Статья Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы

Помимо знаний и умений учащихся, важным показателем качества обучения становится наличие у них опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности, т. е. сформированность того, что называется компетенциями.Под компетенцией, следуя словарям, нужно понимать определенный перечень вопросов, в которых человек обладает большими по сравнению с другими знаниями, умениями, авторитетностью.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


Шумакова Ирина Анатольевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ Ревенская СОШ

Карачевского района Брянской области


Современная жизнь стремительно меняется. Эти изменения связаны с небывалыми темпами научно-технического прогресса, стремительным совершенствованием технологий практически во всех областях науки и техники. По данным учёных, количество информации каждые 15 лет удваивается. Такой темп научно - технического прогресса предъявляет очень жесткие требования к уровню персонала. Рынку труда нужен новый выпускник. Помимо знаний и умений учащихся, важным показателем качества обучения становится наличие у них опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности, т. е. сформированность того, что называется компетенциями.

Под компетенцией, следуя словарям, нужно понимать определенный перечень вопросов, в которых человек обладает большими по сравнению с другими знаниями, умениями, авторитетностью.

Компетенции относятся к деятельности. А сам субъект деятельности характеризуется компетентностью. Компетентность можно рассматривать как опыт различной деятельности, результатом которой становятся умения, способности, личностные ориентации. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

Я работаю в сельской малокомплектной школе, расположенной на отдалённом расстоянии от районного центра. Основными проблемами населённого пункта, которые влияют на работу школы, являются уменьшение контингента детей, тенденция старения деревни, недостаточная конкурентоспособность выпускников сельской школы. Сегодня родители стали социальными заказчиками в образовательном процессе. По результатам анкетирования было установлено, что большинство родителей считает главным научить детей приспосабливаться к современным условиям жизни, быть мобильными, активными и востребованными. В старшей школе ориентиром для них является подготовка детей к поступлению в ВУЗы и СУЗы. Изучив интересы учащихся, их родителей, учитывая социальный заказ государства, педагогический коллектив нашей школы поставил перед собой цель: создать современную сельскую школу, обеспечивающую её выпускникам конкурентоспособность и воспитывающую в них высокие нравственные качества.

В обычной общеобразовательной школе далеко не каждый ученик владеет языком в культурном смысле слова. Главным ориентиром долгое время было обучение орфографии и пунктуации. А создание учащимися собственных текстов - всего лишь своеобразный элемент к школьному курсу изучения языка. Владение же языком, или языковая компетентность, предполагает умение создавать любой вид текста в зависимости от коммуникативной ситуации. Соответственно, задачей формирования одной из ключевых компетентностей в обучении русскому языку и литературе является владение словом.

Языковая компетентность предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных, т.е владение инструментарием.

Слово учителя с яркими примерами, цитатами о богатстве русского языка, работа детей над текстами художественных произведений производят на учащихся неизгладимое впечатление, они понимают, как важно вдумываться, вслушиваться в слово, как важно понимать произведения великих писателей, наслаждаться красотой звучания слов, понимать глубину их значения, как важно и самим бережно относиться к слову, чтобы передать через него свои мысли, чувства. Педагог должен постараться донести мысль о том, что словарное богатство русского языка создаётся не только большим количеством слов, но и наличием слов, близких по значению, противоположных по значению, огромным количеством устойчивых сочетаний, пословиц и поговорок. При этом большое внимание необходимо уделять работе со словарями, поэтическими и прозаическими текстами.

«Что такое язык? - писал Л.Н.Толстой. - Прежде всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли». Иначе говоря, важна рефлексия собственного опыта, что возможно лишь с помощью анализа созданного учеником текста. На уроках весьма важно дать возможность раскрепоститься детской фантазии. И в полной мере это происходит, когда дети выбирают какой-либо предмет, о котором будут писать, создавая художественный образ. Например, написание сочинения по данному началу: А.С.Пушкин писал: «Сказка - ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». А действительно ли всё в сказке ложь?..

Сочинение по пословице: «В радости знай меру, в беде не теряй веру», «Под лежачий камень вода не течёт».

Сочинение от лица героя произведения: «Письмо Герасима барыне», «Обращение Кусаки к хозяевам».

Сочинение в форме дневниковой записи, например: «Дневник Жилина», «Дневниковые записи Чичикова».

Задание: используя знания о характерных чертах каждого стиля, трансформировать текст в новый текст, написанный в другом стиле. Например, художественный текст необходимо преобразовать в научный. Так, художественное описание природных явлений можно предложить представить в виде доклада работника Гидрометцентра. Или рассказ повествовательного характера в виде объяснительной записки, или заявление от лица героя произведения.

Коммуникация - акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Коммуникативная компетентность включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

Значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе велико. Во-первых, она влияет на учебную успешность. Например, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит уровень комфортности ребенка в школе, его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как залог эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Коммуникативная компетентность ученика должна базироваться на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности (дружественности) и уважении к людям, справедливости, альтруизме, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, неагрессивности, неконфликтности. Поэтому для педагога очень важно учитывать индивидуальные особенности, жизненный опыт каждого ученика, его интересы, создавать для школьника ситуации успеха, поддерживать в желании реализовать себя в новых видах деятельности.

Участие в конкурсах разного уровня, олимпиадах, проектах также оказывает влияние на формирование коммуникативной компетентности.

Необходимо объяснять учащимся, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов. И в первую очередь овладеть языковой и коммуникативной компетентностями, так как именно они способствуют формированию умений и навыков речевого общения.

Обучать общению нужно, общаясь. Следовательно, на уроке должны преобладать такие формы работы, которые ведут к диалогу между учителем и учащимися, между самими учащимися, чего очень легко достичь в малочисленных классах сельской школы.

На уроках русского языка и литературы я предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это помогает вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся - как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.

Одной из самых интересных форм работы на уроке для ребят стали ролевые игры (учитель - ученик, обвинитель - защитник, депутат - избиратели и т.п.), в ходе которых они учатся давать оценку ответам одноклассников, вести спор, корректно отстаивать свою точку зрения, учитывать точки зрения других, заинтересовывать аудиторию, сотрудничать и работать в группе.

Подобные задания помогают развивать речевые и коммуникативные способности учащихся. По моему мнению, именно применение этих компетентностей на уроках русского языка и литературы создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития речевой и коммуникативной компетентностей не может быть конкурентоспособной, толерантной, всесторонне развитой личности.

Литература

  1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

  2. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. - 2004. - №5.

  3. Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. - 2003. - № 5.


© 2010-2022