Урок-исследование «Что может сказать одно лишь слово» (обобщение по теме «Имя прилагательное» 5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-исследование «Что может сказать одно лишь слово» (обобщение по теме «Имя прилагательное» 5 класс)Урок-исследование «Что может сказать одно лишь слово» (обобщение по теме «Имя прилагательное» 5 класс)Урок-исследование «Что может сказать одно лишь слово» (обобщение по теме «Имя прилагательное» 5 класс)Урок-исследование «Что может сказать одно лишь слово» (обобщение по теме «Имя прилагательное» 5 класс)Урок-исследование «Что может сказать одно лишь слово» (обобщение по теме «Имя прилагательное» 5 класс)Урок-исследование «Что может сказать одно лишь слово» (обобщение по теме «Имя прилагательное» 5 класс)Урок-исследование «Что может сказать одно лишь слово» (обобщение по теме «Имя прилагательное» 5 класс)Урок-исследование «Что может сказать одно лишь слово» (обобщение по теме «Имя прилагательное» 5 класс)Урок-исследование «Что может сказать одно лишь слово» (обобщение по теме «Имя прилагательное» 5 класс)Урок-исследование «Что может сказать одно лишь слово» (обобщение по теме «Имя прилагательное» 5 класс)Урок-исследование «Что может сказать одно лишь слово» (обобщение по теме «Имя прилагательное» 5 класс)Урок-исследование «Что может сказать одно лишь слово» (обобщение по теме «Имя прилагательное» 5 класс)Урок-исследование «Что может сказать одно лишь слово» (обобщение по теме «Имя прилагательное» 5 класс)Урок-исследование «Что может сказать одно лишь слово» (обобщение по теме «Имя прилагательное» 5 класс)Иксанова Альфия Фаридовна, учитель русского языка и литературы, Мамлютская казахская школа-шнтернат,Северо-Казахстанская область

Урок-исследование

«Что может сказать одно лишь слово»

(обобщение по теме «Имя прилагательное» 5 класс)

Для формирования коммуникативной компетенции необходима культурная речевая среда. Создать ее помогает личностно ориентированная направленность уроков, на которых идет диалог (полилог) на интересующую всех тему. Это могут быть наблюдения над использованием в речи одного-двух слов, особенно если они относятся к так называемым «ключевым» словам языка. Проиллюстрируем это на примере слова добрый.

Урок закрепляется по теме «Имя прилагательное как часть речи» я начинаю с задания поприветствовать друг друга на трех языках: русском, казахском, английском. Затем читаю стихотворение О. Дриза «Добрые слова»:

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем, идущим на работу, -

Кузнецу, ткачу, врачу -

«С добрым утром» - я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед

Всем, идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

- Какое слово здесь ключевое?

- Добрый.

- Какие устойчивые выражения используют казахи, англичане, приветствуя друг друга утром, днем, вечером?

- Қайырлы таң! Good morning! Қайырлы күн!Good afternoon! Қайырлы кеш! Good evening!

- Эти слова существуют как устойчивые формулы приветствия, и если не использовать их при встрече, это может обидеть человека.

Предлагаю прочитать выведенный на экран отрывок из стихотворения Владимира Солоухина:

- Здравствуйте!-

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

«Здравствуйте!»

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь

мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

сделалась жизнь?

- Какой смысл, по-вашему, имеет привычка приветствовать друг друга?

- Обмениваясь словами приветствия, мы выражаем свою радость, видя знакомого или близкого человека здоровым и невредимым. Сказав сегодня «Здравствуйте!», мы не просто поприветствовали друг друга, но пожелали «быть здоровыми».

- Хочу обратиться к вам с пожеланием, которое адресовал своим читателям поэт Виктор Боков:

Друзья мои, внушайте людям веру

И чаще говорите: «Добрый день!».

И следуйте хорошему примеру -

Продляйте добрым словом

жизнь людей!

- Какая мысль объединяет эти стихотворения?

- Добрые слова, которыми мы приветствуем друг друга, приносят в жизнь людей тепло, делают ее более радостной и счастливой и тем продлевают ее.

-Прослушайте диалог из рассказа А. Щеглова «Смешной ты, папа!». Можете по его названию определить, о чем пойдет речь?

Ученики высказывают свои предположения, после чего читают текст по ролям (в сокращении).

- Папа, угадай, какая самая маленькая вещь в мире?

- Жизнь человеческая, малыш. Только начнешь жить, уже старик.

- Д-а-а, а физичка сказала, что электрон…А что длиннее всего на свете?

- Жизнь человеческая. Успеваешь сделать столько ошибок, что и правнуки не могут исправить.

- Пап, а пап, а что дороже всего ценится?

- Жизнь человеческая.

- Точно! Мы это по литературе проходили. А что тогда самое дешевое?

-Жизнь человеческая, малыш. По грошам ее разменивают, а то и вовсе даром отдают.

- Папа, назови самую сложную теорему.

- Жизнь человеческая, сын. Каждый день с утра до вечера доказываешь что-то себе и другим.

- Нет-нет-нет! Это теорема Ферма, нам математичка рассказывала! Смешной ты, папа. А простейшую клетку знаешь?

- Жизнь человеческая. Нет в ней решетчатых окон, нет дверей с хитроумным замком, нет недремлющего стражника, но и выхода частенько нет…

Предлагаю продолжить диалог, включив в него понятие «добро». Вот что получилось.

- Папа, а что самое доброе на свете?

-Жизнь человеческая, сынок. Человек родится, чтобы делать (деять) доброе в жизни. Но это ноша тяжелая, она не каждому под силу. Добро поощряй, а зло порицай. В народе говорят: «Добрый человек в добре проживает век».

- Да, об этом мы говорили на уроке русского языка. Мы хотели оценить свои слова и поступки и записали пословицы и поговорки:

Добрые слова дороже богатства.

Доброе семя - добрый и всход.

Добро желаешь, добро и делай!

И на уроке казахского языка об этом вспоминали:

Жақсылыққа жақсылық -

Әр кісінің ісі дүр?

Жамандыққа жақсылық -

Ер кісінің ісі дүр.

Я еще подумал: «А способен ли я ответить на зло добром?».

- Я думаю, сынок, ты считаешь настоящим жигитом, если будешь помнить о том, что жизнь дана на добрые дела. Ведь не зря говорят: другому добра желать - себя счастьем одарить.

- Итак, мы сегодня займемся исследованием одно из «ключевых» слов языка. Без него невозможно представить жизнь любого человека на земле. Речь, как вы уже догадались, пойдет о слове добрый. Но прежде ответьте, как вы понимаете слово добро.

Оформляем кластер:

благо

внимание

милосердие

забота

отзывчивость

Добро

тепло

любовь

- Обратите внимание, как эти слова заставили «засиять» сердце, наполнив его добром. А теперь приведите список слов, называющих человеческие качества, в корне которых в буквальном и переносном смысле заложено понятие добра.

- Доброта, доброжелательность, добродушие, добродетель, добросердечность, добропорядочность.

Обращаемся к Словарю Ожегова, и ученики записывают толкование этого слова:

- Добро - все положительное, хорошее, полезное.

- А что такое доброта?

- Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим.

Сообщая, что у слова добро с древнейших времен и до наших дней есть два основных значения. Первое мы записали, противоположное ему - зло. А во втором значение оно употреблено в примерах из русской литературы XIX в.:

И много у него добра, мехов, атласа, серебра. (П.) Вот еще, добро в воду бросать! (Ч.) Человек - из глупых - глупый, ну, однако, отцовское добро потрясти не успел. (Т.)

- Каково это значение?

- Имущество, вещи, пожитки.

- В каком значении оно в основном употребляется в наши дни?

- В первом. И указывает на что-то хорошее, светлое, душевное.

Предлагаю выделить значения слова добрый (на интерактивной доске - фрагмент словарной статьи):

Добрый. 1. Делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. 2. Несущий благо, добро, благополучие. 3. Хороший, нравственный. 4. Дружески близкий, милый. 5. Хороший, безукоризненный, отличный. 6. Безукоризненный, честный.

Коллективно подбираем примеры к каждому значению:

Добрый человек (мальчик). Доброе сердце. Добрый день. Добрые вести. Доброе дело (добрый поступок). Добрые друзья. Доброе имя.

Разбив класс на группы, даю задание записать синонимы и антонимы к слову добрый в составе словосочетаний:

Добрый человек - отзывчивый, душевный, сердечный; злой, злобный, жестокий. Добрые дела - полезные, славные; нехорошие, отвратительные, позорные. Доброе сердце - щедрое; холодное, каменное. Добрый конь - хороший, отличный, верный; загнанный, хилый. Добрая память - славная, светлая; худая, горькая.

- Что может «рассказать» нам слово добрый?

Организую работу по этимологическому словарю:

Добрый - общеслав. От доба «пора, время». Первоначальное значение - «большой, крепкий, вошедший в добу (пору)».

Предлагаю создать его «портрет». Опираясь на известные уже сведения об этом слове и мои дополнения, подкрепляемые слайдами, ученики рассказывают о том, какое место оно заняло в языковой картине мира.

В современном русском языке это слово используется в основном в двух значениях: делающий добро, склонный к добру; хороший. Напоминаю, что в старину, когда оно соотносилось со словом добро в значении «имущество», «добрыми людьми» называли тех, кто заслуживал доверия, был способен отвечать за свои слова. Сейчас основное значение слова добрый (о человеке) стало «склонный к добру, творящий добро».

- Можете ли вы, современные школьники, соотнести слово добрый с имуществом? Может ли стать устойчивым сочетанием добрый богач?

- Сама мысль о том, что богатый человек может быть добрым, кажется странной. Конечно, богачи могут быть людьми щедрыми, делать добро тем, кто в нем нуждается. Но они обычно рассчитывают на благодарность, не забывают рассказать о своих добрых делах.

Доброта, заключают ученики, предполагает бескорыстие. И в этом ее чудесная сила. Это светлое чувство. Доброго человека отличает душевность, чуткость и деликатность. Его доброта идет от сердца. От доброго человека, как и от доброго дела, - всем польза. Добрый человек - это совсем не тот, кто владеет миллионным состоянием.

Так постепенно вырисовывается сегодняшний портрет слова добрый.

Сердечный

Душевный

Славный

Отзывчивый

Верный

Чуткий



Добрый



Предлагаю разобрать слово добрый по составу, подобрать к нему однокоренные слова, а затем сделать его фонетический разбор.

Доб-рый

Д - [д] - согл., зв, парн., тв., парн.

О - [о] - гл., уд.

Б - [б] - согл., зв., парн., тв., парн.

Р - [р] - согл., зв., непарн., тв., парн.

Ы - [ы] - гл., безуд.

Й - [й] - согл., зв., непарн., мягк., непарн.

6 букв, 6 звуков.

На интерактивной доске - обращение писательницы И. Токмаковой, которое ученики расценивают как призыв к деятельному добру. Задание к тексту - списать, вставляя пропущенные буквы, объяснить правописание (это индивидуальная работа на компьютере с последующей проверкой).

В каждом человек… и звере живет мал…нький теплый солнечный зайч…к. И если ко всякому-всякому живому существу отн…стись с добром (только не пр…творяться, только по-настоящему!), то в нем этот солнечный зайчик проснет(?)ся, и всякий ответит вам тоже добром, потому что почувству…т в себе солнышко и жизнь. И если тебе вдруг покаж…тся, что человек - злой или делает плохо, ты сразу же (не) сердись на него, (не) обвиняй его. Это значит просто, что солнечный зайчик уж очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его и увид…шь, как все будет хорошо.

- О каком солнечном зайчике идет речь в тексте?

- Что такое солнечный зайчик?

- Что значит быть добрым?

Записываем составленное коллективно предложение:

Постарайся разбудить в злом человеке теплого солнечного зайчика, и тогда ты увидишь в нем доброго друга.

Предлагаю ученикам задания:

Сделайте морфологический разбор выделенного слова.

К какой части речи относятся слова, описывающие солнечного зайчика?

Найдите в тексте прилагательные, определите их разряд. Там, где возможно, образуйте их краткую форму. Какую синтаксическую функцию выполняют прилагательные в полной и краткой формах?

Одно из свойств качественных прилагательных - способность иметь синоним. Попытайтесь найти синоним к прилагательному злой.

Завершаю урок чтением стихотворения А. Лесных. Ученики выделяют в нем строки, передающие главную мысль, и записывают их в тетрадь.

Как бы жизнь ни летела -

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело -

Тем живем на земле.

Задание на дом - написать сочинение-рассуждение на тему «Жизнь дана на добрые дела».



© 2010-2022