Творческая работа Образ учителя в классической и современной литературе

                                Представляю реферат ученицы 10 класса Коканович Моники, над которым мы работали в течение года. Надеюсь, он заинтересует коллег, т.к. тема очень интересна. Кроме родителей, на судьбу каждого ребенка сильно влияет личность педагога — человека, который призван учить и давать знания. И чаще всего именно он преподает главную науку жизни — науку быть человеком. Каким должен быть учитель, каково его предназначение? Учителю приходится быть не только предметником, но и ко...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Образ учителя в классической и современной литературе XIX - XX веков

Подготовила ученица 10 «А» класса Коканович Моника

Руководитель - учитель русского языка и литературы Полянская Нина Борисовна

Город Москва

2014 год

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Образ учителя в художественной литературе……………………….5

1.1. Образ учителя в произведениях классиков……………………………..5

1.2. Образ учителя в современной литературе………………………………7

Глава 2. Портрет учителя глазами современников…………………………..13

2.1. Учитель глазами ученика………………………………………………… .13

Заключение……………………………………………………………………....15

Литература………………………………………………………………………16

Цитаты…………………………………………………………………………..17







Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он - олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания.

Адольф Дистервег


Введение

Кроме родителей, на судьбу каждого ребенка сильно влияет личность педагога - человека, который призван учить и давать знания. И чаще всего именно он преподает главную науку жизни - науку быть человеком. Каким должен быть учитель, каково его предназначение? Учителю приходится быть не только предметником, но и консультантом, психологом, менеджером и даже администратором. Это человек, формирующий у детей социальную, нравственную готовность к жизни в обществе и профессиональной деятельности.

Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Не всё равно поэтому, каким будет этот человек.

Всё начинается с учителя. Я считаю, рядом с именем героя, совершившего подвиг, учёного, сделавшего знаменательное открытие, конструктора, создавшего новую машину, рабочего-новатора производства, колхозника, вырастившего небывалый урожай, по праву всегда должно стоять имя их учителя, который помог найти своё призвание, научил любить труд, сформировал черты истинных патриотов, мужественных и честных людей. Именно учитель в детстве приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться. И учительская профессия (как никакая другая) - одна из самых ответственных и благородных. Человек своим трудом может преобразовать природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Литература же помогает нам глубже понять и осознать это.



Каждый из нас с особой теплотой, любовью, уважением и благодарностью вспоминает о своём первом учителе, мысленно не раз возвращается в свои школьные годы. Особенность учительской профессии в том, что к ней причастен каждый. С ним, добрым наставником и другом, проходим мы путь от детства к зрелости. Ему обязаны достижением всего лучшего - от азов грамоты до великих мировых открытий. И кем бы ни стал в жизни человек - рабочим или учёным, хлеборобом или министром - каждый хоть однажды вспоминает своих учителей, свою школу. Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, хороший художник - в картинах, скульптор - в созданных им скульптурах. А хороший учитель - в мыслях и поступках людей.
Учитель, как много лет назад, так и сегодня, - профессия уважаемая, требующая полной самоотдачи, постоянного личностного роста, безграничной любви и преданности своему делу. Это ремесло особенное, а работа - тонкая и ювелирная. Именно поэтому профессию учитель выбирают люди искренние, добрые, щедрые, терпеливые и понимающие.Учитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, летчики и инженеры - всё начинается здесь.

Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе.

Цель исследования: показать образ учителя в литературе и в современной жизни.

Задачи:

- сделать обзор классических и современных произведений художественной литературы, героями которых являются учителя;

- составить библиографию художественных произведений об учителе;

- описать образ учителя в классической и современной художественной литературе;

- провести социологическое исследование мнения учеников с целью составления психологического портрета современного учителя и определить, каким, по их мнению, должен быть учитель.

Для решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая включала следующие методы исследования:

- обзор художественной литературы;

- обзор материалов средств массовой информации по теме исследования;

- анкетирование учащихся;

- систематизация материалов;











Глава 1. Образ учителя в художественной литературе

  1. Образ учителя в произведениях классиков XIX века

Общие стандарты взаимоотношений всегда преломлялись сквозь призму индивидуальных особенностей и личных качеств учителей. Ценным источником педагогической информации о деятельности педагогов является мемуарная литература. С.Т.Аксаков в автобиографической повести "Гимназия" показал казанских учителей начала XIХ в. П.Д.Бородыкин в своем романе «В путь-дорогу!» запечатлел образы нижегородских наставников середины XIX в. В.Г.Короленко, автор "Истории моего современника" в 60-е гг. учился в Ровенской гимназии. В это же время в Одесской гимназии обучался Н.Г.Гарин-Михайловский, автор "Гимназистов". С конца 60-х до конца 70-х гг. в Таганрогской гимназии преподавал А.П.Чехов, нарисовавший сатирический портрет учителя Беликова ("Человек в футляре"). Богатую галерею литературных образов педагогов гимназии конца XIХ в. оставили нам в своем творческом наследии К.И.Чуковский, Ф.К.Сологуб, К.Г.Паустовский, П.П.Блонский. Нюансы гимназического воспитания начала ХХ в. представил М.Агеев ("Роман с кокаином"). Л.А.Кассиль мастерски запечатлел пеструю картину гимназической жизни ("Кондуит и Швамбрания"). В 70-е годы возник новый мотив - мотив вины перед учителем. Лучшие писатели XX века отметили нравственное падение общества, равнодушие людей к близким и родным. Где уж тут вспомнить тех, кто вывел их в люди. О таком чувстве вины говорится в повести Ю.Бондарева «Простите нас».

В литературном процессе XIX века мощная религиозно-духовная составляющая русской культуры нашла проявление в «высоком» типе учителя, в образе которого отразились духовно-религиозные искания писателей. В произведениях классической русской литературы сформировался образ духовного наставника, что свидетельствует о приоритете духовно-нравственной сферы деятельности в русской литературе. Это неоднократно отмечалось исследователями и по сей день не утратило своей злободневности в связи с неослабевающим интересом современной науки к духовным истокам русского национального характера.
Феномен учительства изучался в свете религиозно-учительной традиции русской литературы, в социокультурном, философско-культурологическом аспектах (Л.В. Рябова, И.Л. Сафронов).

В большинстве художественных произведений фигура учителя показана сквозь призму впечатлений ученика. Мотивы поступков педагогов сохранились в их воспоминаниях. Сопоставление мемуаров "учеников и учителей" позволяет выделить как субъективное, индивидуально-неповторимое, так и типичное, распространенное в поведении и отношениях наставников.

Среди образов педагогов, представленных в художественной и мемуарной литературе, с большой долей условности можно выделить три типа: "консерватор", "чиновник", "прогрессист". Между ними имеет место множество как бы переходных типов.

В творчестве А.П. Чехова представлен широкий спектр разнообразных коммуникативных позиций профессионального учителя, поэтому акцент писателя перенесен на стратегии и тактики педагогического общения. Рассыпанные во множестве реальных прототипов черты педагога-консерватора А.П.Чехов сконцентрировал в сатирическом образе Беликова. Главное в нем - отчужденность от жизни, панический страх перед какими-либо изменениями. "Когда в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти часов вечера, то это было для него ясно, определенно: запрещено - баста. В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный". Казенный язык с претензией на высокопарность обнажал уродство этой личности. Стремление учителя - «консерватора" к точному исполнению постановлений и распоряжений обеспечивало ему господствующую позицию в педагогическом совете гимназии.

Учитель - "консерватор": существующие нормы для него - догма, нечто святое. Он настораживался перед любым, даже незначительным, отступлением от установленных правил. Требования начальства исполнял ревностно, искренне, всецело подчиняясь им. Он беспрекословно следовал данным гимназии предписаниям и от детей требовал такого же отношения к наставлениям взрослых. Его внешний облик и характерное в поведении: тщательно вычищенный вицмундир, спокойствие, самообладание, беспристрастие.

Другой широко распространенный тип - "чиновник". Это учитель, который соблюдал все свои обязанности, но с большой долей формализма. Казенно-рутинное отношение к делу отрицательно сказывалось на его педагогическом авторитете. Учащиеся видели противоречие между образом жизни педагога и теми идеалами, которые он провозглашает: "Есть ли возможность делать какое бы то ни было дело, когда вы видите, что это дело никто не любит? На кафедре сидит учитель, мне только и видно, что на нем вицмундир надет, что он чиновник, а больше ничего, да каждый из них чиновник и есть. Час свой отсидит, и довольно. Ведь коль семь лет фигуру-то эдакую перед собой видишь, какая же любовь к науке родится?".

Учитель - "чиновник" с верноподданическим отношением к властям предержащим запечатлен в образах Передонова (Ф.К.Сологуб "Мелкий бес"), Бурмейстера (К.И.Чуковский "Гимназия. Воспоминания детства").

Третий, любимый гимназистами тип учителя - "прогрессист", как нередко называли его учащиеся. Его характерные черты - уважение к гимназическим традициям в сочетании с признанием новых веяний времени, понимание и объяснение сущности нового, любовь к преподаваемому предмету. В допустимых пределах такой педагог игнорировал устаревшие нормы школьной жизни. Например, если он отрицал религиозное мировоззрение, то старался уходить из класса сразу после занятий или приходить в гимназию непосредственно к уроку, чтобы не контролировать молитву, читаемую в начале и конце учебного дня.

В большинстве художественных произведений и воспоминаний выпускников гимназий любимыми учителями показаны словесники. Для К.Г.Паустовского таким был учитель латинского языка Субоч. Его страстность, энергия, своеобразная манера ведения занятий, заразительная любовь к преподаваемому предмету, сердечное отношение к гимназистам действовали на всех неотразимо.

Своего преподавателя словесности В.Г.Короленко описал так: "Уроков он не задавал, да почти никогда и не спрашивал. Отметки ставил по результатам сочинений и по общему впечатлению... Знания приходили сами, благодаря стремлению к ним - не те знания, которые только на языке и которые можно отбарабанить в пять-десять минут по учебнику, но несравненно более глубокая ориентированность. Авторитет его был огромен, влияние сказывалось долго и после выхода из гимназии".

Какие же главные черты учителей прослеживаются в названных произведениях? Их отличает самопожертвование, доброта, авторитет учителя в обществе, высокая гражданская позиция, государственный взгляд на происходящее. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.



1.2. Образ учителя в произведениях XX века

Одним из самых известных произведений, в котором присутствует образ педагога, является рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Автор подчеркивает, что учитель является особым человеком среди жителей русской деревни тех лет (30-х годов). В годы, описанные В.П.Астафьевым, учитель имел очень большой авторитет. Вероятно, причина этого кроется в том, что получить образование было очень сложно, для этого нужно было потратить немало сил и денег. Именно поэтому образованный человек вызывал уважение.

В отношениях с ребятами к учителю было применимо выражение «вторая мама», «второй папа» или «старший друг». Внутренний облик учителя раскрывался в неумолимой заботе о школе, в безграничной любви к детям. Ребята полностью доверяли и глубоко уважали своего наставника. Взрослые люди также разделяли эти чувства.

Нравственный облик педагога-современника наиболее полно раскрыт в повести А. Лиханова «Благие намерения». Главная героиня Надежда привлекает силой своего характера. Это педагог по призванию. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу - основные черты Нади. Она до конца честна в своих поступках. А ведь ей очень нелегко было работать в маленьком городке на севере России, куда она прибыла к началу учебного года «по распределению». Она должна была воспитывать первоклашек из детского дома. А значит, быть для них всем: и учителем, и воспитателем, и другом, и мамой, доброй и заботливой.

Надежда Георгиевна уже по истечении первых месяцев работы становится более ответственной, понимает, как тонко педагогическое дело, в котором между другими намерениями и благими свершениями, возможно, самая долгая, трудная и запутанная дистанция.

Есть в этой повести ещё одна героиня - директриса детского дома, откуда прибыли к Наде её питомцы, - Наталья Ивановна Мартынова, отдавшая полвека своей работе, всю личную жизнь без остатка подчинившая жизни детей - сирот. И Наде, хотя она не сразу сознаёт это, вскоре приходится делать выбор между «совмещением страстей», какое проповедует её возлюбленный Виктор, и той «одной, но пламенной» страстью, которой живёт Наталья Ивановна. Надя расстаётся с Виктором, уезжающим в большой город. Она остаётся с ребятами, у которых не оказалось семьи.

В конце повести её воспитанники покидают детский дом, закончив школу. У Нади есть возможность «почётно» отступить на «хорошо подготовленные» позиции отчего дома, тем более, что и мама Надина убеждена: «Жизнь свою человек способен не раз начать снова». Но Надежда Георгиевна знает, что она никуда сейчас не уедет. Она думает о тех детдомовцах, ещё неведомых ей, которые первого сентября переступят порог интерната и с которыми она начнёт новый десятилетний путь совместных поисков, проб и побед.

Такой образ современного педагога достоин уважения и подражания. Надежда отдала своим воспитанникам частицу себя, своего тепла, своего сердца, пройдя через всё, что приготовила ей судьба. И можно с уверенностью сказать, что те дети, её первые воспитанники, вырастут настоящими людьми, добрыми и отзывчивыми, благодаря своей умной и доброй наставнице. Надежда Георгиевна сумела справиться со своей работой, правильно оценить и понять своё назначение, а без этого не может быть учителя.

Нельзя не отдать должное высокохудожественному образу настоящего педагога, созданному в «Обелиске» В.Быкова. В своём произведении автор рассказывает о работе своего героя в период Великой Отечественной войны. В.Быков считает, что Алесь Иванович совершил подвиг. И этот подвиг очень скромный и незаметный - человек добровольно положил свою голову на плаху, чтобы доказать всем, что его воспитанники - это не просто его работа, а его судьба. Так мог поступить только настоящий человек. Именно таким и был учитель А.И.Мороз, человек с большой буквы.

В рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла», написанном Ф. Искандером, у педагога есть своя методика, свой способ общения с учениками, и многим она кажется неподходящей. В практике Харлампия Диогеновича основным принципом было «делать человека смешным». Многие педагоги отмечают, что в воспитательном процессе юмор может быть очень действенным. Даже "трудные" подростки боятся выглядеть смешными, ведь это может сказаться на авторитете. Недаром говорят, что насмешка проникает даже сквозь панцирь черепахи». Но понять насмешку или иронию может не каждый, и иногда ее результатом может стать конфликт ученика и учителя. В анализируемом рассказе дети каждую шутку преподавателя воспринимают как маленькое наказание, которое они заслужили. Для них его специфическая методика является нормой, Харлампий Диогенович вызывает даже уважение за то, что сразу же установил в классе образцовую тишину. Главный герой оценивает форму воздействия педагога с высоты прожитых лет, накопленного опыта, и эта оценка является положительной. Герой понимает, что ирония учителя призвана была воспитывать учеников, искоренять их недостатки и развивать нравственное начало. Любой поступок педагога прежде всего оценивается им самим, поскольку он должен находить отклик в душах учеников, даже если внешне способ педагогического воздействия не кажется приемлемым.

Так происходит в рассказе «Уроки французского», где с разных точек зрения оценивается поступок Лидии Михайловны, преподавателя французского языка. В этой девушке можно найти не только наставника, но и преданного друга: когда нужно было помочь мальчику, она сделала это. Кроме того, она смогла в ученике пробудить интерес к французскому языку, т.е. выполнила основную задачу. Однако некоторые действия учительницы вызвали протест со стороны руководства школы: чтобы у ученика была еда, она отважилась играть на деньги. Администрация расценила этот поступок как недостойный педагога. Сама Лидия Михайловна воспринимает его как недоразумение, случайность. Позиция автора очевидна: оценивая действия педагога, в первую очередь, надо выяснять их причины. Под внешне неблаговидным поступком Лидии Михайловны скрывается человеческое стремление помочь другому.

Следовательно, образ педагога в доперестроечное время характеризуется положительно. Соответственно отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях. Такая ситуация в литературе отражает историческую действительность.

В перестроечное время у людей меняются взгляды. На первый план выходят материальные ценности: деньги, власть. Наравне с традиционным, положительным образом педагога появляется новый тип учителя - стремящегося сделать карьеру и занятого личными делами. Вследствие подобных изменений отношения ученика и учителя тоже меняются.

Это наблюдается в повести Л.Нечаева «Ожидание друга, или признание подростка». Учительница представляет собой человека, для которого успехи детей служат прежде всего средством подъёма по карьерной лестнице. Учительница беспокоится за внешнюю успеваемость класса. Она стремится выделиться, ей нужно, чтобы её заметили, поэтому она выдаёт желаемое за действительное, не считается с мнением ребят. Ученик не интересует ее как личность со своими желаниями, стремлениями, переживаниями.

Рассматривая образ учителя, следует проанализировать и отношение к классному руководству, поскольку образ классного руководителя также позволяет проследить особенности взаимоотношений учащихся и учителя. Здесь следует рассмотреть образ Маргариты Ивановны из повести В. Железникова «Чучело». Это учительница, выполняющая также обязанности классного руководителя, озабочена своими проблемами, своей личной жизнью и не замечает ничего вокруг. Важные события в жизни класса она легкомысленно игнорирует, классные проблемы кажутся незначительными на фоне её собственных. Несерьезное отношение к ученикам, их проблемам вызывает с их стороны аналогичную реакцию - а точнее, ее отсутствие - на ее действия.

Следует, однако, отметить, что наряду с новыми образами учителя сохраняется и традиционный образ педагога, которого ученик интересует как личность, имеющая право на сомнения, эмоции и стремления. Такой образ присутствует в повести Е. Криштоф «Современная история, рассказанная Женей Камчадаловой»: пожилая учительница литературы принимает детей такими, какие они есть, со всеми их ошибками, и искренне переживает за них, в то время как молодая представительница этой профессии Лариса Борисовна формально подходит к своим обязанностям. Однако и Марта Ильинична не является идеальным образом: ей не хватает той энергии, которая есть в Ларисе. Проблему, которую автор поднимает в этой повести, можно описать следующим образом: учитель способен понять ученика лишь с опытом. К сожалению, чаще всего, когда этот опыт приходит, ученики начинают тянуться к другим, молодым педагогам, не имеющим той мудрости, которая помогает решить проблемы.

Так, авторы указанных произведений отмечают, что в литературе появляется проблема потери авторитета по вине самого учителя.

В постперестроечное время учитель оказывается в сложных условиях: с одной стороны, к учителю предъявляются определенные требования со стороны учеников, их родителей. Педагог постоянно должен помнить о личностных особенностях ребенка, строить свою деятельность в соответствии с его интересами и т.д. С другой стороны, к учителю предъявляются требования со стороны школьной администрации, определяющие его стиль поведения. Кроме того, отношения ученика и учителя в этот период характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения. Ученик сосредоточен лишь на собственных правах и желаниях, это вызывает соответствующую реакцию учителя. Отражение такой действительности можно увидеть в современном романе «Географ глобус пропил» Алексея Иванова. В этом произведении главным героем является Служкин. Для нас этот образ интересен прежде всего тем, что учителем он становится не по призванию, а из-за безвыходности. Из-за отсутствия опыта работы в школе, знания методического и психологического характера он не может грамотно построить отношения с учениками.

В другом современном произведении, рассказе «Начальник» Евгения Гришковца, центральным героем становится Владимир Лаврентьевич - преподаватель фотокружка. Это учитель не по статусу, а по призванию. Это другой тип учителя-человека, популярного среди подростков, но не кратковременной популярностью «своего» человека. Он имеет авторитет, умеет устанавливать свои правила, которые необходимо соблюдать, но самое главное - он воспитывает в учениках чувство прекрасного, способность проявлять индивидуальность, умение жить и работать в коллективе - одним словом, то, что отличает человека от других существ.

Литература всегда являлась зеркалом жизни общества, в нём очень чётко можно рассмотреть как положительные, так и отрицательные явления. Поэтому во многих художественных произведениях мы всегда сможем найти образы учителей. Их портреты будут разными, ведь как нет двух похожих людей, так не может быть и одинаковых учителей. Их могут объединять общие качества. Качества как положительные, так и не совсем привлекательные. Но больше внимания всё-таки уделяется образам хороших, мудрых, понимающих учителей, которые играют важную роль в судьбе каждого человека.

Подводя итог, следует отметить, что образ учителя динамичен: он развивается в соответствии с особенностями исторической действительности. На каждом этапе времени образ педагога имеет свои специфические черты, что объясняется отражением изменений, происходящих в реальности с каждым человеком, в том числе и с учителем

В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

  1. Личностное развитие учителя, а также динамика его взаимоотношений с окружающим, особенно с учениками, зависят от условий исторической действительности. Особенности каждого этапа развития страны накладывают свой отпечаток на ее жителей, в том числе и учителей.

  2. Каждое изменение реальности отражается в литературе. То же самое происходит и с образом учителя: динамика личностного развития педагога и его отношений с учениками отразилась в художественных произведениях.

Одной из задач литературы является передача накопленного опыта следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок. Проблема взаимодействия педагога и среды до сих пор актуальна, и, чтобы решить ее, нам нужно чаще обращаться к нашему литературному, духовному достоянию, ведь от того, каким будет учитель и его отношение с учениками, зависит наше будущее.



Глава 2. Портрет учителя глазами современников

Мы все, по большому счёту, родом не только из семьи, но и из школы. Круглый отличник, неприметный троечник, примерный паинька или хулиган не могут вычеркнуть из жизни десяток лет, как потом оказывается, самых лучших. А за ними стоят учителя, которым рано или поздно мы придём сказать «спасибо».

Меняется жизнь, а вместе с ней и люди. Ученики в том числе. Они за последние десятилетия стали более развиты в интеллектуальном отношении. Потенциал их в этом плане значительно выше. Если раньше знания черпались в основном из книг, то сейчас источников информации множество. Чего только один интернет стоит. Дети научились не только получать разнообразную информацию, но и обрабатывать её, выделяя главное. Особенно прогресс заметен в отдельных отраслях знаний. Изменился и поведенческий тип ученика.

С целью выявления мнения учеников о том, каким должен быть учитель, было проведено анкетирование учащихся по ранжированию качеств личности педагога, по определению типа учителя, которого любят дети. По результатам опроса учащихся мы определили, какие качества они более всего ценят в учителе:

  1. Доброта

  2. Справедливость

  3. Чувство юмора

  4. Интересное и доходчивое объяснение материала

  5. Терпеливость

Также учащиеся выделили качества учителей, которые являются для них непривлекательными:

  1. Злость

  2. Несправедливость

  3. Грубость

Несколько учащихся отметили, что им не нравится, когда учитель называет их по фамилии.

Своему классному руководителю доверяют 98% учеников.

Ранжирование ценностей личности учителя (мнение учащихся):

  1. Умение доходчиво объяснять материал

  2. Любовь к детям

  3. Терпение

  4. Оптимизм

  5. Авторитетность

  6. Владение дидактическими приемами

  7. Самокритичность

  8. Крепкое здоровье

  9. Современный имидж

У 20% учащихся есть свои пожелания к внешнему виду учителя. Учитель должен выглядеть аккуратно и опрятно, по их мнению, потому что является примером для своих учеников. 80% учащихся отметили в своих анкетах, что внешний вид учителя не влияет на их мнение о нем.

Таким образом, по мнению учащихся, портрет современного учителя следующий:

1) Умеет доходчиво объяснять, требовательный и уважительный.

2) Добрый, справедливый, терпеливый, любит детей.

3) Доброжелательный.























Заключение

Воспоминания бывших гимназистов XIХ - начала ХХ вв. хранят образы педагогов, которым свойственны увлеченность своим делом, живое движение души, яркость и своеобразие характеров, чуткость к людям, способность понять особенности детства и юности, разделить их сомнения, тревоги и помыслы. Главное, что отмечает художественная и мемуарная литература в работе "любимых учителей" - побуждение учащихся к саморегуляции поведения, к самосовершенствованию, возбуждение интереса к науке, воспитание доверительного и ответственного отношения к научному знанию.

Хочется выразить самые тёплые слова благодарности за их благородный труд, за то, что, несмотря на трудности, они отдают свои силы, знания, тепло души своим ученикам, за служение идеалам добра и человечности.

Учитель - это не просто профессия, это судьба. Мы склоняемся перед мудростью учителя, человечностью, высоким чувством долга и всегда благодарны ему за сохранение веры в своё высокое призвание и верность профессии.
Пусть труд приносит им радость и удовлетворение, а прекрасный, удивительный мир детства пусть отвечает пониманием, щедрой любовью и всегда видит в них пример доброты, мудрости и милосердия.

Чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь.

Литература:

  1. Астафьев В.П. Фотография, на которой меня нет. - М., 1979

  2. Боборыкин П.Д. В путь-дорогу! Т. 1. - СПб., 1864.

  3. Быков В. Обелиск. - М., 1985

  4. Железников В. Чучело. - М., 2004

  5. Залыгин С. Повести Валентина Распутина. - М., 1976.

  6. Иванов В. Географ глобус пропил. - СПб., 2007

  7. Искандер Ф. Тринадцатый подвиг Геракла. - М., 1978

  8. Кассиль Л.А. Кондуит и Швамбрания. - М., 1985.

  9. Короленко В.Г. Собр. соч.: В 5 т. Т. 5. - Л., 1990.

  10. Лиханов А.А. Благие намерения. Повести. М., «Молодая гвардия», 1981

  11. Распутин В. Собрание сочинений: в 3т. - М., 1994

  12. Трояновский В.А. Учитель в художественной литературе. - Красноярск, 1984.

  13. Учитель в русской художественной литературе. - М., 1927.

  14. Чехов А.П. Человек в футляре. Повести и рассказы. - М., 1979.

  15. Чуковский К.И. Гимназия. Воспоминания детства. М. - Л., 1940.

  16. Реферат «Образ учителя в классической и современной литературе»

© 2010-2022