- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Проект урока русского языка на тему Написание обучающего изложения на основе прогнозирования
Проект урока русского языка на тему Написание обучающего изложения на основе прогнозирования
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Волжанина С.Е. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||
1 Мотивация к учебной деятельности (орг.момент) | Проверьте готовность к уроку. Я вам предлагаю на уроке не лениться, а трудиться Слушать внимательно, работать старательно. Готовы, наш урок начать? | Готовят рабочее место.
Да. | Регулятивные: - организация рабочего места.
| |||
2. Актуализация знаний. | - Прочитайте тему нашего урока. - Что такое изложение? - Назовите корень у слова прогнозирование. - Знакомо вам это слово? Где мы с ним встречаемся? - А что такое текст?
| - Изложение с прогнозированием - Письменный пересказ текста. - Прогноз. - Прогноз погоды, астрологический прогноз… Текст - это группа предложений связанных по смыслу) | Коммуникативные: - умение оформлять свои мысли в устной форме, - умение вступать в диалог. Регулятивные: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия | |||
3.Постановка учебной задачи. | - Какие цели вы поставите на урок?
| -Учиться передавать текст письменно, пользуясь опорными словами и планом.
| Регулятивные: - планировать свои действия. | |||
4.Основная часть урока. | - Прочитайте название текста. - Как вы думаете, о чём пойдёт речь? - Чтение первой части учителем. Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось …..(летать) - Вывешивание картинного плана. - Чтение второй части учителем: Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. (Почему?) Корни крепко держат его в земле. - Вывешивание картинного плана. Продолжение второй части. (Основной) И вот что случилось. (А что могло случиться?) Пришёл лесоруб, срубил дерево. Но в городе дерево продолжало мечтать о полёте. Столяр наделал из него планочки и дощечки. (Что из них можно сделать?) - Чтение заключительной части: Ребята смастерили из них лёгкие авиамодели. И дерево взлетело. («Может ли дерево взлететь?» Сказка. Дж. Родари)
| -Мечтатель -свободные высказывания детей. - Свободные высказывания, догадки детей по теме каждой части текста. | Познавательные: -анализировать текст, делать выводы. -выделять главное, проводить сравнение. - устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.
| |||
5.Содержательно-композиционный анализ текста. | - Какое настроение вызвал текст? - Почему грустное? - Почему радостное? - Существуют корабельные сосны, которые люди специально выращивают, чтобы впоследствии из них строить корабли. - Какова основная мысль текста?
| - грустное и радостное. - дерево срубили. - исполнилась мечта.
- Мечты сбываются. | Познавательные: -анализировать текст, делать выводы. -выделять главное, проводить сравнение. - устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения. Коммуникативные: - допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию | |||
6.Композиционно-типологический анализ текста | - К какому типу относится текст?
- На сколько частей можно разделить текст?
| -Это текст повествование. Он рассказывает о каком-либо событии. (Как это было?) - Текст можно разделить на три части: 1-вступление, 2-основная часть, 3-заключение.
| Познавательные: -анализировать текст, делать выводы. -выделять главное - устанавливать причинно-следственные связи | |||
7. Работа по содержанию частей текста. | Работа со вступлением. Чтение первой части. - Что узнали из первой части текста? Осмысление основной части. Чтение второй части. - Как относились к этой мечте старые деревья? - Что случилось дальше? - Кто такой лесоруб? - Как образовано это слово? - Где оказалось дерево? - Забыло ли дерево о полёте? - Что сделали из дерева? - Кто? - Кто такой столяр? (Рабочий занимающийся обработкой дерева и изготовлением изделий из него, краснодеревщик)
| -Молодое дерево мечтало летать
-Дерево не летает, корни крепко держат его в земле -Пришёл лесоруб и срубил дерево. -Человек, его профессия рубить лес - Сложением двух основ с соединительной гласной -В городе, на заводе, фабрике. - Нет, оно продолжало мечтать. - Планочки, дощечки. - Столяр. - Высказывания детей. | Познавательные: -анализировать текст, делать выводы. -выделять главное, проводить сравнение. - устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения. Коммуникативные: - допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию. | |||
8. Работа в группах. | Составление опоры с использованием приёма «Ромашка Блума». (Карточки с заданиями разложены в конверты таким образом, что за время урока каждый ребёнок встаёт со своего места, подходит за карточкой, приносит её своей группе, раздаёт членам группы задания, что используется в качестве смены видов деятельности учеников или в качестве своеобразной физкультминутки). 1. Назовите главного героя текста. 2. Запишите два слова говорящих о желании героя. 3. Запишите три слова рассказывающих об отношении к мечте молодого дерева старых деревьев. 4. Запишите четыре слова рассказывающих о переменах в жизни молодого дерева. 5. Запишите пять слов рассказывающих об исполнении мечты молодого дерева. Пример: дерево мечтало, летать смеялись, не летает, корни (держат) лесоруб, срубил, столяр, планочки (дощечки) ребята, смастерили, авиамодели, лёгкие, взлетело - Ребята, ваши записи и план будут вам опорой при написании изложения. - Кто уже готов записать текст?
| За время урока каждый ребёнок встаёт со своего места, подходит за карточкой, приносит её своей группе, раздаёт членам группы задания
| Личностные: - проявлять интерес к новому учебному материалу, сохранять мотивацию к учёбе. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, выполнять учебные действия, умело отстаивать свою позицию, вносить необходимые коррективы, уметь организовать свою деятельность, согласовывая с действиями товарища. Коммуникативные: - приходить к общему решению, строить понятное для партнёра высказывание, задавать вопросы. Работать в группах, контролировать свои действия. | |||
9. Самостоятельная работа. | - Опираясь на записи, план, учащиеся пишут изложение. Для слабых учащихся раздаю карточки помощницы. (Дифференцированный подход) Карточка - помощница: Росло в лесу… Старые деревья… И вот что случилось. Пришёл… |
Записывают текст изложения.
Личностные:
- проявлять интерес к новому учебному материалу, сохранять мотивацию к учёбе.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, выполнять учебные действия
10.Рефлексия.
Зачитываем некоторые работы (по желанию).
С каким настроением вы заканчиваете урок? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Сигнальные карточки)
Благодарю всех вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!
Зачитывают изложения.
Показывают сигнал - настроение.
Регулятивные:
- Оценивать правильность выполнения.
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Список использованной литературы:
1. «Начальная школа» Творческое изложение на основе метода прогнозирования С.К.Тивикова №2 2004
2. «Речевое развитие младших школьников: коммуникативно-деятельностный подход»
Сборник статей. Под редакцией С.К.Тивиковой
Нижегородский институт развития образования 2011 год.