москвы, и пограничники, уезжая к себе на службу, писали оттуда маленькому заботливому москвичу, а он воображал, что это письма от братьев, которых у него и не было вовсе...

И я не осуждаю главного героя за то, что будучи мальчишкой-детдомовцем, он мечтал о старшем брате, пусть солгал, но не потерял тех замечательных качеств характера, которыми не обладают большинство подростков, имеющих семью.

Лев Кассиль выступает в различных жанрах. В 1937 году он написал первый советский спортивный роман «Вратарь республики», в1956 - роман «Ход белой королевы», в 1961 - роман «Чаша гладиатора», а в 1967 - «Спортивные рассказы», отдавая дань своей влюбленности в спорт. Он был знатоком спорта, спортивным обозревателем и, можно сказать, высокопрофессиональным спортивным болельщиком. Затем «Великое противостояние» (наконец-то девочки дождались от любимого писателя книги не про мальчишек). Книга вышла в 1947 году, к 800- летнему юбилею Москвы и в следующем году получила первую премию на конкурсе Министерства просвещения РСФСР на лучшую художественную книгу для детей. Писатель был растроган, узнав мнение о его повести строгого ценителя, выдающегося деятеля искусства народного артиста СССР В.И.Немировича-Данченко: «Должен признаться, что давно не читал рассказа, написанного с такой искренностью, простотой, трогательностью и каким-то особым ароматом... Во всем рассказе я не встретил ни одной фальшивой ноты. Все время забываешь, что это не настоящий дневник девочки, а сочинение Льва Кассиля. Есть моменты, захватывающие до слез...» В своей активной жизни, держа «руку на пульсе времени», писатель адекватно отразил в двух своих предвоенных повестях детские мечты о необыкновенных профессиях: летчика, артистки. А в годы войны Кассиль выпускает в Детгизе сборники рассказов «Обыкновенные ребята», «Твои защитники» (1942). В них повествует о повседневном героизме не только взрослых, но и детей. Абсолютное большинство рассказов для детей, написанных Кассилем в военные годы, основано на событиях достоверных. Подлинно отцовской заботой о своих читателях, стремлением напомнить им о мирном детстве и внушить веру в то, что «все опять станет хорошо, все будет, как надо», проникнута повесть 1944 года под очень «кассилевским» названием:

«Дорогие мои мальчишки». Ее тема - реальные трудности жизни ремесленников, школьников маленького волжского городка в трудные годы войны, их соперничество с юнгами острова Валаам, постепенно переросшее в крепкую дружбу. Их совместная борьба с врагом реальным, а не вымышленным. Кассиль создал произведения в художественно- документальном жанре, гораздо более благосклонно принятые критикой. Повесть о юном партизане-разведчике Володе Дубинине «Улица младшего сына»,

написанная по документальным материалам, найденным его старым другом, журналистом Максом Поляновским, вышла в 1949 году. В центре повествования

не столько события жизни юного героя, сколько проблема формирования его

характера. Писатель достигнул того, чтобы в книге жил герой, которого читатель мог бы мысленно посадить за парту. Керченские ребята, знавшие Володю, говорили: «Хотя Володя и положительный тип, но он и кулаком умел двинуть, и в смешные истории попадал. Ему немало попадало в школе...» «В Володе Дубинине, не принижая пленительной доблести этого «младшего сына» нашей Родины, я стремился выделить черты его духовного родства, те свойства, которые могут быть взяты на вооружение

читателем, обнадежат его и поведут по верной дороге творчества, труда, подвига. Я убежден, что в маленьком герое пионере-разведчике Володе Дубинине творческое начало не уступало героическому. То был великолепный характер дерзания...» Володя Дубинин стал идеалом для многих читателей.

В 60-е годы творчество Кассиля приобретает новые черты. Так, в повести «Будьте

готовы, Ваше высочество!» юмор писателя окрашивается в лирические тона. Мудрый и мягкий юмор автора помогает установить прочный контакт с читателем-подростком. Просто и естественно рассказывает Л. Кассиль историю появления в пионерском лагере «Спартак» маленького принца Делихьяра, который приехал из страны, условно названной Джунгахора. Не сразу и нелегко входит он в коллектив ребят. Когда же исчезла взаимная отчужденность, многому научился наследный принц у мальчишек и девчонок советского пионерлагеря. В Джунгахору вернулся не Делихьяр-король, а Делихьяр-человек, который отныне будет стремиться защищать правду и свободу, утверждает писатель. В повести показаны сложные характеры и взаимоотношения взрослых героев. Кассиль вошел в детскую литературу как писатель, разрабатывающий сложные, ответственные темы. Он рассказал в своих произведениях о пути подростка из узкого мира семьи в широкий, послереволюционный мир, о стремлении советских ребят к подвигу, о выборе ими жизненного пути. Писатель умеет найти лирические интонации в разговоре с детьми, рассказать о мечте ребенка, соединить в повествовании реальное и фантастическое начало. Следом за «Швамбранией» Лев Кассиль придумал еще две страны - «Синегорию» и «Джунгахору» , которые описал в книгах «Дорогие мои мальчишки» и «Будьте готовы ваше Высочество!», объединенных позднее в сборник «Три страны, которых нет на карте»,(даже придуманы гербы этих стран).2 Книга озорно адресована детям «до 16-ти». И многие из его читателей не сомневаются в существовании придуманной им страны. Она стала последней, которую писатель держал в руках... Вышла в свет буквально за день до его скоропостижной кончины. В письме от 31 марта 1958 года Л.А. Кассиль отмечал: «пришел к выводу, что склонен подводить детей вплотную к решениям немалых философских и этических задач, не снижая темы и голоса, стремясь поднять читателя на уровень решения темы». Помочь детям прочитать произведения с такой установкой - наша педагогическая задача. Неслучайно Л.А. Кассиль был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР (в 1966 г.), затем СССР. А 22 марта 1977 года астроном Н.С.Черных назвал открытую им планету № 2149 Швамбранией. Вот это истинное признание того, что Лев Кассиль и его книги для детей хранятся в благодарной памяти его читателей! И, несомненно, подлинно отцовской заботой о своих читателях, стремлением напомнить им о мирном детстве и внушить веру в то, что «все опять станет хорошо, все будет, как надо», пропитаны все произведения Л.Кассиля, написанные о детях и для детей. В г.Энгельсе открыт дом-музей Льва Кассиля.3 Расположен он в старинном двухэтажном здании второй половины XIX века, характерном для провинциального поволжского города, причем именно в этом здании семья Кассилей проживала с 1918 года до середины 50-х годов.

2______________________

Приложение 1

3__________________________________

Приложение 2

Основа фондовых коллекций музея Льва Кассиля представлена архивом Л.А. Кассиля и семьи Собиновых4. Наиболее ценными собраниями музея Льва Кассиля являются: архив писателя, состоящий из рукописей, писем, книг с автографами, коллекция фотографий.

Заключение

Если говорить о писателях, посвятивших себя детям, то ,конечно же, это, прежде всего, о Льве Кассиле. Он не только писал детям о детях, но и проживал с ними жизнь: играл в игры, ходил в походы, фантазировал, шутил. Сам он писал: «Но как порой трудно ни

приходилось, никогда я не жалел, что выбрал для себя путь, ведущий к ребятам. Мне всегда интересно быть с ними. Я и сейчас пользуюсь каждой возможностью, позволяющей встретиться с моими читателями с глазу на глаз и нос к носу. Для этого мне пришлось научиться выступать перед ребятами. Это далось мне не сразу: я робел и перед взрослой аудиторией, куда более смирной, чем детская, да и дикция была у меня от природы нечеткая. Еще на школьных вечерах, когда мне поручали объявить перерыв, я потел от ужаса, язык у меня завязывался узлом, и у меня получалось не то "трактат", не то "контракт", но никак не "антракт"... Тут я тоже многим обязан Маяковскому, который сам был непревзойденным чтецом, как он называл себя - "разговорщиком" на трибуне, и нас призывал к умению лично договариваться с читателями».5

Безусловно, большинство произведений Льва Кассиля написаны для детей и о детях, и

по праву он считается одним из зачинателей советской детской литературы.




4______________________

Л. Кассиль был женат на С.Л. Собиновой - дочери выдающегося оперного певца Л.В. Собинова. Их дочь, И.Л. Собинова-Кассиль (р. 1948) - режиссёр мультипликационных фильмов и аниматор.

5____________________________

Лев Абрамович Кассиль. Вслух про себя (попытка автобиографии)

Литература

1.Свирская И. Творчество Л.А.Кассиля. М., 1955
2.Николаев В. Дорогами мечты и поиска. Творческий путь Льва Кассиля. М., 1965
3.Жизнь и творчество Л.Кассиля (Сб. статей). М., 1979
4.Песиков Ю.В. Улица младшего сына. Рассказ о Л.Кассиле и его семье. Саратов, 1995

5.Хрестоматия для начальной и средней школы: саратовские писатели- детям, 2007.

Интернет-ресурсы

http//ru.wikipedia.ru

h​t​t​p​:​/​/​e​l​b​r​i​n​n​. ​l​i​v​e​j​o​u​r​n​a​l​. ​c​o​m​/​6​6​6​5​0​.​h​t​m​l






Приложение 1.

Три страны, которых нет на карте

Герб Швамбрании Герб Джунгахоры Герб Синегории

Работа на конкурс «Саратовские писатели детям и о детях».Работа на конкурс «Саратовские писатели детям и о детях».Работа на конкурс «Саратовские писатели детям и о детях».

Приложение 2.

Работа на конкурс «Саратовские писатели детям и о детях».


© 2010-2022