- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-исследование «Что может сказать одно лишь слово» (обобщение по теме «Имя прилагательное» 5 класс)
Урок-исследование «Что может сказать одно лишь слово» (обобщение по теме «Имя прилагательное» 5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Иксанова А.Ф. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Иксанова Альфия Фаридовна, учитель русского языка и литературы, Мамлютская казахская школа-шнтернат,Северо-Казахстанская область
Урок-исследование
«Что может сказать одно лишь слово»
(обобщение по теме «Имя прилагательное» 5 класс)
Для формирования коммуникативной компетенции необходима культурная речевая среда. Создать ее помогает личностно ориентированная направленность уроков, на которых идет диалог (полилог) на интересующую всех тему. Это могут быть наблюдения над использованием в речи одного-двух слов, особенно если они относятся к так называемым «ключевым» словам языка. Проиллюстрируем это на примере слова добрый.
Урок закрепляется по теме «Имя прилагательное как часть речи» я начинаю с задания поприветствовать друг друга на трех языках: русском, казахском, английском. Затем читаю стихотворение О. Дриза «Добрые слова»:
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем, идущим на работу, -
Кузнецу, ткачу, врачу -
«С добрым утром» - я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед
Всем, идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
- Какое слово здесь ключевое?
- Добрый.
- Какие устойчивые выражения используют казахи, англичане, приветствуя друг друга утром, днем, вечером?
- Қайырлы таң! Good morning! Қайырлы күн!Good afternoon! Қайырлы кеш! Good evening!
- Эти слова существуют как устойчивые формулы приветствия, и если не использовать их при встрече, это может обидеть человека.
Предлагаю прочитать выведенный на экран отрывок из стихотворения Владимира Солоухина:
- Здравствуйте!-
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
«Здравствуйте!»
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь
мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья
прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
сделалась жизнь?
- Какой смысл, по-вашему, имеет привычка приветствовать друг друга?
- Обмениваясь словами приветствия, мы выражаем свою радость, видя знакомого или близкого человека здоровым и невредимым. Сказав сегодня «Здравствуйте!», мы не просто поприветствовали друг друга, но пожелали «быть здоровыми».
- Хочу обратиться к вам с пожеланием, которое адресовал своим читателям поэт Виктор Боков:
Друзья мои, внушайте людям веру
И чаще говорите: «Добрый день!».
И следуйте хорошему примеру -
Продляйте добрым словом
жизнь людей!
- Какая мысль объединяет эти стихотворения?
- Добрые слова, которыми мы приветствуем друг друга, приносят в жизнь людей тепло, делают ее более радостной и счастливой и тем продлевают ее.
-Прослушайте диалог из рассказа А. Щеглова «Смешной ты, папа!». Можете по его названию определить, о чем пойдет речь?
Ученики высказывают свои предположения, после чего читают текст по ролям (в сокращении).
- Папа, угадай, какая самая маленькая вещь в мире?
- Жизнь человеческая, малыш. Только начнешь жить, уже старик.
- Д-а-а, а физичка сказала, что электрон…А что длиннее всего на свете?
- Жизнь человеческая. Успеваешь сделать столько ошибок, что и правнуки не могут исправить.
- Пап, а пап, а что дороже всего ценится?
- Жизнь человеческая.
- Точно! Мы это по литературе проходили. А что тогда самое дешевое?
-Жизнь человеческая, малыш. По грошам ее разменивают, а то и вовсе даром отдают.
- Папа, назови самую сложную теорему.
- Жизнь человеческая, сын. Каждый день с утра до вечера доказываешь что-то себе и другим.
- Нет-нет-нет! Это теорема Ферма, нам математичка рассказывала! Смешной ты, папа. А простейшую клетку знаешь?
- Жизнь человеческая. Нет в ней решетчатых окон, нет дверей с хитроумным замком, нет недремлющего стражника, но и выхода частенько нет…
Предлагаю продолжить диалог, включив в него понятие «добро». Вот что получилось.
- Папа, а что самое доброе на свете?
-Жизнь человеческая, сынок. Человек родится, чтобы делать (деять) доброе в жизни. Но это ноша тяжелая, она не каждому под силу. Добро поощряй, а зло порицай. В народе говорят: «Добрый человек в добре проживает век».
- Да, об этом мы говорили на уроке русского языка. Мы хотели оценить свои слова и поступки и записали пословицы и поговорки:
Добрые слова дороже богатства.
Доброе семя - добрый и всход.
Добро желаешь, добро и делай!
И на уроке казахского языка об этом вспоминали:
Жақсылыққа жақсылық -
Әр кісінің ісі дүр?
Жамандыққа жақсылық -
Ер кісінің ісі дүр.
Я еще подумал: «А способен ли я ответить на зло добром?».
- Я думаю, сынок, ты считаешь настоящим жигитом, если будешь помнить о том, что жизнь дана на добрые дела. Ведь не зря говорят: другому добра желать - себя счастьем одарить.
- Итак, мы сегодня займемся исследованием одно из «ключевых» слов языка. Без него невозможно представить жизнь любого человека на земле. Речь, как вы уже догадались, пойдет о слове добрый. Но прежде ответьте, как вы понимаете слово добро.
Оформляем кластер:
благо
внимание
милосердие
забота
отзывчивость
Добро
тепло
любовь
- Обратите внимание, как эти слова заставили «засиять» сердце, наполнив его добром. А теперь приведите список слов, называющих человеческие качества, в корне которых в буквальном и переносном смысле заложено понятие добра.
- Доброта, доброжелательность, добродушие, добродетель, добросердечность, добропорядочность.
Обращаемся к Словарю Ожегова, и ученики записывают толкование этого слова:
- Добро - все положительное, хорошее, полезное.
- А что такое доброта?
- Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим.
Сообщая, что у слова добро с древнейших времен и до наших дней есть два основных значения. Первое мы записали, противоположное ему - зло. А во втором значение оно употреблено в примерах из русской литературы XIX в.:
И много у него добра, мехов, атласа, серебра. (П.) Вот еще, добро в воду бросать! (Ч.) Человек - из глупых - глупый, ну, однако, отцовское добро потрясти не успел. (Т.)
- Каково это значение?
- Имущество, вещи, пожитки.
- В каком значении оно в основном употребляется в наши дни?
- В первом. И указывает на что-то хорошее, светлое, душевное.
Предлагаю выделить значения слова добрый (на интерактивной доске - фрагмент словарной статьи):
Добрый. 1. Делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. 2. Несущий благо, добро, благополучие. 3. Хороший, нравственный. 4. Дружески близкий, милый. 5. Хороший, безукоризненный, отличный. 6. Безукоризненный, честный.
Коллективно подбираем примеры к каждому значению:
Добрый человек (мальчик). Доброе сердце. Добрый день. Добрые вести. Доброе дело (добрый поступок). Добрые друзья. Доброе имя.
Разбив класс на группы, даю задание записать синонимы и антонимы к слову добрый в составе словосочетаний:
Добрый человек - отзывчивый, душевный, сердечный; злой, злобный, жестокий. Добрые дела - полезные, славные; нехорошие, отвратительные, позорные. Доброе сердце - щедрое; холодное, каменное. Добрый конь - хороший, отличный, верный; загнанный, хилый. Добрая память - славная, светлая; худая, горькая.
- Что может «рассказать» нам слово добрый?
Организую работу по этимологическому словарю:
Добрый - общеслав. От доба «пора, время». Первоначальное значение - «большой, крепкий, вошедший в добу (пору)».
Предлагаю создать его «портрет». Опираясь на известные уже сведения об этом слове и мои дополнения, подкрепляемые слайдами, ученики рассказывают о том, какое место оно заняло в языковой картине мира.
В современном русском языке это слово используется в основном в двух значениях: делающий добро, склонный к добру; хороший. Напоминаю, что в старину, когда оно соотносилось со словом добро в значении «имущество», «добрыми людьми» называли тех, кто заслуживал доверия, был способен отвечать за свои слова. Сейчас основное значение слова добрый (о человеке) стало «склонный к добру, творящий добро».
- Можете ли вы, современные школьники, соотнести слово добрый с имуществом? Может ли стать устойчивым сочетанием добрый богач?
- Сама мысль о том, что богатый человек может быть добрым, кажется странной. Конечно, богачи могут быть людьми щедрыми, делать добро тем, кто в нем нуждается. Но они обычно рассчитывают на благодарность, не забывают рассказать о своих добрых делах.
Доброта, заключают ученики, предполагает бескорыстие. И в этом ее чудесная сила. Это светлое чувство. Доброго человека отличает душевность, чуткость и деликатность. Его доброта идет от сердца. От доброго человека, как и от доброго дела, - всем польза. Добрый человек - это совсем не тот, кто владеет миллионным состоянием.
Так постепенно вырисовывается сегодняшний портрет слова добрый.
Сердечный
Душевный
Славный
Отзывчивый
Верный
Чуткий
Добрый
Предлагаю разобрать слово добрый по составу, подобрать к нему однокоренные слова, а затем сделать его фонетический разбор.
Доб-рый
Д - [д] - согл., зв, парн., тв., парн.
О - [о] - гл., уд.
Б - [б] - согл., зв., парн., тв., парн.
Р - [р] - согл., зв., непарн., тв., парн.
Ы - [ы] - гл., безуд.
Й - [й] - согл., зв., непарн., мягк., непарн.
6 букв, 6 звуков.
На интерактивной доске - обращение писательницы И. Токмаковой, которое ученики расценивают как призыв к деятельному добру. Задание к тексту - списать, вставляя пропущенные буквы, объяснить правописание (это индивидуальная работа на компьютере с последующей проверкой).
В каждом человек… и звере живет мал…нький теплый солнечный зайч…к. И если ко всякому-всякому живому существу отн…стись с добром (только не пр…творяться, только по-настоящему!), то в нем этот солнечный зайчик проснет(?)ся, и всякий ответит вам тоже добром, потому что почувству…т в себе солнышко и жизнь. И если тебе вдруг покаж…тся, что человек - злой или делает плохо, ты сразу же (не) сердись на него, (не) обвиняй его. Это значит просто, что солнечный зайчик уж очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его и увид…шь, как все будет хорошо.
- О каком солнечном зайчике идет речь в тексте?
- Что такое солнечный зайчик?
- Что значит быть добрым?
Записываем составленное коллективно предложение:
Постарайся разбудить в злом человеке теплого солнечного зайчика, и тогда ты увидишь в нем доброго друга.
Предлагаю ученикам задания:
Сделайте морфологический разбор выделенного слова.
К какой части речи относятся слова, описывающие солнечного зайчика?
Найдите в тексте прилагательные, определите их разряд. Там, где возможно, образуйте их краткую форму. Какую синтаксическую функцию выполняют прилагательные в полной и краткой формах?
Одно из свойств качественных прилагательных - способность иметь синоним. Попытайтесь найти синоним к прилагательному злой.
Завершаю урок чтением стихотворения А. Лесных. Ученики выделяют в нем строки, передающие главную мысль, и записывают их в тетрадь.
Как бы жизнь ни летела -
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живем на земле.
Задание на дом - написать сочинение-рассуждение на тему «Жизнь дана на добрые дела».