Доклад на видеоконференции «Гимназического союза России» на тему: Многоаспектный анализ текста как эффективная форма подготовки к ОГЭ по русскому языку

Разноаспектный  анализ  текста  позволяет  проверить: -  знания  о  языке  и  речи ; -  учебные  умения,  предполагающие  практическое  владение  языковым  материалом  на  основе  лингвистических  понятий  и  разнообразных  языковых  правил ; -  соблюдение  норм  литературного  языка  ( орфоэпических,  лексических,  словообразовательных,  грамматических,  стилистических) ; -  орфографическую  и  пунктуационную  грамотность.   Таким  образом,   комплексный  анализ  текста  позволяет  подготовить ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Многоаспектный анализ текста как эффективная форма подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Куланхина Е.А., учитель русского

языка и литературы МБОУ Спасской СОШ

Измаил Иванович Срезневский в своём научном труде «Об истории родного языка вообще и особенно в детском возрасте» писал: «Цель изучения родного языка - не счастливые ответы на каком-нибудь экзамене, а овладение им в должной мере для жизни, для жизни внутренней и вместе с тем внешней, без которой и сама внутренняя жизнь - вообще говоря - невозможна .» Эти слова великого учёного-лингвиста приобрели особую актуальность в последние годы, когда школы России переходят на ФГОС (Федеральные Государственные Стандарты) .

Я работаю по ФГОС ОО третий год. Идеология ФГОС - это компетентностный подход. В связи с этим преподавание русского языка на уровне современных требований - это реализация когнитивно-коммуникативного аспекта - выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку. А учитывая, что итоговой формой контроля за курс основной школы является ОГЭ, стараюсь особое внимание на уроках уделять комплексному анализу текста как эффективной форме подготовки к успешной сдаче ОГЭ.

Как известно, многоаспектный анализ текста - один из эффективных приёмов повторения, обобщения, закрепления учебного материала.

Экзаменационный тест также предполагает работу с текстом. Тестируемые должны провести речеведческий анализ текста: определить стиль и тип речи, ответить на вопросы, связанные с содержанием текста, лексическим значением отдельных слов, определить средства связи отдельных слов и предложений в тексте, найти средства языковой выразительности.

Разноаспектный анализ текста позволяет проверить:

- знания о языке и речи ;

- учебные умения, предполагающие практическое владение языковым материалом на основе лингвистических понятий и разнообразных языковых правил ;

- соблюдение норм литературного языка ( орфоэпических, лексических, словообразовательных, грамматических, стилистических) ;

- орфографическую и пунктуационную грамотность.

Таким образом, комплексный анализ текста позволяет подготовить учащихся не только к выполнению аттестационных заданий с выбором ответа, но и к написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения на основе исходного текста или его фрагмента. При этом комплексный анализ текста способствует воспитанию филологической культуры школьников, так как степень понимания текста - показатель общего развития человека, его интеллектуальной содержательности, самостоятельности его суждений.

Задание 1 ОГЭ - это написание сжатого изложения

Успех работы над изложением определяется в значительной мере тем, какая подготовительная работа к изложению проводится. Ведь по существу само изложение - это уже заключительный, завершающий этап целой серии предшествующих ему упражнений. Это - итог, которым характеризуются результаты целой системы упражнений, проводившихся в определённой последовательности и с определённой методической целью. Подготовительная работа должна быть многоаспектной и охватывать широкий круг видов работ и навыков:

· определять тему текста;

· определять основную мысль;

· определять тип и стиль речи;

· отбирать материал: выделять главное, опускать детали, избегать длиннот;

· составлять план и рассказывать по плану;

· научить заканчивать рассказ;

· отвечать на вопросы выдержками из текста (цитатами);

· передавать прочитанные предложения другими словами;

· превращать одни типы предложений в другие: повествовательные в вопросительные и восклицательные;

· сокращение текстов;

· свободный и творческий диктанты;

· письменные ответы на вопросы;

· составление предложений на определённую тему.

Анализ исходного текста - основной этап подготовки к написанию изложения. В ходе анализа собирается «рабочий материал» для изложения. При этом текст должен быть подвергнут анализу со стороны содержания и формы.

Первое, что должны понять обучающиеся из текста - это тема: о чём говорится в тексте? На этом этапе я рекомендую учащимся способ определения темы по имени существительному. Выписать имена существительные и распределить их по темам. На основе составленного словарика станет понятно, о чём идёт речь в тексте.

Основная мысль текста - что говорится в тексте по данной теме. Выделение макро- и микротем в тексте. Необходимо, чтобы обучающиеся умели отличать миктротемы в тексте. В этом помогает составление плана к тексту изложения. Текст читается по частям, что помогает выявить основную мысль каждой части текста.

Важно определить тип речи и стиль. Тип речи определять учимся с 5 класса по принципу «фотографии». К 9 классу это не вызывает затруднения. Стиль речи - более сложный этап, признаки стилей изучаются постепенно. Если же возникают затруднения, то следует вспомнить внеязыковые приметы каждого стиля, надо представить речевую ситуацию (о чём, где, с кем, зачем говорят) и ответить на вопрос, где этот текст может быть использован - в журнале или газете (публицистика), научной или учебной литературе (научный стиль), в художественном произведении (художественный стиль)

Порядок действий при проведении стилистического анализа должен быть таким: сначала, опираясь на внеязыковые признаки стиля (речевую ситуацию), определяем стиль текста, затем, отталкиваясь от ведущих стилевых черт, ищем в тексте языковые приметы данного стиля- характерные для него слова и выражения. Ситуация осложняется тем, что текст воспринимается на слух.

Ещё одним важным аспектом развития речи школьников является обогащение словарного запаса. Необходимо развивать у школьников внимание к слову, желание и умение объяснять его лексическое значение, расширять и обогащать активный словарный запас детей, т.е повышать культуру речи обучающихся.

В подготовительной работе использую тексты, где ра­бота со словом или его значением, на­хождение примеров лексических явле­ний проводится попутно с анализом выразительных средств языка, опреде­лением коммуникативных функций лек­сических единиц. Кроме того, в тек­стах есть орфограммы и пунктограммы, работа над которыми также является подготовкой к изложению.

При подготовке к сжатому изложению в 8-9 классах пользуюсь материалами открытого банка на сайте ФИПИ. В 5-7 классах мне очень помогает материал упражнений учебников и рабочих тетрадей УМК Л.М.Рыбченковой, по которому работаю в рамках эксперимента по ФГОС. В данном УМК большое внимание уделяется работе с текстами различных стилей и типов, приёмам компрессии текста, созданию текстов на заданную тему.

Задания 2 - 14 - это задания по данному тексту, предполагающие его комплексный анализ. К этой части ОГЭ помогает мне подготовить моих учеников многоаспектный анализ текстов из сборников типовых экзаменационных материалов на дополнительных занятиях по подготовке к экзаменам. На уроке, когда времени на выполнение заданий достаточно мало, такая работа может быть организована в рамках коммуникативно-деятельностного подхода в группах с деформированным текстом малой формы.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока подготовки к ОГЭ с элементами анализа текста.

В целях интенсивности учебного процесса работа не предполагает списывания текста. Деформированные тексты с заданиями распечатываю на каждого учащегося индивидуально, а также вывожу текст на интерактивную доску, с помощью которой легко организовать самопроверку.

Начальный этап работы над анализом текста рекомендуется проводить коллективно (читаем, озаглавливаем, определяем стиль и тип текста). А далее работа выполняется по группам.

(1)Есть много книг о хороших м…нерах но люди к сож…лению мало черпают из этих книг. (2) Происход…т это скорее всего (по)тому что в этих книгах редко об…ясня…тся (за)чем нужны хорошие манеры. (3) Да хорошие манеры могут быть только внешними и ими можно попытат…ся пр…крыть дурные дела но в целом это опыт множества п…к…лений.

(4) В основе всех хороших м…нер л…жит забота о том что(бы) человек не мешал человеку что(бы) все (в)месте чу…ствовали себя хорошо. (5) Не думайте что хорошие манеры это только м…неры, то есть что (то) поверхнос…ное

(6) Своим пов…дением вы вы…вляете свою суть..

(7)Воспит…вать в себе нужно не столько м…неры сколько то что выр…жается в м…нерах. (8) А это бережное отношение к обществу к пр…роде окружающей тебя к животным и птицам к красоте мес…ности к прошлому тех мест где ты живёш… .

(9) не надо запом…нать сотни правил а запомни одно (не)обходимо ув…жительно относиться к другим.

- Озаглавьте прочитанный текст.

- Определите основную мысль текста, запишите её (предполагается ответ на вопрос: о чём этот текст?)

-Определите стиль текста. Докажите своё мнение.

- Определите тип текста. Докажите своё мнение.

- Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

- Расставьте недостающие знаки препинания.

Задание 1-й группе:

- Из 1-3 предложений выпишите два примера использования метафоры (черпают из книг, прикрыть дела).

- Из предложений 4-9 выпишите слово с чередующей гласной в корне (запоминать).

- В 1-3 предложениях найдите слово, в котором правописание приставки определяется её значением -«неполнота действия» (прикрыть)

- Подберите синоним к слову «уважительный» (тактичный, корректный).

Задание 2-й группе:

-Замените словосочетание «уважительное отношение», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите.

- Выпишите грамматическую основу предложения №1(есть, люди черпают).

- Среди предложений 4-8 найдите предложение с обособленным определение (№8).

- Укажите предложение с вводным словом ( №1)

Задание 3-й группе:

- Укажите количество грамматических основ в предложении №4 (3)

- Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением ( №4)

- Среди предложений 4-9 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью между частями. (№9).

На дом можно дать следующее задание:

Напишите сочинение - рассуждение объёмом 50-70 слов, объяснив смысл финального предложения текста: «Не надо запоминать сотни правил, а запомни одно: необходимо уважительно относиться к другим.» Это уже задание 15.2 ОГЭ.

Задания 15.1, 15.2, 15.3 ОГЭ тоже предполагают работу с данным для анализа текстом и создание собственного текста сочинения-рассуждения.

При выполнении задания 15.1 (написание сочинения-расуждения по данной цитате) могут помочь задание 3,6,9,10, из которых можно использовать примеры для аргументации в сочинении на лингвистическую тему. Много полезных советов по написанию сочинения этого типа я нашла в статье Нарушевича А.Г. «Интерпретируем, анализируем, аргументируем. Пишем

сочинение на лингвистическую тему» в журнале «Русский язык в школе.» 2013. № 12 .

Считаю формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной форме, умение грамотно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, создать собственный текст , анализировать и совершенствовать написанное, - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся, которое развивается в ходе многоаспектной работы над текстом при подготовке к ОГЭ.

Поэтому работу по подготовке к сочинению в 9 классе начинаю со знакомства с критериями оценивания каждого вида сочинений из трёх предложенных, для анализа предлагаю тексты образцовых сочинений и обязательно организую работу по редактированию текстов сочинений , написанных с нарушением языковых норм.

В текущем учебном году, когда ученикам на ОГЭ будет предоставлен выбор при написания сочинения, мне при подготовке к заданию 15 ОГЭ очень помогает «Методика подготовки учащихся к написанию сочинения (задания 15.1, 15.2, 15.3 ОГЭ по русскому языку)», разработанная Андреем Георгиевичем Нарушевичем , кандидатом филологических наук, заведующим кафедрой русского и иностранных языков ТИ имени А.П. Чехова .(Эту работу можно найти в Интернете по адресу: slavaslov.ucoz.ru/gia/sochinenie_na_ogeh-2015.pdf)

Таким образом, целенаправленная работа над текстом , развивающая речь учащихся, обеспечивающая более глубокое усвоение всех языковых понятий, формирующая логическое мышление учеников, их способность распределять внимание между несколькими видами деятельности, способствующая развитию коммуникативной компетенции обучающихся, является эффективным средством подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Начинать эту работу нужно, безусловно, с самых младших классов.

Возвращаясь к высказыванию И.И.Срезневского, которое я цитировала в начале выступления, хочется продолжить мысль мудрого учёного, который ,говоря о цели изучения родного языка, говорил: « Идти к этой цели, очевидно, значит всматриваться и вдумываться в средства, представляемые языком для выражения мыслей, и привыкать ими пользоваться, приучаться думать определённо, т.е. словами и выражениями, правильно выбираемыми, думать последовательно, т.е. правильными сочетаниями связей слов»

6

© 2010-2022