- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интеллектуальная игра по пьесе-сказке А. Н. Островского Снегурочка
Интеллектуальная игра по пьесе-сказке А. Н. Островского Снегурочка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ярош Н.А. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
МБОУ «Добросельская ООШ»
Грайворонского района Белгородской области
«УМНИКИ И УМНИЦЫ»
Интеллектуальная игра
по пьесе - сказке
А.Н.Островского «Снегурочка»
Подготовила:
Учитель русского языка и литературы
Ярош Н.А.
Доброе
Правила игры:
Викторина состоит из 3-х этапов соревнования, в ходе которых из 9 участников в финал выйдут 3. За каждый правильный ответ участнику вручается визитка. Если участник затрудняется ответить или ответ неверен, ведущий обращается к зрителям. Для зрителей, набравших наибольшее количество визиток, можно организовать дополнительный этап соревнования. Перед началом соревнования учащимся предлагается выбрать группу, в которой они хотят состязаться:
- у 1 группы самый короткий путь к победе, ибо участник должен ответить лишь на 2 вопроса. Выбрав 1 группу, участник подвергает себя наибольшему риску: он не имеет права на ошибку.
- во 2 группе участник отвечает на 3 вопроса, для него допустима 1 неточность в ответе.
- в 3 группе участник отвечает на 4 вопроса, но имеет право ошибаться дважды.
Финальное состязание определит победителя.
Судит состязание комиссия.
ТРЕТЬЯ ГРУППА
Вопросы и задания:
-
-Ваше детство прошло в глухой чаще леса в тереме отца Мороза. Вашими друзьями были лишь лесные зверюшки. Наконец вам наскучило одиночество, вас потянуло к людям. Хочется спросить вас, используя слова Мороза:
«А что манит тебя покинуть терем // Родительский и что у берендеев // Завидного нашла?»
(«Людские песни» - Пролог , явл.3)
-
- В пьесе-сказке автор вложил в уста вашей героини замечательные слова: «…все, что есть на свете дорогого,// Живёт в одном лишь слове. Это слово…» Продолжите фразу.
(«Это слово-любовь» -Д.4, явл.3)
-
-Итак, по вашим словам, самое дорогое на свете для человека - любовь. А как дорого влюблённый Мизгирь оценил вашу любовь? Сколько он готов за неё заплатить?
(«Снегурочка, у острова Гурмыза,
Где тёплое бушующее море
На камни скал прибрежных хлещет пену,
Пускаются без страха водолазы
Отважные искать по дну морскому
Приточной добычи. Я пытался,
Удачи ждал; давал большую цену
За жемчугом проворных водолазов.
И вынес мне один зерно такое,
Какого нет в коронах у царей,
Ни у цариц в широких ожерельях.
Купить его нельзя. Полцарства стоит
Жемчужинка. Сменяться? Вещи равной
Не подберёшь. Ценой ему равна,
Снегурочка, одна любовь твоя.
Сменяемся, возьми бесценный жемчуг,
А мне любовь отдай». - Д.3, явл.3)
-
-любовь - прекрасное чувство, но именно любовь сделала вас уязвимой для солнца. Грозный бог Ярило всё-таки погубил вас, растопил своими горячими лучами, и вы покинули сей мир, будучи совсем юной. Сколько же вам было лет от роду?
(«15 лет: …Свершился
Правдивый суд! Мороза порожденье -
Холодная Снегурочка погибла.
Пятнадцать лет она жила меж нами,
Пятнадцать лет на нас сердилось солнце.
Теперь, с её чудесною кончиной,
Вмешательство Мороза прекратилось» - Д.4, явл.4)
ВТОРАЯ ГРУППА
Вопросы и задания:
- «Пригоженьким - хорошеньким» пастушком называют вас девушки-берендейки. Они не жалеют для вас ни ласк, ни поцелуев. Ваши пленительные песни всех приводят в восторг, они заставляют оттаять даже холодную сердцем Снегурочку. Помните: «..и слушаешь, и таешь…»? Итак, ваш персонаж - это … (Лель)
1. - В пьесе вы говорите о себе в третьем лице:
«Не пашет он, не сеет с малолетства
На солнышке валяется; лелеет
Весна его, и ветерок ласкает.
И нежится пастух на вольной воле.
В уме одно: …»
Что же у вас на уме? ( «…девичья ласка, только // думаешь о ней» - Д.3, явл.2)
2. -Певцом любви именует вас царь Берендей. А кто был вашим учителем в любви? Кто обучил вас песням?
( «..Не мне,
Великий царь, а Солнцу подобает
Такая честь. Лелеяло измлада
Оно меня - учило песни петь;
Его тепло в речах моих, и слушать
Охотятся девицы речи Леля.
И теплится в лице румянцем смуглым,
И светится весенней сладкой негой
Из глаз моих». - Д.2, явл.5)
3. - Много ли было претенденток на вашу любовь?
( Три:Снегурочка, Прекрасная Елена, Купава)
ПЕРВАЯ ГРУППА
Вопросы и задания:
-Вам досталась самая значительная роль. Вы и глава государства, и художник, и мастеровой. Конечно, вы … (Царь Берендей)
1. -Ваше величество, согласно сюжету пьесы, вы собственноручно выполнили роспись дворца. Два скомороха, наблюдавшие за вашей работой, долго и упорно спорят о том, что вы изобразили в нижней части столба (колонны): коровью ногу или пёсью. Что же на самом деле изображено у подножия дворцовой колонны? («Ни пёсья, ни коровья// а крепкая нога гнедого тура» - Д.2, явл.1)
2. -В одной из сцен вы прочли скоморохам очень интересную лекцию по искусствоведению, рассказав подробно о том, как должны быть расписаны царские палаты. Итак, какой орнамент должен украшать потолок, стены и столбы в царском дворце?
(«Палатное письмо имеет смысл.
Небесными кругами украшают
Подписчики в палатах потолки
Высокие; в простенках пишут
Утеху глазу - лазоревы цветы
Меж травами зелёными; а турьи
Могучие и жилистые ноги
На притолках дверных, припечных трубах,
Подножиях прямых столбов, на коих
Покоится тяжёлых матиц груз.
В преддвериях, чтоб гости веселее
Вступали в дом, писцы живописуют
Таких, как вы, шутов и дураков» - Д.2, явл.1)
ФИНАЛ
- С какими персонажами славянской мифологии мы встречаемся в пьесе «Снегурочка»?
- Какие русские народные обряды нашли отражение в пьесе «Снегурочка»?
- В чём сходство и различие сюжетов русской народной сказки про «Снегурочку» и «весенней сказки» Островского?
Литература:
-
А.Н.Островский. Снегурочка. Пьеса-сказка.