Проект урока русского языка на тему Написание обучающего изложения на основе прогнозирования

Предмет: Русский язык Класс: 3 ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1 Мотивация к учебной деятельности

(орг.момент)

Проверьте готовность к уроку.

Я вам предлагаю на уроке не лениться, а трудиться

Слушать внимательно, работать старательно.

Готовы, наш урок начать?

Готовят рабочее место.



Да.

Регулятивные:

- организация рабочего места.


2. Актуализация знаний.

- Прочитайте тему нашего урока.

- Что такое изложение?

- Назовите корень у слова прогнозирование.

- Знакомо вам это слово? Где мы с ним встречаемся?

- А что такое текст?


- Изложение с прогнозированием

- Письменный пересказ текста.

- Прогноз.

- Прогноз погоды, астрологический прогноз…

Текст - это группа предложений связанных по смыслу)

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной форме,

- умение вступать в диалог.

Регулятивные:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия

3.Постановка учебной задачи.

- Какие цели вы поставите на урок?


-Учиться передавать текст письменно, пользуясь опорными словами и планом.


Регулятивные:

- планировать свои действия.

4.Основная часть урока.

- Прочитайте название текста.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

- Чтение первой части учителем.

Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось …..(летать)

- Вывешивание картинного плана.

- Чтение второй части учителем:

Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. (Почему?) Корни крепко держат его в земле.

- Вывешивание картинного плана.

Продолжение второй части. (Основной)

И вот что случилось. (А что могло случиться?) Пришёл лесоруб, срубил дерево. Но в городе дерево продолжало мечтать о полёте. Столяр наделал из него планочки и дощечки. (Что из них можно сделать?)

- Чтение заключительной части:

Ребята смастерили из них лёгкие авиамодели. И дерево взлетело.

(«Может ли дерево взлететь?» Сказка. Дж. Родари)


-Мечтатель

-свободные высказывания детей.

- Свободные высказывания, догадки детей по теме каждой части текста.

Познавательные:

-анализировать текст, делать выводы.

-выделять главное, проводить сравнение.

- устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.


5.Содержательно-композиционный анализ текста.

- Какое настроение вызвал текст?

- Почему грустное?

- Почему радостное?

- Существуют корабельные сосны, которые люди специально выращивают, чтобы впоследствии из них строить корабли.

- Какова основная мысль текста?


- грустное и радостное.

- дерево срубили.

- исполнилась мечта.



- Мечты сбываются.

Познавательные:

-анализировать текст, делать выводы.

-выделять главное, проводить сравнение.

- устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные:

- допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию

6.Композиционно-типологический анализ текста

- К какому типу относится текст?



- На сколько частей можно разделить текст?


-Это текст повествование. Он рассказывает о каком-либо событии. (Как это было?)

- Текст можно разделить на три части:

1-вступление, 2-основная часть, 3-заключение.


Познавательные:

-анализировать текст, делать выводы.

-выделять главное

- устанавливать причинно-следственные связи

7. Работа по содержанию частей текста.

Работа со вступлением. Чтение первой части.

- Что узнали из первой части текста?

Осмысление основной части. Чтение второй части.

- Как относились к этой мечте старые деревья?

- Что случилось дальше?

- Кто такой лесоруб?

- Как образовано это слово?

- Где оказалось дерево?

- Забыло ли дерево о полёте?

- Что сделали из дерева?

- Кто?

- Кто такой столяр?

(Рабочий занимающийся обработкой дерева и изготовлением изделий из него, краснодеревщик)


-Молодое дерево мечтало летать



-Дерево не летает, корни крепко держат его в земле

-Пришёл лесоруб и срубил дерево.

-Человек, его профессия рубить лес

- Сложением двух основ с соединительной гласной

-В городе, на заводе, фабрике.

- Нет, оно продолжало мечтать.

- Планочки, дощечки.

- Столяр.

- Высказывания детей.

Познавательные:

-анализировать текст, делать выводы.

-выделять главное, проводить сравнение.

- устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные:

- допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию.

8. Работа в группах.

Составление опоры с использованием приёма «Ромашка Блума».

(Карточки с заданиями разложены в конверты таким образом, что за время урока каждый ребёнок встаёт со своего места, подходит за карточкой, приносит её своей группе, раздаёт членам группы задания, что используется в качестве смены видов деятельности учеников или в качестве своеобразной физкультминутки).

1. Назовите главного героя текста.

2. Запишите два слова говорящих о желании героя.

3. Запишите три слова рассказывающих об отношении к мечте молодого дерева старых деревьев.

4. Запишите четыре слова рассказывающих о переменах в жизни молодого дерева.

5. Запишите пять слов рассказывающих об исполнении мечты молодого дерева.

Пример:

дерево

мечтало, летать

смеялись, не летает, корни (держат)

лесоруб, срубил, столяр, планочки (дощечки)

ребята, смастерили, авиамодели, лёгкие, взлетело

- Ребята, ваши записи и план будут вам опорой при написании изложения.

- Кто уже готов записать текст?


За время урока каждый ребёнок встаёт со своего места, подходит за карточкой, приносит её своей группе, раздаёт членам группы задания








Личностные:

- проявлять интерес к новому учебному материалу, сохранять мотивацию к учёбе.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, выполнять учебные действия, умело отстаивать свою позицию, вносить необходимые коррективы, уметь организовать свою деятельность, согласовывая с действиями товарища.

Коммуникативные:

- приходить к общему решению, строить понятное для партнёра высказывание, задавать вопросы. Работать в группах, контролировать свои действия.

9. Самостоятельная работа.

- Опираясь на записи, план, учащиеся пишут изложение.

Для слабых учащихся раздаю карточки помощницы. (Дифференцированный подход)

Карточка - помощница:

Росло в лесу…

Старые деревья…

И вот что случилось.

Пришёл…

Записывают текст изложения.

Личностные:

- проявлять интерес к новому учебному материалу, сохранять мотивацию к учёбе.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, выполнять учебные действия

10.Рефлексия.

Зачитываем некоторые работы (по желанию).

С каким настроением вы заканчиваете урок? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Сигнальные карточки)

Благодарю всех вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!

Зачитывают изложения.

Показывают сигнал - настроение.

Регулятивные:

- Оценивать правильность выполнения.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.







Список использованной литературы:

1. «Начальная школа» Творческое изложение на основе метода прогнозирования С.К.Тивикова №2 2004

2. «Речевое развитие младших школьников: коммуникативно-деятельностный подход»

Сборник статей. Под редакцией С.К.Тивиковой

Нижегородский институт развития образования 2011 год.



© 2010-2022