Русский язык. Элективный курс Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Северомуйская средняя общеобразовательная школа»


Рабочая программа

элективного курса по русскому языку

«Подготовка к Единому Государственному экзамену»



Класс: 11


Количество часов за год: 34 часа;

в неделю 1 час.











Учитель: Светлакова Мария Ивановна


2015 год

Цели и задачи курса:

-обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку за курс (5 -9 кл.) согласно новым требованиям экзаменационных тестов;

-скорректировать умения каждого ученика при работе с КИМами;

-подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ;

-развивать познавательную деятельность в работе над незнакомым материалом или трудным заданием;

-выработать навыки объективно обосновывать свои суждения, опираясь на жизненный опыт или литературный материал;

-целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся;

-формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод;

-учить любой диалог вести этически корректно.

Умения:

-проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

-проводить лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов;

-оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-использовать в собственной речи разнообразные грамматические и лексические средства языка,

-создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;

-формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста;

-формулировать позицию автора, объясняя, почему согласны или не согласны с автором прочитанного текста;

-аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Пояснительная записка

Вид элективного курса предметно-ориентированный. Предполагаемый курс подготовки к ЕГЭ позволит снять эмоциональное напряжение учащихся на экзамене, так как они будут иметь возможность более тщательно готовиться к экзаменационным испытаниям. В работу курса включены тестовые задания КИМов. Структура: 30 заданий с выбором ответа из 4 предложений, 8 заданий открытого типа, требующих краткого ответа учащихся, одно задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

На элективном курсе рассматриваются тексты по следующим проблемам:

Проблемы семьи:

  • проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);

  • проблема роли детства в жизни человека (Почему детство - важнейший этап жизни человека?);

  • проблема исторической памяти (Зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?);

  • проблема отчего дома (Почему нельзя забывать отчий дом?);

  • проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (Действительно ли детство - «золотой» период жизни человека? какова роль детства в становлении личности?);

  • проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?) и др.

Проблемы экологии:

  • проблема развития и сохранения русского языка (Обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);

  • проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния?);

  • проблема восприятия человеком природы как живой материи (Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?)и др.

Человек и общество:

  • проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество?);

  • проблема отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (Думают ли богатые и сытые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?);

  • проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (Могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилием и не озлобиться?);

  • проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (Могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?);

  • проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);

  • ответственность человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей (Должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию своих способностей?);

  • проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом (Может ли человек быть свободным от общества, других людей? ограничивает ли общество свободу человека?);

  • проблема создания общества с таким устройством, чтобы эгоист или жестокий человек были вынуждены проявлять сострадание и великодушие (Возможно ли создание идеального общества?);

  • проблема коммерциализации культуры (Что недопустимо в процессе коммерциализации культуры?). и др.

Технологическая карта

Раздел

программы

№ заня-тия

Тема занятия

задачи

Задания КИМов

ЕГЭ

Введение

1.

Цели и задачи изучаемого курса. Требования к учащимся. Знакомство с тестовыми материалами (демоверсии). Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

Дать представление о структуре ЕГЭ.

Рассмотрение тем курса, знакомство со структурой ЕГЭ, порядком проведения экзамена, регистрационными бланками.

Фонети-ка и ор-фоэпия

2

Звуки и буквы. Классификация гласных и согласных звуков. Озвончение и оглушение. Фонетический анализ слова. Орфоэпические нормы.


Уметь проводить фонетический анализ слова, уметь оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка.


А-1, А-2





Лексика и фразеология

3

Лексические нормы употребления слова. Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологические обороты Лексический анализ.

Уметь оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского литературного языка, уметь проводить лексический анализ слов.

А-3, А-12, А-31


Морфология

4

Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Морфологический

Уметь оценивать речь с точки зрения соблюдения основных

А-4, А-11, А-13

В-1, В-2

анализ слова.

морфологических норм русского литературного языка, уметь определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам, уметь объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слова.

Морфемика и словообразование

5

Значимые части слова. Основные способы образования слов. Морфемный и словообразовательный анализ слова.

Уметь определять основные способы образования слов.

А-4, А-11, А-13

В-1, В-2

Синтаксис

6

Словосочетание. Типы связи в словосочетании и предложении. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Синтаксический анализ простого предложения

Работа с текстом.

Знать основные способы связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Уметь оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка, уметь определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.

А-5, А-6, А-9,

А-10

В-3, В-4, В-5, В-6

С-1

7

Двусоставные и односоставные предложения. Осложненное простое предложение. Обособленные члены предложения

Работа с текстом.

Уметь проводить синтаксический анализ предложения и словосочетания.

А-5, А-6, А-9,

А-10

В-3, В-4, В-5, В-6

С-1

8

Сложное предложение. Смысловые отношения между частями сложного предложения. Виды сложного

Уметь проводить синтаксический анализ сложных предложений.

А-5, А-6, А-9,А-10

В-3, В-4, В-5, В-6

С-1

предложения. Синтаксический анализ сложного предложения.

Работа с текстом.

Орфография

9

Орфограмма. Правописание приставок. Орфограммы № 10, 11, 29. Буквы И, Ы после приставок (орф№28). Правописание пол-, полу - со словами. Соединительные гласные О,Е в сложных словах (орф. 30)

Работа с мини-текстом.

Уметь проводить орфографический разбор слова.

Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.

А-14, А-15, А-16, А-17, А-18, А-19, А-20

С-1

10

Правописание корней: проверяемые и непроверяемые орфограммы в корнях,

правописание Ъ и Ь знаков. Употребление Ь знака с разными частями речи.

(орф№1,2,3,4,5,6,7,8,9), корни с чередованием (орф.№12,13,26,27,24)

Работа с мини-текстом (по выбору учителя)

Обобщить знания по темам, уметь применять их в практике правописания.

Обобщить знания по темам, уметь применять их в практике правописания.

А-14, А-15, А-16, А-17, А-18, А-19, А-20

С-1

11

О,Е после шипящих в корне слова (орф.

№14).И, Ы после Ц (орф№15). Правописание большой буквы в словах (орф16).

Правописание частицы НЕ с разными частями речи(№21,32,36,43,51,56,57). Перенос слов. Слитно, раздельно или дефис(№40,44,45,46,64-67,68,69).

Работа с мини-текстом (по выбору учителя)

Обобщить знания по темам, уметь применять их в практике правописания.

А-14, А-15, А-16, А-17, А-18, А-19, А-20


С-1

12

Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи

Работа с текстом (по выбору учителя)

Обобщить знания по темам, уметь применять их в практике правописания.

А-14, А-15, А-16, А-17, А-18, А-19, А-20

С-1

Пунктуация

13

Знаки препинания при однородных членах предложения Знаки препинания при вводных словах и

Уметь проводить пунктуационный разбор предложений, уметь применять

А-21, А-22, А-23, А-24, А-25, А-26, А-27

С-1

конструкциях.

Работа с текстом (по выбору учителя)

знания в практике правописания.

14

Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами

Работа с текстом (по выбору учителя)

Уметь проводить пунктуационный разбор предложений, уметь применять знания в практике правописания.

А-21, А-22, А-23, А-24, А-25, А-26, А-27

С-1

15

Знаки препинания в сложном предложении. Тире в простом и сложном предложении. Двоеточие в простом и сложном предложении.

Работа с текстом (по выбору учителя)

Уметь проводить пунктуационный разбор предложений, уметь применять знания в практике правописания.

А-21, А-22, А-23, А-24, А-25, А-26, А-27

С-1

16

Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи. Пунктуационный анализ.

Работа с текстом (по выбору учителя)

Уметь проводить пунктуационный разбор предложений, уметь применять знания в практике правописания.

А-21, А-22, А-23, А-24, А-25, А-26, А-27

С-1

17

Трудные вопросы постановки знаков препинания. Цитирование. Синтаксические синонимы и их роль для создания выразительности речи.

Работа с текстом (по выбору учителя)

Уметь проводить пунктуационный разбор предложений, уметь применять знания в практике правописания.

А-21, А-22, А-23, А-24, А-25, А-26, А-27

С-1

18

Итоговая контрольная работа.

Лингвостилистический анализ текста.

Контроль знаний по темам части А, Б, С.

КИМы: А, В, С-1

Речь. Текст

19

Текст. Последовательность предложений в тексте. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Морфологические и синтаксические нормы.

Работа с текстом (по выбору учителя)

Уметь оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

А-7, А-29, А-30

С-1

20

Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Стили речи, их основные особенности: назначение и сфера применения, стилевые черты.

Работа с текстом (по выбору учителя)

Знать особенности стилей речи, уметь применять их на практике.

А-7, А-29, А-30

С-1

21

Функционально-смысловые типы речи: повествование,

Знать особенности типов речи, уметь

А-7, А-29, А-30

описание, рассуждение. Разновидности смешанного типа речи

Работа с текстом (по выбору учителя)

находить в тексте, применять на практике.

С-1

22

Тема, идея, форма текста.

Практическая работа с текстом.

Знать определение типа текста по его речевым характеристикам, выявление основных стилевых черт в тексте.

Анализ заданий из КИМов

Речь. Языковые нормы

23

Средства связи предложений в тексте. Формула текста (совокупность лексических и стилистических средств текста).

Работа с текстом (по выбору учителя)

Уметь находить различные средства связи предложений в тексте.

А-8

В-7

С-1

24

Практика. Анализ заданий из КИМов

Работа с текстом (по выбору учителя)

Проверка знаний

А-8

В-7

Выразительность русской речи

25

Выразительные средства грамматики. Грамматическая синонимия

Работа с текстом (по выбору учителя)

Уметь находить выразительные средства.

А-28

В-8

С-1

26

Лексическая стилистика: смысловые единицы речи, лексические и фразеологические образные средства речи.

Работа с текстом (по выбору учителя)

Уметь находить лексические и фразеологические образные средства, использовать их в собственных текстах.

А-28

В-8

С-1

27

Тропы и стилистические фигуры. Работа с текстом (по выбору учителя)

Уметь находить в тексте тропы и фигуры речи.

А-28, В-8

С-1

28

Практика. Нахождения в тексте лексических и стилистических средств образности. Работа с текстом (по выбору учителя)

Уметь применять знания на практике.

В-8

С-1

Развитие речи. Сочинение

29

Сочинение проблемного характера. Работа с текстами (по выбору учителя)

Уметь использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка, уметь оформлять речь в

С-1

соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

30

Сочинение - рецензия, отзыв, эссе.

Работа с текстами (по выбору учителя)

Формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод.

С-1

31

Анализ публицистического текста.

Работа с текстом (по выбору учителя)

Совершенствование рецептивно-аналитических текстовых умений и навыков, формирование навыков выявления авторской позиции и оформления интерпретации произведения;

С-1

32

Анализ художественного текста.

Работа с текстом (по выбору учителя)

Уметь находить проблему текста, формировать навыки выявления авторской позиции, приводить различные способы аргументации собственных мыслей.

С-1

33-35

Итоговая контрольная работа. Тестирование

(части А, Б).

Сочинение - рассуждение (часть С).

Проверка умений и навыков.

КИМы: А, В, С-1

Список учебной литературы.

1.Учебник: В.Ф.Греков,С.Е.Крючков,Л.А.Чешко «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы»

2. Власенков А. И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 кл.

3. Влодавская Е. А. Единый государственный экзамен. Поурочное планирование.

4. Тростенцова Л. А. Пунктуация без секретов. Пособие для старшеклассников и абитуриентов.

5. Львова С. И. Русский язык. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных по русскому языку. 11 класс.

6. Соколова Г. П. Уроки русского языка и словесности. Опыт лингвистического анализа текста.

7. Скобликова Е. С. Обобщающая работа по орфографии.

8. Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе.

9. «Единый государственный экзамен. 2009: Русский язык: контрольные измерительные материалы»/ В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, С. И. Львова.

10. «Русский язык. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы».

11. «Единый государственный экзамен: Русский язык: Типичные ошибки при выполнении заданий».


© 2010-2022