Статья по развитию речи

Современный взгляд на обучение, который характеризуется коммуникативной направленностью самого процесса, требует формирования навыка оформления высказывания. Это требует от лингводидактики на современном этапе эффективных способов оформлению сообщения в устной речи. Обучение оформлению сообщения в устной речи является на сегодняшний день одной из главных проблем современного обучения русскому языку, объясняется это во многом тем, что оформление сообщения – ключевое звено в превращении мысли в высказывание, а также важный компонент говорения как вида речевой деятельности. Статья по развитию речи посредством освоения жанра экскурсии на уроках русского языка. В данной статье представлен материал по подготовке экскурсионного высказывания на уроке, а также представлена система упражнений, которые направленны на отработку разных умений и навыков (лексическая норма, грамматическая и др.)
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие речи старших школьников

посредством освоения жанра экскурсии.

Современный взгляд на обучение, который характеризуется коммуникативной направленностью самого процесса, требует формирования навыка оформления высказывания. Это требует от лингводидактики на современном этапе эффективных способов оформлению сообщения в устной речи.

Обучение оформлению сообщения в устной речи является на сегодняшний день одной из главных проблем современного обучения русскому языку, объясняется это во многом тем, что оформление сообщения - ключевое звено в превращении мысли в высказывание, а также важный компонент говорения как вида речевой деятельности.

Умение строить устное высказывание определенного жанра актуально при изучении не только русского языка, риторики, но и других дисциплин.

В настоящее время в нашей стране происходит реформа системы школьного образования, она необходима в настоящее время, потому что происходит смена эпохи, и важно обновить содержание школьного образования.

В обновлённой системе образования важно уделить достаточное место развитию речи молодого поколения. В современном цивилизованном обществе устная речь играет настолько важную роль, что без нее оно существовать не может: устная речь используется и в государственной деятельности, и в средствах массовой информации, и в познавательной деятельности, и в культуре, наконец, личной жизни человека.

Проблема развития речи на экскурсоведческом материале недостаточно освещена в методической литературе. Существует множество научных трудов по развитию связной письменной и устной речи, но практически нет рекомендаций по развитию речи у старших школьников посредством жанра экскурсии. Между тем в условиях активизации межкультурного диалога, стирания границ между странами, развития межнациональных контактов и т.п. владение этим жанром в той или иной степени становится неотъемлемой частью информационной и речевой культуры современного человека.

Занятия по развитию речи на уроках русского языка и литературы должны строиться на основе изучения строя языка, языковой и стилистической нормы и функциональных стилей речи в их органическом единстве, так как в этом единстве реализуется единство системы языка и его употребления. Изучая закономерности использования языковых средств в разных функциональных стилях, стилистическую структуру речи, т.е. придерживаясь функционального и системного подхода к изучению стилистических явлений, учащиеся научатся целесообразному использованию языковых средств в речи. Экскурсионная речь является одним из видов монологического высказывания.

Создание экскурсионной речи - сложный процесс, требующий от учеников больших творческих усилий. Подготовка экскурсионной речи - это всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросами потенциальных клиентов. Процесс подготовки такой речи включает в себя определение темы, постановку цели задач экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, написание контрольного текста экскурсии, выбор методических приемов проведения экскурсии.

В основу подготовки экскурсионной речи должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки, такие как взаимосвязь обучения и воспитания, логичность высказывания, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей экскурсантов.

Обучение экскурсионной речи целесообразно проводить на основе специально созданной системы заданий и средств обучения, в которые, наряду с традиционными письменными текстами-образцами, должны входить аудио- и видеозаписи, помогающие овладеть приемами установления контакта со слушателями-учениками.

Необходимость в создании инновационных методик развития речи на уроках русского языка в средней школе определяется следующими причинами:

1. Речь учеников часто бедна потому, что они не стремятся говорить более ярко и разнообразно.

2. Работа по развитию речи отделена от других видов учебной работы на уроках русского языка направленные на выработку орфографических и пунктуационных навыков, а также изучение научной лингвистики, и именно такая работа воспринимается как учителями, так и учениками как основная; соответственно, развитие речи понимается как второстепенная задача.

3. Развитие речи понимается как развитие только письменной речи, хотя в жизни все мы пользуемся главным образом устной речью.

Поэтому обучение жанру экскурсионной речи является актуальной задачей профессиональной подготовки педагога. В основу подготовки экскурсионной речи должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки, такие как взаимосвязь обучения и воспитания, логичность высказывания, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей экскурсантов.

Обучение экскурсионной речи целесообразно проводить на основе специально созданной системы заданий и средств обучения, в которые, наряду с традиционными письменными текстами-образцами, должны входить аудио- и видеозаписи, помогающие овладеть приемами установления контакта со слушателями-учениками.

Поэтому обучение жанру экскурсионной речи об искусстве является актуальной задачей профессиональной подготовки педагога.

Проблема современной школы, прежде всего, состоит в том, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом учащихся требований базовой школьной программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, не способствует целостному развитию личности ребёнка. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал.

Решением этой проблемы является проведение нетрадиционных школьных занятий, к числу которых принадлежат уроки-экскурсии.

Актуальность изучаемой проблемы может быть определена, по меньшей мере, следующими факторами:

- экскурсионная речь как профессиональное педагогическое высказывание востребовано школой, форма экскурсионного общения достаточно широко используется на различных уроках словесности, а в ряде случаев применяется и на других уроках;

- как профессиональный речевой жанр экскурсионная речь не изучена ни в лингвистике, ни в теории и методике обучения русскому языку. Следовательно, нет возможности без специального исследования определить содержание профессиональной подготовки учителя к экскурсионному высказыванию.

Экспериментальное обучение экскурсионной речи должно проводиться в 3 этапа:

- На первом этапе ученики старших классов обучаются созданию письменного текста экскурсионного высказывания.

- На втором этапе основной задачей обучения является работа над публичным произнесением экскурсионной речи.

- На третьем этапе проводится отработка приобретенных умений.

Экскурсионная речь - специфическая форма устного высказывания, которому надо учить на уроках развития речи или на специальных занятиях (через факультативы, кружки, элективные курсы). При организации подобной работы в дальнейшем необходимо учитывать двусторонний характер процесса общения, продумав формы активизации слушателей.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество школьников, имеющих проблемы в речевом развитии, неуклонно растет. У многих детей отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной речи и в формировании грамматического строя. Поэтому я считаю актуальной и необходимой тему развития речи школьников посредством жанра экскурсии, а также создание примерного комплекса упражнений для развития речи посредством жанра экскурсии на уроках русского языка. Данная система упражнений должна реализоваться не только на уроках развития речи, но и в комплексе с другими упражнениями, направленными на освоение литературных норм.

Материал, представленный в комплексе, учитель может использовать по своему усмотрению, модифицируя с учетом особенностей конкретного класса как содержание упражнений, так и задания к ним.

Данный набор упражнений имеет общую идею - развитие речи старших школьников посредством жанра экскурсии на уроках русского языка.

Цель упражнений: Расширение лексического поля на основе текста, словосочетаний или слов, предложенных преподавателем.

Задачи:

  • Расширения лексического поля ученика;

  • Закрепление лексических единиц для дальнейшей работы.

  • Закрепление лексического материала осуществляется путем структурирования и фиксирования посредством письма, что в дальнейшем служит опорой при выполнении упражнений.

Упражнение 1. Из текста экскурсии, приведенного ниже, выпишите эпитеты и распределите их по тематическим группам. Группам дайте названия. Какую роль они выполняют в тексте? Составьте свой текст на тему описание церкви или памятника, используя данные эпитеты.

Наверняка, многим из Вас приходилось и ранние видеть эти чудесные шедевры русского церковного зодчества. Они завораживают и радуют глаз не только гостей города, но и коренных жителей. Ведь православие всегда было оплотом и основой духовности России и Екатеринбурга в частности.

Поэтому наша экскурсия носит название «Жемчужины Екатеринбурга». Мы с Вами сможем ознакомиться с наиболее известными храмами и соборами Екатеринбурга. С первыми церквями городами, закладываемыми их основателями и более новыми строениями. Многие из них продолжают действовать и пой сей день, вселяю силу веры в жителей города.

История духовной жизни и культового строительства столицы Урала были сложными, а порой и драматическими. Я постараюсь раскрыть Вам все ее подробности и поведать самые интересные факты о храмах - жемчужинах Екатеринбурга.

Наше путешествие займет около 150 минут. Для того, чтобы это время прошло максимально интересно и эффективно, заранее условимся о правилах прохождения экскурсии. Соблюдайте правила дорожного движения в пешеходной части экскурсии. Постарайтесь, осматривая достопримечательности, не отставать от вашей группы, во время остановок, для того, что бы все могли хорошо услышать мой рассказ, удобнее будет встать полукругом. Безусловно, у вас в ходе экскурсии возникнут вопросы. Обязательно возникнут, потому, что я вижу ваши горящие, любопытные глаза. Задать эти вопросы можно в конце нашей экскурсии. Именно в конце у меня будет много времени, для того чтобы ответить в полном объеме на любой ваш вопрос по теме экскурсии.

И так, в путь!

Храм Преображения Господня (Преображенская Церковь) - действующий православный храм, расположенный на Уктусе - одном из самых живописных мест города, старые фотографии храма «из портфеля экскурсовода».

Мы находимся в одном из самых красивых мест Екатеринбурга - Уктусе. До возникновения города здесь находилась одноименная деревня. [2] Сейчас это лесистый микрорайон города, рядом с которым располагается лесопарковая зона.

Первоначально на месте Преображенской церкви была расположена старейшая церковь Екатеринбурга во имя Святителя Николая при Уктусском заводе. Это была небольшая церковь-мазанка. Деревянная Никольская церковь, построенная в 1712 году, прослужила всего 95 лет, так как в 1807 году в результате пожара она полностью сгорела. Поэтому в 1808 году был заложен уже каменный храм, с разделением на тёплый и холодный. В тёплом храме на южной стороне располагался придел в честь явления Казанской иконы Божией Матери, на северной - во имя Святителя Николая. По причине тесноты из-за большого количества прихожан в конце 1860-х годов храм был расширен.

После октябрьской революции и начавшихся гонений на Русскую Церковь храм Преображения Господня подвергся разорению. 25 марта 1930 года были снесены храмовые купола. В 1937 году церковь закрыли окончательно, а в её здании устроили военный завод, выпускающий продукцию для обороны страны в годы Великой Отечественной Войны.

В 1995 году на Пасху в ещё не переданном епархии здании завода было совершено богослужение. По завершении пасхальных празднеств начались работы по восстановлению и реставрации церкви. Полностью храм был передан верующим к престольному празднику Преображения Господня в том же 1995 году. Начиная с 1996 года, начались ежедневные богослужения.

Всмотритесь в белизну его стен, золото куполов, мозаичное оформление, в особенности на изображение Оранты над входом.

Можете сравнить его нынешний вид со старыми архивными фото храма.

Данное упражнение позволяет выявлять смысловые доминанты текста, устанавливать смысловые отношения между словами, создавать свои собственные предложения с заранее заданными словами.

Цель: обогатить словарный запас учеников, научить использовать разные эпитеты при создании своего уникального текста.

Упражнение 2. Подберите синонимы к выделенным словам, составьте с ними словосочетания.

Двигаемся к одной из самых ярких новых построек Екатеринбурга. Храм на Крови (Храм на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших) - один из крупнейших православных храмов Екатеринбурга, архивные фотографии дома Ипатьева из «портфеля экскурсовода», часовня преподобномученицы Елизаветы, памятник Царской семье. Храм на Крови, полное название которого - Храм на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших - один из крупнейших православных храмов. Ранее на месте храма располагался построенный в конце 1880-х гг. горным чиновником И.И. Редикорцевым дом, принадлежавший в последствии, с 1908 года, инженеру-строителю Николаю Ипатьеву. Он представлял собой каменный двухэтажный особняк на Вознесенской горке. В апреле 1918 года, пока Ипатьев был в отъезде, его дом был конфискован большевиками, и, начиная с 30 апреля 1918 года, в нём была заточена, а в ночь на 17 июля расстреляна Царская семья вместе с ближайшим окружением, и после этого их тела были отвезены на заброшенный рудник Ганина Яма. Вашему вниманию представлены архивные фото дома Ипатьева. Как мы знаем, после октябрьской революции этот дом в разное время занимали различные высокопоставленные чиновники и правительственные учреждения. После начала Перестройки на пустыре, где некогда стоял дом Ипатьева, всё чаще стали собираться верующие.

Цель: ознакомить со словами-синонимами, формировать умения определять лексическое значение синонимов, улавливать различие в их лексическом значении, подбирать синонимы к определенному слову.

Упражнение 3. Составьте пары антонимов из приведенных ниже слов. Составьте предложения, в которых бы использовались данные пары слов.

Радовать, разорение, реставрация, современный вид, подробности, вера, разорение, безобразие, бесславие, хаос, изобилие, лаконичный, хвала, обогащенный.

Цель: ознакомить со словами-антонимами, сформировать умение определять лексическое значение антонимов, подбирать антонимы к определенному слову, понимать роль антонимов в речи, а также составлять предложение, используя антонимы.

Упражнение 4. Используя школьный толковый словарь русского языка, объясните лексическое значение слов. Составьте с данными словами словосочетания с разными видами связи. Ответьте на вопрос Что такое лексическое значение?

Экскурсовод, храм, шедевр, духовности, коренных жителей, собор, столица, достопримечательность, экспонат, церковь, гонение, купол храма, постройка, прихожане, оберег, монастырь, литургия, библиотека, настоятель, пристройка, алтарь, ансамбль, стиль, историческое здание, искушение, достопримечательность, крепость, престол.

Цель: отработать умение работы с толковым школьным словарем, составлять словосочетания с разными видами связи, отвечать на конкретно поставленный вопрос.

Упражнение 5. Подберите к каждому слову, данному в левом столбце, его толкование из правого столбца. Проверив себя по словарям, составьте словосочетания или предложения со словами, определение значений которых вызвало у вас затруднение.

Храм

Восточная возвышенная часть христианского храма (в православной церкви отделенная от общего помещения иконостасом).

Церковь

Православный храм.

Собор

здание для общественного богослуженья, всякого исповеданья.

Монастырь

Мусульманский храм.

Мечеть

Главная или большая церковь в городе, в монастыре.

Алтарь

Покрытая иконами стена, отделяющая алтарь в православном храме

Иконостас

Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно-хозяйственную организацию.

Упражнение 6. Вставьте пропущенные слова, подходящие по смыслу.

Екатерининский собор производил величественное впечатление: он вмещал до 8 тыс. человек. Высота венчавшей собор 2-ярусной колокольни составляла почти 60 метров. Не случайно она использовалась как дозорная и пожарная вышка. Знаменит был Екатерининский собор и своими реликвиями: здесь хранилась часть святых мощей праведного Симеона Верхотурского и знамя Уральского горнозаводского батальона, переданное в храм в 1869 г. В 1920 г. большевики совершили акт глумления над святыней: мощи были вскрыты и отобраны у церкви. В феврале 1930 г. Собор был закрыт, а весной этого же года взорван. Теперь Вы можете увидеть его изображение на старых фото, которые я Вам предоставляю. В 90-х годах религиозная святыня вновь возвращены епархии. На месте алтаря Екатерининского Собора в память о нем в 1998 г. по проекту архитектора А.В. Долгова возведена Екатерининская часовня. Этот небольшой и красивый монумент призван хранить память об истории города.

Данное упражнение дает возможность глубоко осмысливать текст, выявлять степень деформации при заполнении пробелов, обращать внимание на сильные позиции текста, выявлять смысловые отношения между словами.

Упражнение 7. Расставьте предложения в правильной последовательности.

  1. Нижний этаж был отведён под мужскую одноклассную церковно-приходскую школу.

  2. В 1926 году храм был закрыт. Впоследствии в нём располагалась сначала школа, а затем краеведческий музей. 15 февраля 1991 года, в праздник Сретения Господня в храме была отслужена первая после долгих лет запустения литургия.

  3. Перейдем к еще одному архитектурному и духовному памятнику - Вознесенской церкви.

  4. К 1789 году здание храма пришло в негодность и по просьбе прихожан было решено соорудить каменную двухэтажную церковь. Нижний этаж был в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а верхний - в честь Вознесения Господня.

  5. Храм в честь Вознесения Господня (Вознесенская церковь) - один из старейших православных храмов Екатеринбурга.

  6. К началу XX столетия, уже будучи весьма обширным, храм имел 6 приделов: Вознесенский, Рождества Пресвятой Богородицы, Благовещенский, во имя святителя Митрофана, во имя Ильи Пророка, в честь Казанской иконы Божией Матери.

  7. Храм Вознесения Господня был заложен в мае 1770 года, а освящён 19 сентября того же года. На первых порах представлял собой весьма небольших размеров деревянное сооружение.

  8. На протяжении XIX века храм неоднократно достраивался и расширялся. В 1834 году священнослужители и прихожане решили пристроить к храму два придела с южной стороны, два придела с северной стороны и новое крыльцо.

Цель: научить устанавливать формально выраженные и глубинные логические связи в тексте.

Эти упражнения имеют большое значение для формирования не только личностных, но и метапредметных умений. В частности, такая работа с текстом позволяет ученику приобретать навыки работы с информацией: выделять нужное, систематизировать, сопоставлять языковые явления, делать обобщения, преобразовывать информацию, устанавливать смысловые связи.

Данные упражнения нацелены как на формирование знаний и умений учащихся систематизировать изученный теоретический материал и применять его на практике при составлении своего собственного текста, так и нацелены на коммуникацию.

Для выработки автоматизации навыка необходимо многократное повторение данного языкового материала в устной речи, на основе максимально большого объема лексики, в разных ситуациях общения.

Ковалева Н. А. учитель русского языка и литературы.

(Апробация работы. Материалы работы были использованы на 7 международной конференции 18 апреля 2013 года «Актуальные проблемы филологии» УрГПУ)



© 2010-2022