- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Орфография. Синтаксис. Пунктуация. » 10 класс
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Орфография. Синтаксис. Пунктуация. » 10 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иванова Н.Н. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Монашевская средняя общеобразовательная школа»
Менделеевского района Республики Татарстан
Согласовано
заместитель директора по УР
Никандрова М.В. ________
«____» ____________ 2014 г.
Утверждена приказом
директора школы
Евдокимов В.В ________
№ ___ от______________
Рабочая программа элективного курса
по русскому языку «Орфография. Синтаксис. Пунктуация.»
10 класс
Разработана
Ивановой Н.Н.учителем географии,
русского языка и литературы.
2014 г.
Паспорт программы
Класс:10
Учитель: Иванова Н.Н.
Количество часов:35 ( в неделю 1 час).
Рабочая программа составлена на основе:
-федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня среднего (полного) образования, утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года ,
-примерной программы среднего (полного)образования по русскому языку
-учебного плана МБОУ « Монашевская СОШ» на 2014/2015 учеб.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из важнейших показателей культуры человека является способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка. Данный курс направлен на совершенствование указанных умений. Важнейшим направлением в формировании умений и навыков грамотного письма становится систематизация и обобщение знаний в области орфографии, синтаксических единиц, пунктуационных норм.
Основная цель курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи, в обеспечении планомерной подготовки к Единому государственному экзамену по русскому языку.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
-
развитие и совершенствование умений
- владеть основными нормами русского литературного языка,
- уметь ориентироваться в многообразных явлениях письма,
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
формирование навыков
- многоаспектного языкового анализа речевого высказывания,
- самостоятельной учебной деятельности,
- речевого самосовершенствования;
-
воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения.
Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическое повторение орфографии, синтаксиса и пунктуации и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Данные разделы отрабатываются на изучении материала, параллельно повторяемого на уроках русского языка. Программа спецкурса предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий А, В.
Особенности методики:
-
формы организации деятельности учащихся: индивидуальная с использованием компьютера или файлов с печатным материалом, система малых групп (парная),
-
проблемное изложение материала,
-
подача материала крупными блоками с использованием опорных конспектов,
-
применение компьютерных технологий,
-
самостоятельное освоение теоретического материала,
-
контроль и самоконтроль.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны уметь:
- владеть основными нормами русского литературного языка,
- уметь ориентироваться в многообразных явлениях письма,
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-формировать навыки многоаспектного языкового анализа речевого высказывания,
самостоятельной учебной деятельности, речевого самосовершенствования;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Орфография
-
Безударный гласный в корне слова. Орфограммы корня.
Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях слов. Чередование гласных в корнях слов. Омонимия корней.
-
Правописание приставок.
Три группы приставок. Русские и иноязычные приставки. Правописание неизменяемых приставок. З-С на конце приставок. Значения и правописание приставок пре- - при-.
-
Правописание суффиксов.
Суффиксы имён существительных и прилагательных. Правописание глагольных суффиксов. Суффиксы причастий и деепричастий.
-
Написание Н-НН в словах разных частей речи.
Одна и две Н в существительных, прилагательных и наречиях на -о - -е. Правописание Н-НН в глаголах и причастиях. Различия в написании Н-НН в наречиях, кратких причастиях и прилагательных.
-
Правописание НЕ-НИ со словами.
Слитное и раздельное написание НЕ со словами различных частей речи. Написание НЕ и НИ с местоимениями и наречиями. Правописание частиц НЕ и НИ в простых и сложных предложениях, устойчивых выражениях.
-
Омонимия различных частей речи.
Слитное, раздельное, дефисное написание слов. Омонимия частей речи. Переход одной части речи в другую. Опознавание производных предлогов, союзов, частиц, их отличия от самостоятельных частей речи.
-
Словосочетание. Способы подчинительной связи в словосочетании. Распознавание и моделирование словосочетаний разных видов. Особенности связи слов в словосочетаниях, построенных по способу согласования, управления, примыкания.
-
Структура предложения. Односоставные предложения.
Выделение грамматической основы. Виды сказуемого. Опознавание односоставных предложений разных видов.
-
Простое осложнённое предложение.
Обособленные члены предложения. Опознавание разных видов обособленных членов предложения. Пунктуационные особенности предложений с однородными членами предложения. Типичные ошибки в построении предложений с обособленными членами; освоение приёмов редактирования. Грамматические и пунктуационные особенности предложений с вводными словами, обращениями.
-
Сложноподчинённые предложения.
Распознавание разных видов придаточных в сложноподчинённых предложениях. Различение союзов и союзных слов в сложноподчинённых предложениях. Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с несколькими придаточными. Правильная постановка знаков препинания при сочетании союзов.
-
Бессоюзные сложные предложения.
Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзных сложных предложений. Правильная и аргументированная постановка знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.
-
Сложное предложение с разными видами связи.
Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи. Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с разными видами бессоюзной и союзной связи.
-
Синтаксические нормы.
Правильное построение предложений разных синтаксических конструкций. Согласование сказуемого с подлежащим. Исправление ошибок, вызванных нарушением синтаксических норм.
-
Зачёт.
Учебно-тематический план
№
Название разделов
Кол-во часов
Тесты и зачет
Орфография
10
Словосочетание
2
Синтаксис и пунктуация
23
1+1
Итого
35
2
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п
содержание
дата
примечание
план
факт
1
Орфография .Безударный гласный в корне слова. Чередования гласных в корнях слов
03/09
2
Правописание приставок
10/09
3
Правописание суффиксов
17/09
4-5
Н-НН в словах разных частей речи
24/09,01.10
6-7
Написание НЕ-НИ со словами
8.10, 15.10
8-9
Слитное, раздельное, дефисное написание слов. Омонимия частей речи
23.10, 30.10
10
Орфографический практикум (тест)
13.11
11-12
Словосочетание. Способы подчинительной связи в словосочетании
20.11, 27.11
13-14
Синтаксис и пунктуация Грамматическая основа предложения. Односоставные и двусоставные предложения
4.12, 11.12
15
Синтаксический анализ предложения. Знаки препинания в простом и сложносочиненном предложении
18.12
16
Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособление определений и приложений
25.12
17
Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособление обстоятельств и оборотов с союзом КАК
15.01
18
Построение предложения с деепричастием
22.01
19-20
Знаки препинания в предложениях с вводными словами и конструкциями
29.01, 05.02
21-22
Знаки препинания в простом осложнённом предложении (однородные члены предложения)
12.02, 19.02
23-24
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Виды придаточных предложений
26.02, 05.03
25-26
Предложения с несколькими придаточными. Запятые на стыке союзов
12.03, 19.03
27
Замена придаточного предложения причастным оборотом
02.04
28-29
30
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в БСП
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
09.04, 16.04
23.04
31
Пунктуационный практикум (тест)
30.04
32-33
Синтаксические нормы. Типичные ошибки в построении предложений
07.05, 14.05
34-35
Зачёт по теме «Синтаксис и пунктуация»
21.05, 28.05
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты: Орфография и пунктуация. 10-11 классы / М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009
-
Егорова Н.В. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку / М.: ВАКО, 2005
-
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 10 класс / Сост. Егорова Н.В. / М.: ВАКО, 2012
-
Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 классы / М.: ТЦ Сфера, 2005
-
Нефедова И.Ю. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Языковые нормы» / М.: АСТ6Астрель, 2009
-
Пучкова Л.И. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2005
-
Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2005
-
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Русский язык / Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. / М.: АСТ6 Астрель, 2010
-
Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: в 2 ч. / М.: Айрис-пресс, 2005
Лист коррекции
Дата
Форма коррекции(объединение тем, домашнее изучение +контрольная работа)
Причина коррекции(замена урока, болезнь учителя, праздничный день ,отмена занятий по приказу и т.д.)
Урока ,который требует коррекции(пропущенный по причине)
Урока, который содержит коррекцию