«Вводные слова». 8 класс

Урок русского языка для 8 класса. Цель данного урока познакомить с терминами вводные слова, с их основными группами по значению как средством выражения отношения говорящего к объекту разговора; формировать пунктуационные умения и навыки, находить вводные слова в предложении, выделять их интонационно, способствовать обогащению речи школьников вводными словами; воспитывать любовь к языку. На уроке так же проводится лексическая работа, работа со словами не являющимися вводными, и наоборот, словами,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16»

г. Грозный

Чеченская Республика

Магомадова Сацита Лечиевна

I квалификационная категория

Урок в 8 классе.

Тема: "Вводные слова. Знаки препинания при них"

Задачи:

образовательная: познакомить с терминами вводные слова, с их основными группами по значению как средством выражения отношения говорящего к объекту разговора;

развивающая: формировать пунктуационные умения и навыки, находить вводные слова в предложении, выделять их интонационно, способствовать обогащению речи школьников вводными словами;

воспитательная: воспитывать любовь к языку.

Ход урока

Какую задачу мы должны решить на уроке? Мы поговорим о вводных словах, их основных группах по значению, научимся находить их в предложении и выделять на письме. Почему же некоторые слова называются вводными? Для чего они вводятся?

Что значит ВВОДИТЬ, ВВОД, ВВОДНЫЙ? Давайте выясним:

Вводить (ввод) - это значит приводить внутрь, в пределы чего-нибудь: вводить мяч в игру, ввести данные в память машины, ввести в мир музыки.

Вводный - служащий ввода, включенный во что-нибудь.

Приставка "в" в слове "вводный", "вводить" обозначает направленность действия внутрь.

Исходя из значений родственных слов, делаем вывод, что вводные слова - это конструкции, введенные в структуру предложения.

А вот с какой целью они вводятся в предложение, нам и предстоит узнать.

Учебник дает такое толкование термина.

Вводные слова:

1) выражают отношение говорящего к тому, о чем он сообщает;

2) не являются членами предложения, поэтому могут перемещаться по предложению или даже быть изъятыми из него;

3) при произнесении выделаются интонацией.

Слова, не являющиеся вводными:

Авось, большей частью, будто бы, будто, вдобавок, вдруг, ведь, весьма, вот, вообще, вряд ли, все же, все равно, все-таки, в сущности, в частности, даже, едва ли, единственно, именно, иногда, исключительно, как будто, как бы, как раз, к тому же, лишь, между тем, на редкость, неужели, определенно, особенно, почти, тем не менее, только, якобы.

Слова, которые всегда являются вводными:

Вообще говоря, во-первых, впрочем, в самом деле, дескать, итак, казалось бы, как говорится, конечно, короче говоря, кроме того, надо полагать, пожалуйста, прежде всего, следовательно, собственно говоря, стало быть.

  1. Используя полученные сведения расставьте знаки препинания в следующих предложениях

  1. «Мальчишество? - Давыдов побагровел. - Сталин как видно ошибся… ошибся по-твоему а?»

  2. Шолохов наконец явил миру свой талант великого художника-реалиста.

  3. Я посмотрю как ты сумеешь взять что-либо из колхозной конюшни без ведома правления. Во-первых не дадим а во-вторых если и возьмешь - будешь отвечать по суду.

  1. Давыдов однако уверен в необходимости поделить все по справедливости.

КЛЮЧ

  1. «Мальчишество? - Давыдов побагровел. - Сталин, как видно, ошибся… ошибся, по-твоему, а?»

  2. Шолохов, наконец, явил миру свой талант великого художника-реалиста.

Слово наконец является вводным, если имеет значение «и еще», т.е. указывает на связь мыслей, порядок их изложения, завершает собой перечисление, и, наоборот, не является вводным, если имеет значение «под конец», «напоследок».

  1. Я посмотрю, как ты сумеешь взять что-либо из колхозной конюшни без ведома правления. Во-первых, не дадим, а, во-вторых, если и возьмешь - будешь отвечать по суду.

Вводные слова отделаются от предшествующего союза запятой, если вводное слово можно опустить или переставить без изменения смысла предложения.

  1. Давыдов, однако, уверен в необходимости поделить все по справедливости.

Слово однако выступает в качестве вводного в середине или в конце предложения, следует отличать его от противительного союза однако.

II. Подчеркнуть вводные слова, определить их значение.

1. Руки мои к страшной моей досаде слегка дрожали горло сохло.

2. К нашему счастью взошло наконец прекрасное солнце.

3. Отец как видно был сведущ только в совете копить копейку.

4. По моему сужденью пожар способствовал ей много к украшенью.

5. Где же это позвольте было?

6. Да и наконец всегда лучше впасть в ошибку думая хорошо.

7. Таким образом игра в ушки для мальчика стала чем-то вроде выгодной профессии.

Давайте проверим свою работу.

1. Руки мои, к страшной моей досаде, слегка дрожали, горло сохло.

2. К нашему счастью, взошло наконец прекрасное солнце.

3. Отец, как видно, был сведущ только в совете копить копейку.

4. По моему сужденью, пожар способствовал ей много к украшенью.

5. Где же это, позвольте, было?

6. Да и, наконец, всегда лучше впасть в ошибку, думая хорошо.

7. Таким образом, игра в ушки для мальчика стала чем-то вроде выгодной профессии.

  1. Блиц-опрос.

  1. Какие слова называются вводными?

Специальные слова, с помощью которых говорящий выражает свое отношение к тому, о чем сообщает.

  1. Как в речи выделяются вводные слова?

При помощи интонации. На письме запятыми.

  1. Для чего служат вводные слова?

Вводные слова обогащают нашу речь, но неуместное использование вводных слов ведет к засорению речи.

Такую речь трудно и неприятно слушать. Она свидетельствует о низкой речевой культуре человека.

Слова - сорняки, слова - паразиты заполняют паузы, когда человеку нечего сказать.

Домашнее задание: § 78, упражнение 386.



© 2010-2022