Педагогическое эссе «Пропаганда книги («Литература может научить лишь одному — не соглашаться. .. » С. Лукьяненко)»

«- Один мой друг сказал мне, что это самая тяжелая книжка. И я решила, что если я ее домучаю, то тогда смогу прочесть и все остальные. - И давно мучаете? - Шесть лет»… Это цитата из одного западного фильма, правда, не помню какого, но почему- то четко врезалась в мою память. Может потому что уроки литературы были не самыми моими нелюбимыми в школе. Много читала, много думала, много сомневалась, да и еще и потомственная педагогическая династия. Так что стопка тетрадок, приглушенный свет настольн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогическое эссе

«Пропаганда книги («Литература может научить лишь одному - не соглашаться...» С.Лукьяненко)»

Автор: преподаватель русского языка и литературы Луферчик Ангелина Станиславовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия среднего профессионального образования «Черногорский горный техникум»

«Избитые слова - как слизни

На обескровленных устах

Распятого на древе жизни

С короной корня в небесах…»

(С. Бобков)

«- Один мой друг сказал мне, что это самая тяжелая книжка. И я решила, что если я ее домучаю, то тогда смогу прочесть и все остальные. - И давно мучаете? - Шесть лет»… Это цитата из одного западного фильма, правда, не помню какого, но почему- то четко врезалась в мою память. Может потому что уроки литературы были не самыми моими нелюбимыми в школе. Много читала, много думала, много сомневалась, да и еще и потомственная педагогическая династия. Так что стопка тетрадок, приглушенный свет настольной, книги - вот атрибут, сопровождающий мое детство, а еще и роскошная библиотека, как гордость нашей семьи. Я читала не просто много, а взахлеб и бессистемно. Поэтому вопроса о выборе профессии даже и не существовало: УЧИТЬ… Подросток, который заканчивает школу, не отдает себе отчета в правильности выбора профессии, больше захвачен экзаменами, дорогой во взрослую жизнь. Понимание приходит позднее, когда ты уже стоишь возле доски и взгляд твой скользит по залитому солнцем кабинету. И твои помощники - молчаливые портреты мэтров равнодушно взирающих со стен класса. «Воспитателем и учителем надо родиться…» - сказал А. Дистервег. Дерзну, не согласится с Великим. Надо осознать в себе учителя, понять и не навредить! Почему только врачи дают вечную клятву: «Не навреди!». Юные выпускники университетов, будущие учителя-наставники должны в обмен на диплом произносить аналогичную клятву, чуть-чуть измененную: «Клянусь не навредить душевным помыслам своего ученика, помогать ему мечтать, и делать все для достижения мечты и целей моего воспитанника. Я - Учитель! Я - Наставник! А это звучит гордо».

Как говорят актеры: служу в театре, я служу в учебном техническом заведении, вбивая, хоть, и с благой целью, в неокрепшие подростковые мозги, шедевры русской литературы. Борьба с невежеством проходит небезуспешно: студенты дерзки, пытливы, имеют свою точку зрения на все. И главное, они (студенты) хотят общаться с себеподобными - молодыми. Многое узнать и самим попытаться рассказать о культуре своей страны и о русском языке, который они называют родной. Студента заинтересовать легко, главное направить в нужное русло познавательной энергии. И пусть сам представитель подрастающего поколения овладеет, а потом донесет до собеседника инструменты повышения интереса к русскому языку. Можно назвать как угодно: обмен информацией в интернете, общение в «Контакте», переписка в «Одноклассниках». Главное: общение молодых. Какова в этом роль учителя, то есть моя?! Так, небольшая корректировка наставника и помощь в нахождении информации. А еще: желание не просто перебрасываться короткими сообщениями с орфографическими, а общаться вдумчиво, осознанно, доказательно.

Мы живем в маленьком шахтерском городке, но библиотек достаточно, книжных магазинов тоже, интернет доступен. Надо находить в себе силы читать, думать, мыслить, и, не опускаясь до нотаций, корректно общаться. «Язык до правды доведет»… Надо показать молодого человека (студента) чутким, развитым, интеллектуальным. Как это сделать?! Начнем с того, что русский язык, русская литература, русский человек - сросшиеся душой предметы… Разберем этот феномен на составляющие:

Во-первых, это слово-книга. Надо пропагандировать среди своих воспитанников русскою классическую литературу 19, 20 века. Надо рассказывать молодому читателю о тех людях, которые укладывали перед собой чистый лист бумаги и выплескивали на него свою душу, болели, горели в лихорадке времени и событий, болели, мало жили, но… продолжали писать. И из-под их пира выходили шедевры. Надо подробно рассказывать студенту на уроках литературы о биографиях писателей и поэтов, и только потом плавно подводить к произведениям. Листать трепетно, небыстро страницы жизни Пушкина, Тургенева, Достоевского, Некрасова, Салтыкова-Щедрина и прочих.

Если ты - студент и хочешь приобщиться к той области, которая называется «Русская литература», начти с малого: сходи в библиотеку и почитай, затем подумай. Не надо сбрасывать со счетов и западников, так называемую, западную литературу. Но будь осторожен в своих суждениях и в выборе книг. Западная литература славится своими именами. И хотя ты уже знаешь, что знаменитые и именитые французы Мопассан и Флобер учились у нашего мэтра Тургенева, отнесись с должным уважениям к знаменитым именам-фамилиям (Золя, Ле Карре , Эмис). Как говаривал Козьма Прутков: «Нельзя объять необъятное», но ты, и я, твой педагог, пытаемся!

Изучая русскую и зарубежную литературу, мы со студентами не забываем говорить о красоте и мелодичности русского языка, о его сложности и многогранности; цитируем гордых сынов земли российской:

«Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятельми, италиянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен; то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка» (М. В. Ломоносов. Российская грамматика, 1755 г.). И как можно поспорить с таким авторитетным высказываем?! Продолжаем развивать тему о достойных сынах земли российской. Неважно с кого начинаем, главное, о чем говорим. Но хотелось бы начать с А. Пушкина, понимая, что равнодушный, недумающий, нечитающий человек не может понять пронзительность поэзии А.С. Пушкина. Он - Гражданин, Поэт, Мужчина. «Лелеющая душу гуманность…» - поэзия нашего соотечественника, прославившего Россию и ставшего основоположником русской литературы. Воспевать родину, женщину, красоту - это патриотизм, порядочность и гуманизм… О том же самом говорят современные поэты:

Спешите делать добрые дела,
пока еще не склевана рябина,
пока еще не ломана калина,
пока береста совести бела.
Спешите делать добрые дела.
В колесах дружбы так привычны палки,
в больницах так медлительны каталки,
а щель просвета так порой мала.
А ложь святая столько гнезд свила,
анчары гримируя под оливы.
У моря все отливы и отливы,
хоть бей в синодские колокола.
Пока сирень в глазах не отцвела,
и женщины не трубят в путь обратный,
да будут плечи у мужчин квадратны!..
Спешите делать добрые дела.

(Г. Поженян)

Когда собратья по цеху отзываются с достоинством - это ли не оценка творчества. Вот что Н. Гоголь говорил о поэзии Пушкина: « … стих Пушкина; этот сияющий, праздничный стих Языкова, влетающий как луч в душу, весь сотканный из света…». Мне и моим студентам надо гордиться тем, что мы говорим на том языке, на котором разговаривал и писал А. Пушкин. Не надо читать нотаций своим воспитанникам, почитайте ему стихотворения А. Пушкина, естественно наизусть. И сделайте закладку на поэме «Клеопатра:

Царица голосом и взором
Свой пышный оживляла пир,
Все, Клеопатру славя хором,
В ней признавая свой кумир,
Шумя, текли к её престолу,
Но вдруг над чашей золотой
Она задумалась - и долу
Поникла дивною главой…

Через века веет властностью, красотой, достоинством и… беззащитность Женщины. И как такую красоту стиха, русского языка можно не оценить?! Хочется взять с полки томик Пушкина и перечитать эту поэму, перекатывая слова-жемчужинки на языке. Долго взвешивала фамилии-судьбы других моих именитых соотечественников-классиков, которые прославили Россию, русскую литературу и русский язык. О ком говорить своим студентам (конечно, программа ставит в жесткие рамки, но ведь учитель - ваяет мысли-образы, может унести своего ученика в мир образов)? Никого не хочешь обойти, обделить на свих уроках литературы из тех, кто прославил своим словом-стоном, жизнью- произведением шестую часть суши, то есть Россию . Каждый из писателей, кого мы изучаем на уроках литературы силен, талантлив, но хрупок и раним.

Мы говорим о 19 веке, а за окнами - сложный, быстротечный и красивый 21 век: нанотехнологии (долго сохраняется красота женщин и мужчин), компьютеризация (компьютер-собеседник, компьютер-товарищ). И как не вспомнить тонкие миры Ф. Достоевского, сомнения его героев, преступления, которые они совершали, и наказания, которые за этим следовали?! Объясняю своему студенту, что наше хрупкое существование зависит от многих факторов, ради которых мы стремимся жить дальше. Но смысл жизни всегда обусловлен только воспоминаниями: уникальный набор образов, страхов, эмоций, сожалений, важность которых мы определяем сами. И еще: изучать русский язык и литературу нашего народа может человек, который согласен много и кропотливо работать над мысле-образами, над загадками слова. Иногда только одно слово может сказать, если не обо всем, так о многом. Вот, например, описывая внешность своего героя, Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» делает это весьма своеобразно: автор вначале показывает убогость обстановки, в которой живет молодой, задавленный нищетой, дворянин. Показана грязная каморка - жилье Раскольникова, лестница, облитая кислыми щами, по которым молодой человек спешит во внешний мир, залитый солнцем и грязью, Петербург. И только после всей этой неприглядной картины, автор, как будто спохватывается, что не представил своего героя, выдуманного и выстраданного им же самим, и говорит: «Кстати, он (Раскольников) был замечательно хорош собой…» И одно только слово «кстати» приковывает внимание к болезненной худобе молодого аристократа, к его огромным глазам, длинным вьющимся волосам. И читателю, как раз благодаря этому «кстати», до злых слез жалко молодого красивого парня, который запутался в своих наполеоновских теориях, совершил страшное преступление, и между ним и людьми встала стена из крови…

Можно долго рассказывать о мастерах-писателях и об их творениях… Мысле-слово бесконечно и вечно…

Во- вторых,- это сам человек, русский человек с его своеобразным мировидением, представлением об этом мире и времени. Для того чтобы понять загадочную русскую душу, надо жить, не пожить, а именно жить в России. А еще лучше в русской глубинке, маленьком провинциальном городке, о которых писали драматург А. Островский, писатель А. Чехов. Люди в таких городках все на виду: не спрячешься ни с радостью, ни с горем. А уж если душа черна, или обидел кого… Всё вокруг человека - кирпичики, из которых сложится явь. И человек творит свою вселенную. Творит из самого себя, потому что больше в мире нет ничего реального. Поэтому невозможно понять душу русского человека, ее надо долго-долго изучать, чутко и деликатно касаться околомирья, читать книги о русской истории, и о тех, кто ее творил, общаться долго и много с «русскодумающими». И тогда только чуть - чуть приподнимется занавес тайны души русской! Так и мы (я, преподаватель Черногорского горно-строительного техникума и мои студенты) на уроках литературы с осени и до долгожданного лета открываем для себя переливчатый мир литературы и тайны русского языка. А кто поймет из студентов, для чего нужно печатное слово, навсегда прикипит душой к КНИГЕ. И к этому причастна буду я…

Ангелина Луферчик

Без книги в мире ночь

И ум людской убог,
Без книги, как стада,
Бессмысленны народы.
В ней добродетель, долг,

В ней мощь и соль природы,
В ней будущность твоя
и верных благ залог.

Виктор Гюго



© 2010-2022