- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Деятельностный подход на уроках русского языка
Деятельностный подход на уроках русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шайдуллина Р.З. |
Дата | 06.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Деятельностный подход на уроках русского языка
Новый образовательный стандарт предъявляет определенные требования к деятельности учителя. Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию.
Для достижения этого приходится пересмотреть этапы урока.
-
Самоопределение к деятельности. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи.
Высказывают предположения о том, что пригодиться для успешной работы на уроке.
Возможна самопроверка домашнего задания.
-
Актуализация знаний. Цель: обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Помощь ученикам при включении в работу;
организация живого диалога;
создание проблемы перед изучением нового материала.
Ведение живого диалога: свободно говорят, высказывают свою точку зрения, спорят;
проявляют готовность включиться в новый познавательный процесс.
(Я, например, на этом этапе предлагаю такой вариант задания. На уроке русского языка в 5 классе мы изучали тему «Правописание окончаний имен прилагательных после шипящих и Ц». Для начала я спрашиваю, как правильно определить окончание. (По вопросу.) Затем пишу на доске 2 словосочетания:
Хорошего (какого?) дня
Большого (какого?) дома
И предлагаю поразмышлять, почему вопрос одинаковый, а окончания разные. И от чего зависит написание окончания в этом случае.)
-
Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока, темы.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Создание настроения ожидания нового материала, радости открытия неизвестного.
Выявление недостающих для решения задачи знаний, создание конфликтной ситуации.
-
«Открытие» детьми нового знания. Цель: решение задачи, обсуждение проекта ее решения.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организация диалога;
использование приемов, способствующих активизации мысли учащихся в процессе освоения нового материала.
Ведение диалога;
групповая или парная работа.
-
Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорных сигналов.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организация фронтальной работы;
организация работы в парах по выполнению продуктивных заданий;
исправление ошибок;
при необходимости повторение материала заново.
Фронтальная работа, работа в парах;
решение продуктивных задач;
ведут обсуждение (учатся четко формулировать вопрос, выражать свое мнение, учитывать другие точки зрения);
учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность за результат учебного труда.
-
Независимая самостоятельная практика учащихся. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что умеет.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Дает небольшой объем самостоятельной работы (2-3 задания);
организация самоконтроля и самопроверки.
Самостоятельная работа (выполнение письменных работ);
самопроверка по эталону.
-
Самоконтроль и самооценка результатов. Цель: каждый должен сделать вывод о том, что уже умеет.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Применение индивидуальных эталонов в оценке труда.
Активизация оценочной деятельности через самооценку полученных результатов.
-
Подведение итогов учебного занятия. Цель: сравнение целей, поставленных в начале работы, с полученным результатом, подведение объективного результата работы.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Определение перспектив последующей работы;
обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Осознание результатов своей учебной деятельности;
Самооценка результатов своей работы и работы всего класса.
Время, отводимое на каждый этап урока, может варьироваться в соответствии с учебной ситуацией. Любое занятие представляет собой систему, создаваемую учителем для достижения конкретной цели.
Для привлечения детей в учебный процесс я использую следующие педагогические технологии:
-
Информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные).
-
Проектные и деятельностные технологии. (Показ выполненных проектов.)
-
Креативные технологии.
-
Игровые.
-
Технологии личностно-ориентированного образования.
-
Коллективные и групповые способы обучения.
А сейчас я хотела бы представить вашему вниманию следующие задания:
Задание 1
Для успешного написания сочинения-рассуждения я раз в неделю (по средАм) провожу такой вид работы. Первый раз тему для рассуждения предложила я, затем даю задание ученикам - подготовить тему для речевых минуток на следующую неделю. При этом обязательно записываю на доске первое предложение. Давайте с Вами попробуем выполнить этот вид работы.
Тема - «Настроение». И первое предложение - У меня сегодня хорошее настроение, потому что…
)(А вот так справилась сегодня моя ученица…)
- Определите вид работы и этап урока. (Речевые минутки. Этап - самоопределение к деятельности.)
Задание 2
Найдите слова по коду.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Р
П
И
С
Н
А
Е
Ц
В
Т
1-6-4-4-9-7-10
1-6-4-8-9-7-10
1-6-4-2-3-4-6-5-3-7
- Запишите найденные слова.
- Выполните их морфемный разбор.
- Каково лексическое значение слов рассвет и расцвет?
- Придумайте и запишите предложения с этими словами.
- Определите вид работы и этап урока. (Работа со словом. Этап - актуализация знаний, повторение предыдущей темы.) Здесь, как видите, я применила игровую технологию. Пятиклассники в восторге от такого вида занятий.
Задание 3
Выполните математические действия. Определите лексическое значение полученных слов. Составьте и запишите с ними предложения.
Су+век-к+пни-п+р =
Та+ура-у+ни+та-и+с =
Шу+ара-у+еда-е =
- Определите вид работы и этап урока. (Работа со словом. Развиваем логическое мышление и внимание. Проверяем умение работать со словарем. Этап - актуализация знаний.)
Задание 4
Зачеркивая буквы Б, Г, Д, Ж, вы получите предложение. Запишите его. Выполните синтаксический разбор.
Б
В
Г
М
Д
О
Р
Ж
Б
Ф
Д
Е
Г
М
Ж
И
Б
К
Е
Г
И
Д
З
У
Ж
Ч
Г
А
Ж
Ю
Д
Т
Б
Г
С
Я
Ж
Н
Д
А
И
Д
М
Г
Е
Н
Ь
Д
Ш
Г
И
Б
Е
Ж
З
Г
Н
А
Ч
Д
И
М
Б
Ы
Ж
Е
Г
Ч
Г
А
С
Ж
Д
Т
И
С
Г
Л
О
В
Б
А
Г
К
Б
О
Р
Ж
Е
Н
Ь
Д
С
У
Б
Ф
Д
Ф
И
Г
К
Б
С
Д
О
Ж
К
Ж
О
Н
Д
Ч
Д
А
Н
Ж
И
Б
Е
Г
(В морфемике изучаются наименьшие значимые части слова: корень, суффикс, окончание.)
- Определите вид работы и этап урока. (Корректурная проба. Этап - постановка учебной цели. Создание проблемной ситуации.) С помощью такого вида работы мы развиваем теоретические знания, внимание, быстроту реакции.
Задание 5
-
Какие три местоимения самые чистые? (вымыты)
-
Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (ямы)
-
Какое местоимение требует чистоты? (мой)
- Определите вид работы и этап урока. (Лингвистические задачи. Развиваем логику, творческое мышление. Этап урока - актуализация знаний, повторение пройденного материала.)