Конспект урока по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс.

2 урок.

Тема: Окончания прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже.

Цели:

  1. Формирование у учащихся навыка правильного написания окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже.

  2. Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, умения обобщать и сравнивать.

  3. Воспитание мотивации к учению.

План урока.

  1. Орг. момент.

  1. Упражнения по коррекции внимания.

На столе 2 коробки и 6 предметов: ручка, книга, пенал, мел, циркуль, карандаш. Запомнить предметы и, как только я их разложу в коробки, назвать эти предметы в первой и во второй коробках. Проверяем.

  1. Проверка домашнего задания.

Варианты проверки:

  1. О каком времени года говорится в упражнении? (О зиме). Докажи.

  2. Чего бы вы ещё пожелали своему лучшему другу?

  3. На доске 2 предложения из домашнего задания, в которых у прилагательных нет окончаний (тетради закрыты). Рядом - таблички с окончаниями «ему», «ому», «его», «ого». Поставить на место окончания. Доказать.

III. Изучение темы.

Введение в тему.

Упражнения на внимание.

Исправь ошибки, расставь падежи, объясни свои действия.

Из (какому?) дремучего леса. Трудный задача. К школьного другу… и т. д.

Объяснить правописание окончаний. Вывод и тему урока учащиеся определяют самостоятельно.

  1. Объяснение учителя.

  1. Нам пришло письмо из далёкой Сибири. На доске записан текст:

«Здравствуйте, ребята!

Пишу вам из далёк___ края. Свои каникулы я провела в родной деревне. Днём я каталась по снеж___ полю и на коньках по толст___ льду. Вечером я играла с младш___ братом, с лохмат___ Шариком, со своим пушист___ котёнком Мурзиком.

До свидания.»

Окончания прилагательных закрыты карточками. У учащихся конверты с окончаниями -ому, -его. Далее идёт анализ выделенных прилагательных, их окончаний и переход к окончаниям прилагательных Т. падежа.

Учащиеся с помощью учителя объясняют правописание окончаний прилагательных в Т. п., доказывают на примере.

Открываю карточки на доске, сверяем результаты.

  1. К данным прилагательным написать прилагательные, противоположные по смыслу.

Весенним днём - Утренним поездом - Тёплым вечером - Дальним озером - .

Подчеркнуть окончания. С любым из словосочетаний составить предложение. Проверка. Выявляются другие орфограммы (двойные согласные, безударные гласные и т. д.).

Правило правописания окончаний прилагательных М. и Ср.р. в Т.п. учащиеся должны сформулировать сами.

  1. Закрепление.

  1. Списать предложения, дописать нужные окон

чания. Перед именами прилагательными писать в скобках вопросы.

Запылали (алый) цветом кисти спелые рябин. Я прощаюсь с (тёплое лето). Пригреты (тёплое солнышко), шумят повеселевшие сосновые леса.

Проверка.

  1. Работа по учебнику.

Задание.

1 ряд выписывает предложения, в которых прилагательные написаны с предлогами,

2 ряд - выписывает - без предлогов.

Окончания прилагательных проверяйте вопросом. Сравнить окончания существительных и прилагательных в Т.п. Почему одновременно изучаем прилагательных М. и Ср. рода?

Вывод учащиеся делают самостоятельно.

  1. Итог урока.

Задание на дом. Вставить окончания прилагательных.

6 класс.

3 урок.

Тема: Окончания прилагательных мужского и среднего рода в предложном падеже.

Цели: 1. а) Закрепление навыка правописания оконча-

ний прилагательных в Р.п., Д.п., П.п.

б) Формирование навыка правописания окон-

чаний прилагательных в предложном падеже

2. Развитие речи учащихся ,слухового и зритель-

ного восприятия , умения обобщать и сравни-

вать.

3. Воспитание мотивации к учению.

Оборудование: карточки, таблицы, картина.

План урока.

  1. Орг. момент.

Упражнения по коррекции внимания.

а) Работа по картинке «На лыжне». Рассмотреть картину (1 мин). Найти 10 недостающих деталей.

Кто быстрее обнаружит? Победитель поощряется.

б) Посмотрите внимательно на класс. Запомните как сидят ребята. Закройте глаза и повторите с закрытыми глазами - кто за кем сидит. Учитель дотрагивается до любого ученика и тот отвечает (такие же действия учителя в следующем задании).

в) Учащиеся с закрытыми глазами должны вспомнить какого цвета одежда у соседа по парте.

II. Проверка домашнего задания.

Варианты проверки:

  1. Прочитайте предложения только о зиме, потом о весне.

  2. Прочитать все слова из текста с безударной гласной.

  3. Учитель называет прилагательные. Ученики показывают карточку соответствующего падежа и вопросом проверяют окончание прилагательного.

Подведение итога.

  1. Введение в тему.

На доске записаны парами существительные

с прилагательными: над степным простором, у полярного моря, светлый день, по яркому ковру, на степном просторе (П.п.)

Отдельно прикреплены таблички с падежами:

Р.п. Д.п. И.п. Т.п.

Поставить падежи на своё место. Остаётся одна пара слов, табличка с падежом которой отсутствует.

Кто догадается, почему осталась эта пара слов без падежа?

Поставьте вопрос (на окончание внимание не обращать). С помощью учителя определяют падеж и тему урока.

Изучение темы.

Объяснение учителя.

а) «Помогите ученице или ученику». На доске записаны существительные с прилагательными.

От ясного солнышка, крепким льдом, к весеннему ручью, в колючим (ум) сосновым

(ем) лесу.

Анализ словосочетаний.

-В написании окончаний последних прилагательных ученица сомневается. Помогите

ей. Окончания проверяем вопросом каком? Пишем окончания - ом, -ем.

Эти прилагательные стоят в Предложном падеже.

Вывод учащиеся делают самостоятельно.

Записать в тетрадь последнее словосочетание.

б) На доске таблица (можно написать мелом на доске).

Р.п. Д.п. Т.п. ?

Из хвойн___ По мокр___ Зимн___ По бел__

леса асфальту днём свеж___

снегу

(На столе карточкис окончаниями).

Поставьте вопрос к прилагательному и найти нужное окончание. Почему одна табличка осталась незаполненной? Поставить вопрос, определить падеж и поставить нужное окончание.

Учитель повторяет, что окончания прилагатель-

ных проверяют вопросом.

Закрыть таблицы, записать по памяти, затем све-

рить.

IV. Закрепление.

а) Игра «Путаница».

Сидели в свежий снеге. Отдыхали на зимний

лагере. Думали о вкусный пище.

Распутайте и запишите в тетрадь. Обратить вни-

мание на предлоги в П.п. (в, на, о).

Проверка.

б) Работа по учебнику.

Самостоятельная работа. Из данных слов соста-

вить предложения и записать только существительными мужского рода ( 2 предложения).

Проверка.

в) Вывешивается картина «Зима в лесу».

Закончить предложения, вставить прилагательные

В _____ лесу _____ .

На____ небе_____ .

В ____ снегу _____ .

На ____ кусте _____.

Проверка. Что случилось? (рассказ).

  1. Итог урока.

Домашнее задание.



© 2010-2022