Методика работы над изложением в 5 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Развитие речи. Обучение написанию изложения в 5 классе в рамках введения ФГОС ООО

По статистике 70 % бодрствования человек проводит в речевом общении, из них 15% - чтение, 30% - говорение, 45%- аудированиение. Таким образом, основная форма речевой деятельности - устная речь и аудирование. Школьная программа по русскому языку традиционно ориентирована на развитие письменной речи, а ведь развитие устной речи - это основа успешного освоения программы по всем предметам. В помощь учителю разработана программа «Основы смыслового чтения и работы с текстом», которая ориентируется прежде всего на стратегические цели развития образования в РФ и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в которой одним из требований является формирование стратегии смыслового чтения и работы с текстом. Основные блоки:

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.

Работа с текстом: оценка информации.

Во ФГОС, отражающих социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 - это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые.

Также навык смыслового чтения очень важен для формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся, особенно на предметах гуманитарной направленности. Так, задание части С ЕГЭ, ГИА (помимо русского языка и литературы) по истории, обществознанию и биологии предполагает работу с текстом: его анализ, сравнение, обобщение и вычленение главной мысли. Именно эта часть задания является самой сложной и самой плохо выполняемой обучающимися. Умение определить тему высказывания, составить его план, сформулировать главную мысль - эти умения необходимы ученикуне только на уроках и экзаменах по истории, обществознания и географии (это очевидно). Не менее важны они и на математике, физике, химии - тех предметов, которые в течение последних лет находятся под пристальным вниманием в РФ.

Что-либо новое в этой области создать вряд ли возможно. Но тем не менее из года в год учителя, начинающие работать в 5 классе, особенно в классах, которые не обучались по ФГОС НОО, сталкиваются с тем, что около 15 процентов учеников не в состоянии справиться с написанием изложения повествовательного текста. Сами дети определяют проблему просто: «Не могу запомнить». Действительно, современные школьники меньше учат наизусть, и это имеет определенное значение для формирования процессов запоминания: чем меньше учим, тем меньше можем запомнить. И очень часто учителя и родители идут у такого ребенка на поводу и освобождают его от этого вида работы вместо того, чтобы, дозируя объем и используя разичные способы запоминания, добиваться развития памяти .

Чтобы запомнить, нужно понять смысл прочитанного и структурировать информацию. С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя. Тот ребенок, у кого этой проблемы нет, над тем, как происходит процесс запоминания, естественно, не задумывается. Чаще всего ученики пытаются запомнить текст полностью, используя свою оперативную память. Пока объем оперативной памяти достаточен, текст воспроизводится практически дословно. Но объем оперативной памяти младшего школьника не безграничен, а объем текста, предлагаемого для изложения от класса к классу увеличивается, добавляются разнообразные виды изложений, например, сжатое изложение, которые требуют не только запоминания и воспроизведения текста, но и умения использовать приемы сжатия текста.

В процессе работы над изложением, как правило, при втором прочтении текста, учащимся разрешается делать записи в черновиках. И тут-то наши дети совершают самую большую ошибку: они пытаются записать как можно больше слов из начала первого предложения, при этом, естественно, занятые записыванием того, что уже услышали и успели запомнить, не обращают внимание на его окончание, не слышат второго и последующих предолжений, не фиксируют связи между предложениями текста. Закончили писать то, что услышали из 1 предложения, а учитель уже читает третье, и в результате страдает в первую оченедь понимание, в восприятии учащихся текст рассыпается на бессвязные фрагменты. (Т.е. часто мы получаем работу, в которой содержание первой микротемы достаточно точно передано, а с каждой последующей микротемой информация искажается все сильнее. Особенно это заметно при работе над подробными изложениями, содержащими описание или элементы рассуждения).

При работе над изложением, как правило, мы имеем дело с текстами примерно одинакового для каждого класса объема, различного типа и стиля, разнообразной тематики. Одна из характеристик текста - связность. Текст состоит из предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Чтобы пересказать текст, мы его должны «свернуть» при чтении, а при воспроизведении «развернуть». Эта методика и терминология принадлежат В. Андрееву и являются одним из компонентов методики обучения быстрому чтению, популярной в 90-х годах ХХ века. Знакомство с этой методикой натолкнуло меня на мысль попробовать использовать ее элементы при работе в первую очередь над изложениями. Вот как это выглядит, например, применительно к уроку в 5 классе.

Небольшое теоретическое отступление:

Любое предложение имеет в себе то, что связывает его с контекстом - с предыдущим и последующим участками текста. То есть в нём есть исходный посыл (от предыдущего) и новая информация (к последующему). Вот эту упрощённую схему мы обозначим словами «тема» и «рема».

Тема (исходный пункт высказывания) - это та часть высказывания, которая известна слушателю/читателю/, одним словом, получателю этого высказывания, или может быть им легко понята. Рема (ядро) - это часть высказывания, которая содержит новую, неизвестную получателю информацию.

Детям совершенно необязательно знать эту терминологию, но принцип различения известной и новой информаци необходимо объяснить на этапе создания мотивации к учебной деятельности.

На этапе актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности ученикам предлагается небольшой текст. (Лучше, чтобы в первый раз он был у всех перед глазами, но текст прочитывается учителем полностью, так, как обычно читается текст изложения).

В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка. Спинка у нее серая, грудка желтая, на голове черная бархатная шапочка.

В сад синичка прилетела за добычей: за жучками и за гусеницами. Синичку называют сторожем наших садов. Клюв у синицы тонкий, в любую щелку пролезет. ( 44 слова. По Г.Скребицкому).

Когда совместно с учащимися зафиксирован способ работы, вызывающий затруднение, можно предложить учащимся новый для них способ работы над изложением, только очень маленьким, на примере этого небольшого текста. В этом случае планом можно пренебречь, важно показать ученикам, как работать с опорными словами в рамках построения проекта выхода из затруднения.

Текст прочитан. О ком идет речь? О синичке. Это тема текста, которая может быть вынесена в заголовок.

На доске первая запись

Синичка

Анализируем первое предложение с позиции тема-рема. Шустрая птичка синичка - это известное, записывать не нужно. Новое - сад. Анализируем второе предложение: синичка, причка - это уже известно, новое - спинка, грудка, шапочка. Анализируем третье предложение: Новое - добыча. Анализируем четвертое предложение. Новое - сторожем.

Последнее предложение, новое - клюв или щелка, как кому удобнее. Как рекомендация - стараться выбирать из равновесных слов то, которое сам ученик реже употребляет в речи. Клюв - слово высокочастотное применительно к птицам, а щелка - нет. Поэтом важнее записать слово щелка, зафиксировав в памяти картинку.

Посмотрим, как выглядит запись в черновиках учеников. (Как показывает практика, удобнее, если опорные слова каждого предложения записываются с новой строки. Некоторым ученикам удобнее нумеровать предложения, но это не принципиально).

Синичка

Сад

Спинка, грудка, шапочка

Добыча

Сторож

Клюв ( щелка).

Исходный текст содержит 44 слова. Информация, заключенная в опорных словах, свернута до 8 (18, 6 %). В. Андреев доводит эту цифру до 10 %, но его метод рассчитан на старших школьников и взрослых.

Дальше необходимо объяснить ученикам, как каждое записанное ими слово «вытянет» за собой все предложение, если опорные слова выбраны правильно.

Слова в речи употребляются не изолированно, по одному, а в сочетаниях. Не все они свободно соединяются друг с другом. Лексическая сочетаемость слов - это их способность соединяться с определённым кругом других слов. В предложении слова между собой связаны и по смыслу, и грамматически. Смысловые же связи обеспечивают правильность высказывания по содержанию, что для нас в данной работе важно.

Лексическая сочетаемость обозначает способность слов вступать в сочетания лишь с ограниченным количеством (или единицами) слов. Семантическая же выражается в способности слов соотноситься с целыми классом других слов, которые объединяет общий смысл. Зачастую сочетания слов закреплены языковой традицией. К примеру, группа глаголов, описывающих состояния человека (думать, смеяться, т.д.), может сочетаться со всеми словами, которые обозначают людей (врач, прохожий). В ряде случаев, когда речь идет не о конкретных вещах, а об их отношениях (отвлеченная, абстрактная лексика), то лексическая сочетаемость является обусловленной. Например, можно «дать совет», «произвести осмотр», «оказать сопротивление» и т.д. Все названные глаголы играют одну роль, их легко заменить синонимами («посоветовать», «осмотреть», «сопротивляться»), но перепутать их практически невозможно. Русскоязычный человек никогда не скажет, к примеру, «произвести совет». Именно эта избирательность языка в словесных сочетаниях и отражает его национальную самобытность. Подобные свойства формируются веками, в процессе длительного употребления слова и к определенному возрасту мозг ребенка вполне успешно управляет правильной лексической сочетаемостью.

Приведенный выше список опорных слов является очень усредненным, он иллюстрирует процесс их выбора. У ребят набор опорных слов к одному и тому же тексту со временем будут различаться. Кто-то будет выбирать глаголы, кто-то отдавать предпочтение прилагательным в зависимости от типа восприятия (аудиалы, визуалы, кинестетики), от типа речи предлагаемого текста. Но в целом выбор опорного слова в большой степени зависит от развития ассоциативного мышления учащихся.

Ассоциативное мышление - это мышление, которое происходит благодаря оперированию образами, возникающими в памяти человека. Каждый образ индивидуален и вызывает другие, связан с ними известными только их обладателю связями, и черпается из личного опыта человека. Любое слово может вызывать целую картину образов, с ним связанных.

В данном случае нас интересуют не все ассоциации (звуковые, тактильные и пр., а только словесные), которые возникли у автора текста и возникнут у ученика в процессе его чтения. Из ассоциативно - образного мышления вытекает также способность человека творить что - то новое, генерировать новые идеи. Данный вид мышления способствует развитию памяти и внимания ребенка, благодаря созданию ассоциативных связей между предметами и явлениями, а также позволяет ему понять новую информацию на основе уже имеющейся. Чем большее количество различных образов мы накапливаем, тем шире и разнообразнее возможность совершения операций с их использованием, и тем лучше мы можем развить память и творческое мышление. Принцип ассоциации тоже можно объяснить детям на примере простейшего эксперимента, который поможет понять ученикам, что такое асоциации и даже собрать небольшую статистику в масштабах класса.

Объясняем условия эксперимента:

Учитель назывет слово, а ученики быстро, на счет «раз», и самое главное МОЛЧА, не заглядывая в чужую тетрадь, записывают первое же слово, которое придет каждому из них в голову в тот момент, когда они услышат сказанное учителем слово.

Как правило, с максимальной частотой образуются следующие пары :

Учитель: фрукт - ученики: яблоко

Учитель: поэт - ученики: Пушкин

Учитель: геометрическая фигура- ученики: круг (квадрат)

Это простейшее упражнение помогает ученикам понять, как формируются асоциации и осознать, что слова в их сознании связаны друг с другом с определенной закономерностью. В процессе подготовки к изложению, а также на уроках литературы можно использовать простые упражнения для развития ассоциативного мышления. Нет смыла в рамках этой статьи углубляться в структуру ассоциаций, важно, чтобы дети понимали, что это такое и как наличие ассоциативного мышления помогает работать как с воспроризводимым текстом, так и при создании собственного текста.

Следующий этап, предшествующий написанию изложения (или как самостоятельный вид работы - устное изложение) - воспроизведение учениками текста на основе опорных слов. (Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону, здесь можно использовать в парной или групповой работе для само и взаимо-контроля возможности ребят с хорошей памятью, которые по опорным словам дают практически 100% воспроизведение текста). Предлагаем каждому ученику, изъявившему желание ответить, восстановить по одному предложению из текста. Сначала это воспринимается как фокус, но очень впечатляет ребят, которые жалуются на плохую память и испытывают чувство неуверенности.

Я попробовала именно так, подробно объясняя принцип подбора опорного слова, обучать написанию изложения один из слабых классов. И результаты были очень обнадеживающими: уже после первого полугодия в классе не было детей, которые не справлялись в этим видом работы.

Конечно, на то, чтобы дети довели принцип отбора слов до автоматизма и научились пользоваться собственными ассоциациями и видеть авторские, уйдет некоторое время, но эти затраты обязательно окупятся.

Как мне кажется, используя эти очень простые и понятные детям приемы, учитель русского языка и литературы может внести посильный вклад в формирование грамотности чтения, которое включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения, использование письменной информации для успешного достижения поставленных учебных задачи и саморазвития. Именно в рамках работы над изложением происходит рефлексия текста, предполагающая размышление о его содержании (или структуре) текста и перенос элементов содержания в сферу личного сознания.

Таким образом, при работе над изложением мы, предварительно определив с детьми стиль и тип речи предложенного текста, не просто составляем план, а составляем таблицу сначала из двух частей: план + опорные слова.

Этот способ работы над изложением можно начинать использовать не только в 5 классе, но и в последующих, а также в начальной школе, потому что чем раньше дети овладеют этой методикой, тем лучше будут результаты.

П.Ф. Ивченков считал, что работа над сочинением или изложением не может сводиться только к непосредственной работе на уроке, посвященном его написанию, она должна быть включена в ряд предшествующих уроков. Это могут быть задания, являющиеся профилактикой орфографических и пунктуационных ошибок, например, объяснить правописание слов, которые встретятся в работе по развитию речи. Посторить определенные пунктуационные правила, составить несколько предложений заданной структуры на определенную тему и.т. д.

Это могут быть творческие диктанты, соотносимые с грамматической темой урока, словарные, творческие диктанты

  1. Раскрыть значение слова, подобрать к нему синонимы и антонимы, фразеологические обороты;

  2. Составить тематическую группу слов по заданному началу, по аналогии;

  3. Составить синонимический ряд слов из продиктованных;

  4. Заменить фразеологические обороты словами - синонимами;

  5. Заменить развернутое толкование одним словом (как правило, для этого задания подбирается группа слов с определенной орфограммой).

Творческие диктанты с использованием отдельных предложений

  1. Дополнить предложение однородными членами

  2. Расширить предложение за счет синонимов

  3. Заменить синонимы антонимами

  4. Уточнить значение глагола походящими по слыслу наречиями

  5. Вставить в предложение нужные по смыслу слова

Творческие диктанты по связным текстам

  1. Вставит синонимы после языковой подготовки

  2. Заменить повторящиеся слова синонимами

  3. Заменить нейтральную лексику эмоционально окрашенной

  4. Исправить ошибки в употреблении слов и др

  5. Вставить прилагательные в тексты, содержащие описание.

Составление цепочек ассоциаций (можно проводить как на уроках русского языка, так и на уроках литературы в форме командной игры, а получившиеся цепочки использовать для создания синквейна). Эта работа может предшествовать сочинению - описанию.

Учитель называет любое слово для начала цепочки, затем следующее, которое с ним ассоциируется, называют ученики.

К примеру: небо-птица-клюв-пища и т.д. Полученная цепочка записывается на доске. Обязательно хвалим и поощряем тех детей, кто находит неожиданные и интересные ассоциации.

С помощью упражнений для развития ассоциативного мышления можно увеличить количество ассоциативных образов и связей, а значит развить творческий потенциал и память учащихся.

В процессе работы над изложением происходит развитие логического и абстрактного мышления, оперативной памяти, творческого воображения, рост концентрация внимания, увеличение объема активного словаря учащихся.

Ученики, освоившие эти приемы работы над изложением, научатся

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;

  • выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

  • обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом.;

  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
    -определять назначение разных видов текстов;

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на актуальную информацию;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;

- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

-формировать на основе прочитанного текста систему аргументов для обоснования собственной позиции;

Поскольку сформированность навыка осознанного чтения является метапредметным результатом, то все составляющие его части позволят ребенку быть успешным в дальнейшем обучении.



Светлана Александровна Романова,

учитель русского языка и литературы ГБОУ ЦОТО г. Москвы.






















© 2010-2022