«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УРОКА В РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС» (Статья из опыта работы)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УРОКА

В РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»

(Статья из опыта работы)


Заморовская Т.И.,

учитель русского языка и литературы

БОУ «Сорочинская СОШ»

Калачинского муниипального района

Омской области

Что из себя представляет ФГОС?

ФГОС - принципиально новый для отечественной школы документ.

Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись, прежде всего, стандартами «содержания образования», то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.

Изменилась структура стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований:

1) к структуре основной образовательной программы;

2) к условиям реализации основной образовательной программы;

3) к результатам освоения основной образовательной программы.

Изменилась не только структура, но и методология стандарта.

Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход.

Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах - стандарт ориентируется не только на предметные, как это было раньше, но на метапредметные и личностные результаты.

Федеральный государственный образовательный стандарт является основой для разработки примерной основной образовательной программы.

Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (пункт 5.1 статьи 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

На основе примерной основной образовательной программы, образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу (для начального, основного, среднего образования).

Утверждение образовательной программы образовательного учреждения осуществляется в соответствии с Уставом образовательного учреждения.

ФГОС состоит из следующих разделов:

1 Общие положения.

2. Требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования.

3. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.

4. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

ЛИЧНОСТНЫМ - саморазвитие, личностное самоопределение, сформированности мотивации, целенаправленной познавательной деятельности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

МЕТАПРЕДМЕТНЫМ - освоенные межпредметные понятия и УУД (универсальные учебные действия - регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

ПРЕДМЕТНЫМ - освоение учебного материала, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию, формирования научного типа мышления, владение научной терминологией.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ должны отражать:

- самостоятельно определить цели, ставить и формулировать задачи.

- самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

- смысловое чтение

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, аргументировать, формулировать и отстаивать свое мнение.

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Образовательная (педагогическая) технология - система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно - воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей (Л.А. Байкова)

ПАРАЦЕНТРИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - разные средства обучения, одна и та же цель, т.е. одно и то же обучается по - разному.

Процесс обучения организуется через общения в парах: ученик - ученик, ученик - учитель - контролер, ученик, учитель - консультант, ученик - средства обучения.

МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - основывается на правилаз:

- крупноблочная организация учебного материала с рекомендациями и заданиями по его изучению

- преимущественная самостоятельная проработка учащимися учебного материала,

- управление школьников посредством программы и алгоритмов познавательной деятельности,

-открытость методической системы учителя ( программа изучения материала и планирование работы на уроке сообщается учащимися заранее),

- возможность выбора учащимися уровня усвоения, форм, места и темпа изучения,

- добровольность домашней работы,

- предоставление каждому ученику шанса улучшить свои итоговые результаты,

- участие школьников в оценке эффективности учебного процесса и др.

КЕЙС - ТЕХНОЛОГИЯ - ( кейс - дело, случай, который можно перевести из статуса «жизненной ситуации» в статус задачи и затем решать с последующей рефлексией хода и ресурсов решения.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ, при котором обучающиеся и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач.

Роль учителя состоит в направлении беседы или дискуссии, например, с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в вовлечении всех учащихся в процесс анализа кейса. Учитель может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую литературу.

ПРОБЛЕМНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений, и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.

Проблемная ситуация - это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями , умениями, отношениями и предъявляемым требованиям.

Типы проблемных ситуаций:

  1. Ученики не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.

  2. Ученики сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

  3. Имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.

  4. Имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у школьников знан ий для теоретического обоснования.

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ -специально оргнизованный учителем и самостоятельно выполненный учащимися.

Требования к проекту:

- наличие значимой проблемы, задачи,

-практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов,

-самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время,

-структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

Ход работы:

- определение проблемы

- выдвижение гипотезы и определение путей их решения

- обсуждение методов исследования,

-анализ полученных данных,

- корректировка деятельности,

- получение выводов,

-оформление конечных результатов.

Возможные варианты проектов: исследовательская работа, создание словаря, пакета дидактических материалов, учебного видеофильма к учебной теме, составление сценария внеклассного мероприятия.

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Фазы технологии:

  1. Вызов: подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые прдполагаются на следующих этапах. Этот этап усиливает мотивацию учения.

  2. Осмысление новой информации (реализация): предполагает ввод новой информации.

  3. Рефлексия: является особо значимой, так как способствует осознанию новой информации и творческому развитию личности.

ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО- одна из современных технологий организации оценочной деятельности. Цель - сформировать навыки адекватной самооценки.

Разделы «Портфолио»: документы, работы, отзывы, дневник, рабочие материалы, достижения. Оформлен может быть в виде папок, картотек, коробок.

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УРОК?

В основе урока лежит системно - деятельностный подход - развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие

Чему учить? (обновление содержания образования) . Ради чего учить?(Ценности образования)

Как учить? (Обновление технологий образования).

Учебная деятельность-самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.

Учебная задача- цель, которую перед собой ставит ученик: Чему? Зачем?

Учебное действие- система существенных признаков понятия или алгоритм: Как?

Самоконтроль- определение правильности выполненного действия: Правильно?

Самооценка- определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия:

Хорошо? Можно лучше?

Эффективность учебно-воспитательной деятельности преподавателя:

Словесные

10%-20%

(слышит)

Наглядные

50%

(видит)

Практические

90%

(делает сам)

Эффективность учебно-познавательной деятельности учащихся

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА УРОКА

Текущее время урока, этапы

Действия учителя

Действия учащихся

Дидактические требования к уроку

  • Четкое формулирование образовательных задач, связь с развивающими и воспитательными задачами, место в общей системе уроков

  • Определение содержания урока в соответствии с требованием учебной программы, целями урока, уровнем подготовки учащихся

  • Прогнозирование уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков

  • Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы, максимальную самостоятельность учащихся

  • Создание условий успешного учения

Психологические требования к уроку

  • Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся

  • Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся

  • Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска

  • Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа

  • Соотношение побуждения к деятельности и побуждения

Организация познавательной деятельности учащихся

  • Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления

  • Использование установок в форме убеждения, внушения

  • Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности

  • Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых

  • Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся

  • Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы

Учет возрастных особенностей

  • Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся

  • Проведение урока с учетом сильных и слабых учеников

  • Дифференцированный подход к сильным и слабым учащимся

Гигиенические требования

  • Температурный режим

  • Проветривание

  • Освещение

  • Предупреждение утомления и переутомления.

  • Чередование видов деятельности

  • Своевременное и качественное проведение физминуток

  • Соблюдение правильной рабочей позы.

Требования к технике проведения урока

  • Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес, воспитывать познавательную потребность

  • Темп и ритм должны быть оптимальными, действия завершенными

  • Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда

  • Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения

  • Соблюдение единого орфографического режима

  • Обеспечение активного учения каждого школьника

Плюсы современного урока

  • Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.

  • Знание принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений.

  • Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку.

  • Знание типологии урока

  • Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.

  • Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.

  • Формулировка, кроме темы урока так называемого «имени урока».

  • Планирование воспитательной функции урока.

  • Комплексное планирование задач урока

  • Выделение в содержание материала объекта прочного усвоения и отработка на уроке именно этого.

  • Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.

  • Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.

  • Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.

  • Практическая направленность учебного процесса.

  • Включение в содержание урока упражнений творческого характера.

  • Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.

  • Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.

  • Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.

  • Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.

  • Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например, анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию).

  • Работа по мотивации учебной деятельности - формирование мотивации познания.

  • Создание условий для проявления самостоятельности учащихся

  • Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.

  • Включение компьютеров в педагогические технологии.

  • Дифференциация домашних заданий.

  • Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.

  • Обеспечение благоприятных гигиенических условий.

  • Обеспечение эстетических условий

  • Общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.

  • Имидж учителя.

  • Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.

  • Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства

  • Четкое следование замыслу урока и готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебной ситуации.

  • Регулярный анализ полученных на уроках результатов обучения.

  • Оценка и самооценка работы учителя

Структурные элементы учебного занятия (Т.И. Шамова и др.)

Дидактическая задача этапа

Условия для решения дидактической задачи

Показатели реального результата решения задачи

  1. Подготовка учащихся к работе на занятии

Организация начала занятия

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку. Раскрытие общей цели и ознакомление учащихся с планом работы

Кратковременность этапа, полная готовность класса к работе, быстрое включение учащихся в деловой ритм, формулирование целевых установок урока и плана работы.

  1. Проверка выполнения Д/З

Установление правильности и осознанности выполнения д/з всеми (большинством) учащихся.

Использование учителем системы приемов, позволяющих определить уровень выполнения домашнего задания (тестовые задания, подобные домашнему; постановка учащимися дополнительных вопросов; задания на продолжения ответа)

Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний, способов действий, установление типичных недостатков.

  1. Подготовка учащихся к активной деятельности на основном этапе занятия

Обеспечения мотивации учения, принятия учащимися задач учебно - познавательной деятельности

Умения учителя формулировать задачи урока в действиях учащихся. Умение учителя осуществлять мотивацию учения школьников.

Владение учителем многообразием приемов актуализации опорных знаний и умений, обеспечивающих выделение ключевых идей, ведущих принципов каждого учебного предмета.

Ознакомление учащихся со структурно - логической схемой темы и конечными результатами ее изучения.

Готовность учеников к активной учебно - познавательной деятельности на основе мотивации учения, формулирование задач урока в действиях учащихся на основе использования опорных знаний.

  1. Изучение новых знаний и способов деятельности

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, способов действий, связей в объекте исследования:

  1. Формирование у школьника конкретного представления об изучаемых понятиях, явлениях, процессах, законах, теориях.

  2. Выявление сущности новых знаний,

  3. Вычленение в изучаемых объектах существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся.

  4. Выделение главного в новом материале.

  5. Полное и четкое определение отличительных признаков изучаемых познавательных объектов

Обеспечение вариативности информационного взаимодействия учащихся с обучающей системой:

  1. В интерактивном режиме. Используемые технологии обучения: технология программированного обучения, модульного, основной метод обучения - самостоятельная работа.

  2. Основная идея изучаемого вопроса излагается учителем. Используется технология полного усвоения знаний и другие традиционные технологии обучения; основной метод - рассказ, лекция, демонстрация.

  3. В интерактивном режиме (характер взаимодействия диалогический). Используется технология проблемного обучения, коллективного способа обучения, интегральная, основной метод - эвристическая частично - поисковая беседа.

Активные действия учащихся.

Максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладении способами действий.

Качество ответов учащихся на последующем этапе как результат их взаимодействия с обучающей системой.

5.Первичная проверка понимания изученного

  1. Закрепление знаний и способов деятельности учащихся

  1. Применение знаний и способы деятельности учащихся

Обеспечение новых знаний и способов действия на уровне их применения в измененной и новой ситуациях.

Организация деятельности учащихся на самостоятельный перенос усваиваемых ими знаний и способов действий в измененную и новую ситуации.

Применение упражнений с постепенным наращиванием сложности заданий и самостоятельности в их выполнении.

Создание условий и творческих задач, способствующих творческой самореализации учащихся в познавательной деятельности.

Самостоятельность в выполнении заданий.

Дифференцированность заданий. Углубление знаний и способов действий учащихся.

  1. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

  1. Контроль, самопроверка знаний и способов деятельности

  1. Коррекция знаний и способов деятельности учащихся

Коррекция выявленных пробелов в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы.

Организация учащихся:

  1. Минимального и общего уровней планируемого результата обучения - на выявление ими ошибок на основе поставленных учителем оценки и их коррекцию.

  2. Продвинутого уровня - на решение нестандартной задачи или оказание помощи товарищам в поиске и коррекции ошибок.


  1. Подведение итогов занятия

Анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспективы последующей работы.

Общая характеристика работы класса.

Анализ степени успешности в овладении содержанием урока. Вскрытие недостатков в деятельности учащихся. Рекомендации путей преодоления недостатков.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

  1. Рефлексия деятельности

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Обеспечение усвоения учащимися принципа саморегуляции и сотрудничества.

Развитие способностей учащихся регулярно и объективно анализировать свои суждения, поступки, деятельность.

Стимулирование каждого ученика к анализу того, насколько и как другие знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

Этапность современного комбинированного урока:

Экспозиция, презентация нового, проработка нового, контроль, оценка, организационно - связующий этап.

Основные изменения в системе оценивания в основной школе

Реализация критериального подхода в оценивании образовательных достижений

Реализация технологического подхода в обучении

Применение возрастных шкал

Формирование оценочной деятельности учеников

Введение эффективных способов, средств и форм оценивания

Ориентация образовательного процесса на личностные образовательные достижения каждого ученика

Разработка критериев самим учеником всех видов деятельности под контролем учителя

Проектирование образовательного процесса с учетом организации оценочной деятельности учителя и ученика (технологические карты)

Количественная относительная шкала в % усвоения.

9кл. - введение рейтинговой системы на элективных курсах предпрофильной подготовки

Умение определять границы знания и незнания, использовать критерии оценки и самооценки хода и результата деятельности, опора на оценочные умения при определении индивидуального образовательного маршрута.

Изменения структуры и содержания «портфеля достижений», «альбома умных вопросов и мыслей»

Индивидуальные карты развития учащихся с 1 по 11 классы. Создание пакета диагностики психологического здоровья ученика.

……………………

Повышение уровня компетенции педагогов по вопросам психологического

здоровья.

Диагностическая тетрадь учителя - тетрадь, где учитель отмечает результаты выполнения всех видов текущего и итогового контроля по блокам, фиксирует результат «досдачи» и «пересдачи» материала учащимися.

«Звездный лист» - лист, на котором учащийся или учитель фиксирует «звезду», полученную учеником на уроке за умный вопрос, ошибку, мысль или идею. Хранится в Портфолио.

Лист индивидуальных достижений - отдельный лист на каждого ученика по предметам, на котором нанесена система координат, где отмечаются результаты выполненных работ в процентах. Полученный график демонстрирует уровень обученности и продвижения ученика по предмету. (с. 37. 58.Сб. Методических рекомендаций (из опыта работы Нижнеомской школы №2.)

Портфолио образовательных достижений - папка, в которой систематизированы документы и работы, подтверждающие успехи ученика, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Для учащихся разных ступеней разрабатываются свои критерии оформления и ведения портфолио.

(с. 38 там же)

Сборник - брошюра, содержащая перечень требований к усвоению стандарта по учебным предметам и видов контроля с указанием проверяемых умений ). ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАЗРАБОТАНЫ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОЦЕНОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ.

10


© 2010-2022