- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Русский язык. Элективный курс Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Русский язык. Элективный курс Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Светлакова М.И. |
Дата | 15.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Северомуйская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку
«Подготовка к Единому Государственному экзамену»
Класс: 11
Количество часов за год: 34 часа;
в неделю 1 час.
Учитель: Светлакова Мария Ивановна
2015 год
Цели и задачи курса:
-обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку за курс (5 -9 кл.) согласно новым требованиям экзаменационных тестов;
-скорректировать умения каждого ученика при работе с КИМами;
-подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ;
-развивать познавательную деятельность в работе над незнакомым материалом или трудным заданием;
-выработать навыки объективно обосновывать свои суждения, опираясь на жизненный опыт или литературный материал;
-целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся;
-формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод;
-учить любой диалог вести этически корректно.
Умения:
-проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
-проводить лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов;
-оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-использовать в собственной речи разнообразные грамматические и лексические средства языка,
-создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
-формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста;
-формулировать позицию автора, объясняя, почему согласны или не согласны с автором прочитанного текста;
-аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Пояснительная записка
Вид элективного курса предметно-ориентированный. Предполагаемый курс подготовки к ЕГЭ позволит снять эмоциональное напряжение учащихся на экзамене, так как они будут иметь возможность более тщательно готовиться к экзаменационным испытаниям. В работу курса включены тестовые задания КИМов. Структура: 30 заданий с выбором ответа из 4 предложений, 8 заданий открытого типа, требующих краткого ответа учащихся, одно задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
На элективном курсе рассматриваются тексты по следующим проблемам:
Проблемы семьи:
-
проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);
-
проблема роли детства в жизни человека (Почему детство - важнейший этап жизни человека?);
-
проблема исторической памяти (Зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?);
-
проблема отчего дома (Почему нельзя забывать отчий дом?);
-
проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (Действительно ли детство - «золотой» период жизни человека? какова роль детства в становлении личности?);
-
проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?) и др.
Проблемы экологии:
-
проблема развития и сохранения русского языка (Обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);
-
проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния?);
-
проблема восприятия человеком природы как живой материи (Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?)и др.
Человек и общество:
-
проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество?);
-
проблема отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (Думают ли богатые и сытые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?);
-
проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (Могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилием и не озлобиться?);
-
проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (Могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?);
-
проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);
-
ответственность человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей (Должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию своих способностей?);
-
проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом (Может ли человек быть свободным от общества, других людей? ограничивает ли общество свободу человека?);
-
проблема создания общества с таким устройством, чтобы эгоист или жестокий человек были вынуждены проявлять сострадание и великодушие (Возможно ли создание идеального общества?);
-
проблема коммерциализации культуры (Что недопустимо в процессе коммерциализации культуры?). и др.
Технологическая карта
Раздел
программы
№ заня-тия
Тема занятия
задачи
Задания КИМов
ЕГЭ
Введение
1.
Цели и задачи изучаемого курса. Требования к учащимся. Знакомство с тестовыми материалами (демоверсии). Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Дать представление о структуре ЕГЭ.
Рассмотрение тем курса, знакомство со структурой ЕГЭ, порядком проведения экзамена, регистрационными бланками.
Фонети-ка и ор-фоэпия
2
Звуки и буквы. Классификация гласных и согласных звуков. Озвончение и оглушение. Фонетический анализ слова. Орфоэпические нормы.
Уметь проводить фонетический анализ слова, уметь оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка.
А-1, А-2
Лексика и фразеология
3
Лексические нормы употребления слова. Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологические обороты Лексический анализ.
Уметь оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского литературного языка, уметь проводить лексический анализ слов.
А-3, А-12, А-31
Морфология
4
Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Морфологический
Уметь оценивать речь с точки зрения соблюдения основных
А-4, А-11, А-13
В-1, В-2
анализ слова.
морфологических норм русского литературного языка, уметь определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам, уметь объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слова.
Морфемика и словообразование
5
Значимые части слова. Основные способы образования слов. Морфемный и словообразовательный анализ слова.
Уметь определять основные способы образования слов.
А-4, А-11, А-13
В-1, В-2
Синтаксис
6
Словосочетание. Типы связи в словосочетании и предложении. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Синтаксический анализ простого предложения
Работа с текстом.
Знать основные способы связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Уметь оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка, уметь определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.
А-5, А-6, А-9,
А-10
В-3, В-4, В-5, В-6
С-1
7
Двусоставные и односоставные предложения. Осложненное простое предложение. Обособленные члены предложения
Работа с текстом.
Уметь проводить синтаксический анализ предложения и словосочетания.
А-5, А-6, А-9,
А-10
В-3, В-4, В-5, В-6
С-1
8
Сложное предложение. Смысловые отношения между частями сложного предложения. Виды сложного
Уметь проводить синтаксический анализ сложных предложений.
А-5, А-6, А-9,А-10
В-3, В-4, В-5, В-6
С-1
предложения. Синтаксический анализ сложного предложения.
Работа с текстом.
Орфография
9
Орфограмма. Правописание приставок. Орфограммы № 10, 11, 29. Буквы И, Ы после приставок (орф№28). Правописание пол-, полу - со словами. Соединительные гласные О,Е в сложных словах (орф. 30)
Работа с мини-текстом.
Уметь проводить орфографический разбор слова.
Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.
А-14, А-15, А-16, А-17, А-18, А-19, А-20
С-1
10
Правописание корней: проверяемые и непроверяемые орфограммы в корнях,
правописание Ъ и Ь знаков. Употребление Ь знака с разными частями речи.
(орф№1,2,3,4,5,6,7,8,9), корни с чередованием (орф.№12,13,26,27,24)
Работа с мини-текстом (по выбору учителя)
Обобщить знания по темам, уметь применять их в практике правописания.
Обобщить знания по темам, уметь применять их в практике правописания.
А-14, А-15, А-16, А-17, А-18, А-19, А-20
С-1
11
О,Е после шипящих в корне слова (орф.
№14).И, Ы после Ц (орф№15). Правописание большой буквы в словах (орф16).
Правописание частицы НЕ с разными частями речи(№21,32,36,43,51,56,57). Перенос слов. Слитно, раздельно или дефис(№40,44,45,46,64-67,68,69).
Работа с мини-текстом (по выбору учителя)
Обобщить знания по темам, уметь применять их в практике правописания.
А-14, А-15, А-16, А-17, А-18, А-19, А-20
С-1
12
Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи
Работа с текстом (по выбору учителя)
Обобщить знания по темам, уметь применять их в практике правописания.
А-14, А-15, А-16, А-17, А-18, А-19, А-20
С-1
Пунктуация
13
Знаки препинания при однородных членах предложения Знаки препинания при вводных словах и
Уметь проводить пунктуационный разбор предложений, уметь применять
А-21, А-22, А-23, А-24, А-25, А-26, А-27
С-1
конструкциях.
Работа с текстом (по выбору учителя)
знания в практике правописания.
14
Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами
Работа с текстом (по выбору учителя)
Уметь проводить пунктуационный разбор предложений, уметь применять знания в практике правописания.
А-21, А-22, А-23, А-24, А-25, А-26, А-27
С-1
15
Знаки препинания в сложном предложении. Тире в простом и сложном предложении. Двоеточие в простом и сложном предложении.
Работа с текстом (по выбору учителя)
Уметь проводить пунктуационный разбор предложений, уметь применять знания в практике правописания.
А-21, А-22, А-23, А-24, А-25, А-26, А-27
С-1
16
Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи. Пунктуационный анализ.
Работа с текстом (по выбору учителя)
Уметь проводить пунктуационный разбор предложений, уметь применять знания в практике правописания.
А-21, А-22, А-23, А-24, А-25, А-26, А-27
С-1
17
Трудные вопросы постановки знаков препинания. Цитирование. Синтаксические синонимы и их роль для создания выразительности речи.
Работа с текстом (по выбору учителя)
Уметь проводить пунктуационный разбор предложений, уметь применять знания в практике правописания.
А-21, А-22, А-23, А-24, А-25, А-26, А-27
С-1
18
Итоговая контрольная работа.
Лингвостилистический анализ текста.
Контроль знаний по темам части А, Б, С.
КИМы: А, В, С-1
Речь. Текст
19
Текст. Последовательность предложений в тексте. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Морфологические и синтаксические нормы.
Работа с текстом (по выбору учителя)
Уметь оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
А-7, А-29, А-30
С-1
20
Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Стили речи, их основные особенности: назначение и сфера применения, стилевые черты.
Работа с текстом (по выбору учителя)
Знать особенности стилей речи, уметь применять их на практике.
А-7, А-29, А-30
С-1
21
Функционально-смысловые типы речи: повествование,
Знать особенности типов речи, уметь
А-7, А-29, А-30
описание, рассуждение. Разновидности смешанного типа речи
Работа с текстом (по выбору учителя)
находить в тексте, применять на практике.
С-1
22
Тема, идея, форма текста.
Практическая работа с текстом.
Знать определение типа текста по его речевым характеристикам, выявление основных стилевых черт в тексте.
Анализ заданий из КИМов
Речь. Языковые нормы
23
Средства связи предложений в тексте. Формула текста (совокупность лексических и стилистических средств текста).
Работа с текстом (по выбору учителя)
Уметь находить различные средства связи предложений в тексте.
А-8
В-7
С-1
24
Практика. Анализ заданий из КИМов
Работа с текстом (по выбору учителя)
Проверка знаний
А-8
В-7
Выразительность русской речи
25
Выразительные средства грамматики. Грамматическая синонимия
Работа с текстом (по выбору учителя)
Уметь находить выразительные средства.
А-28
В-8
С-1
26
Лексическая стилистика: смысловые единицы речи, лексические и фразеологические образные средства речи.
Работа с текстом (по выбору учителя)
Уметь находить лексические и фразеологические образные средства, использовать их в собственных текстах.
А-28
В-8
С-1
27
Тропы и стилистические фигуры. Работа с текстом (по выбору учителя)
Уметь находить в тексте тропы и фигуры речи.
А-28, В-8
С-1
28
Практика. Нахождения в тексте лексических и стилистических средств образности. Работа с текстом (по выбору учителя)
Уметь применять знания на практике.
В-8
С-1
Развитие речи. Сочинение
29
Сочинение проблемного характера. Работа с текстами (по выбору учителя)
Уметь использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка, уметь оформлять речь в
С-1
соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
30
Сочинение - рецензия, отзыв, эссе.
Работа с текстами (по выбору учителя)
Формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод.
С-1
31
Анализ публицистического текста.
Работа с текстом (по выбору учителя)
Совершенствование рецептивно-аналитических текстовых умений и навыков, формирование навыков выявления авторской позиции и оформления интерпретации произведения;
С-1
32
Анализ художественного текста.
Работа с текстом (по выбору учителя)
Уметь находить проблему текста, формировать навыки выявления авторской позиции, приводить различные способы аргументации собственных мыслей.
С-1
33-35
Итоговая контрольная работа. Тестирование
(части А, Б).
Сочинение - рассуждение (часть С).
Проверка умений и навыков.
КИМы: А, В, С-1
Список учебной литературы.
1.Учебник: В.Ф.Греков,С.Е.Крючков,Л.А.Чешко «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы»
2. Власенков А. И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 кл.
3. Влодавская Е. А. Единый государственный экзамен. Поурочное планирование.
4. Тростенцова Л. А. Пунктуация без секретов. Пособие для старшеклассников и абитуриентов.
5. Львова С. И. Русский язык. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных по русскому языку. 11 класс.
6. Соколова Г. П. Уроки русского языка и словесности. Опыт лингвистического анализа текста.
7. Скобликова Е. С. Обобщающая работа по орфографии.
8. Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе.
9. «Единый государственный экзамен. 2009: Русский язык: контрольные измерительные материалы»/ В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, С. И. Львова.
10. «Русский язык. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы».
11. «Единый государственный экзамен: Русский язык: Типичные ошибки при выполнении заданий».