Структурная карта урока Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи

Структурная карта урока Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи. 1. Фронтальный устный опрос. 1. Что изучает синтаксис? 2. Какие единицы синтаксиса вы знаете? 3. Чем они отличаются друг от друга? 4. Какая функция у словосочетания? 5. Какая функция у предложения? 6. Что изучает пунктуация? 2. Работа с таблицей. Занесите данные таблицы в справочник. Виды синтаксической связи Сочинительная Подчинительная Соединяет равноправные слова или члены предложения Соединяет слова, из которых одно – главное, а другое – зависимое Слова отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову От главного слова к зависимому можно задать вопрос Встречается в предложении Встречается в словосочетании (Какие?) красные, синие, зеленые Глядел (куда?) вдаль Задание: в тетради письменно привести 3–4 примера на каждый вид связи. 3. Работа со схемой. Занесите схему в справочник. Средства синтаксической связи Задание:используя средства синтаксической связи, из данных слов восстановить строчку известного стихотворения А. С. Пушкина (данные слова можно повторять). Я, печалить, вы, любить, мой, любовь, совсем, хотеть, еще,  пусть, быть, мочь, душа, угаснуть, не, она, много, тревожить,  ничто. Ключ:1-я строфа стихотворения «Я вас любил…».   Строение и грамматическое значение словосочетания 1. Практическая разминка. Из данного предложения выписать все возможные словосочетания, обозначить главное и зависим... Задание: определить вид словосочетания по главному слову. Правка текста, берестяная грамота, идти лесом, бежал подпрыгивая, слишком весело, очень высокий, летящий самолет, высоко летящий, ушел спать, в первом классе, у моего друга, пойду по полю.   3. Тренировочные упражнения. 1. Найдите и укажите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. Определите тип словосочетания. Зимние вечера, долго рассказывает, двое саней, очень уютно, таёжный посёло...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Структурная карта урока

Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи.

1. Фронтальный устный опрос.

1. Что изучает синтаксис?

2. Какие единицы синтаксиса вы знаете?

3. Чем они отличаются друг от друга?

4. Какая функция у словосочетания?

5. Какая функция у предложения?

6. Что изучает пунктуация?

2. Работа с таблицей. Занесите данные таблицы в справочник.

Виды синтаксической связи

Сочинительная

Подчинительная

Соединяет равноправные слова или члены предложения

Соединяет слова, из которых одно - главное, а другое - зависимое

Слова отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову

От главного слова к зависимому можно задать вопрос

Встречается в предложении

Встречается в словосочетании

(Какие?) красные, синие, зеленые

Глядел (куда?) вдаль

Задание: в тетради письменно привести 3-4 примера на каждый вид связи.

3. Работа со схемой. Занесите схему в справочник.

Средства синтаксической связи

Структурная карта урока Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи.

Задание: используя средства синтаксической связи, из данных слов восстановить строчку известного стихотворения А. С. Пушкина (данные слова можно повторять).

Я, печалить, вы, любить, мой, любовь, совсем, хотеть, еще, пусть, быть, мочь, душа, угаснуть, не, она, много, тревожить, ничто.

Ключ: 1-я строфа стихотворения «Я вас любил…».


Строение и грамматическое значение словосочетания

1. Практическая разминка.

Из данного предложения выписать все возможные словосочетания, обозначить главное и зависимое слово, от главного к зависимому задать вопрос.

Дверь косо висела на одной верхней петле, покачиваясь от ветра и страшно скрипя.

2. Работа по таблице. Рассмотреть таблицу; переписать ее в справочник.

Виды словосочетаний по характеру

выражения главного слова

Структурная карта урока Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи.

Задание: определить вид словосочетания по главному слову.

Правка текста, берестяная грамота, идти лесом, бежал подпрыгивая, слишком весело, очень высокий, летящий самолет, высоко летящий, ушел спать, в первом классе, у моего друга, пойду по полю.

3. Тренировочные упражнения.

1. Найдите и укажите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. Определите тип словосочетания.

Зимние вечера, долго рассказывает, двое саней, очень уютно, таёжный посёлок, недалеко от берега, уставший от забот, движущиеся силуэты, пойти за покупками, играя с мячом.

2. Распределите на группы именные словосочетания в зависимости от частей речи, которой выражено главное слово: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение.

Весьма привлекательный, пятеро друзей, что-то таинственное, любовь к животным, по-детски простодушный, увлекательное путешествие, несколько слов, кожаное пальто, кофе по-восточному, пять килограммов, готовый к употреблению, каждый из нас, семь нянек.

3. Замените именные словосочетания глагольными. Укажите главное и зависимое слова. Определите падеж зависимого компонента в данных и полученных словосочетаниях.
Образец: чтение книги (род. пад.) - читать книгу (вин. пад.).

Проводы друзей, посещение выставки, освещение коридора, оформление документов, закуп продуктов, презрение врагов, уважение товарищей, ремонт телевизора, любовь к Родине, жизнь в городе.

4. Определите, какие ошибки допущены в предложениях. Исправьте их.

В комнате, выкрашенной светло-зелёной краской, была раставлена мебель, которую накануне привезли из города.

а) Орфографическая; б) пунктуационная.

Ключ: орфографическая (а) - расставлена.

Мы вышли на верхнюю палубу корабля, только что отчалевшего от берега, и тотчас увидели, как вдали полыхал закат.

а) Орфографическая; б) пунктуационная.

Ключ: орфографическая (а) - отчалившего.

5. В предложенном тексте допущено 3 орфографические ошибки на правописание суффиксов причастий. Найдите их, исправьте ошибки.

Человек и природа

Я и мир вокруг - эта проблема волнует человека. Это и естественно, ведь в мире все взаимосвязано и взаимообусловленно. Человеку природа нужна. И не только потому, что лес очищает воздух, накапливает влагу и солнечную энергию, защищает поля и реки, а без воды и воздуха жизнь вообще немыслема. Красота рощи, луга, вечернего заката, красота обыкновенного камешка, обкатанного морской волной, былинки, растущей на крутом горном склоне, делает людей более человечными, благородными, чуткими.

Но все ли это понимают? Мимоходом сорванный цветок, сломанная ветка, работающий на холостом ходу грузовик, загрязненные частицами олова и ртути озера и реки, скомконные целлофановые пакеты под ногами, выброшенный на траву мусор... Такой мы оставляем на земле след.

Будут ли радовать глаз цветы, петь птахи, зеленеть деревья, зависит от тебя, от меня, от всех. (А. Грибова.)

Ключ: взаимообусловлено, немыслима, скомканные.

4. Домашнее задание. 1) Выучить словарные слова. 2) Выучить материал из справочника (таблицы и схема). 3) Выполнить письменно задания в тетради для самостоятельной внеаудиторной работы Т2 В1-В2.

© 2010-2022