Учебный кейс по литературе

Дидактические материалы по литературе   (А.М.Горький, 11 класс) Романтизм Горького совмещает в себе и традиционные, и новые при­ёмы. Это отражено в его ранних рассказах, анализ которых представлен в кейсе. Кроме того, даётся анализ пьесы "На дне". Рассматриваются ТРИ ФИЛОСОФИИ – ТРИ ОТВЕТА НА ГЛАВНЫЙ ВОПРОС ПЬЕСЫ:  Философия Луки Лука верит в человека, в любого. Для него все хороши, и «чёрненькие, и беленькие». Лука — носитель философии веры. Суть его философии в том, что вера может изменить реа...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ гимназия №9

г.о.Коломна Московской области





Учебный кейс

по литературе

(А.М.Горький, 11 класс)

Подготовила учитель русского языка и литературы

Халяпина Лариса Николаевна















Дидактические материалы по литературе

(А.М.Горький, 11 класс)

Ранние романтические произведения

Романтизм Горького совмещает в себе и традиционные, и новые при­ёмы. Сюжет его романтических произведений строится на основе проти­востояния двух идей, одна из которых несёт ярко выраженную положи­тельную оценку. Герои ранних произведений Горького, даже погибая, остаются победителями. С самого начала произведения такие герои ком­позиционно выделены и противопоставлены остальным («они стремятся жить, а не примиряться»). Это проявляется в их речи, стремлении к «вольной природе», в конфликте с обществом. Всё это говорит об их сходстве с романтическими персонажами XIX в. В то же время герои Горького наделены новыми чертами: чертами «людей дна» (автор стре­мится к реалистическому описанию действительности).

Герои этих произведений - люди «с солнцем в крови»

Это красивые, сильные, гордые, мятежные личности, ишушие правды и справедливости в окружающей действительности. Центральный образ каждого из таких произведений - образ героического и свободного че­ловека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. Кра­сивые люди - благородная цель.

Изображение и роль пейзажа

Мятущийся и свободный дух героев подчёркнут великолепием природы. Автор изображает могучие стихии и величественные пейзажи: моря, горы, небо, степь и т. д. Здесь все полнозвучно, ярко, нет полутонов. Картины природы не только обрамляют содержание и являются фоном, они - составная и существенная часть содержания. Описание природы не толь­ко украшает повествование, но и позволяет автору переходить от темы к теме, даёт простор читательской фантазии, подчёркивает красоту автор­ской речи.

«МАКАР ЧУДРА» (1892)

Первое романтическое произведение М. Горького

Композиция и содержание

Композиция - рассказ в рассказе. Старый цыган Макар Чудра расска­зывает легенду о Радде и Лойко. Эта красивая легенда рассказывает о любви двух исключительных героев. Радда потребовала от гордого Лойко поклониться ей в ноги перед всем табором и поцеловать ей правую руку. За это она обещала стать его женой и дарить ему поцелуи и ласки. Но Лойко ударил Радду ножом. «А Радда вырвала нож, бросила его в сторо­ну и, зажав рану прядью своих чёрных волос, улыбаясь сказала: "Я знала, что ты так сделаешь!" - ... да и умерла,..». Отец Радды отправил Лойко «догонять Радду», и свою смерть Лойко принял как должную.

Макар Чудра - рассказчик

Необычна и колоритна фигура старого цыгана. Говорит он почти афо­ризмами. В рассказанной им легенде декларируется его основная жизнен­ная позиция: более всего он ценит свободу. О свободе он говорит по­этично и красиво, считая, что мало кто может оценить её по достоин­ству.

Исключительные герои - исключительная любовь

Чудра называет Лойко и Радду «орлом и орлицей». Портрет Лойко дан в образных преувеличениях: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звёзды, горят, а улыбка - целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конём. Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь!». Портрет Радды дан в романтических сравнениях: «Может быть, её красоту можно бы на скрип­ке сыграть, да и тому, кто эту скрипку как свою душу знает». Оба, и Лойко и Радда, не дорожили своей жизнью, для них превыше всего - свобода. Говорит Радда своему возлюбленному: «Никогда я ни­кого не любила, Лойко, а тебя люблю. А ещё я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя». Свобода для этих людей оказалась выше любви, и герои принесли ей в жертву свою любовь

«СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ» (1894)

Композиция и главная идея

Композиция - рассказ в рассказе. Рассказ разделён на три части:

I - легенда о Ларре,

II - рассказ старухи Изергиль о своей жизни,

III - легенда о Данко.

Обрамление рассказа: лето, юг, море - фон, на кото­ром изображены красивые мужчины и женщины, их жизнь сливается с жизнью природы.

Главная идея: романтизм существует не только в ле­гендах, но и на земле, поэтому рассказ о жизни Изергиль расположен между легендами. Легенды рассказывают о героях, имеющих диамет­рально противоположные жизненные позиции.

Образ Ларры - сына орла и женщины

Главные черты Ларры - гордость и уверенность в своём превосходстве. Но они оказались не силой героя, а его слабостью. Ларра, которому люди якобы не нужны, не выдерживает испытания одиночеством. В по­нимании Горького, только любовь к людям, к родной земле, к своему делу даёт человеку силу в жизненных испытаниях. Ларра захотел «ос­таться целым», т. е. он ничего никому не хочет отдавать, не хочет лю­бить. Он наказан бессмертием и вечными странствиями без любви. В образе Ларры воплощена крайняя степень индивидуализма.

Образ Данко

В этот образ вложена гуманистическая идея о человеке, который всего себя отдаёт служению людям. Данко - «молодой красавец», решитель­ный и смелый. Чтобы вывести свой народ из тьмы к счастью, он прино­сит в жертву себя. Во имя любви к людям вспыхнуло его горячее сердце огнём желания спасти их. Разорвал Данко руками грудь и вырвал своё пылающее сердце, которое ярким светом осветило людям путь. Люди не только вышли из тьмы, они вновь стали прежними: сильными и смелы­ми. «Осторожный человек» незаметно растоптал угольки от горяшего сердца Данко. Видимо, память о честном и мужественном юноше всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости. Самоотверженное служение людям противопоставлено индиви­дуализму Ларры. Ларра использует свою силу во зло людям, поэтому, даже обретя бессмертие, страдает. Данко отдаёт свою жизнь людям, по­этому, даже умирая, испытывает истинную радость.

ПЕСНЯ О СОКОЛЕ» (1895)

Главная идея и главный образ

«В жизни всегда есть место подвигам» - утверждал Горький (слова старухи Изергиль). Идею подвига, возвышенного и облагораживающего, он вложил в это произведение. Сокол - олицетворение борца за народное счастье. Его глав­ные черты - храбрость, презрение к смерти, ненависть к врагу. В его образе воспето «безумство храбрых» - «мудрость жизни». Автор противопоставляет лю­дей, предпочитающих высокие устремления, битву, обывателям со спокойным сытым существованием. Для Сокола счастье - в битве с врагом, его любимая: - небо, высота, простор. Удел Ужа - тёмное ущелье, где «тепло и сыро».

Изображение и значение пейзажа

В начале и в конце «Песни о Соколе» автор даёт изображение пейзажа - так называемое обрамление: описание прекрасной летней ночи на берегу моря. На этом фоне старый Рагим рассказывает песню. Обрамление подготавливает читателя к восприятию и пониманию мудрости в песне Рагима. Оно также расширяет рамки произведения: показывает, как прекрасна жизнь и каким мелким и "ничтожным на её фоне видится мирок людей, подобных Ужу. Лишь люди, подобные Соколу, достойны того, чтобы о них складывали песни. Пейзаж одухотворён: море, небо, горы - всё дышит, говорит. Природа у Горького таит в себе мудрость, знание самых сокровенных тайн жизни.

Афоризмы

Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, всё прахом будет».

«Рождённый ползать - летать не может!»

«Земли творенье - землёй живу я»

«Безумство храбрых - вот мудрость жизни!»

«ПЕСНЯ О БУРЕВЕСТНИКЕ»

Главная идея и главный образ

В этом произведении автор, предчувствуя приближение революции, радостно восклицает: «Пусть сильнее грянет буря!» Буревестник - воплощение героизма. Он противопоставлен глупому пингвину, гагарам и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей. «Только гордый Буревестник реет смело и свободно над ревущим гневно морем». Журнал «Жизнь», который напечатал это произведение, был закрыт.

ПЬЕСА «НА ДНЕ»

История создания и название. Написана в 1902 г. для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Горький отме­чал, что пьеса - итог его почти 20-летних наблюдений над миром «бывших людей». Первоначально пьеса называлась «Ночлежка», по­том - «Без солнца». В названии «На дне» заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на «дно», уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни.

Новаторство. Впервые перед зрителем предстал невиданный до сих пор мир бродяг, воров, проституток, а в нём отразился тот мир, откуда были извергнуты эти люди. Изображение этого страшного мира - обви­нительный акт против несправедливого общественного строя. Мрачный быт костылёвской ночлежки изображён как воплощение социального зла.

Жанр. Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет развора­чивается не столько во внешнем действии - в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры обитателей ночлежки определяют развитие драматургического конфликта. Действие пьесы переведено во внесобытийный ряд - это характерно для жанра фило­софской драмы.

Проблематика. Пьеса продолжает тему униженных и оскорблённых в русской литературе. В центре - спор о человеке. Главное в этом споре - проблема правды и лжи: надо ли воспринимать жизнь такой, какая она есть на самом деле (со всей её безысходностью для персонажей «дна»), или жить иллюзиями.

Горький ставит в этой пьесе философский вопрос: что лучше - истина или сострадание?

Два уровня конфликта. Каждое драматическое произведение имеет два уровня конфликта: один лежит на поверхности и выражается в про­тивостоянии персонажей, а другой - внутренний, обычно философ­ский. В пьесе на поверхности лежит социальный конфликт: общество виновато в существовании «дна». Философский конфликт ставит вопрос. «Что важнее для человека - ложь или правда?».

ОБИТАТЕЛИ НОЧЛЕЖКИ

Перед нами все слои общества

Подробные биографии этих людей не даны, их судьбы обозначены несколькими словами. Обитатели «дна» выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Но все социальные конфликты, которые привели их на «дно», не являются основой драматургического конфликта - мы наблюдаем лишь их результат. Люди изуродованы, сломлены жизнью и обречены на гибель, хотя каждый из них достоин лучшей участи. В подвале, похожем на пещеру, живут совсем ещё не старые люди: самому старшему, Бубнову, 45 лет, сапожникуАлёшке 20 лет, а умирающей Анне всего 30. Перед нами - глубоко страдающие одинокие люди. Каждый замкнут в своём горе и ведёт о нём нескончаемый рассказ, не слушая никого и не надеясь быть услышанным.

Разорившийся дворянин Барон. Всё его достояние - воспоминания о былом величии своего рода. Живёт за счёт Насти, но её слезы и фантазии лишь забавляют его. Издевается над всеми и быстро теряет человеческий облик.

Слесарь Клещ и его умирающая жена Анна. Попал на «дно», потеряв работу. Мечтает выбраться из ночлежки и заняться честным трудом. Мечта о другой жизни связана у него с освобождением, которое принесёт ему смерть жены. Умирающая Анна постоянно тревожится о том, «как бы больше другого не съесть».

Актёр. Когда-то играл на сцене и носил звучную фамилию Сверчков-Задунайский, а теперь спился. Живёт воспоминаниями о прекрасном. Из всех ночлежников отличается тонкой душевной организацией.

Настя страстно мечтает о большой и настоящей любви.

Торговка пельменями Квашня. Тешит себя иллюзиями, что она свободная женщина.

Вор Васька Пепел. Сын вора. Родился в тюрьме и обречён идти по этой дороге. Но он жаждет правильной жизни: мечтает жениться на Наташе, уйти из-под власти Василисы (жены Костылёва, хозяина ночлежки), подбивающей его на убийство мужа.

Шулер Сатин. Попал на «дно», после того как отсидел в тюрьме за убийство (не веря в правосудие, отомстил негодяю, погубившему его сестру).

Картузник Бубнов. Ушёл из дома в ночлежку «от греха подальше», чтобы не убить жену и её любовника. Признаётся, что ленив и пьяница.

Содержатель ночлежки Костылёв, его жена Василиса, полицейский Медведев. Эти люди недалеко ушли от обитателей ночлежки.

СТРАННИК ЛУКА

Образ Луки

Двойственность образа начинается с его имени. Странник носит имя одного из четырёх канонических евангелистов. Имя Лука означает «свет­лый», и в то же время ассоциируется со словом «лукавый» (эвфемизм слова «чёрт»). Попав в ночлежку, странник не отвечает на грубости, умело обходит неприятные для него вопросы, готов подмести вместо кого-то пол. Он быстро находит подход к каждому ночлежнику. В каж­дом он видит человека, открывает их светлые стороны, вселяет в людей веру в лучшее. Лука пытается бескорыстно помочь каждому, заронить веру в себя, пробудить лучшие стороны натуры. Всё это производит переворот в жизни ночлежников. Образ Луки долгое время оценивался литературоведами как однозначно отрицательный. Он обвинялся в рав­нодушии к людям, которых обманывал, и в том, что проповедует жа­лость и милосердие вместо призыва к борьбе за радикальные изменения в жизни. До сих пор этот персонаж вызывает ожесточённые споры.

Роль Луки в судьбе ночлежников

Он выполняет роль утешителя, старается дать погибающим людям хоть какую-то надежду, хоть какое-то облегчение. Каждый из обитателей ночлежки ищет опору в уходе от жестокой реальности, и Лука даёт им эту опору:

- Анне обещает после смерти жизнь в раю, где она отдохнёт от земных страданий (и она умирает с верой);

- Пеплу с Наташей советует начать новую жизнь в золотой стране Сибири. Один раз он уже предотвратил убийство Пеплом Костылёва и понимает, что добром это не кончится, потому и советует им уехать поскорее. (И Пепел действительно попадает в Сибирь, но не как воль­ный поселенец, а на каторгу за убийство Костылёва.);

- Актёру сообщает о лечебницах, где лечат алкоголиков. Он уговаривает его воздержаться от пьянства. (Актёр повесился, сознавая невозмож­ность взять себя в руки.);

- Настю уводит из её грязного прошлого и настоящего в мир «чистой любви». (Свои мечты она заимствует из книги «Роковая любовь».) Лука - не просто утешитель. Одним из идейных центров пьесы стано­вится его рассказ о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль этого рассказа в том, что спасти человека и научить добру может не насилие, не тюрьма, а только добро: «Человек может добру научить.. Пока верил человек - жил, а потерял веру - удавился». Последнее событие пьесы - смерть Актёра - подтверждает эти слова Луки.

ТРИ ФИЛОСОФИИ - ТРИ ОТВЕТА НА ГЛАВНЫЙ ВОПРОС ПЬЕСЫ

Философия Луки

Лука верит в человека, в любого. Для него все хороши, и «чёрненькие, и беленькие». Лука - носитель философии веры. Суть его философии в том, что вера может изменить реальную правду, так как она помогает уйти от ужасной реальности в мир прекрасных иллюзий. Правда Луки выражается простой формулой: «Во что веришь - то и есть».

Философия Сатина

Принято считать, что главный оппонент Луки в споре о правде - Сатин. Он действительно произносит слова: «Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека». Но именно Сатин заступа­ется за Луку, запрещает говорить про старика плохо и произносит свой знаменитый монолог о человеке, воплощая в жизнь идеи Луки. Сатин говорит, что Лука подействовал на него, «как кислота на старую и грязную монету». Сатин верит не в человека, слабого и маленького, а в человечество. Вместо «любви к ближнему» он предлагает «любовь к даль­нему», к абстрактному человеку, человеку мечты. В этом проявляются ницшеанские взгляды, которые в то время разделял Горький.

Философия автора

Автор решительно спорит с Лукой, доказывая, что жить в плену иллю­зий нельзя, а прозрение всегда трагично. А самое страшное - что чело­век может примириться со своей беспросветной жизнью, согласиться терпеть. Такого примирения, по мнению Горького, допускать нельзя. Спор писателя с Лукой - это во многом спор его с самим собой. Неда­ром современники вспоминали, что по своим человеческим качествам Горький был во многом близок к этому утешителю. Композиция пьесы разоблачает философию Луки: острые драматические события опровер­гают утешительную роль Луки, а сам Лука задолго до финала тихонько исчезает.

Получается, что однозначного ответа на философские вопросы пьесы
нет.

Тестовые задания

«СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

- Слышал ли ты, чтоб где-нибудь еще так пели? - спросила Изергнль, поднимая голову и улыбаясь беззубым ртом.

- Не слыхал. Никогда не слыхал...

- И не услышишь. Мы любим петь. Только красавцы могут хорошо петь, - красавцы, которые любят жить. Мы любим жить. Смотри-ка, разве не устали заденьте, которые поют там? С восхода по закат работали, взошла луна, и уже - поют! Те, которые не умеют жить, легли бы спать. Те, которым жизнь мила, вот - поют.

- Но здоровье... - начал было я.

- Здоровья всегда хватит на жизнь. Здоровье! Разве ты, имея деньги, не тратил бы их? Здоровье - то же золото. Знаешь ты, что я делала, когда была молодой? Я ткала ковры с восхода по закат, не вставая почти. Я, как солнечный луч, живая была и вот должна была сидеть неподвижно, точно камень. И сидела до того, что, бывало, все кости у меня трещат. А как придет ночь, я бежала к тому, кого люби­ла, целоваться с ним. И так я бегала три месяца, пока была любовь; все ночи этого времени бывала у него. И вот до какой поры дожила - хватило крови! А сколько любила! Сколько поцелуев взяла и дала!..

Я посмотрел ей в лицо. Ее черные глаза были все-таки тусклы, их не оживило воспоминание. Луна освещала ее сухие, потрескав­шиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, вы­бившихся из-под красной тряпки, которою была обмотана ее голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и предо мной встанет голый ске­лет с тусклыми черными глазами.

Ответы на задания В1-В7 дайте в виде слов или сочетания слов.

В1. Кто будет главным героем истории, которая последует за при­веденным фрагментом?

В2. Как звали возлюбленного Изергиль, ради которого она со­вершила главный в ее жизни подвиг?

В3. Приведенный фрагмент содержит развернутое описание вне­шности Иэергиль. Как называется этот тип предметной детализации?

В4. На какое количество частей поделен текст рассказа? Запи­шите числительное в именительном падеже.

В5. «Я, как солнечный луч, живая была и вот должна была си­деть неподвижно, точно камень». Какое изобразительно-выразитель­ное средство дважды использовано в этом высказывании героини?

В6. «Разве ты, имея деньги, не тратил бы их?» - спрашивает повествователя Изергиль. Как называется подобный тип вопроса?

В7. С традициями какого литературного направления связано ак­тивное использование приема контраста в рассказе Горького?

Ответы на задания С1-С2 дайте в виде связного текста в объеме 5-10 предложений.

С1. Какие портретные характеристики Изергиль, использованные в приведенном фрагменте, ассоциативно связывают ее образ с образом Ларры?

С2. В каких произведениях русской классики героиня рассказы­вает персонажам-слушателям о своей насыщенной разнообразными перипетиями жизни?

Дайте полный, развернутый ответ на проблемный вопрос (а объеме не менее 200 слов), привлекая необхо­димые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по воз­можности раскрывая собственное видение проблемы.

С5. Почему, на ваш взгляд, рассказ, в котором действуют леген­дарные герои Ларра и Данко, назван именем рассказчицы?

«НА ДНЕ»

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1 -В7: С1 -С2.

Анна. Дедушка! Говори со мной, милый... Тошно мне...

Лука. Это ничего! Это - перед смертью... голубка. Ничего, милая! Ты -надейся... Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно... ничего больше не надо будет, и бояться - нечего! Тишина, спо-кой... лежи себе! Смерть - она все успокаивает... она для нас ласковая... Помрешь - отдохнешь, говорится, верно это, милая! Потому - где здесь отдохнуть человеку?

Пепел входит. Он немного выпивши, растрепанный, мрачный. Садится у двери на нарах и сидит молча, неподвижно.

Анна. А как там - тоже мука?

Лука. Ничего не будет! Ничего! Ты - верь! Спокой и - больше ни­чего! Призовут тебя к господу и скажут: господи, погляди-ка, вот пришла раба твоя, Анна...

Медведев (строго). А ты почему знаешь, что там скажут? Эй, ты...

Пепел при звуке голоса Медведева прислушивается.

Лука. Стало быть, знаю, господин ундер...

Медведев (примирительно). М...да! Ну...твое дело...Хоша... я еще не совсем., .ундер...

Бубнов. Двух беру...

Медведев. Ах ты... чтоб тебе!..

Лука. А господь - взглянет на тебя кротко-ласково и скажет: знаю я Анну эту! Ну, скажет, отведите ее, Анну, в рай! Пусть успоко­ится... Знаю я, жила она - очень трудно... очень устала...Дайте покой ан не...

Анна (задыхаясь). Дедушка... милый ты... кабы так! Кабы... покой бы... не чувствовать бы ничего.,.

Лука. Не будешь! Ничего не будет! Ты - верь! Ты - с радостью по­мирай, без тревоги... Смерть, я те говорю, она нам - как мать малым детям...

Анна. А... может... может, выздоровлю я?

Лука (усмехаясь). На что? На муку опять?

Анна. Ну... еще немножко... пожить бы... немножко! Коли там муки не будет... здесь можно потерпеть... можно!

Лука. Ничего там не будет!.. Просто...

Пепел (вставая). Верно... а может, и - не верно!

Анна (пугливо). Господи...

Лука. А, красавец...

Медведев. Кто орет?

Пепел (подходя к нему). Я! А что?

Медведев. Зря орешь, вот что! Человек должен вести себя смирно...

Пепел. Э... дубина!.. А еще - дядя... х-хо!

Лука (Пеплу, негромко). Слышь, - не кричи! Тут - женщина по­мирает... уж губы у нее землей обметало... не мешай!

Пепел. Тебе, дед, изволь, - уважу! Ты, брат, молодец! Врешь ты хорошо... сказки говоришь приятно! Ври, ничего... мало, брат, при­ятного на свете!

Ответы на задания В1-В7 дайте в виде слов или сочетания слов.

В1. Каково авторское жанровое определение пьесы?

В2. Кто из персонажей пьесы является мужем Анны?

В3. Назовите первую строчку песни, которую по ходу пьесы неод­нократно поют ночлежники.

в4. «Спокой», «хоша», «ундер» (в значении «унтер-офицер»)... Как называются эти и подобные им слова и выражения, встречающи­еся в репликах действующих лиц?

В5. Каким термином обозначаются краткие авторские замечания в драматическом произведении (например, «Пеплу, негромко»)?

В6. «Ну... еще немножко... пожить бы... немножко» - в этом высказывании Анны трижды использовано многоточие. Как называ­ется драматургический прием временной остановки речи, значимого молчания, о котором сигнализирует этот знак препинания?

В7. По ходу сюжетного движения пьесы трое из персонажей (при разных обстоятельствах) уйдут из жизни. Назовите последнего из этих персонажей.

Ответы на задания С1-С2 дайте в виде связного текста в объеме 5-10 предложений.

С1. Разговор Анны с Лукой перемежается в приведенном фраг­менте репликами играющих в карты и перебранкой Медведева с Пеп­лом. О каких свойствах драматургического действия в пьесе Горького свидетельствуют эти факты?

С2. В каких произведениях русской литературы воспроизведены ситуации разговора с умирающим и в чем сходства и различия таких эпизодов с приведенной выше сценой?

Дайте полный, развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необхо­димые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по воз­можности раскрывая собственное видение проблемы.

С5. Почему, на ваш взгляд, три из четырех женщин-ночлежниц готовы поверить утверждениям Луки - в то время как большая часть мужчин-ночлежников поначалу не доверяют его проповеди?



Ответы

«Старуха Изергиль»

В1

Изергиль

В2

Аркадэк

В3

Портрет

В4

Три

В5

Сравнение

В6

Риторический

В7

Романтизм

«На дне»

В1

Драма

В2

Клещ

В3

«Солнце всходит и заходит…»

В4

Просторечия

В5

Ремарка

В6

Пауза

В7

Актёр

Задания по творчеству и биографии М.Горького

Часть А

Биография

1. Горький родился:

а) в Симбирске; б) в Таганроге; _в) в Нижнем Новгороде; г) в Киеве;

2. Летом 1884 года Горький едет в Казань, надеясь поступить в университет. В жандармском донесении одно из мест работы Горького именовалось «местом подозрительных сборищ уча­щийся молодежи». Кем он работал в этом заведении?

а) на посылках в обувном магазине;

б) посудомойщик на пароходах «Добрый» и «Пермь»;

в) чертежник в чертежной мастерской;

г) рабочий булочной А.С. Деренкова.

3. Своим «литературным крестником» Горький считал

а) В.Г. Короленко; б) А.П. Чехова; в) Л.Н. Толстого; г) В.В. Вересаева.

4. Общественная жизнь Горького в 10-е гг. была бурной. Он вынужден эмигрировать после того:

а) как пытаясь предотвратить кровопролитие, вместе с группой интеллигентов в ночь на 9 января 1905 года по­сетил премьер-министра Витте и требовал аудиенции у министра внутренних дел;

б) как вечером 9 января на его квартире скрывался Гапон;

в) как 11 января 1905 года был арестован и заключен в Пе­тропавловскую крепость как особо опасный политиче­ский преступник;

г) как принимает активное участие в подготовке декабрьского вооруженного восстания в Москве.

5. Отношение к революции было двойственное. Выразил свои сомнения, написав:

а) «Окаянные дни»;

б) «Несвоевременные мысли»;

в) «Дюжину ножей в спину революции»;

г) «Интеллигенция и революция».

6. В 1931 году Горький вернулся из эмиграции в Россию. По возвращении он занял положение первого советского официального писателя, председателя Союза писателей СССР. С его именем в русской литературе связано понятие:

а) соцреализм; б) футуризм; в) акмеизм; г) экзистенциализм.

Обзор творчества

1. Первое произведение, которое напечатал А.М. Пешков, подписав его псевдонимом М. Горький, -

а) «Макар Чудра»; б) «Челкаш»; в) «Детство»; г) «Старуха Изергиль».

2. В 90-е гг. Пешков выступает в качестве фельетониста в «Самарской газете» под псевдонимом:

а) Человек без селезенки; в) В. Алов;

б) Иегудинл Хламида; г) Бедный.

3. За месяц, проведенный в тюрьме Трубецкого бастиона, Горький написал пьесу:

а) «На дне»; в) «Варвары»;

б) «Дети солнца»; г) «Васса Железнова».

4. Найдите в списке романов Горького незаконченную эпопею:

а) «Фома Гордеев»;

б) «Жизнь Матвея Кожемякина»;

в) «Дело Артамоновых»;

г) «Жизнь Клима Самгина».

5. Какой из жанров внедрил в жизнь Горький?

а) фельетон; в) драма;

б) эпопея; г) литературный портрет.

6. С каким периодом творчества Горького связано произве­дение «Исповедь»?

а) Романтизма; в) Богоискательства;

б) Увлечения ницшеанством; г) «Босячества».

«На дне»

1. У каждого из ночлежников есть «прошлое». Найдите прошлое Сатина.

а) Потомственный вор;

б) Был скорняком;

в) Дворянин, работал в казенной палате;

г) Был телеграфистом, играл в театре, сидел за убийство.

2. В тексте пьесы Горького «На дне» много реминисценций. Найдите пушкинские строки.

а) «Обжирайтесь, мрачные умы...»;

б) «Яма эта будет мне могилой...»;

в) «Скажи мне, кудесник, любимец богов...»;

г) «Сюда, мой верный Кент!».

3. На «дне» можно увидеть людей разных профессий. Кем был Бубнов?

а) Крючником; в) Картузником;

б) Слесарем; г) Сапожником.

4. Самый старший в пьесе:

а) Костылев; в) Сатин;

б) Лука; г) Медведев.

5. Кто «испортил песню» в финале драмы?

а) Попавший в тюрьму за убийство Пепел;

б) Повесившийся Актер;

в) Василиса, обварившая кипятком Наташу;

г) Пропавший Лука.

6. Конфликт в пьесе возникает с приходом Луки, который, по выражению Сатина, «проквасил» жителей ночлежки. Чего добился Лука?

а) Все поверили в свои силы;

б) Все разочаровались;

в) Смерти Актера от разочарования;

г) Люди стали слушать друг друга.

Часть В

1. Назовите произведение Горького, которое первоначально
называлось «Без солнца».

2. Развитие внутреннего действия пьесы «На дне» начинается в тот момент, когда герои обнаруживают в себе способность меч­тать о новой и лучшей жизни. Кто пробудил эту способность?

3. Кто из героев пьесы «На дне» цитирует стихотворение Беранже «Гастрономы»: «Обжирайтесь, мрачные умы...»?

4. Кому из героев пьесы Лука советует ехать в Сибирь?

«Иди... в Сибирь! Там ты можешь путь найти... Там таких - надобно!... А хорошая сторона - Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там - как огурцу в парнике!.. А ты мне - поверь, да поди, сам погляди,,.»

5. Кто из жителей ночлежки был телеграфистом, образован, играл в театре, сидел за убийство?

6. Кого играл Актер в трагедии Шекспира «Гамлет»?

7. Что является главным «происшествием» (кульминацией внешнего сюжета), вынесенным за сцену, в пьесе «На дне»?

8. Лука рассказывает историю о человеке, верящем в праведную землю. «Одна у него радость была - земля эта... Жил-жил, терпел-терпел и всё верил - есть! а по планам выходит -
нету! Грабеж!.. А после того пошел домой и - удавился!..» Кто из героев пьесы «На дне» почти буквально повторяет судьбу героя рассказа Луки?

9. Актер вспомнил любимое стихотворение. Кто автор этого произведения?

Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, -
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Если б завтра земли нашей путь
Осветить наше солнце забыло,
Завтра целый бы мир осветила
Мысль безумца какого-нибудь.

10. Кто из героев пьесы «На дне» произносит знаменитый монолог о Человеке:

«Человек - вот правда! Что такое человек?... это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! Всё - в человеке, все для человека! Че­ловек! Это звучит... гордо. Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!»?

Часть С1

1. Почему ранний период творчества М.Горького принято называть романтическим?

2. Чем отличаются люди «дна» от других людей? (По пьесе М. Горького «На дне»).

3. Как показаны «хозяева жизни» в пьесе М. Горького «На дне».

4. Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (По ранней прозе М. Горького).

5. Какие социальные проблемы поднимаются в пьесе М. Горького «На дне»?

6. Кто из героев размышляет о Человеке в М. Горького «На дне»?

7. Согласны ли вы с утверждением Л. Андреева: «Горький нагромоздил гору жесточайших страданий... и объединил жгучим стремлением к правде и справедливости»? (По пьесе М. Горького «На дне»),

8. В чем своеобразие раскрытия темы любви в пьесе М. Горького «На дне»?

9. Какую роль играет пейзаж в прозе М. Горького?

10. С какой целью М. Горькой использует прием антитезы в своих ранних произведениях?

11. В чем своеобразие женских образов в ранней прозе М. Горького?

12. Какова концепция жизни в рассказе М. Горького «Стару­ха Изергиль»?

13. Как в ранних рассказах М. Горького раскрывается тема жизни и смерти?

14. О чем «спорят» Лука и Сатин в пьесе М. Горького «На дне»?

15. Как понимают понятия «правда» и «вера» герои пьесы М. Горького «На дне»?

16. В чем вы видите новаторство Горького-драматурга? (По пьесе М. Горького «На дне»).

17. Согласны ли вы с тем, что название пьесы Горького мно­гозначно? (По пьесе М. Горького «На дне»),

18. Горький разделяет точку зрения Луки или Сатина? (По пьесе М. Горького «На дне»).

19. Каково значение притчи о «праведной земле», рассказан­ной Лукой?

20. Как сосуществуют в произведениях М. Горького мечта и реальность?

Часть С2

1. Прочитайте фрагмент из драмы М. Горького «На дне» (3 акт). Объясните общий смысл предложенного текста, оп­ределите роль художественных средств изображения, объяс­ните суть характеров, мотивы поведения, отношения или чув­ства персонажей, охарактеризуйте роль этого эпизода в произ­ведении.

Лука (задумчиво. Бубнову). Вот... ты говоришь - правда... Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вы­лечишь... Был, пример - но, такой случай: знал я одного человека, кото­рый в праведную землю верил... Бубнов. Во что-о?

Л у к а . В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете правед­ная земля... в той, дескать, земле- особые люди населяют... хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке эавсяко-просто помога­ют, и вей у них славно-хорошо! И вот человек всё собирался идти, праведную эту землю искать... Был он - бедный, жил - плохо... и когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, - духа он не терял, а всё, бывало, усмехался только да высказывал:

«Ничего! потерплю! Еще несколько пожду... а потом - брошу всю эту жизнь и - уйду в праведную землю...» Одна у него радость была - земля эта...

Пепел Ну? Пошел?

Бубнов. Куда? Хо-хо!

Лука. И вот в это место - в Сибири дело-то было - прислали ссыльного, ученого... с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками.. Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай ми­лость - где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это уче­ный книги раскрыл, планы разложил... глядел глядел - нет нигде правед­ной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной - нет!..

Пепел (негромко). Ну? Нету?

(Бубнов хохочет).

Наташа. Погоди ты... ну, дедушка?

Лука. Человек не верит... Должна, говорит, быть... ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои - ни к чему, если праведной земли нет. Ученый - в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной зем­ли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился - как так? Жил-жил, терпел-терпел и всё верил - есть! а по планам выходит- нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты... сволочь эдакой! Подлец ты, а не уче­ный...» Да в ухо ему- раз! Да еще!.. (Помолчав) А после того пошел домой и- удавился!.

(Все молчат. Лука, улыбаясь, смотрит па Пепла и Наташу).

Пепел (негромко). Ч-черт те возьми... история - невеселая...

Н а т а ш а. Не стерпел обмана...

Бубнов (угрюмо). Всё - сказки..

Пепел Н-да... вот те и праведная земля... не оказалось, значит..

Наташа. Жалко... человека-то…

Бубнов. Все - выдумки... тоже! Хо-хоТ Праведная земля! Туда же! Хо-хо-хо! (Исчезает из окна)

Лука (кивая соловой на окно Бубнова). Смеется! Эхе-хе. (Пауза) Ну, ребята!. живите богато! Уйду скоро от вас…

2. Прочитайте произведение М. Горького «Песня о Буреве­стнике». Объясните общий смысл предложенного текста, определите роль художественных средств изображения, объяс­ните суть характеров, мотивы поведения, отношения или чув­ства персонажей.

Над седой равниной моря вечер тучи собирает. Между тучами и мо­рем гордо реет Буревестник, черной, молнии подобный.

То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, о» кричит, и - тучи слышат радость в смелом крике птицы.

В этом крике - жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.

Чайки стонут перед бурей, - стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свои пред бурей.

И гагары тоже стонут, - им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает.

Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах... Только гор­дый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!

Всё мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.

Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охва­тывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.

Буревестник с криком реет, черной молнии подобий, как стрела пронзает тучи, пену волк крылом срывает.

Вот он носится, как демон, - гордый, черный демон бури, - и смеет­ся, и рыдает... Он над тучами смеется, он от радости рыдает!

В гневе грома, - чуткий демон, - он давно усталость слышит, он уве­рен, что не скроют тучи солнца, - нет, не скроют!

Ветер воет... Гром грохочет...

Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний.

Буря! Скоро грянет буря!

Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:

Пусть сильнее грянет буря!..

1901

3. Прочитайте фрагмент из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Объясните общий смысл предложенного текста, оп­ределите роль художественных средств изображения, объясните суть характеров, мотивы поведения, отношения или чувства пер­сонажей, охарактеризуйте роль этого эпизода в произведении.

Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу.

Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лежа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю.

Они шли, пели и смеялись; мужчины - бронзовые, с пышными, чер­ными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки - веселые, гибкие, с темно-синими гла­зами, тоже бронзовые. Их волосы, шелковые и черные, были распущены, ветер, теплый и легкий, играя ими, звякая монетами, вплетенными в них. Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало жен­щин странными и сказочными. Они уходили всё дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее.

Кто-то играл на скрипке... девушка пела мягким контральто, слы­шался смех...

Воздух был пропитан острым запалом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок.

Тут - мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там - рез­кие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Всё это - звуки и запахи, тучи и люди - было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки. И всё как бы оста­новилось в своем росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, перерож­дался в печальные вздохи.

Ответы

Часть А

№ зазззззззззадззадания

Биография

Обзор творчества

Произведение

1

в

а

г

2

г

б

в

3

а

б

в

4

г

г

б

5

б

г

б

6

а

в

г

Часть В

№ задания

М.

Горький

1

«На дне»

2

Лука • ,

3

Актер

4

Пеплу

5

Сатин

6

могильщика

7

убийство Костылева

8

Актер

9

Беранже

10

Сатин

Используемая литература

  1. Генералова Н.С. Литература. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. - М.: Издательство «Экзамен», 2004

  2. Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2010

  3. Кучина Т.Г., Леденёв А.В. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. - Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2010



© 2010-2022