Сценарий выступления лекторской группы

«Словари – наши помощники и друзья» Цели: обучающая: повторить лексику, узнать, какие бывают словари, формировать ключевые и предметные компетенции, умение работать с книгой-словарёмразвивающая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркостьвоспитывающая: воспитывать любовь к родному языку, родному слову, интерес к урокам русского языка. Оборудование Выставка словарей в классе.Плакаты – рисунки, изображающие фразеологизмыВысказывания Демокрита, А.Франса, В.БрюсоваКарточки-заданияЛисты для рефлексии, самооценкиМедиапроектор
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление лекторской группы учащихся 6 «Б» класса перед учениками начальной школы в рамках Недели русского языка и литературы на тему

"Словари - наши помощники и друзья"

Цели

  • обучающая: повторить лексику, узнать, какие бывают словари, формировать ключевые и предметные компетенции, умение работать с книгой-словарём

  • развивающая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость

  • воспитывающая: воспитывать любовь к родному языку, родному слову, интерес к урокам русского языка.

Оборудование

  • Выставка словарей в классе.

  • Плакаты - рисунки, изображающие фразеологизмы

  • Высказывания Демокрита, А.Франса, В.Брюсова

  • Карточки-задания

  • Листы для рефлексии, самооценки

  • Медиапроектор

Литература

  1. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. М., Просв., 2001, стр. 27-29.

  2. Журнал "Русский язык в школе", 1992/2, 2001/3, 2002/2, 2002/1, 2008/4

  3. Е.П.Преображенская. Кружок русского языка в школе. М., Просв., 1966

  4. А.Хайт, А.Левенбук. Весёлая грамматика "Радионяни". М., 1997

  5. Н.В. Лядова,Л.А.Меньшикова. Физкультминутки для ученика и учителя. Пермь, 2004.





1 ведущий. Умственная зарядка

Лучше умственной зарядки нет для взрослых и детей!
Кто играет с нами в прятки, тот становится мудрей

- Подумайте и скажите, какое слово, по вашему мнению, пропущено в высказывании французского писателя Анатоля Франса (1844-1924): " ------------ - это целый мир, расположенный в алфавитном порядке"? (ответ: Словарь)

Это и есть тема нашей лекции - «Словари».

Ребята, а зачем, для чего нам надо изучать словари?

(выслушать ответы детей, обязательно похвалить)

Действительно, вы правы, ребята, работать над обогащением своего словаря, над более ярким, точным способом выражения своих мыслей, переживаний каждый из нас должен всю жизнь. Этому поможет вдумчивое чтение художественной литературы и всевозможные лингвистические словари и справочники.

Мы пришли к вам, для того чтобы познакомить со словарями!
Прочитайте, пожалуйста, это высказывание. Как вы его понимаете?

"Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книге".( В.Брюсов)

Посмотрите, сколько словарей!

Они могут стать нашими друзьями и помощниками, надо только с ними поближе познакомиться, подружиться, уметь ими пользоваться.

На уроке в 3-м классе ребята пытались описать, как выглядят некоторые животные.

  • Лошадь - это такое травоядное животное, которое состоит из следующих частей: головы, туловища, четырёх ног, хвоста и телеги.

  • Корова - это большое животное, у которого на голове сбоку растут две загогулины, а сзади - специальный хвост с метёлочкой для отгоняния мух. Корова даёт людям молоко, и за это её все любят. Если корова не даёт молока, её за это называют быком.

2 ведущий. Толковый словарь С. И. Ожегова.

Я - словарь толковый.

Мы пользуемся толковым словарём, чтобы узнать лексическое значение, толкование слов. "Определяйте значения слов - и вы избавите мир от половины заблуждений",- писал Декарт. (Чтобы не получилось, таких ответов…).

Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Именно Даль после 53-х лет (с 1817 по 1872) упорной работы составил " Толковый словарь живого великорусского языка", в котором 200 тыс. слов и 30 тыс. пословиц.

Сейчас самым большим толковым словарём является 17- томный "Словарь современного русского литературного языка", в нём более 120 тысяч слов, составлен коллективом учёных Академии наук СССР.

"Толковый словарь русского языка" ДС. И. Ожегова включает более 80-ти тысяч слов.

Для того чтобы понимать друг друга в обычном разговоре, достаточно 4 - 5 тысяч слов, хотя этого мало для выразительной речи. У взрослого образованного человека словарный запас составляет примерно 10-12 тысяч слов, у А.С.Пушкина - 21 тыс.

Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль, тем лучше его речь, язык. Ведь известно, что язык, речь являются показателем ума человека, показателем культуры.

Особенно обогащает речь чтение. Если при чтении встретились новые слова, нужно выяснить их значение и постараться их запомнить.

Толковый словарь - должен стать настольной книгой каждого школьника.

А сейчас, друзья, предлагаю вам проверить ваш лексикон (запас слов и выражений), беден он или богат.

Задание: узнать слово по лексическому значению

  • Все слова русского языка, или словарный состав языка (лексика)

  • Словарный запас одного человека (лексикон)

  • Описание жизни (биография)

  • Устройство для дыхания человека под водой (акваланг)

  • Свободное от учёбы и занятий время (досуг)

  • Учебное заведение, где получают начальное, общее, среднее образование (школа)

  • Прекращение занятий в учебных заведениях на определённое время для отдыха учащихся осенью, зимой, весной, летом. (каникулы)

А теперь прослушайте небольшое стихотворение и скажите, какой словарь сейчас будет выступать?

Светило солнце в вышине
Не бледно и не ярко,
И в результате было мне
Ни холодно, ни жарко.
К доске пошёл я отвечать,
Стоял я перед классом:
Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо.

(Фразеологический)

3 ведущий.

Фразеологический словарь

Я - фразеологический словарь. Автор словаря А. И. Фёдоров.

Я интересен для людей любых профессий и любого возраста. Нельзя изучить язык, не изучив его фразеологии.

Фразеологический словарь - это особый тип толкового словаря, в котором даётся около 7 тысяч фразеологизмов русского языка, то есть устойчивых сочетаний слов, выражений типа: бить баклуши, между двух огней и т.д.

В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов.

Употребляя фразеологизмы, надо помнить, что в них нельзя вставлять новых слов или заменять одни другими. Нельзя сказать: сесть в детскую калошу. Правильно говорить: сесть в калошу. Как правило, фразеологизмы употребляются в переносном смысле.

Употребление фразеологизмов в речи делает её яркой, меткой, убедительной. Например, человек с головой, морочить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую, сломя голову.

Ребята, пользуйтесь фразеологическим словарём, он сделает вашу речь яркой и самобытной!

А сейчас попрошу выполнить мои задания.

Найдите "третий лишний" и объясните лексическое значение фразеологизмов

  • Медвежья шапка, медвежья берлога, медвежья услуга. (услуга, которая приносит не пользу, а вред)

  • Сесть в машину, сесть в калошу, сесть в кресло. (попасть в неловкое положение)

  • Бить в ладоши, бить баклуши, бить в барабан (бездельничать, заниматься пустым ненужным никому или слишком лёгким делом)

  • Втирать мазь, втирать очки, втирать муравьиный спирт (обмануть, ввести в заблуждение)

  • Играть в шашки, играть роль, играть в бирюльки. (заниматься пустяками)

Как вы думаете, какой словарь мог так сказать: " Биографию имеют не только люди, но и слова"? (Этимологический)

4 ведущий. Этимологический словарь.

Я - этимологический словарь. Составил меня Н.М. Шанский.

Назначение этимологического словаря - рассказать историю и происхождение слов.

Работая с этимологическим словарём, можно проследить жизнь слова. У каждого слова своя история, своя судьба, своя жизнь. Не зря говорят, биографию имеют не только люди, но и слова.

Об этом стихотворение С.Острового "Первородство":

К словам привыкаешь день ото дня.
А они первородного смысла полны…
И когда я слышу: "Извини меня!"-
Это значит: "Исключи меня из вины!"
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу: "Защити меня!"
Это значит: "Спрячь меня за щитом!"
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро.

Так давайте, друзья, будем проникать в суть слова, в истинное значение слова, в первоначальный смысл слова, будем добрыми и умными. Я, этимологический словарь, стану вашим надёжным помощником. В добрый путь!

Хотите узнать биографию слова каникулы? Слушайте! (Чтение словарной статьи.)

Отдохнём! Игра "подскажи словечко!" (хором отвечаем)

Простое слово "промежуток":
В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт -
Мы называем их…….. (антракт)
На время что - то прекратив,
Мы объявляем …….. (перерыв)
В борьбе, в труде устали слишком,
Дают уставшим ……(передышку)
После урока непременно
Нужна ребятам …(перемена)

Однажды ДЕНДИ без ПЕНСНЕ
Не смог найти своё КАШНЕ.
И без КАШНЕ и КЕПИ
Поехал к ЛЕДИ В КЕБЕ.
Увидев ДЕНДИ, ПЭР и МЭР
Ему сказали: "Милый СЭР,
Ведь без КАШНЕ и КЕПИ
Простудитесь вы в КЕБЕ".
Наш бедный ДЕНДИ заболел,
Три дня АЛОЭ с мёдом ел.
Спасла его ДИЕТА,
Но песня не про это.

Какие слова встретились в этом стихотворении? В каком словаре имеются такие слова и пометы: (англ.), (нем.), (фр.), (греч.), (ит.), (лат.)?

(Мэр - это глава города, сэр и пэр - титулы в Англии, денди - франт, щёголь)

( в словаре иностранных слов). Вам слово!

5 ведущий. Словарь иностранных слов

Я - словарь иностранных слов. Автор-составитель словаря Н. Г. Комлев.

Во мне 20 тысяч слов. При чтении журналов, газет, книг мы часто сталкиваемся со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира.

Многие заимствованные слова обрусели, и, только заглянув в словарь, мы узнаём, что они

" усыновлённые", не русского происхождения.

В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. Значения слов иллюстрируются примерами, приводится культурно-исторический комментарий.

Школьники! Пользуйтесь словарём иностранных слов, обогащайте свой лексический запас, расширяйте свой кругозор и эрудицию!

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру "Переводчик". Нужно заменить иноязычное слово русским, найти пару.

В случае затруднения обращайтесь к словарю иностранных слов.

1. Сувенир

А. недостаток

2. Дефект

Б. подарок

3. Антракт

В. доводы в процессе доказательства

4. Аргументы

Г. перерыв

5. Корректный

Д. начитанность, глубокие и широкие познания

6. Эрудиция

Е. учтивый, вежливый, тактичный

Подумайте, какой словарь хочет пообщаться с нами сейчас?

Инсценировка:

Как-то раз во дворе
Из собачьей миски
Пять чумазых поросят
Кушали сосиски.

Подошёл к ним и сказал
Папа возмущённый:
Так съедите вы у пса
Весь обед ЕВОНЫЙ!

Закричала хрюшка-мать:
- Отойди от будки!
Детям надо наполнять
ИХНИЕ желудки!

Папа грустно пробурчал
В пятачок широкий:
- Слушать я уже устал
ЕЙНЫЕ упрёки!

Детям всё прощают тут,
Дети хрюшками растут,
И такая дребедень
Происходит КАЖНЫЙ день!

И у нас во дворе
Слышал я однажды,
Как ребята говорят:
ИХНИЙ, ЕЙНЫЙ, КАЖНЫЙ…

Чтобы вы никогда
Не попали в лужу,
ИХ, ЕГО и ЕЁ
Говорить вам нужно.

Пели мы про поросят,
Намекали на ребят.
То, что можно поросятам,-
Непростительно ребятам!

Продолжите фразу: " Когда написание или произношение слова вызывает особую трудность, мы обращаемся к словарю …" (Словарю грамматических трудностей)

6 ведущий. Словарь трудностей

Я - словарь трудностей русского языка. Предназначен для широкого круга читателей. Автор словаря - Д. Э. Розенталь. Во мне собрано около 30 тыс. слов, представляющих сложности различного характера. Если какое-то слово вызвало у вас затруднение, смело обращайтесь ко мне, Словарю трудностей. Я вам помогу. Например, у многих учащихся вызывают затруднения слова одевать - надевать. НАДЕВАТЬ - действие обращено на самого производителя действия: надевать пальто, шубу, шапку; а также в конструкциях с предлогом на - действие обращено на другое лицо или предмет: надевать пальто на ребёнка. ОДЕВАТЬ - обозначает действие, обращённое на другое лицо или предмет: одевать ребёнка, одевать куклу. Запомните: надевать одежду - одевать Надежду.

А сейчас предлагаю выполнить задание: исправьте нарушения языковых норм

Пирожок с повидлой, нет сапогов, нет носок, юбка длиньше, двое подружек, с обеими государствами, ихний пример, иметь важную роль, играть особое значение, ложи на место, я одел(а) шапку, мыть голову новой шампунью, игрушки красивые и прочны, моё день рождения.

Рефлексия.

В музеях, лекционных залах посетители всегда пишут отзывы о выставке о прослушанной лекции, и мы просим вас отметить свои впечатления о нашем уроке-лекции.

Поставьте галочку возле высказывания об уроке, которое считаете верным.

У

Р

О

К

удивительный

рабочий

обдуманный

качественный (хороший)

удачный

развивающий

образцовый (идеальный, примерный)

классный

успешный

разумный

обучающий

компетентный (грамотный)

уникальный (редкий)

рациональный (целесообразный)

основательный (серьёзный)

культурный (просвещённый)

универсальный (всесторонний)

результативный

оригинальный (своеобразный)

коллективный (общий)

уравновешенный (спокойный)

радостный

оценивающий

компактный (плотный)

унылый (грустный)

расплывчатый (неясный)

обыденный (будничный, обыкновенный)

кошмарный (отвратительный)

утомительный (изнурительный)

рутинный (шаблонный, стандартный)

однообразный (монотонный)

косный (консервативный, затхлый)



© 2010-2022