Планирование урока по русскому языку на тему Падежи имен существительных

Тема: Мнемоника  «Падежи имен существительных»  Цель урока: Образовательная –  закрепить знания учащихся о падежах, умение определять падеж имен существительных;Развивающая – развивать умение сравнивать, умение наблюдать материал, развивать творческий подход к выполнению предлагаемой работы;Воспитательная –  воспитать дружеские отношения среди одноклассников.Тип урока: изучение нового материала.Вид урока: повторение пройденных тем.Форма работы: групповаяОборудование: карточки, тексты, слайды. 
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Мнемоника «Падежи имен существительных»

Цель урока:

Образовательная - закрепить знания учащихся о падежах, умение определять падеж имен существительных;

Развивающая - развивать умение сравнивать, умение наблюдать материал, развивать творческий подход к выполнению предлагаемой работы;

Воспитательная - воспитать дружеские отношения среди одноклассников.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: повторение пройденных тем.

Форма работы: групповая

Оборудование: карточки, тексты, слайды.

Ход урока:

Орг. момент.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Постановка задачи урока.

Задача урока - выучить и понять все 6 падежи, чтобы говорить и писать легко, грамотно и красиво.

Слово «Мнемоника» - найти способы, которые облегчали бы запоминание.

- Поэтому сегодня мы постараемся любыми способами запомнить падежи.

Доброму делу - доброе начало. Сегодня вы увидите отрывок из замечательного мультфильма «Крошка Енот »и услышите его песенку.

(Просмотр отрывка из мультфильма. Слайд № 1)

- Эта песенка вызвала у вас улыбку. Каждый из вас, улыбнувшись, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее.

І. Проверка ЗУНа учащихся:

Орфографическая пятиминутка. Записываем слова в тетрадь.

Берёза, солнце, школьник, спортсмен, незабудка, черёмуха, ель, помощь, молодёжь, полотенце.

  • Взаимопроверка. ( Работа в парах. Выставление оценок друг другу.)

  • Работа над ошибками, проверяем по буквам.


  1. Слова какой части речи вы записали в орфографической работе? (существительные)

  2. Какая часть речи называется именем существительным? (правило)

  3. Как изменяются имена существительные? (по падежам и числам)

  4. Сколько падежей в русском языке? (6)

  5. Сколько падежей в казахском языке? (7)

Сообщение учителя. «Это интересно».

Школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить название 14 падежей, а Финляндии - 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа. Звание чемпиона по количеству падежей могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике может быть свыше 50 падежей.

ІІ. Объяснение нового материала:

Учитель объявляет тему урока:

- Мнемоника «Падежи имен существительных». (Слайд № 2 таблица) В классе 6 команд, так как 6 падежей. Каждая команда знакомит себя. (Слайд № 3 о падежах)

Учащиеся сами выбирают лидера команды, который будет оценивать. (Раздаётся лист оценок за работу.)

- Сегодня мы с вами дополним знания об имени существительном, а поможет нам такое упражнение. Прочитайте запись на доске: ( Слайд № 4)

Друг - это человек, который всё поймет и поможет. Друга не забудешь через годы. Другу доверишь любую тайну. Я уважаю своего друга. Я горжусь другом. Многие мечтают о настоящем друге.

( друг - И.п. кто? друга - Р. п. кого? другу - Д.п. кому? друга - В.п. кого? другом - Т.п. кем? о друге - П.п. о ком? в предложении все слова являются дополнением.)

- Скажите, что менялось в существительном "друг"? Почему изменялась форма слова и его окончание? Для чего же существительные в тексте изменяют свою падежную форму?

Физ.минутка.

И - ый подпрыгнул,

А род- ый - летал.

Д- ый полез на горку,

А вин- ый - устал.

Наш твор- ый поплавал,

А пред - ый убежал.

Падежи нам все нужны

И при этом все важны!

ІІІ. Закрепление:

Задание № 1

Раздаются пословицы со словом "дело" (Слайд №5). Ребята пишут на интерактивной доске, находят падеж, вопрос и предлог, заполняют таблицу.

1 группа:

Велик телом, да мал делом. (Т.п.)

Дело шуток не любит . (И.п.)

2 группа:

От слова до дела целая верста. (Р. п.)

И умён, и крепок и в деле гож. (П. п.)

3 группа:

Всех дел не переделаешь. (Р. п.)

Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)

4 группа:

Умен на словах, да глуп на делах. (П. п.)

Языком не спеши, а делами не смеши. (Т. п.)

5 группа:

По твоим делам о тебе судят. (Д. п.)

Дела как сажа бела. (И. п.)

6 группа:

Делу время, потехе час. (Д. п.)

Дело знай, а правду помни. (В.п.)

Задание № 2 «Давай подумаем»

Учитель читает название падежа, а ученики падежные вопросы.

-Кому задаем вопросы: кто? кого? кому? кого? кем? о ком? (одушевлевленным )

Вопросы что? чего? чему? что? чем? о чём?(неодушевленным)

Задание № 3 (по учебнику)Упр. 238 стр. 103

Спишите, вставляя вместо точек нужные окончания.

Выйти ( из чего ? ) из магазина.

Логическая задача «Неожиданные подарки»

Ваня и Саня - блезнецы. Сегодня каждому из них исполняется 10 лет .Они проснулись рано утром. На столе около кроватей, как всегда в этот день, лежали приготовленные для них подарки от мамы и папы. И вот ещё 2 коробки: на одном надпись - «Подарок Вани», а на втором - «Подарок Сани»

Рассматривая эти подарки, Ваня и Саня удивленно переглянулись : раньше они ничего не дарили друг другу. А когда Ваня развернул коробку с надписью «Подарок Сани», а Саня - коробку с надписью «Подарок Вани », оба удивились ещё больше. Ваня получил в подарок то, что хотел иметь Саня, - карандаш, а Саня - краски, о чем мечтал Ваня.

Не успели они удивиться, как в комнату вбежала их сестренка Маша и спросила:

- Понравились вам мои подарки?

- Твои подарки? Какие подарки? Ты нам ничего не дарила, - ответили Ваня и Саня в один голос.

- Да вот же они, - сказала Маша, показывая на карандаш и краски.

Недоразумение, конечно, скоро разъяснилоь.

- А почему оно произошло, как вы думаете?

(Учитель показывает две коробки с надписю подарок Вани и Сани)

- Объясните смысл словосочетаний:

Подарок Ване подарок Сане

Подарок Вани подарок Сани

Заканчиваем урок (Слайд № 6 видео «Мнемоника» которое поможет запомнить падежи)

Иван Рубил Дрова Велел Тащить Пилу.

- Ребята вы запомнили падежи?

- Теперь у вас на партах лежат стикеры, ответьте на вопросы:

Как вы думаете, все ли получилось?

Достигли мы цели урока?

Кому вы расскажите о нашем уроке?

(Слайд № 7) Молодцы!

ІV. Сообщение дом. задания.

Составить кроссворд на тему «Падеж»

V. Ком. оценок:

Лидер команды сдает оценочную таблицу.


© 2010-2022