Деятельностный подход на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Деятельностный подход на уроках русского языка

Новый образовательный стандарт предъявляет определенные требования к деятельности учителя. Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию.

Для достижения этого приходится пересмотреть этапы урока.

  1. Самоопределение к деятельности. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи.

Высказывают предположения о том, что пригодиться для успешной работы на уроке.

Возможна самопроверка домашнего задания.


  1. Актуализация знаний. Цель: обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Помощь ученикам при включении в работу;

организация живого диалога;

создание проблемы перед изучением нового материала.

Ведение живого диалога: свободно говорят, высказывают свою точку зрения, спорят;

проявляют готовность включиться в новый познавательный процесс.

(Я, например, на этом этапе предлагаю такой вариант задания. На уроке русского языка в 5 классе мы изучали тему «Правописание окончаний имен прилагательных после шипящих и Ц». Для начала я спрашиваю, как правильно определить окончание. (По вопросу.) Затем пишу на доске 2 словосочетания:

Хорошего (какого?) дня

Большого (какого?) дома

И предлагаю поразмышлять, почему вопрос одинаковый, а окончания разные. И от чего зависит написание окончания в этом случае.)


  1. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока, темы.

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Создание настроения ожидания нового материала, радости открытия неизвестного.

    Выявление недостающих для решения задачи знаний, создание конфликтной ситуации.


  2. «Открытие» детьми нового знания. Цель: решение задачи, обсуждение проекта ее решения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация диалога;

использование приемов, способствующих активизации мысли учащихся в процессе освоения нового материала.

Ведение диалога;

групповая или парная работа.


  1. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорных сигналов.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация фронтальной работы;

организация работы в парах по выполнению продуктивных заданий;

исправление ошибок;

при необходимости повторение материала заново.

Фронтальная работа, работа в парах;

решение продуктивных задач;

ведут обсуждение (учатся четко формулировать вопрос, выражать свое мнение, учитывать другие точки зрения);

учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность за результат учебного труда.


  1. Независимая самостоятельная практика учащихся. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что умеет.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дает небольшой объем самостоятельной работы (2-3 задания);

организация самоконтроля и самопроверки.

Самостоятельная работа (выполнение письменных работ);

самопроверка по эталону.


  1. Самоконтроль и самооценка результатов. Цель: каждый должен сделать вывод о том, что уже умеет.

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Применение индивидуальных эталонов в оценке труда.

    Активизация оценочной деятельности через самооценку полученных результатов.

  2. Подведение итогов учебного занятия. Цель: сравнение целей, поставленных в начале работы, с полученным результатом, подведение объективного результата работы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Определение перспектив последующей работы;

обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Осознание результатов своей учебной деятельности;

Самооценка результатов своей работы и работы всего класса.

Время, отводимое на каждый этап урока, может варьироваться в соответствии с учебной ситуацией. Любое занятие представляет собой систему, создаваемую учителем для достижения конкретной цели.

Для привлечения детей в учебный процесс я использую следующие педагогические технологии:

  1. Информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные).

  2. Проектные и деятельностные технологии. (Показ выполненных проектов.)

  3. Креативные технологии.

  4. Игровые.

  5. Технологии личностно-ориентированного образования.

  6. Коллективные и групповые способы обучения.

А сейчас я хотела бы представить вашему вниманию следующие задания:

Задание 1

Для успешного написания сочинения-рассуждения я раз в неделю (по средАм) провожу такой вид работы. Первый раз тему для рассуждения предложила я, затем даю задание ученикам - подготовить тему для речевых минуток на следующую неделю. При этом обязательно записываю на доске первое предложение. Давайте с Вами попробуем выполнить этот вид работы.

Тема - «Настроение». И первое предложение - У меня сегодня хорошее настроение, потому что…

)(А вот так справилась сегодня моя ученица…)

- Определите вид работы и этап урока. (Речевые минутки. Этап - самоопределение к деятельности.)


Задание 2

Найдите слова по коду.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Р

П

И

С

Н

А

Е

Ц

В

Т

1-6-4-4-9-7-10

1-6-4-8-9-7-10

1-6-4-2-3-4-6-5-3-7

- Запишите найденные слова.

- Выполните их морфемный разбор.

- Каково лексическое значение слов рассвет и расцвет?

- Придумайте и запишите предложения с этими словами.

- Определите вид работы и этап урока. (Работа со словом. Этап - актуализация знаний, повторение предыдущей темы.) Здесь, как видите, я применила игровую технологию. Пятиклассники в восторге от такого вида занятий.

Задание 3

Выполните математические действия. Определите лексическое значение полученных слов. Составьте и запишите с ними предложения.

Су+век-к+пни-п+р =

Та+ура-у+ни+та-и+с =

Шу+ара-у+еда-е =

- Определите вид работы и этап урока. (Работа со словом. Развиваем логическое мышление и внимание. Проверяем умение работать со словарем. Этап - актуализация знаний.)

Задание 4

Зачеркивая буквы Б, Г, Д, Ж, вы получите предложение. Запишите его. Выполните синтаксический разбор.

Б

В

Г

М

Д

О

Р

Ж

Б

Ф

Д

Е

Г

М

Ж

И

Б

К

Е

Г

И

Д

З

У

Ж

Ч

Г

А

Ж

Ю

Д

Т

Б

Г

С

Я

Ж

Н

Д

А

И

Д

М

Г

Е

Н

Ь

Д

Ш

Г

И

Б

Е

Ж

З

Г

Н

А

Ч

Д

И

М

Б

Ы

Ж

Е

Г

Ч

Г

А

С

Ж

Д

Т

И

С

Г

Л

О

В

Б

А

Г

К

Б

О

Р

Ж

Е

Н

Ь

Д

С

У

Б

Ф

Д

Ф

И

Г

К

Б

С

Д

О

Ж

К

Ж

О

Н

Д

Ч

Д

А

Н

Ж

И

Б

Е

Г

(В морфемике изучаются наименьшие значимые части слова: корень, суффикс, окончание.)

- Определите вид работы и этап урока. (Корректурная проба. Этап - постановка учебной цели. Создание проблемной ситуации.) С помощью такого вида работы мы развиваем теоретические знания, внимание, быстроту реакции.

Задание 5

  1. Какие три местоимения самые чистые? (вымыты)

  2. Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (ямы)

  3. Какое местоимение требует чистоты? (мой)

- Определите вид работы и этап урока. (Лингвистические задачи. Развиваем логику, творческое мышление. Этап урока - актуализация знаний, повторение пройденного материала.)




© 2010-2022