Заседание литературного фан-клуба Мой Лермонтов

Данный материал - часть реализации проекта "Литературный фан-клуб". Каждое заседание посвящено одному автору. Проект был создан в рамках плана работы городского мероприятия "Литературный марафон", посвящённого Году литературы в России. Неотъемлемой частью проведения описанного мероприятие является оформление, подбор костюмов и выступление. Проект ориентирован на заинтересованных учеников, учителей (не только русского языка и литературы) и родителей.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект «Литературный фан-клуб».

Тема заседания «Литературного фан-клуба» - «МОЙ ЛЕРМОНТОВ».


Цель: актуализация личностного восприятия многогранности натуры М.Ю. Лермонтова, раскрытие глубины и своеобразия мастерства поэта.

Задачи:

  1. Обучающие: формировать умение анализировать материал, развивать умение рассуждать и дискутировать, отстаивая собственное мнение, активизировать познавательную деятельность.

  2. Развивающие: совершенствовать у обучающихся навыки рассуждения по проблемным вопросам, а также исследовательской работы и анализа художественного материала. Способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнение, делать необходимые выводы

  3. Воспитательные: прививать учащимся интерес к личности и творчеству Лермонтова. Содействовать воспитанию духовно - нравственной личности, умения общаться, обеспечить высокую творческую активность; воспитание стремления быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке.

Форма проведения мероприятия: литературный салон в стиле 19 века.

Категория участников: обучающиеся 5-11 классов (члены «Литературного фан-клуба» и просто интересующиеся творчеством М.Ю.Лермонтова), педагоги МБОУ СОШ №49 и других школ, родители.

Длительность мероприятия: 1 час 20 мин

Оформление: кабинет литературы оформлен тканевой драпировкой в стиле 19 века (подготовлено обучающимися 8 класса под руководством учителя технологии), на стене размещена выставка суперобложек к произведению «Бородино» М.Ю. Лермонтова (подготовлена обучающимися 5-6 классов под руководством учителя ИЗО), в углу располагается «библиотека-выставка» - стеллаж с произведениями М.Ю.Лермонтова и книгами, посвященными его жизни и творчеству (подготовлено обучающимися 7 классов под руководством школьного библиотекаря), полка для буккроссинга, акварели и рисунки, репродукции картин М. Ю. Лермонтова (воспроизведенные через проектор), стенд с высказываниями о М.Ю.Лермонтове (Приложение 1).

Техническое оснащение: интерактивная доска, микрофоны, соответствующее световое и музыкальное оформление, подготовленное обучающимися 10 класса.

Основные методы, приёмы и средства, использованные на стадиях планирования, моделирования, проведения мероприятия: словесные (эвристическая, систематизирующая беседы, инструктаж, дискуссия, работа с различными источниками информации), наглядные(иллюстрирование, показ, творческие работы), проблемное обучение (диалогическое проблемное изложение, исследовательская работа), самоуправление, метод сравнения версий, метод вживания в ситуацию; аналитическая беседа с элементами проблемного поиска, создание эмоционального настроя с помощью музыки.

Принципы работы «Литературного фан-клуба»:

1. Интеграция курса литературы с такими предметами как МХК, история, русский язык, музыка, ИЗО, философия.

2. Ценностно-смысловое равенство всех участников проекта. Мнение учителя не является единственно правильным, оно - одно из многих.

3. Право каждого участника на собственное видение проблемы, её решение, на ошибку, и самостоятельное ее преодоление.

4. Принцип безотметочности и безоценочности. Отсутствие критических замечаний в адрес любого участника процесса, создание условий для эмоционального комфорта и творческой раскованности. Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.

5. Возможность составить свою собственную программу изучения данной темы и возможность реализовать себя в разных видах деятельности.

6. Конструктивный диалог как главный принцип взаимодействия и сотрудничества. Диалог участников проекта друг с другом, диалог с научным или художественным авторитетом , внутренний диалог)

7. Принцип рефлексивности. Рефлексия (как внешняя, так и внутренняя) направлена на осознание пройденного пути. Суждения рефлексивного характера сопровождают практически все заседания «Клуба». Это позволяет связать воедино личные взгляды, мнения, впечатления, углубить собственное понимание в свете высказываний других, сделать свои открытия.

Ход мероприятия:

Члены «Литературного фан-клуба» приходят в заранее оформленный кабинет в стиле 19 века, где их встречает учитель литературы, который на весь вечер становится хозяйкой литературного салона.

Слово ведущего: Добрый вечер, я рада приветствовать всех ценителей творчества Михаила Юрьевича Лермонтова. Сегодня мы предлагаем всем переместиться в век 19, к чему уже располагает атмосфера места, где мы прибываем, а именно в 1842, спустя год после смерти Лермонтова, чтобы соприкоснуться с ещё свежими трудами, произведениями писателя, поэта, художника, переводчика, гражданина. Совершенно недавно в литературном клубе, на заседании которого мы имеем честь прибывать, прошёл конкурс чтецов стихотворений Михаила Юрьевича, победители которого сегодня будут радовать нас на протяжении всей встречи. Всегда трудно открывать любое мероприятие, возникают мысли с чего начать, и многие остроумно заметят «Начните с начала!» и будут совершенно правы. Откроем наше заседание началом творческого пути Лермонтова, а попросту сказать его первым изданным стихотворением «Весна» (1829 год).

Выступление победителя конкурса чтецов:

Когда весной разбитый лёд
Рекой взволнованной идёт,
Когда среди лугов местами
Чернеет голая земля
И мгла ложится облаками
На полуюные поля, -
Мечтанье злое грусть лелеет
В душе неопытной моей.
Гляжу, природа молодеет,
Не молодеть лишь только ей, -
Ланит спокойных пламень алый
С собою время уведёт,
И тот, кто так страдал, бывало,
Любви к ней в сердце не найдёт.

Обсуждение: Каким вам представляется в этом стихотворении Лермонтов?

Ведущий: Лермонтов во всех стихотворениях разный, а точнее сказать, что для каждого свой. Поэт прожил недолгую, но яркую жизнь, такую, о которой будут говорить ещё столетия, а может и тысячелетия, не только о жизнь, а безусловно о творчестве. К слову заметить, первый печатный сборник Лермонтова выходит в 1840 году, за год до его смерти. А сегодня на нашем заседании произойдёт нечто волшебное, мы познакомимся с ещё одним сборником, который до этого не видел никто, а всё потому, что составителем, иллюстратором сборника своих любимых стихов М.Ю.Лермонтова выступил гость нашего литературного салона (член литературного фан-клуба, обучающийся школы) Устинов Роман.

Презентация сборника стихотворений М.Ю.Лермонтова с иллюстрациями Устинова Романа.

Обсуждение: Отзывы и сборнике. А как бы выглядел Ваш сборник (какие в него бы вошли произведения).

Чтение «Бородино» (одним из победителей конкурса чтецов).

Ведущий: Неслучайно мы сейчас услышали декламацию «Бородино», у многих знакомство с Лермонтовым начинается именно с этого произведения. Давайте посмотрим, как ваш взгляд должна выглядеть обложка к стихотворению «Бородино».

Представление супер-обложек (выставка супер-обложек обучающихся 6 класса), обсуждение.

Ведущий: Лермонтов - личность многогранная, в памяти современников остался не только поэтом, писателем, но и художником. Эта грань творчества великого поэта особенно близка учителю ИЗО Тимиргазиной Ф.З., которая совместно с членами нашего «Клуба» приготовила небольшую презентацию.

Выступление учителя ИЗО «Художественный мир Лермонтова » (презентация его картин).

Выступление победителя конкурса чтецов:

Взгляни на этот лик; искусством он
Небрежно на холсте изображен,
Как отголосок мысли неземной,
Не вовсе мертвый, не совсем живой;
Холодный взор не видит, но глядит
И всякого не нравясь удивит;
В устах нет слов, но быть они должны:
Для слов уста такие рождены;
Смотри: лицо как будто отошло
От полотна, - и бледное чело
Лишь потому не страшно для очей,
Что нам известно: не гроза страстей
Ему дала болезненный тот цвет,
И что в груди сей чувств и сердца нет.
О боже, сколько я видал людей,
Ничтожных - пред картиною моей,
Душа которых менее жила,
Чем обещает вид сего чела.

Ведущий: Творчество не может быть заключено в определённые рамки, литература не может существовать без живописи и музыки. Наблюдая и знакомясь с поэзией, невольно в воображении появляются картины, а может и играет какая-нибудь необычная мелодия…

Презентация музыкального альбома «Вдохновлённый Лермонтовым» (собственные произведения обучающихся 11 класса).

Выступление учителя музыки Скворцовой Т.А. (романс на слова М.Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий…»)

Обсуждение: Музыкальна ли поэзия Лермонтова?

Ведущий: Наше заседание подходит к концу, многие из членов клуба, возможно, сегодня открыли для себя нового Лермонтова, а может только начали знакомство с его творчеством, а для того чтобы выбрать произведения более близкие вам, предлагаем познакомится с буктрейлерами.

Презентация буктрейлеров к произведениям Лермонтова (созданный обучающимися 9-х классов).

Ведущий: Да, ему было неполных 27 лет. И все, что им было создано за 13 лет творчества, - это подвиг во имя свободы и родины. Это и в стихах, непосредственно написанных о родине, и в тех, где прямо не говорится ни о родине, ни о свободе, но - о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни… Исследователь творчества Лермонтова И. Андронников писал: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».

Заключительный этап: И напоследок, ответьте себе на главный вопрос вечера «Мой Лермонтов. Кто он? Какой он?» А кто желает поделиться своими мыслями, может озвучить их для всего клуба.





Приложение1.

Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших неподвижно - темных глаз. Лицо носило выражение зловещее и трагическое, таило в себе сумрачную недобрую силу, задумчивую презрительность страсть.

И. Тургенев

По натуре своей предназначенной властвовать над людьми … наш поэт был честолюбив, горд и скрытен.

Друг поэта Долохов

Он был вообще нелюбим в кругу своих знакомых в гвардии и петербургских салонах.

Князь Васильчиков

Вы думаете те, все тогда плакали…. Все радовались.

Священник Эрастов, отказавшийся хоронить поэта по православному обряду


Любили его все. У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжелый характер. Но это неправда. Знать нужно было, с какой стороны подойти. Пошлости, к которой он был необыкновенно чуток, в людях не терпел, но с людьми простыми и искренними и сам был прост и ласков… Когда Лермонтов погиб, все плакали, как малые дети.

Н. Раевский

Час смерти Лермонтова - сиротство России.

В.Розанов

Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбах и нравах человеческой личности.

В.Г.Белинский

В основной идее романа г Лермонтова лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке, вопрос, на который откликнутся все…

В.Г. Белинский

Лермонтов - поэт сверхчеловечества.

Д. Мережковский

«Герой нашего времени» не имеет времени, он живет всегда и не хочет нам открываться.

В. Шкловский

Мы узнаем в Лермонтове поэта русского, народного, в высшем и благороднейшем значении этого слова.
В.Г. Белинский


© 2010-2022