Урок литературного чтения Как создать мультфильмПо произведению Курляндского Ну. погоди

Конспект урока литературного чтения на тему::" Как создаются мультфильмы? (Сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!»)Это 15 урок в тематическом блоке "Сказка - ложь, да в ней намёк..Урок открытия новых знаний.Цель урока:Учить планировать деятельность, выполнять свою роль в группе с целью создания творческого продукта.Подготовительный этап перед практической деятельностью спланирован таким образом, чтобы учащиеся смогли отобрать необходимый материал для создания мультфильма.Это и работа с кл...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения Как создать мультфильмПо произведению Курляндского Ну. погодиУрок литературного чтения Как создать мультфильмПо произведению Курляндского Ну. погодиУрок литературного чтения Как создать мультфильмПо произведению Курляндского Ну. погодиЗВЕРЕВА ТАТЬЯНА ВАЛЕНТИНОВНА

учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия»

Пермский край город Чернушка

Литературное чтение

2класс

Программа «Школа 2100»



Тема раздела: «Сказка - ложь, да в ней намёк...»

Тема: Как создаются мультфильмы? (Сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!»)

Цели:

- формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

- обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Цель. Учить планировать деятельность, выполнять свою роль в группе с целью создания творческого продукта.

Формирование УУД

  • познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать небольшие тексты, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, ориентироваться на развороте учебника, находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях;

  • коммуникативные: слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учиться работать в группах, выполняя определённую роль;

  • регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учиться работать по составленному плану;

  • личностные: выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

  • предметные: выбирать наиболее подходящие надписи к иллюстрациям, размышлять о характере и поступках героя; относить произведение к определённому жанру, устанавливать сходства и различия произведений, находить в сказке её признаки.

Место занятия в учебном процессе: 15 урок в тематическом блоке «Сказка - ложь, да в ней намёк…».

Тип урока: обучение новым знаниям на основе системно-деятельностного метода.

Вид занятия: урок с использованием практической деятельности.

Метапредметная тема: пути познания.

Используемые технологии и методы обучения: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, групповой метод, частично-поисковый метод, практический метод, технология оценивания учебных успехов.

Способы контроля: фронтальный опрос, составление кластера, работа с информационным источником, практическая работа в группе.

Подготовительная работа: на предыдущем уроке учащиеся анализировали сценарий как новый вид литературного произведения, характеризовали героев, делили текст на 3 смысловые части, составляли план, дома иллюстрировали фрагменты сценария.

Оборудование:

  • индивидуальное: учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева Литературное чтение «Маленькая дверь в большой мир» (2-й класс), текст для продуктивного чтения «Как создаются мультфильмы» (приложение 1), кластер (приложение 2);

  • демонстрационное: презентация Microsoft PowerPoint;

для практической деятельности в группах: иллюстрации к сценарию (домашние заготовки), скотч, ножницы

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Мотивация

II.Актуализация знаний.


  1. ( На слайде иллюстрация весёлого паровозика)

-Паровозик в путь зовёт.

Приглашает нас вперёд!

1. Фронтальная беседа

- Как называется раздел, который мы читаем? («Сказка - ложь, да в ней намёк…»)

- Вспомните известные вам признаки сказки и запишите в кластер.

- Прочитайте, что вы записали.

2.Работа с кластером.

- Кто является главными героями прочитанных в разделе сказок? (животные)

- Какую сказку мы читали на прошлом уроке?

- Обведите зелёным цветом только те круги кластера, в которых записанные вами сказочные приметы можно найти в сказке «Ну, погоди!»

- Обведите красным цветом те круги кластера, в которых сказочные приметы нельзя найти в сказке «Ну, погоди!»

- Что вы смогли обозначить красным цветом? Этого нет.

  • Зачин.

-Давайте сравним зачин. Как бы начиналась эта сказка, будь она народной?

А как начинается сценарий?

«Сидели как-то Волк с Зайчиком перед телевизором…»

А в сказках:…Жил-были…

В некотором царстве, в некотором государстве …

Концовка.

-Чем заканчивается эта сказка? Чем заканчивается народная сказка? Сравним концовки.

« И снова оказались Волк и Зайчик перед экраном телевизора»

А в сказках: Вот вам сказка, а мне бубликов вязка.

Тут и сказки конец, а кто слушал молодец.

Сказочные выражения

- А есть ли они в сценарии?

Устойчивые сказочные выражения:

Ни в сказке сказать…

Скоро сказка сказывается…

- Что вы обозначили зелёным цветом?

- Кто догадался от чего так много отличий?

(Это не просто сказка. Это сценарий сказки.)

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

III.Формулирование темы и цели урока.

Развитие умений.





IV. Построение проекта выхода из проблемной ситуации



-По сценарию А.Курляндского режиссёр В.Котёночкин поставил многосерийный мультфильм «Ну,погоди!» на киностудии «Союзмультфильм».

- А вы, ребята, любите смотреть мультфильмы?

-Почему?

- Что мы называем мультфильмами?

- Мульт - (англ.) «множественный».

Мультипликация - киносъёмка последовательных этапов движения рисованных или объёмных фигур (кукольных, пластилиновых), в результате которой при показе на экране у зрителя создаётся иллюзия их движения.

- Что вы знаете о том, как создаются мультфильмы?

- Сегодня вы узнаете, как создаются мультфильмы.

- Попробуйте назвать тему нашего урока (слайд 3.1.)

- Чему хотели бы научиться? (слайд 3.2.) (попробуем создать мультфильм) (слайд 3.3.)

1. Работа с информационным источником

- Как будете учиться создавать мультфильм? (будем читать, задавать вопросы, наблюдать, сравнивать, делать выводы, работать в группах)

- Прочитайте текст о создании мультфильмов с пометами:

V - «знаю», ! - «узнал новое», ? - «непонятно». (слайд 3.4.)

Чтение текстового информационного источника.

В гостях у творческой группы на киностудии СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ")

А.Курляндский.

Я - сценарист Александр Курляндский.

Сначала, мы - сценаристы, пишем сценарии. Обдумываем сюжет, читаем, поправляем написанное. Опять читаем, поправляем. Мы же определяем цветовую гамму мультфильма (цветной или чёрно-белый). А также мы определяем поведение героев, звук, диалоги, внешний вид - всё то, что помогает создать образ героя.

А теперь обратимся к режиссёру фильма.

В. Котёночкин.

Я - режиссёр Вячеслав Котёночкин. После того, как сценарий написан, нам режиссёрам необходимо его разработать. Режиссёр составляет кадры мультфильма: где и как располагаются герои, какие движения совершают, что говорят.

Мы берём лист бумаги, графим его на 6 столбиков:

1 - номер сцен (по порядку); 2 - количество кадров; 3 - съёмочные планы и технические приёмы; 4 - содержание сцен и надписи; 5 - звук (реплики, музыка, шумы); 6 - примечания. Такую разработку мы называем режиссёрским сценарием.

А дальше чудо совершают художники-мультипликаторы.

А. Давыдов Я один из художников-мультипликаторов фильма "Ну, погоди!" - Алексей Давыдов. Под нашими руками оживают рисованные персонажи будущего мультфильма. Оживить персонаж непросто. Мы создаем образ героя из множества рисунков. Чтобы персонаж просто шевельнулся или моргнул, надо изготовить несколько десятков рисунков. Для 10 минутного фильма их надо нарисовать около 15 тысяч.

Музыка и оформление. Потом к работе приступает звукорежиссёр. Он подбирает актёров для озвучки, потому что каждый персонаж должен говорить своим собственным голосом. Задача актёров - не просто прочитать фразу, а пережить её вместе со своим героем. Ещё звукорежиссёр подбирает фоновые звуки: шелест листьев, пение птиц, ветерок в саду, …. Все эти звуки нужно записать или самостоятельно создать.

Г. Крылова А вот теперь всё это попадает ко мне, звукорежиссёру Крыловой Галине, в студию звукозаписи.

Мы занимаемся музыкальным оформлением. Я подбираю актёров для озвучки, потому что каждый персонаж должен говорить своим собственным голосом. Задача актёров - не просто прочитать фразу, а пережить её вместе со своим героем. Нам необходимо создать музыку, шумы, всплеск воды, треск деревьев, шум дождя, шаги

На последнем этапе монтажисты собирают всё воедино: кадры, музыку, голоса актёров, фоновые звуки.

Создание любого мультфильма занимает очень много времени и сил. Так, например, на одну серию мультфильма «Ну, погоди!» ушло около года кропотливой работы сотни профессионалов

2. Планирование деятельности

- С чего начинается создание мультфильма? (с создания сценария)

- Вернёмся к информационному источнику.

-Назовите по порядку профессии людей, создающие мультфильм. (сценарист, режиссёр, художники, звукорежиссёры, актёры, монтажисты) (слайд 5.1.-5.7.)

- Определим профессии, которые вам сегодня пригодятся в работе. (режиссёр, звукорежиссёр, актёры, монтажисты) (слайд 6.1.)

- Какую работу выполняет режиссёр? (выбирает кадры, определяет очерёдность кадров, подписывает титры) (слайд 6.2.)

-Работы у режиссёра много, поэтому ему потребуется помощник.

- Что делает звукорежиссёр? (подбирает или создаёт фоновые звуки) (слайд 6.3.)

- Найдите в тексте сценария и подчеркните слова, обозначающие звуки. Вам это сегодня пригодится в работе над мультфильмом. (учащиеся выбирают информацию из текста сценария в учебнике)

- Поделитесь находками: зачитайте. (булькающая вода, хохот, щёлканье выключателя, песня, крик, звук пилы, стук зубов...)

- Какая задача у актёров? (прочитать титры, передавая образ героя) (слайд 6.4.)

3. Фрагмент озвучивания

- Предлагаю вам посмотреть, как озвучивают роли Волка и Зайца профессиональные актёры Анатолий Папанов и Клара Румянова.(слайд 7)

Просмотр видеролика «Озвучка мультфильма А. Папановым и К. Румяновой»

- Вернёмся к работе профессионалов. (слайд 8)

- Чем занимается монтажист? (собирает кадры, создаёт видеоряд) (слайд 8.1.)

- Каким способом вы сможете это сделать? (скрепить степлером, склеить клеем или скотчем)

- Какие инструменты потребуются? (скотч, ножницы, ручки)

V. Реализация проекта

1. Создание фильма (практическая работа в группе)

- На прошлом уроке мы разделили сценарий мультфильма на 3 смысловые части.

- Дома вы иллюстрировали фрагменты сценария (учитель акцентирует внимание на магнитную доску с рисунками детей, оформленную перед уроком).

- Они и будут кадрами.

- Задача каждой группы создать фильм к одной части сценария. Объединитесь в группы по цвету вашего кластера.

- Займите свои места. Проверьте необходимое оборудование (скотч, ножницы).

- Прочитайте план работы вашей съёмочной группы.

- Распределите роли. Приступайте к работе.

- Время работы :…5 минут.

Каждая группа работает с заданным отрывком сценария:

  • распределяют роли (режиссёр, помощник режиссёра, актёры, звукорежиссёр, монтажист);

  • выполняют свою работу, помогают друг другу;

  • просматривают получившийся фильм, репетируют

2. Презентация творческих работ.

Сигналом к началу выступления служит звуковой фрагмент из мультфильма «Ну. погоди!»

Каждая группа представляет свой фильм, оценивают свою работу в группе. Учитель и остальные учащиеся также высказывают своё мнение о работе группы, оценивают.

- Вы представили 3 части фильма. Что нужно сделать, чтобы у нас получился целый фильм? (склеить части, выбрать актёров, звукорежиссёров)

- Трое «монтажистов» могут закончить работу по сборке фильма. Остальным предлагаю высказаться об озвучке.

Посмотрим, что у нас получилось в результате такой большой работы. (презентация всего фильма)

VI. Рефлексия

- Составим синквейн

-Что создавали?

Мультфильм

Весёлый, шуточный

Выбирали, составляли, получился

Создавать мультфильм нелегко

Киностудия

- Интересно ли было создавать фильм?

- Что интереснее: смотреть готовый мультфильм или его создавать? Почему?

- Если бы у вас была возможность участвовать в создании мультфильма, какую работу вы бы выбрали?

- Что сегодня особенно хорошо получилось? Почему?

- Что было пока трудно? Почему?

VII. Домашнее задание: посмотреть любой выпуск м-фма «Ну,погоди!» и подготовить его пересказ.





Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на

основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.

Приложение №1

ПЛАН РАБОТЫ СЪЁМОЧНОЙ ГРУППЫ № 1

Задание №1

1) Соединить в таблице названия профессий с их занятием.

2) Распределить поручения и заполнить таблицу.

занятие

профессия

имя ученика

1

Работа со сценарием

выбрать в тексте отрывок

к иллюстрациям.




режиссёр



Даша К.


2

Озвучить отрывок:

а) выбрать актёров

б) придумать (подобрать)

фоновые звуки




монтажисты




3

Соединить части по порядку.

звукорежиссёры



Задание №2

Подготовьте выступление.



ПЛАН РАБОТЫ СЪЁМОЧНОЙ ГРУППЫ № 2

Задание №1

1) Соединить в таблице названия профессий с их занятием.

2) Распределить поручения и заполнить таблицу.

занятие

профессия

имя ученика

1

Работа со сценарием

выбрать в тексте отрывок

к иллюстрациям.




режиссёр



Арина Ш.

2

Озвучить отрывок:

а) выбрать актёров

б) придумать (подобрать)

фоновые звуки




монтажисты




3

Соединить части по порядку.

звукорежиссёры



Задание №2

Подготовьте выступление.



ПЛАН РАБОТЫ СЪЁМОЧНОЙ ГРУППЫ № 3

Задание №1

1) Соединить в таблице названия профессий с их занятием.

2) Распределить поручения и заполнить таблицу.

занятие

профессия

имя ученика

1

Работа со сценарием

выбрать в тексте отрывок

к иллюстрациям.




режиссёр



Катя А.

2

Озвучить отрывок:

а) выбрать актёров

б) придумать (подобрать)

фоновые звуки




монтажисты




3

Соединить части по порядку.

звукорежиссёры



Задание №2

Подготовьте выступление.



Приложение №2 Информационный текст.

В гостях у творческой группы на киностудии «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ"

А.Курляндский.

Я - сценарист Александр Курляндский.

Сначала, мы - сценаристы, пишем сценарии. Обдумываем сюжет, читаем, поправляем написанное. Опять читаем, поправляем. Мы же определяем цветовую гамму мультфильма (цветной или чёрно-белый). А также мы определяем поведение героев, звук, диалоги, внешний вид - всё то, что помогает создать образ героя.

А теперь обратимся к режиссёру фильма.

В. Котёночкин.

Я - режиссёр Вячеслав Котёночкин. После того, как сценарий написан, нам режиссёрам необходимо его разработать. Режиссёр составляет кадры мультфильма: где и как располагаются герои, какие движения совершают, что говорят.

Мы берём лист бумаги, графим его на 6 столбиков:

1 - номер сцен (по порядку); 2 - количество кадров; 3 - съёмочные планы и технические приёмы; 4 - содержание сцен и надписи; 5 - звук (реплики, музыка, шумы); 6 - примечания. Такую разработку мы называем режиссёрским сценарием.

А дальше чудо совершают художники-мультипликаторы.

А. Давыдов Я один из художников-мультипликаторов фильма "Ну, погоди!" - Алексей Давыдов. Под нашими руками оживают рисованные персонажи будущего мультфильма. Оживить персонаж непросто. Мы создаем образ героя из множества рисунков. Чтобы персонаж просто шевельнулся или моргнул, надо изготовить несколько десятков рисунков. Для 10 минутного фильма их надо нарисовать около 15 тысяч.

Музыка и оформление.

А вот теперь всё это попадает ко мне, звукорежиссёру Крыловой Галине, в студию звукозаписи.

Мы занимаемся музыкальным оформлением. Я подбираю актёров для озвучки, потому что каждый персонаж должен говорить своим собственным голосом. Задача актёров - не просто прочитать фразу, а пережить её вместе со своим героем. Нам необходимо создать музыку, шумы, всплеск воды, треск деревьев, шум дождя, шаги

и т. д. Ещё звукорежиссёр подбирает фоновые звуки: музыку, шумы, всплеск воды, треск деревьев, шум дождя, шаги…. Все эти звуки нужно записать или самостоятельно создать.

На последнем этапе монтажисты собирают всё воедино: кадры, музыку, голоса актёров, фоновые звуки.

Создание любого мультфильма занимает очень много времени и сил. Так, например, на одну серию мультфильма «Ну, погоди!» ушло около года кропотливой работы сотни профессионалов.

Приложение №3. Кластер

сказочные

приметы











© 2010-2022