Урок литературы на тему: Поэма А. А. Блока Двенадцать и сложность ее художественного мира

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Поэма А.А.Блока «Двенадцать» и сложность ее художественного мира.

(Тема урока)


ФИО (полностью)

Беляева Ольга Федоровна

Место работы

МОАУ СОШ №2 С.Исянгулово муниципального района Зианчуринский район

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Литература

Класс

11

Тема и номер урока в теме

Творчество А.А.Блока, 5-6 урок.

Базовый учебник

Л.А.Смирнова, О.Н.Михайлов,А.М.Турков и др.; Сост. Е.И.Пронина; Под ред. В.П.Журавлева. «Русская литература XX века. 11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений».


  1. Цель и задачи урока

Цель: изучение поэмы А.А.Блока «Двенадцать»

Задачи:

- обучающие: прочитать поэму, проследить за отражением в ней эпохи революции;

-развивающие: развивать навыки анализа текста;

-воспитательные: воспитывать любовь к Родине, интерес к творчеству русских поэтов.

  1. Тип урока: комбинированный.

  2. Формы работы учащихся: чтение произведения, беседа, практикум.

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интернет, портрет поэта, иллюстрация к поэме работы Ю.Анненкова; плакат-схема к IX главе поэмы.

Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Проверка домашнего задания.

fcior.edu.ru/card/15793/a-blok-slovo-o-poete-bazovoe-izuchenie.html


1) Расскажите об отношении Блока к России, о том, что значила родина в его человеческой и писательской судьбе.

2)Можно ли считать Блока поэтом-гражданином? Обоснуйте точку зрения, используя в ответе фрагменты произведений.

1)Чтение, подготовленных дома докладов об отношении Блока к России, о значении родины в судьбе поэта.

2)Работа с произведениями А.А.Блока.


2

Слово учителя.


Россия в судьбе и творчестве А.А.Блока - это совершенно особая тема, по значимости не сопоставимая ни с чем. Именно Россия стала главной болью и главным счастьем поэта. Обостренное внимание к ее судьбе было тем, что определило отношение Блока к революции. Поэт-романтик, поэт-символист, он увидел в ней могучую стихию, которая принесет свободу и родной стране и, и ее народу.Всегда чутко прислушивавшийся к стихии, Блок и в этот раз остался верен себе - революция влекла к себе непреодалимо. Однако ошибались те, кто зачислил поэта в апологеты революции. Запись от 18 января 1918 года в знаменитой 56-й записной книжке поэта, пожалуй, точнее всего передает тот взгляд на мир, который был характерен для Блока периода зимы 1917-1918 годов: «Рабочие сами для себя работают кое-как и жулят. И эту правду пойми». Авторский курсив ярче всего показывает позицию поэта: не апология, не анафема, а понимание. Как человек понимает окружающую его жизнь, какие пути он для этого находит - здесь Блок никому не указчик. Сам он будучи поэтом, делает это единственно возможным для себя способом - через стихи. Но оказывается, что произошедшее столь огромно и многолико, что требуется нечто большее, чем стихи... И поэтому появляется «Двенадцать».

Учащиеся слушают, просматривают слайд: «Материалы из 56-й записной книжки», из которого узнают об истории создания произведения.


3

Аналитическая беседа.


Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия?
















Во-первых, поэма содержит 12 глав. Во-вторых, героями поэмы являются 12 красноармейцев. В-третьих, образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с 12 апостолами.



4

Постановка проблемного вопроса.


Почему Христос? Что значит этот образ в поэме?

На этот вопрос учащиеся должны ответить в конце урока.


5

Аналитическая беседа.


По утверждению В.Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие - славу ей». Но , если поэма о революции, -

Почему в поэме не изображены революционные действия, вожди революции? Почему в центре эпического произведения - погоня за «изменницей» Катькой и ее убийство?


Учащиеся размышляют на поставленный вопрос, выдвигают свои версии.


6

Анализ структуры произведения.

1.Позиция автора.































2.Строение произведения.













4Лирические мотивы.

5.Композиция произведения.

6.Ритмическое оформление.



















7.Лексика произведения.















































fcior.edu.ru/card/15842/literaturnyy-pazl-muzyka-revolyucii-v-poeme-a-a-bloka-dvenadcat-ritmy-kolyadki-chastushki-uglublenno.htmlfcior.edu.ru/card/15899/literaturnyy-pazl-muzyka-revolyucii-v-poeme-a-a-bloka-dvenadcat-ritmy-marsha-uglublennoe-izuchenie.html

fcior.edu.ru/card/15867/literaturnyy-pazl-muzyka-revolyucii-v-poeme-a-a-bloka-dvenadcat-ritmy-romansa-uglublennoe-izuchenie.html

fcior.edu.ru/card/15835/literaturnyy-pazl-muzyka-revolyucii-v-poeme-a-a-bloka-dvenadcat-ritmy-soldatskoy-pesni-uglublennoe-i.html

fcior.edu.ru/card/15842/literaturnyy-pazl-muzyka-revolyucii-v-poeme-a-a-bloka-dvenadcat-ritmy-kolyadki-chastushki-uglublenno.html#


Разберемся сначала в вопросах жанра, стиля и композиции.

«Двенадцать» - эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах города, и в умах.

Есть в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор?

Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», - призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.

Как Блок передает «музыку революции»? Какие ритмы вы услышали?



Прежде всего, «музыка» у Блока - метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни.

Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы.

Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с не рифмованным

стихом. В поэме звучит интонация марша:

В очи бьется

Красный флаг.

Раздается мерный шаг.

Вот проснется

Лютый враг (11 глава)

Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое,


а дальше пошел разгул:

Не слышно шума городского,

Над невской башней тишина,

И больше нет городового -

Гуляй, ребята, без вина!

Часто встречается частушечный мотив.

Запирайте етажи

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте

погреба -

Гуляет нынче голытьба!

Прямо процитирована революционная песня:

Вперед, вперед,

Рабочий народ!

Кроме того, в поэме в глаза бросаются лозунги:

«Вся власть учредительному собранию!»,

Доносятся обрывки разговоров:

…И у нас было собрание…

…Вот в этом здании…

Вся эта разноголосица,


Сответственно разнообразна и лексика поэмы. Заполните таблицу.


Обратим внимание на изобразительно-выразительные средства. Соотнесите средства литературной выразительности, добавьте свои примеры.




























Отвечают на вопрос. Автор не является героем произведения, его позиция проявляется косвенно: в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы.






Учащиеся просматривают слайды, выполняют задания.














































































































Заполняют таблицу: «Лексика поэмы».


Учащиеся работают с текстом произведения и с карточками.



8.Анализ образов героев.



























9.Сюжет поэмы.




















Как рисует Блок образы героев поэмы?










Найдите описание героев поэмы.




В чем особенности сюжета поэмы?










Герои обрисованы лаконично и образно. Учащиеся рассказывают о персонажах поэмы.





Учащиеся работают с текстом поэмы, выписывают описания героев поэмы.

Отвечают на вопрос, записывают в тетради основные выводы: «Сюжет можно определить как двуслойный - внешний, житейский: зарисовки от петроградских улиц, и внутренний: побуждения, обоснование поступков «двенадцати». Один из центров поэмы - конец 6 главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции.

Мотив ненависти наблюдается в 7 главах поэмы. Несколько раз встречается мотив бдительности».







8

Обсуждение проблемного вопроса.


Знакомство учащихся с высказываниями по поводу образа Христа в поэме.

Рассуждение по поводу проблемного вопроса.


9

Контроль знаний.

fcior.edu.ru/card/28514/kontrolnyy-test-po-lirike-a-a-bloka-bazovoe-izuchenie.html#


Ответ те на вопросы теста.

Обучающиеся выполняют задания теста.


10

Подведение итогов, выставление оценок.


Можно по-разному относится к тому, что создал Блок, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать»-великое произведение.

Обучающиеся высказывают свое мнение.





















Приложение к плану-конспекту урока

Поэма А.А.Блока «Двенадцать и сложность ее художественного мира.

(Тема урока)


Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Музыка революции в поэзии А.А.Блока «Двенадцать». Ритмы колядки, частушки.

ЭОР

Иллюстрация, тест.

fcior.edu.ru/card/15842/literaturnyy-pazl-muzyka-revolyucii-v-poeme-a-a-bloka-dvenadcat-ritmy-kolyadki-chastushki-uglublenno.html#

2

Музыка революции в поэзии А.А.Блока «Двенадцать». Ритмы марша.

ЭОР

Иллюстрация, тест.

fcior.edu.ru/card/15899/literaturnyy-pazl-muzyka-revolyucii-v-poeme-a-a-bloka-dvenadcat-ritmy-marsha-uglublennoe-izuchenie.html


3

Музыка революции в поэзии А.А.Блока «Двенадцать». Ритмы романса.

ЭОР

Иллюстрация, тест.

fcior.edu.ru/card/15867/literaturnyy-pazl-muzyka-revolyucii-v-poeme-a-a-bloka-dvenadcat-ritmy-romansa-uglublennoe-izuchenie.html

4

Музыка революции в поэзии А.А.Блока «Двенадцать». Ритмы революционной песни.

ЭОР

Иллюстрация, тест.

fcior.edu.ru/card/15835/literaturnyy-pazl-muzyka-revolyucii-v-poeme-a-a-bloka-dvenadcat-ritmy-soldatskoy-pesni-uglublennoe-i.html


5

Контрольное тестирование.

ЭОР

Тестирование.

fcior.edu.ru/card/28514/kontrolnyy-test-po-lirike-a-a-bloka-bazovoe-izuchenie.html#

6

Биография А.А.Блока

ЭОР

Иллюстрация.

fcior.edu.ru/card/15793/a-blok-slovo-o-poete-bazovoe-izuchenie.html




Приложение

Лексика поэмы

Лозунги и прокламации

Разговорный язык, прокламации.

Сниженная лексика.

Высокий слог.

«Вся власть учредительному собранию!»

«Что, дружок,оторопел?»

«холера», «жрала», «подлец»

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из-

Впереди-Исус Христос.




Изобразительно-выразительные средства в описании героев.

1.Образное сравнение.

«Предатели! Погибла Россия!

Должно быть, писатель…»

2. Речевая характеристика.

«А вон и долгополый

Сторонкой за сугроб.

Что нынче невеселый, Товарищ поп?»

3. Эпитет

«Старушка, как курица кой-как переметнулась

через сугроб…»

4.Оксюморон.

«И крестом сияло брюхо на народ...»

5.Метонимия.

«Весенний и тлетворный дух»


© 2010-2022