Урок русской литературы в 7 классе по теме Виды пейзажа в русской поэзии и прозе 19-20 вв

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7 класс, 34 урок

Тема: Виды пейзажей в русской поэзии и прозе 19-20 веков.

Цель:

  1. знакомство учащихся с основными видами пейзажа в поэзии и прозе 19-20 вв: лес, горы.

  2. Развивать устную речь учащихся, умение выражать свои мысли и чувства, выразительно читать и анализировать стихотворения; развивать творческие способности учащихся;

  3. Воспитывать интерес к искусству слова.

Продолжить работу над выразительным чтением, над анализом прочитанного текста. Развивать творческое и логическое мышление.

Ход урока:

  1. Организационный момент

1.Психологический настрой на урок.

Учащиеся декламируют хором:

Мир, мир ,мир везде,

Мир во мне и мир в тебе.

Свет, свет, свет везде,

Свет во мне и свет в тебе.

Добро, добро ,добро везде,

Добро во мне, добро в тебе.

Радость, радость, радость везде ,

Радость во мне и радость в тебе.

  1. Работа с новым материалом

1Сообщение темы и цели урока

2Повторение: символы горы в античной мифологии.

В мифологиях разных народов гора воспринимается как мировая ось, соединяющая небо и землю. Как правило, гора находится в центре мира и состоит из трех частей. Ее верхушка упирается в Полярную звезду и служит входом в верхний мир, а ее основание является и указывает место спуска в нижнее царство.

Основные три части горы:

А) Вершина-вход в верхний мир. Мир античных богов. Предложить учащимся перечислить античных богов, живших на Олимпе.

Ответы учащихся: Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Геба, Мойры и т.д.

Б) Середина - Земля - живут люди.

Какие боги оставили след в истории человечества?

Возможные ответы: Прометей, Эрида, Пандора.

В) Основание вход в царство тьмы. Скажите, кто в античной мифологии является властелином подземелья, царства мертвых?

Ответ учащихся: Аид.

Г) Перечислите духов, живущих в подземном царстве. Возможные варианты: подземные гномы, поверженные чудовища, змеи, драконы, титаны, темные эльфы.

Сегодня познакомимся и с лесным пейзажем, узнаем, почему образ леса - макрообраз, что можно увидеть, услышать, почувствовать в лесу, и как это передано в произведениях русских писателей и поэтов.

В лес мы входим, как в чудесный терем-сказку,

В мир прохлады, тишины и волшебства.

Входим, затаив дыханье, в буйство ярких красок,

В торжество добра над темным злом,

Чтобы лицезреть лесную сказку,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

- Кто из вас был в лесу? Что вы там видели, слышали, чувствовали? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?

III. Объяснение нового материала.

Сегодня мы с вами поговорим о двух видах пейзажа - горы и лес

ΙV .Чтение учащимися в стихотворении А. С. Пушкина <<Кавказ>> и М Ю. Лермонтова <<Синие горы Кавказа >>

Затем чтение учащимися стихотворения в прозе И. С. Тургенева <<Разговор >>,, и стихотворения В. С. Высоцкого<<Здесь вам не равнина, здесь климат иной… >>

А теперь поработаем с произведениями о лесе поэтов и писателей.

  • Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад»

- С чем сравнил поэт осенний лес? ( лес, точно терем расписной)

- Саму осень? ( …Осень тихою вдовой)

- Паутинки, блестящие на солнце? ( …воздушной паутины ткани
блестят, как сеть из серебра)

- Белого мотылька, порхающего над паутинкой? ( …точно белый лепесток…)

- Просветы в небе? ( просветы в небо, что оконца…)

- Елочки? (как вышки, елочки темнеют…)

- Какое настроение было у поэта, когда он писал это замечательное стихотворение?

Хотя в лесу еще тепло, солнечно и красиво, мы уже чувствуем светлую грусть. Какие образы ее вызывают?

  • Чтение стихотворения А. Майкова «В лесу»

  • Чтение стихотворения Е. Курдакова «Мир полон птиц…»

  • Чтение фрагмента из рассказа И. Тургенева «Лес и степь».

V. Итог урока:

1.Анализ ответов учащихся.

- Что вы узнали нового по теме?

- Что вам было интересно?

- О чем бы вы еще хотели поговорить по теме «Лес и горы»?

- Как нужно относиться к лесу и к горам?

2.Выставление оценок.

3.Домашнее задание:

Выучить одно стихотворение об одном из типов пейзажей (по выбору)

© 2010-2022