Рабочая программа по литературе в 9 класса по программе Коровиной

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ставропольский край Новоалександровский район х. Красночервонный

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Рук. ШМО учителей: Зам. дир. по УВР: Директор школы:

_________________ __________________ _______________

/Петросян Т.А./ /Негреба О.В./ /Головкова С.А./


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По _____________ литературе______________________________

(указать предмет)


Класс _____________9 класс_ «А»______________________________

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)


Количество часов _____102___ Уровень ______базовый__________

(базовый, профильный)

Учитель ____ Карыба Елена Мечиславна_____________________


Программа разработана на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы). (Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы.(базовый уровень). Под ред. В. Коровиной. М. Просвещение. 2007 г.)















2015 - 2016 учебный год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ


Рабочая программа разработана на основании федерального компонента государственного стандарта; федерального базисного учебного плана; программы общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, допущенной Министерством образования и науки РФ; УМК по литературе под редакцией Коровиной В.Я.

Данная рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа.

четверть

Сочинения

К/Р

Р/К

Вн. чтение

Р/Р

часы

1

2

1

1

3

4

27

2

1

1

2

1

2

21

3

3

1

4

2

4

30

4

1

1

4

1

1

24

год

7

4

11

7

11

102

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи обучения:

  • развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;

  • совершенствовать умение анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;

  • отбирать тексты с учетом интереса школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу;

  • постигнуть систему литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова. Продолжается ознакомление с литературой разных веков (с времен древней Руси до современности).

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе - литература в духовной жизни человека, шедевры русской литературы. В то же время данная программа, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

В формировании грамотного читателя особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства.

Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.

Основные теоретико-литературные понятия, знания о которых углубляются или даются впервые:

- Литература как искусство слова.

- Слово как жанр древнерусской литературы.

- Ода как жанр лирической поэзии.

- Романтизм. Сентиментализм.

- Баллада, роман в стихах.

- Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе.

- Трагедия, комедия как жанр драматургии.

- Реализм в художественной литературе.

- Философско-драматическая поэма.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРА В 9 КЛАССЕ

1. Введение - 1 час;

2. Из древнерусской литературы - 5 часов;

3. Из литературы XVIII века - 5 часов:

  • М.В.Ломоносов -2 часа; Г.Р.Державин - 1 час; А.Н.Радищев - 1 час; Н.М.Карамзин - 1 час;

4. Из русской литературы XIX века - 52 часа:

  • В.А.Жуковский - 1 час; А.С.Грибоедов - 8 часов; А.С.Пушкин - 14 часов;

  • М.Ю.Лермонтов - 9 часов; Н.В.Гоголь - 10 часов; А.Н.Островский - 3 часа;

  • Ф.М.Достоевский - 3 часа; Л.Н.Толстой - 2 часа; А.П.Чехов - 2 часа.

5. Из поэзии XIX века - 2 часа:

  • А.А.Фет - 1 час; Н.А.Некрасов - 1 час.

6. Из русской литературы XX века - 16 часов:

  • И.А.Бунин - 2 часа; «Серебряный век» русской поэзии - 1 час; А.А.Блок - 1 час; С.А.Есенин - 1 час; В.В. Маяковский - 1 час; М.А.Булгаков - 1 час; М.И.Цветаева - 1 час; А.А.Ахматова - 1 час; Н.А.Заболоцкий - 1 час; М.А.Шолохов - 2 часа; Б.Л.Пастернак - 1 час; А.Т.Твардовский - 1 час; А.И.Солженицын - 1 час; Романсы и песни на слова русских писателей - 1 час.

7. Из зарубежной литературы - 7 часов:

  • Античная лирика - 1 час; Данте Алигьери - 2 часа; В.Шекспир - 2 часа; И.В.Гете - 1 час;

  • Дж.Г.Байрон - 1 час.

Список произведений для заучивания наизусть.

Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).

М.В. Ломоносов. Вечерние размышления о Божием величие при случае великого северного сияния (отрывок).

Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник. (на выбор).

Н.М. Карамзин. Осень.

А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).

А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»

«Евгений Онегин» (отрывок)

М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно…». Родина. Пророк. молитва.

А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору)

С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору)

В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).

М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору).

Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание. (по выбору).

А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…»»Что ты бродишь, неприкаянный…», Муза, «И упало каменное слово…» (по выбору).

А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок)

Список литературы для самостоятельного чтения.

Слово о полку Игореве. Повесть временных лет.

Д. И. Фонвизин. Бригадир.

Стихотворения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского.

А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.

Н. М. Карамзин. История государства Российского.

А. С. Пушкин. Стихотворения. Борис Годунов. Ма­ленькие трагедии.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.

Н. В. Гоголь. Петербургские повести.

А. Н. Островский. Пьесы.

Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского.

И. С. Тургенев. Ася. Первая любовь. Стихотворения.

Л. Н. Толстой. Отрочество. Юность.

Ф. М. Достоевский. Белые ночи.

А. П. Чехов. Рассказы. Водевили.

И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.

М. Горький. Мои университеты.

Стихотворения А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Ма­яковского, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого, А. Т. Твардовского, Н. М. Руб­цова, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. А. Слуцкого, И. А. Бродского и др.

М. А. Булгаков. Рассказы.

Повести и рассказы Н. С. Лескова, В. В. Гаршина, Г. И. Успенского, М. А. Шолохова, Ю. В. Трифонова, В. П. Астафьева.

Исторические произведения А. Н. Толстого, Ю. Н. Ты­нянова, М. Алданова, М. А. Осоргина, К. Г. Паустов­ского и др.

Сатирические произведения А. Т. Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Исканде­ра и др.

Научная фантастика А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева и др.

Пьесы А. В. Вампилова, В. С. Розова.

Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Бакла­нова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова и др.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Комедии и трагедии. Ж.-Б. Мольер. Комедии.

ДЖ. Г. Байрон. Стихотворения

О.де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС 9 КЛАССА

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).






Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс (102 часа)

1 четверть (9 недель- 27 часов)

№ урока

Тема урока.

Основное содержание.

Кол-во час

Дата

По плану

факт

1

Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

1


Литература Древней Руси (5+2р.р.)

2

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы

1



3

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

1


4

«Слово» как высокопатриотическое и высокохудожественное произведение(идея,образная система,пейзаж,влияние фольклора)

1



5

«Слово» как высокопатриотическое и высокохудожественное произведение(идея,образная система,пейзаж,влияние фольклора)

1


6

Вн.чт. «Вечные образы » в «Слове о полку Игореве»

1


7

РР Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны»

1


8

РР Подготовка к домашнему сочинению По «Слову…»

1

Русская литература ХVIII века ( 9ч. )

9

Литературы ХVIII века(общий обзор).Гражданский пафос.

1


10

М.В.Ломоносов - ученый, поэт, реформатор русского литературного языка

1


11

«Ода на день восшествия»- типичное произведение русского классицизма.

1


12

Новая эра русской поэзии.Творчество Г.Р.Державина.

1


13

Стихотворение «Властителям и судиям», «Памятник » Г.Р.Державина.

1


14

Подвиг А.Н.Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву»

1


15

Подвиг А.Н.Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву»

1


16

Понятие о сентиментализме.Н.М.Карамзин . «Бедная Лиза».

1


17

Итоговый урок по 1 и 2 разделам

1


Из русской литературы I половины ХIХ века ( 3ч.)

18

Золотой век русской поэзии (урок -семинар)

1


19

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана» .

1

20

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана».

1


А.С.Грибоедов «Горе от ума» ( 5+2р.р. )

21

Р/К

А.С.Грибоедов: личность и судьба. Жизнь и творчество. А.С. Грибоедов на Ставрополье.

1


22

«К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии .

1


23

«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии

1


24

«Безумный по всему». Анализ 3 действия

1


25

«Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок…» Анализ 4 действия

1


26

РР «Картина нравов ,и галерея живых типов … и комедия»(по статье А.И.Гончарова «Мильон терзаний»

1

27-28

РР Классное сочинение обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума». «Горе от ума»

2

2 четверть (7 недель - 21 час)

А.С.Пушкин ( 16+2р.р.)



29

А.С.Пушкин : жизнь и судьба.

1


30

Р.р «Певец любви, певец своей печали»(любовная лирика Пушкина)

1


31

Р/К

«Хочу воспеть свободу миру» (свободолюбивая лирика Пушкина) Пушкин и Кавказ

1


32

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

1


33

Р.р.Обучающее сочинение-рассуждение по лирике Пушкина.

2


34

Вн.чт.Поэты 20века о Пушкине.

1


35

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».История создания. Замысел и композиция. «Онегинская » строфа.

1


36

Система образов романа «Евгений Онегин».Сюжет.

1



37

Итоговый тест по творчеству А.С.Пушкина.

1



38

М.Ю.Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: Пушкин и Лермонтов.

1


39

Лирический герой поэзии Лермонтова. Темы лермонтовской лирики.

1


40

Образ России в лирике Лермонтова.

1


41

Философская лирика М.Ю.Лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы.

1


42

Судьба поколения 30-х г. в лирике Лермонтова. Подготовка к классному сочинению.

1


43

Р.Р.Классное сочинение по лирике Лермонтова.

1


44

«Герой нашего времени » : первые впечатления. Своеобразие поэтики.

1


45

Век Лермонтова в романе.

1


46

РР Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань)»

1


47Р/К

Итоговая работа по творчеству М.Ю.Лермонтова.

1


48

Страницы жизни и творчества Н.В.Гоголя.

1


3 четверть (10 недель - 30 часов)



49

«Мертвые души»:история создания ,особенности сюжета, система образов.

1


50

Художественная деталь как средство создания образа.

1


51

Образ Чичикова.

1


52

А.Н.Островский .Пьеса «Бедность не порок».

1


53

Работа с текстом драматического произведения.Основной конфликт комедии.

1


54

Любим Торцов - главный герой пьесы.

1


55

Ф.М.Достоевский: страницы жизни и творчества.Повесть «Белые ночи»

1


56

Тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург Достоевского.

1



57

Личность Л.Н.Толстого .Автобиографическая трилогия. Обзор содержания.

1



58

Подлинные и мнимые ценности жизни. Приемы психологического самоанализа героя..

1


59

Подлинные и мнимые ценности жизни. Приемы психологического самоанализа героя..

1



60

Р.р. Как писать сочинение-очерк.

1



61 Р/К

Р.р. Сочинение-очерк «Мой современник»

1



62-63

Эпоха А.П.Чехова .Художественное мастерство Чехова -рассказчика.

2



64

Рассказ А.П.Чехова «Тоска».Трагизм судьбы героя рассказа.

1



65

Русская литература 20 века : многообразие жанров и направлений.

1


66

Русская литература 20 века : многообразие жанров и направлений.

1



67

И.А.Бунин .Новелла «Темные аллеи».

1



68-69

М.А.Булгаков : жизнь и судьба. Художественные особенности повести «Собачье сердце»

2



70-71

«Серебряный век » русской поэзии. Своеобразие лирики А.А.Блока.

2



72-73 Р/К

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Сергею Есенину.

2



74-75

Слово о Маяковском. «Громада-любовь » и «громада-ненависть»

2



76

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. «Образ мирозданья » в лирике Заболоцкого

1



77

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. «Образ мирозданья » в лирике Заболоцкого

1



78

«Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!»

1



4 четверть (8 недель - 24 часа)




79

Р/К

«Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!»

1



81-80

Р/К

Любовь в жизни и творчестве М.Цветаевой. «Дневник Психеи»

1



82-83

«Я не плачу, я не жалуюсь, мне счастливой не бывать».Ранняя лирика Ахматовой.

2



84-85

Поэма Анны Ахматовой «Реквием». «Я голос ваш, жар вашего дыханья, я отраженье вашего лица»

2



85-86

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

1



87-88

М.А.Шолохов «Судьба человека»

2



88-89

Знакомство с творчеством А.Т.Твардовского

2



90

А.И.Солженицын. Рассказ «Матренин двор».Тема праведничества в рассказе.

1


91

А.И.Солженицын. Рассказ «Матренин двор».Тема праведничества в рассказе.

1



92-93

«Во всем мне хочется дойти до сути». Изучение творчества Б.Л.Пастернака.

2



94-95

Р.р.Классное сочинение «Герои и проблемы современной литературы

2



96-97

Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 вв.

2



98-101

По страницам произведений зарубежной литературы.

3



102 Р/К

А.Губин «Молоко волчицы»

1



Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:

1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2009.

Словари и справочники:

  1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с

  2. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. - М.:Рус.яз., 1994. - 586с.

  3. М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

  4. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ,1995. - 928 с.

  5. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. - М.: школа-пресс, 1994. - 384с.

  6. Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова

Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:

Просвещение, 2008.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

3. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.

4. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.

5. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.

6. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2009.

7. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, -М.: Материк Альфа, 2004.

9. Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. - М.:

Эскимо, 2008

10. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей it-n.ru/

3. rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. openclass.ru/

Рабочее место учителя: оборудование:

  1. персональный компьютер;

  2. проектор;

Используемая литература


Программа

Учебник

Методические пособия

Программа общеобразовательных учреждений

Литература 5-11 классы (Базовый уровень)

Под ред. В.Я. Коровиной

М, «Просвещение», 2007

Под редакцией Коровиной В.Я.

Литература 9 класс.

Москва, «Просвещение», 2010

  1. О.П. Фесенко. Литературное краеведение Ставрополья.

Ставрополь, 2003

  1. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.

Контрольная работа по древнерусской литературе (9 класс)

1 вариант

Задание 1. В каком веке был открыт памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»?

А. середина 13 века б) конец 12 века в) конец 18 века

Задание 2. Кому принадлежит слава открытия «Слова о полку Игореве»?

А) А.С. Пушкину б) А.И. Мусину - Пушкину в) Д.С. Лихачеву

Задание 3. Что послужило исторической основой создания «Слова о полку Игореве»?

А) Поход князя Владимира против Мамая

Б) Поход князя Игоря против половцев

В) Поход князя Игоря против татар

Задание 4 Кто является автором «Слова о полку Игореве»?

А) А.И. Мусин-Пушкин б) Даниил Заточник в) Автор неизвестен

Задание 5. Можно ли сказать, что автор «Слова о полку Игореве» был участником событий, описанных в произведении?

А) да б) нет в) автор-человек конкретной эпохи

Задание 6 В какой части «Слова о полку Игореве» выразилась основная идея произведения?

А) Плач Ярославны б) «золотое слово» Святослава в) речь Всеволода

Задание 7. Укажите, Ярославна - это:

А) имя героини б) отчество героини

Задание 8 В чем выразилась гуманистическая позиция автора «Слова о полку Игореве»?

А) в прославлении силы и гордости русского оружия

Б) в утверждении общечеловеческих ценностей, таких, как мир, покой, любовь

В) в прямом высказывании автора против войны как явления

Задание 9. Кто из русских князей в «Слове о полку Игореве» произнес: «Хочу копье переломить на границе поля Половецкого; с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дону»

А) Всеволод б) Святослав в) Игорь

Задание 10. Укажите, что называет причиной поражения Игоря в «Слове о полку Игореве» автор:

А) разобщенность сил русских князей б) солнечное затмение В) слабость русских воинов

Задание 11. Укажите, что описывается в «Слове о полку Игореве»

А) реальное историческое событие б) фантастическое происшествие в) половецкая легенда

Задание 12. Назовите эпизод, в котором литературный герой трижды обращается к силам природы._____________________________________________________________

Задание 13. Приведите примеры постоянных эпитетов, использованных в «Слове о полку Игореве»______________________________________________________________


Контрольная работа по древнерусской литературе (9 класс)

2 вариант

Задание 1. В каком веке был открыт памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»?

А. конец 12 века б) середина 19 века в) конец 18 века

Задание 2. Кому принадлежит слава открытия «Слова о полку Игореве»?

А) Н.М. Карамзину б) М.Е. Салтыкову -Щедрину в) А.И. Мусину - Пушкину

Задание 3. Какое историческое событие послужило основой создания «Слова о полку Игореве»?

А) Неудачный поход князя Игоря новгородсеверского против половцев

Б) Удачный поход князя Игоря новгородсеверского против половцев

Задание 4 Кто является автором «Слова о полку Игореве»?

А) А.И. Мусин-Пушкин б) А.С. Пушкин в) Автор неизвестен

Задание 5. Укажите, кто является выразителем авторской позиции в «Слове о полку Игореве»??

А) Игорь б) Боян в) Святослав

Задание 6 В какой части «Слова о полку Игореве» выразилась основная идея произведения?

А) Речь Игоря б) «золотое слово» Святослава в) Плач Ярославны

Задание 7. Какое знамение предсказало судьбу похода Игоря?

А) солнечное затмение б) лунное затмение в) землетрясение

Задание 8 Каким был исход первой битвы в «Слове о полку Игореве»?

А) победили русские дружины

Б) победили половцы

Задание 9. Кто из русских князей в «Слове о полку Игореве» произнес: «Лучше убитым быть, чем плененным»

А) Всеволод б) Святослав в) Игорь

Задание 10. Укажите, что называет причиной поражения Игоря в «Слове о полку Игореве» автор:

А) разобщенность сил русских князей б) солнечное затмение В) слабость русских воинов

Задание 11. Кто из героев «Слова о полку Игореве» изронил «золотое слово»?

А) Святослав б) Игорь в) Боян

Задание 12. О чем плачет Ярославна «над широким берегом Дуная»?__________________________________________________

Задание 13 В чем, по мнению автора «Слова о полку Игореве», причина поражения походя Игоря? ________________________________________________________________________



Контрольная работа по литературе

Тема: «Древнерусская литература»

Класс- 9 «Б»

Дата __________________ Вариант _____________________

Ф.И. учащегося___________________________________________________________

х

Отметьте знаком правильный ответ.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

А



Б



В




Задание 12 _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 13

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итого правильных ответов- _____________

Оценка учителя - ______________________

Критерии оценивания:

«5» - 13 баллов

«4» - 12-10 баллов

«3» - 9-7 баллов

«2» - 6-0 баллов

Зачет по теме «Литература 18 века и древнерусская литература»

Вариант1

Задание1

Назовите жанр лирического произведения, написанного возвышенным стилем и воспевающим какого-либо деятеля или какое-либо торжественное событие.

А) баллада б) ода в) песня г) сонет

Задание 2

К какому литературному направлению принадлежат произведения:

А) «Бедная Лиза» Карамзина

Б) «Недоросль» Фонвизина

Г) «Памятник» Державина

  • Сентиментализм

  • Классицизм

Задание3

Какому из художественных методов соответствует «мир чувств»?

А) классицизму б) сентиментализму

Задание 4

Спишите фрагмент стихотворения Державина и подчеркните антитезу.

Не внемлют» Видят - и не знают!

Покрыты мздою очеса.

Злодейства землю потрясают,

Неправда зыблет небеса.

Задание 5

Какие черты классицизма нашли отражение в комедии Фонвизина «Недоросль»?

А) оппозиционное отношение Фонвизина к правлению Екатерины II.

Б) обличение самодержавно-крепостнического строя.

В) «говорящие» фамилии, система 3-х единств

Г) Критика системы воспитания

Задание 6

Выбрать, к какому мотиву лирики Державина можно отнести стихотворение «Памятник».

А) Тема поэта и поэзии

Б) любовная лирика

В) гражданская поэзия

Задание7

Кому принадлежит слава открытия литературного памятника «Слово о полку Игореве»

А) Карамзину б) Салтыкову-Щедрину в) Мусину-Пушкину

Задание 8

К какому литературному жанру относится произведение Фонвизина «Недоросль»

А) трагедия б)комедия в) драма

Задание 9

Почему на протяжении повести «Бедная Лиза» меняется отношение Эраста к Лизе? (напиши развернутый ответ)

Зачет по теме «Литература 18 века и древнерусская литература»

Вариант2

Задание1

Кто является автором «Слова о полку Игореве»?

А) Мусин-Пушкин

Б) Даниил Заточник

В) Автор неизвестен

Задание 2

Соотнесите названия произведений с их авторами:

А) «Памятник»

Б) «Недоросль»

В) «Бедная Лиза»

  • Карамзин

  • Державин

  • Фонвизин

Задание 3

Какому из литературных направлений соответствует «мир разума»?

А) Классицизму б) сентиментализму

Задание 4

Списать фрагмент стихотворения Державина и подчеркнуть антитезу.

И вы подобно так падете,

Как с древ увядший лист падет.

И вы подобно так умрете,

Как ваш последний раб умрет.

Задание 5

Что не составляло предмет исследования человеческой природы у классицистов:

А) народ, слуги б) буржуазная верхушка в) герои, властители, полководцы

Задание 6

К какому направлению принадлежат произведения:

А) «Памятник»

Б) «Бедная Лиза»

В) «Недоросль»

  • Классицизм

  • Сентиментализм

Задание 7

Соотнеси литературные жанры и художественные методы:

А) ода, комедия, трагедия

Б) путешествие, повесть, письмо

  • Сентиментализм

  • Классицизм

Задание 8

Соотнести понятия «тема» и «идея» художественного произведения с определениями.

А) круг жизненных явлений или событий, изображенных автором в произведении и составляющих его основу.

Б) главная мысль литературного произведения.

  • Идея ____________________________

  • Тема ____________________________

Задание 9

За что автор осуждает Эраста и в чем сочувствует ему? (напиши развернутый ответ)


Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина (9 класс)

Вариант 1

Задание 1

А.С. Пушкин жил:

  1. …в 1799-1837гг.

  2. …в 1800-1825 гг

  3. … в 1789-1835гг.

Задание 2

Кто из перечисленных поэтов не был лицейским другом Пушкина?

  1. А.Дельвиг

  2. В.Кюхельбекер

  3. М.Лермонтов

Задание 3

Выбрать имя литературного персонажа, не являющегося действующим лицом поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»

  1. Алеко

  2. Земфира

  3. Старый цыган

  4. Мария

Задание 4

Соотнеси стихотворения Пушкина с мотивами лирики поэта.

1. «Пророк», «Поэт»

А) тема поэта и поэзии

2. «Я вас любил», «На холмах Грузии лежит ночная мгла»

Б) вольнолюбивая лирика

3. «Зимняя дорога», «Воспоминания»

В) Любовная лирика

4. «Арион», «В Сибирь»(«Во глубине сибирских руд»), «Анчар»

Г) Тема одиночества

Задание 5

Определи название стихотворения по отрывку:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман.

  1. «К Чаадаеву»

  2. «Вольность»

  3. «Деревня»

Задание 6

Определи, из какого известного стихотворения Пушкина эти строки:

Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво.

  1. «Желание славы»

  2. «19 октября»

  3. «Сожженное письмо»

Задание 7

Что символизирует образ моря в стихотворении Пушкина «К морю»?

  1. Суетность и минутность человеческого существования.

  2. Воплощение абсолютной свободы.

  3. Расставание и разлуку.

  4. Одиночество поэта.

Задание 8

Что означал день 19 октября для Пушкина?

Задание 9

Соотнесите названия стихотворений Пушкина и поэтические жанры:

1. «К Чаадаеву»

А) ода

2. «Вольность»

Б) стихотворение

3. «Арион»

В) послание

Задание 10

Назовите главный принцип, положенный в основу построения композиции стихотворений «Деревня», «Анчар»:

  1. последовательность изложенных событий

  2. антитеза

  3. кольцевая композиция

Задание 11

Определи стихотворный размер стихотворения «К Чаадаеву»

Задание 12

Что хочет сказать Пушкин своим стихотворением «Анчар»? Проанализируйте его.

Вариант 2

Задание 1

А.С. Пушкин родился

  1. в Москве

  2. в Петербурге

  3. в Михайловском

  4. в Болдино

Задание 2

Кто из перечисленных поэтов был лицейским другом Пушкина?

  1. А.Дельвиг

  2. В.Кюхельбекер

  3. Пущин

  4. Чаадаев

  5. Гоголь

Задание 3

Выбрать имя литературного персонажа, не являющегося действующим лицом поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»

  1. Алеко

  2. Марцула

  3. Зарема

  4. Старый цыган

Задание 4

Соотнеси стихотворения Пушкина с мотивами лирики поэта.

1. «Памятник», «Пророк»

А) любовная

2. «К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня»

Б) свободолюбивая

3. «Арион», «19 октября», «Пущину»

В) тема поэта и поэзии

4. «Сожженное письмо», «Талисман», «Я вас любил»

Г) дружбы

Задание 5

Определи название стихотворения по отрывку:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

  1. «К Чаадаеву»

  2. «Вольность»

  3. «Деревня»

Задание 6

Определи, из какого известного стихотворения Пушкина эти строки:

Чистейшей прелести чистейший образец.

  1. «Сожженное письмо»

  2. «Мадонна»

  3. «Я вас любил»

Задание 7

Что символизирует образ памятника в стихотворении Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»?

  1. памятник из металла, поставленный поэту при жизни

  2. творчество поэта

  3. воспоминания людей

Задание 8

Какое событие легло в основу стихотворения Пушкина «Во глубине сибирских руд»?

Задание 9

Соотнесите названия стихотворений Пушкина и поэтические жанры:

1. «К Чаадаеву»

А) элегия

2. «К морю»

Б) сонет

3. « Мадонна»

В) послание

Задание 10

В каком стихотворении пейзаж можно назвать романтическим?

  1. «К морю»

  2. «Зимнее утро»

  3. «Анчар»

Задание 11

Определи стихотворный размер стихотворения «К Чаадаеву»

Задание 12

В чем своеобразие любовной лирики Пушкина? Проанализируйте одно стихотворение.



Зачет по теме «Творчество М.Ю.Лермонтова»

Вариант 1

Задание 1

Михаил Юрьевич Лермонтов жил:

  1. в 1814-1841 гг

  2. в 1824-1849 гг

  3. в 1799-1837 гг

Задание 2

О каком стихотворении Лермонтова Герцен сказал: «Душу поэта разбудил пистолетный выстрел, убивший Пушкина»?

  1. «Поэт»

  2. «Смерть поэта»

  3. «Журналист, читатель и писатель»

Задание 3

Идейно-смысловая и эмоциональная нагрузка стихотворений Лермонтова обусловлена динамизмом композиции. Восстановите порядок композиции стихотворения «Смерть поэта».( Т.е. соотнесите номера и элементы композиции)

  1. Обращение к свету

  2. Картины гибели поэта

  3. Раздумья о взаимоотношении поэта со светским обществом.

  4. Проклятия палачам свободы

  5. Дуэль

Задание 4

К какому идейно-эстетическому направлению в литературе относится роман «Герой нашего времени»?

  1. Романтизм

  2. Классицизм

  3. Реализм

  4. Сентиментализм

  5. Просветительский реализм

Задание 5

О ком из героев романа идет речь?

Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод, целый день на охоте, все иззябнут, устанут - а ему ничего. А в другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет, побледнеет…

  1. Грушницкий

  2. Максим Максимыч

  3. Печорин

  4. Вернер

Задание 6

Печорина звали:

  1. Максим Максимыч

  2. Григорий Александрович

  3. Сергей Александрович

  4. Александр Григорьевич

Задание 7

Определить главную тему романа «Герой нашего времени»

  1. Осуждение социально-типической личности, возникшей после восстания декабристов, а вместе с ней и породившей ее социальной среды.

  2. Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов.



Задание 8

Привести по одному примеру на указанные мотивы лирики Лермонтова

  1. Тема поэта и поэзии__________________

  2. Тема Родины__________________________

  3. Мотив одиночества ______________________

Задание 9

Определить идею романа «Герой нашего времени»

  1. Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения декабристов, анализ современного общества и его психологии.

  2. Осуждение типической личности дворянского круга, ее породившего и социальной среды.

Задание 10

В чем трагедия Печорина?

  1. В конфликте его с окружающими

  2. В неудовлетворенности окружающей действительностью и свойственном ему индивидуализме и скептицизме

  3. В безразличии ко всему, сто его окружает: людям, событиям

  4. В эгоистичности

Задание 11

С какой целью Лермонтов «перемешал» главы романа, нарушив их хронологическую последовательность?

  1. Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа и повысить его напряженность

  2. Чтобы усилить впечатление «странности» и противоречивости характера героя

  3. Чтобы показать яркие, но трагичные возможности его загубленной натуры

  4. Все перечисленное

  5. Без всякого смысла

Задание 12

Объясните смысл названия романа Лермонтова «Герой нашего времени»

  1. В типичности изображаемых героев

  2. В объективном изображении существующей реальности и обстоятельств жизни

  3. В героическом начале главного персонажа романа

  4. Печорин - «герой» любого времени

  5. В критическом подходе автора к существующей общественно-политической обстановке в России того времени.

Задание 13

Найдите и объясните несоответствия в формулировке вопроса:

  1. Как княжна Мери обращалась к Максиму Максимычу?

Задание 14

Литературовед Маркович утверждает: «Мы убеждаемся, что в любой ситуации Печорин ведет себя как явный индивидуалист, по собственной воле, сознательно и целеустремленно идущий путем зла».

  1. Можете ли вы согласиться с тем, что Печорин в любой ситуации ведет себя как «явный индивидуалист»? Обоснуйте свое мнение.

  2. Только ли путем зла идет Печорин? Нет ли в его жизни примеров «пути добра»





Зачет по теме «Творчество М.Ю.Лермонтова»

Вариант 2

Задание 1

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в:

  1. Петербурге

  2. Москве

  3. Тарханах

  4. Пятигорске

Задание 2

Из какого стихотворения Лермонтова отрывок:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

  1. «Смерть поэта»

  2. «Парус»

  3. «Родина»

Задание 3

Какое стихотворение Лермонтова мог так охарактеризовать Булгарин: «призыв к революции»

  1. «Поэт»

  2. «Смерть поэта»

  3. «Тучи»

Задание 4

К какому идейно-эстетическому направлению в литературе относится роман «Герой нашего времени»?

  1. Романтизм

  2. Классицизм

  3. Реализм

  4. Сентиментализм

  5. Просветительский реализм

Задание 5

О ком из героев романа «Герой нашего времени» идет речь?

У меня несчастный характер: воспитание ли сделало меня таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сама не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение - только дело в том, что это так.

  1. Грушницкий

  2. Печорин

  3. Вернер

  4. Максим Максимыч

Задание 6

О ком из героев романа «Герой нашего времени» Белинский сказал: «…алчущий тревог и бурь»?

  1. Печорин

  2. Максим Максимыч

  3. Грушницкий

  4. Вернер

Задание 7

Определить главную идею романа:

  1. Осуждение социально - типической личности, возникшей после восстания декабристов, а вместе с ней и породившей ее социальной среды.

  2. Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения декабристов, анализ современного общества и его психологии.




Задание 8

Привести по одному примеру на указанные мотивы лирики Лермонтова.

  1. Тема поэта и поэзии______________________________

  2. Свободолюбивая лирика ______________________________

  3. Тема Родины __________________________________

Задание 9

Определите тему романа «Герой нашего времени»:

  1. Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов.

  2. Осуждение социально-типической личности, возникшей после восстания декабристов, а вместе с ней и породившей ее социальной среды.

Задание 10

В чем трагедия Печорина?

  1. В ясном понимании им своей противоречивости «между глубокостию натуры и жадностию действовать»

  2. В постоянном конфликте с окружающими

  3. В безразличии к людям и эгоистичности

  4. В стремлении к власти

Задание 11

Сюжет романа «Герой нашего времени» строится фрагментарно. Что объединяет относительно самостоятельные произведения?

  1. Разнообразие необычных событий

  2. Сложность обстоятельств и пестрое собрание лиц

  3. Личность Печорина и единство мысли

  4. Жизненно-хронологическая последовательность событий

  5. Ничего

Задание 12

Объясните смысл названия романа Лермонтова «Герой нашего времени»

  1. Печорин совершил много подвигов и стал героем своего времени

  2. Печорин - типичный представитель «бездействующего» поколения

  3. Печорин - «лишний человек», и потому не может быть героем своего времени

  4. Название романа звучит иносказательно, иронически.

Задание 13

Найдите и объясните несоответствия в формулировке вопроса:

  1. Сколько лет Максим Максимыч прослужил в Тифлисе?

Задание 14

Михайлова, говоря о Печорине, замечает: «Сухой себялюбивый эгоизм вовсе не является его идеалом…»

1.В каких эпизодах романа эгоизм Печорина проявляется наиболее отчетливо?

  1. Можете ли вы согласиться с тем, что эгоизм не идеал Печорина? Докажите.

Итоговая контрольная работа по литературы в 9 классе.

Вариант 1

Задание 1

Что называется лирикой?

  1. Род литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутренние переживания лирического героя.

  2. Эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого.

  3. Несвязанные с сюжетным повествованием размышления автора, включенные в произведение.

  4. Род литературы, в произведениях которого формально до предела устраняется личность автора, а повествование идет о событиях, предполагаемых в прошлом.

Задание 2

Определите стихотворный размер приведенного отрывка:

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей.

К чему бесплодно спорить с веком?

Обычай деспот меж людей.

  1. Ямб

  2. Хорей

  3. Дактиль

  4. Амфибрахий

  5. Анапест

Задание 3

Заполни таблицу.

автор

Название произведения

Литературное направление

Род литературы

жанр

«Евгений Онегин»

Лиро-эпос

Фонвизин

комедия

«К Чаадаеву»

романтизм

Грибоедов

реализм

Задание 4

Критическую статью «Миллион терзаний» по комедии Грибоедова «Горе от ума» написал:

  1. Д. Писарев

  2. В.Белинский

  3. И.Гончаров

  4. Н.Добролюбов

ЗАДАНИЕ 5

В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» повествуется:

  1. о жизни Андрея Соколова и его семьи в годы гражданской войны;

  2. о времени Великой Отечественной войны;

  3. о Первой мировой войне;

  4. о коллективизации?

Задание 6

Жанр «Слова о полку Игореве» - это:

  1. житие; 2) воинская повесть; 3) слово; 4) летопись?

Задание 7

Эпитет - это…

Приведите примеры из какого-либо художественного произведения.

Задание 8

Как называлось имение, в котором провел свое детство М.Ю.Лермонтов?
1) Лермонтове; 2) Тарханы; 3) Болдино; 4) Стрешнево?

Задание 9

Какой эпиграф взят Н.В. Гоголем для комедии «Ревизор»:
1) «О rus... О Русь!»;

  1. «Береги платье снову, а честь смолоду*»

  2. «На зеркало неча пенять, коли рожа крив»;

  3. «И дым отечества нам сладок и приятен»?


Задание 10

Какое художественно-изобразительное средство использовал Лермонтов в отрывке:

Я сам, как зверь, был чужд людей

И полз и прятался, как змей.

  1. Олицетворение

  2. Метафора

  3. Сравнение

Задание 11

Написать сочинение-рассуждение «Чему учат произведения русских классиков?» (10-15 предложений)


Вариант 2

Задание 1

Что называется лирикой?

  1. Один из основных родов литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутренние переживания лирического героя.

  2. эмоциональное восприятие повествователем описываемого.

  3. Особое свойство литературных произведений, заключающееся в том, что автор воспроизводит в их художественном мире национальные идеалы.

Задание 2

Определите стихотворный размер приведенного отрывка:

И гордый Демон не отстанет,

Пока живу я, от меня,

И ум мой озарять он станет

Лучом чудесного огня.

  1. Ямб

  2. Хорей

  3. Дактиль

  4. Амфибрахий

  5. Анапест

Задание 3

Заполни таблицу.

автор

Название произведения

Литературное направление

Род литературы

жанр

Лермонтов

роман

Грибоедов

реализм

комедия

Пушкин

«Памятник»

реализм

«Евгений Онегин»

Лиро-эпос

«Бедная Лиза»

эпос

Задание 4

В уста какого князя вложено автором «Слова о полку Игореве» «Золотое слово»:

1) Владимира; 2) Святослава; 3) Игоря; 4) Ярослава?

Задание 5

Кому из героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит фраза: «Чины
людьми даются, а люди могут обмануться»:

1) Чацкому; 2) Скалозубу; 3) Фамусову; 4) Молчалину?

Задание 6

Сравнение - это…

Приведите примеры сравнения из какого-либо художественного произведения.

Задание 7

Рассказ МЛ. Шолохова «Судьба человека» впервые опубликован:
1) в годы Великой Отечественной войны; 2) сразу после войны;
3) в 1956 г.; 4) в 1987 г.?

Задание 8

Какой подзаголовок дал своей поэме «Василий Теркин» А. Т. Твардовский:

1) солдатская быль; 2) книга про бойца; 3) баллада о солдате;4) легенда о солдате?

Задание 9

В строках: «Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка, во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная.

используется

  1. метафора

  2. сравнение

  3. эпитет

Задание 9

Какая повесть из составляющих роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
является последней в хронологическом отношении:

1) «Бэла»; 2) «Максим Максимыч»; 3)«Фаталист»; 4) «Княжна Мери»?

Задание 10

Напишите сочинение-рассуждение «Чему учат произведения русских классиков?» (10-15 предложений)

22


© 2010-2022