Календарное планирование по русскому языку элективный курс 11 класс на 2015-2016 год

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

15

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения» предназначена для учащихся 11 класса. Рассчитана на 34 часа. Она направлена на расширение и углубление представлений о «секретах успеха» написания сочинения.

Основная цель курса - научить учащихся создавать речевое произведение, которое является синтезом анализа исходного текста и изложения собственного мнения относительно проблемы, поднятой автором и которое должно соответствовать заданным критериям, потому что именно по этим критериям выставляются баллы за работу. Написание сочинений - это достаточно сложный вид работы требующий серьёзной системной подготовки учащихся.

Это задание нацелено на комплексную проверку следующих умений:

- умение понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания, проблематику исходного текста, позицию говорящего);

- умение продуцировать собственное связное высказывание, которое, являясь по форме монологом, по сути представляет собой скрытый диалог пишущего в автором исходного текста и предполагаемым читателем;

- умение формулировать собственное мнение по одной из проблем исходного текста и убедительно, этически корректно доказывать его состоятельность;

- умение композиционно оформлять текст;

- умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие коммуникативно-значимые качества речи, как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.

Эти умения соответствуют критериям проверки и оценки выполнения сочинения-рассуждения.

Наиболее частотные ошибки, которые встречаются в работах и влияют на снижение оценки:

- не вычленяется проблема, не точно формулируется или подменяется сходной;

- называется одна проблема, а комментируется другая, также рассматриваемая в данном тексте;

- отсутствует комментарий к проблеме или заменяется пересказом, цитированием;

- называется и комментируется одна проблема, а собственное мнение выражается и аргументируется по другой проблеме, также рассматриваемой в тексте;

- встречаются фактические ошибки при формулировании проблемы или позиции автора;

- не приводится аргументация собственной позиции, или приводится недостаточно аргументов, или они не доказывают истинность позиции экзаменуемого;

- речь экзаменуемого бедна, не сформирован грамматический строй;

- нарушаются орфографические; пунктуационные, речевые, языковые нормы.

Программа направлена на достижение следующих задач:

- обобщение, систематизация знаний по культуре речи и синтаксису;

- расширение и углубление знаний о языковой норме и её разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения;

- активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи.

Элективный курс состоит из двух главных частей: теории и практики. Материал разделён по принципу доступности: от простейшего к сложному. Отметим некоторые методы обучения в работе со старшими классами: развитие коммуникативных умений (редактирование текста, формулирование лексических значений слов, создание текстов на лингвистическую тему); развитие памяти (умение слушать, понимать и запоминать и др.); связь с теорией (понимание системы ) языка; строгий контроль в разных формах (комплексный анализ текста, тесты разных типов, сочинения); развитее познавательного интереса через создание проблемных ситуаций; общее развитие личности.

В основе организации данного курса лежит деятельностный подход, при котором на занятиях ученики «не берут» знания, а добывают их, причём как самостоятельно, так и с посторонней помощью (учителя, а также соучеников).

Актуальность и значимость программы элективный курс «Теория и практика написания сочинения» состоит в том, что она предполагает постепенную, пошаговую подготовку учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей в соответствии с определенными критериями. Программа имеет практическую направленность.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса «Теория и практика написания сочинения» на профильном уровне обучающиеся должны знать:

- смысл понятий «исходный текст», «проблема», «комментарий», «позиция автора», «аргументация», «речевое оформление»;

- нормы современной русской орфографии и пунктуации, включая сложные случаи, и отступления от нормы.

Применяя полученные знания, обучающиеся должны уметь:

- умение понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания, проблематику исходного текста, позицию говорящего);

- умение продуцировать собственное связное высказывание, которое, являясь по форме монологом, по сути представляет собой скрытый диалог пишущего в автором исходного текста и предполагаемым читателем;

- умение формулировать собственное мнение по одной из проблем исходного текста и убедительно, этически корректно доказывать его состоятельность;

- умение композиционно оформлять текст;

- умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие коммуникативно-значимые качества речи, как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.

Содержание элективного курса

«Теория и практика написания сочинения»

11 класс

Общая компетентность:

По завершении этого курса учащийся будет способен понимать и анализировать письменную и устную речь; выражать свои мысли в письменной и устной форме; общаться в деловой и неформальной обстановке, создавать письменную работу по исходному тексту.

Урок 1. Вводный урок.

Цели и задачи курса «Теория и практика написания сочинения». Знакомство с требованиями к содержанию сочинения и критериями оценки . Объём сочинения.

Блок 1. Вступление к сочинению. Анализ исходного текста.

Урок 2. Чтение и адекватное понимание исходного текста.

Алгоритм чтения исходного текста:

  1. Имя, фамилия автора.

  2. Основное содержание: тема, главная идея автора и рассмотренные им проблемы.

  3. Фактографические данные: конкретные факты, имена собственные, даты…

  4. Критическая оценка прочитанного текста.

Урок 3 - 4. Определение темы и основной мысли текста, стиля и типа речи.

Микротемы и тема текста, абзац, композиция, идея текста, план (вопросный, тезисный, цитатный, комбинированный)

Стили речи: научный, художественный, публицистический, официально-деловой, разговорный. Типы речи: повествование, описание, рассуждение.\

Урок 5. Определение проблем исходного текста.

Понимать информацию, представленную в письменной форме. Проблема (нравственная, философская, социальная, политическая, научная, экологическая). Вычленение из всех проблем, поставленных автором в тексте, самую важную или актуальную.

Урок 6. Формулировка проблемы.

Формулировка проблемы. Актуальность затронутой проблемы. Способы формулирования проблемы (назывной, вопросный).

Урок 7. Оформление ведущей проблемы, поднятой автором.

Типовые конструкции, включающие слова «проблема», «вопрос». Типичные ошибки при формулировании проблемы текста.

Критерии оценки деятельности:

А) Правильно определена тема исходного текста, его общая характеристика;

Б) Верно сформулирована основная проблема текста;

В) Оценена актуальность затронутой проблемы.

Описание уровней.

Стили речи: научный, художественный, публицистический, официально-деловой, разговорный.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Достаточно одного подтверждения к одному тексту кандидатом своей компетентности.

Урок 8. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

Что такое комментарий. Цель комментария. Что значит комментировать текст. Чем отличается комментарий от пересказа. Критерий оценки задания. Объём комментария.

Урок 9. Типичные ошибки, связанные с комментарием.

Фактические ошибки, отсутствие комментария, пересказ или излишнее цитирование текста. Анализ текстов по плану.

Урок 10. Оформление комментария к сформулированной проблеме.

Типы комментирования (текстуальный и концептуальный). Способы изложения материала при комментировании проблемы:

- от частных факторов к формулировке проблемы

- от формулировки проблемы к комментированию

Критерии оценки деятельности:

А) Умение находить смысловые компоненты текста продемонстрировано;

Б) Показано, насколько глубоко и полно понята проблема;

В) Показано, как пишущий проследил за ходом авторской мысли.

Описание уровней.

Классификация проблем: актуальные, глобальные, нравственные и т. Д

Урок 11. Позиция автора в исходном тексте.

Что такое позиция автора. Задание в сочинении. Критерии оценки задания. Объём выполнения задания. Составляющие части задания (отражение позиции автора, выражение согласия или несогласия с позицией автора, формулировка собственной позиции).

Урок 12. Типичные ошибки при отражении позиции автора.

Позиция автора сформулирована неверно, сформулирована с фактическими ошибками. Не сформулирована позиция автора. Сочинение содержит частично или полностью переписанный текст .

Урок 13. Использование цитирования и косвенной речи при предъявлении позиции автора.

Цитата. Способы оформления цитаты. Правила замены прямой речи косвенной.

Урок 14 - 15. Практическая работа. Анализ исходного текста.

Критерии оценки деятельности:

А) Верно сформулирована позиция автора;

Б) Точно использовано цитирование и косвенная речь при предъявлении позиции автора;

В) Грамотно оценены избранные автором способы воздействия на читателя.

Описание уровней.

Формы передачи чужой речи: цитата, прямая речь, косвенная речь.

Урок 16. Анализ и корректировка работ.

Блок 2. Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения.

Урок 17. Формулирование собственной позиции (тезиса).

Задачи задания. Объём высказывания. Типичные ошибки в формулировке собственного мнения.

Урок 18. Аргументация собственного мнения по проблеме исходного текста.

Аргументация. Аргументы. Формулировка задания. Критерии оценки задания. Особенности аргументации. Пути построения сочинения-рассуждения (индуктивный, дедуктивный). Индуктивный - от частного, конкретного к общему умозаключению. Дедуктивный - от общего умозаключения к частным выводам. Части сочинения рассуждения (тезис, аргументы, демонстрация, вывод). Правила выдвижения тезиса и аргументов.

Урок 19. Ошибки, связанные с выстраиванием аргументов.

  1. Ошибки в доказательстве, относящиеся к тезису (подмена тезиса, упрощение тезиса).

  2. Ошибки в доказательстве, относящиеся к аргументам.

  3. Ошибки в доказательстве, относящиеся к выводам.

  4. Отсутствие аргументации как таковой.

Урок 20. Виды аргументов.

Виды аргументов (сильные, слабые, несостоятельные). Способы аргументации (традиционная, двусторонняя, убеждение, доказательная, контраргументация).

Урок 21. Виды доказательства.

Виды доказательства: прямое, косвенное, методом исключения, от противного. Формирование собственного «банка данных», необходимых для эффективной аргументации.

Урок 22 - 23. Практическая работа. Анализ исходного текста. Формулирование и аргументация собственной позиции.

Критерии оценки деятельности:

А) Выражено согласие или несогласие с позицией автора;

Б) Приведено не менее 2 аргументов к тезису;

В) Аргументы подкреплены примерами из художественной, публицистической, научной литературы или жизненным опытом.

Описание уровней.

Виды доказательств: прямое, косвенное, методом исключения, от противного..

Урок 24. Анализ и корректировка работ.

Блок 3. Речевое оформление сочинения, написанного по исходному тексту.

Урок 25. Смысловая цельность, речевая связанность и последовательность изложения.

Критерии оценки задания. Рекомендации к выполнению задания. Композиция. Композиционные части (вступление, основная часть, заключение).

Критерии оценки деятельности:

А) Переданы чётко основные положения информации;

Б) Информация имеет смысловую цельность, передана в логической последовательности;

В) Соблюдается абзацное членение текста.

Описание уровней.

Речевое оформление сочинения: смысловая цельность, речевая связанность, последовательность изложения.

Композиция: вступление, основная часть, заключение.

Требование к доказательствам:

Доказательство способности кандидата создавать письменную работу по исходному тексту в объёме не менее 250 слов.

Все критерии деятельности должны быть охвачены от А до В. Достаточно одного подтверждения кандидатом своей компетентности.

Урок 26. Оформление вступления к сочинению.

Варианты вступления сочинения: размышление на тему, которая затрагивается в тексте; представление проблемы, её актуальности; предъявление цитаты; краткое сообщение о писателе.

Урок 27. Средства связи предложений в тексте.

  1. Лексические (повтор слова, синонимичная замена, использование антонимов, многозначные слова, однокоренные слова..)

  2. Морфологические (замена существительных и других частей речи местоимениями, использование глаголов в единой форме (виде и времени), вводных слов и предложений, союзов, частиц)

  3. Синтаксические (наличие вопросно-ответной формы, синтаксического параллелизма, определённого порядка слов в предложении, неполные предложения…)

  4. Стилистические (использование слов, принадлежащих к одному стилю..)

  5. Графические (знаки препинания, красная строка, шрифты…)

Урок 28. Оформление заключения сочинения.

Варианты заключения сочинения:

  • Согласие с мнением автора

  • Субъектная оценка, впечатление о прочитанном тексте.

  • Призыв, пожелание, риторическое восклицание.

  • Обобщение сказанного, нравственный вывод.

Урок 29. Точность и выразительность речи.

Критерии оценки задания. Рекомендации к выполнению задания.

Урок 30 - 31. Практическая работа. Анализ исходного текста и изложение собственного мнения.

Критерии оценки деятельности:

А) Переданы чётко основные положения информации;

Б) Информация имеет смысловую цельность, передана в логической последовательности;

В) Соблюдается абзацное членение текста.

Описание уровней.

Речевое оформление сочинения: смысловая цельность, речевая связанность, последовательность изложения.

Композиция: вступление, основная часть, заключение.

Урок 32. Классификация ошибок.

Грамматические ошибки. Речевые ошибки. Этические ошибки.

Урок 33 - 34. Анализ готовых сочинений. Исправление недочётов.


Тематическое планирование

Уроки

Тема, содержание урока

Количество

часов

Дата

Коррекция

1

Вводный урок. Цели и задачи курса.

1

Блок 1. Вступление к сочинению. Анализ исходного текста.

2

Чтение и адекватное понимание исходного текста.

1

3-4

Определение темы и основной мысли текста, стиля и типа речи.

2

5

6

7

Определение проблем исходного текста. Формулировка проблемы.

Оформление ведущей проблемы, поднятой автором.

3

8

9

10

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

Типичные ошибки, связанные с комментарием.

Оформление комментария к сформулированной проблеме.

3

11

12

13

Позиция автора в исходном тексте.

Типичные ошибки при отражении позиции автора.

Использование цитирования и косвенной речи при предъявлении позиции автора.

3

14-15

Практическая работа. Анализ исходного текста.

2

16

Анализ и корректировка работ

1


  1. Блок 2. Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения.

17

Формулирование собственной позиции (тезиса)

1

18

19

20

21

Аргументация собственного мнения по проблеме исходного текста.

Ошибки, связанные с выстраиванием аргументов.

Виды аргументов.

Виды доказательства.

4

22-23

Практическая работа. Анализ исходного текста. Формулирование и аргументация собственной позиции.

2

24

Анализ и корректировка работ

1

Блок 3. Речевое оформление сочинения, написанного по исходному тексту.

25

26

Смысловая цельность, речевая связанность и последовательность изложения.

Оформление вступления к сочинению

2

27

28

Средства связи предложений в тексте.

Оформление заключения сочинения.

2

29

Точность и выразительность речи.

1

30

Практическая работа. Анализ исходного текста и изложение собственного мнения.

1

31

Анализ и корректировка работ

1

32

Классификация ошибок

1

33-34

Анализ готовых сочинений. Исправление недочетов.

2

































© 2010-2022